Электронное правительство и цифровая демократия

Оцените статью

081214 1937 1 Электронное правительство и цифровая демократияПожалуй, наибольший эффект от электронной демократии ощутим на локальном уровне развития электронного правительства, на котором важен прямой диалог властей, граждан и общественных объединений [65]. Технологически реализация «электронного общения» выглядит доступной за счет использования устоявшихся коммуникационных форм в Интернете: чатов, форумов, видеоконференций. Важной проблемой становится эффективное выявление и использование результатов web-дискуссий власти с гражданским сообществом с помощью организации качественного модерирования или, иными словами, управления процессом обсуждения с соблюдением морально-этических норм и нацеленностью на решение практических проблем, в которых власти важно понять мнение граждан. Использование ИКТ для общения с гражданами позволяет властям установить партнерские отношения, вовлечь граждан в процесс наполнения содержанием государственных информационных ресурсов, установлению более гармоничного сосуществования общества и государства. Для этого очень важно, чтобы государство рассматривало свои web-ресурсы как реальный инструмент для взаимодействия с обществом, а не как модное веяние или как инструмент для решения собственных имиджевых проблем [65].

Не столь очевидно использование ИКТ для организации электронных выборов. Препятствиями здесь являются сложности с аутентификацией электронных пользователей, сложность в обеспечении сохранности личных данных гражданина.

Помимо сложностей в организации, частое использование электронных референдумов может тормозить процесс принятия государственных решений. Более того, отдельного рассмотрения заслуживает проблема того, какие темы стоит обсуждать в электронных дискуссиях, и насколько сообщество участников дискуссии компетентно в принятии решений.

Не столь актуальна применимость электронной демократии в государствах с авторитарным режимом правления. Социальные коммуникации властных структур и общества смещены в сторону обмена «от государства к обществу» с плохо выраженной обратной связью.

Несмотря на заведомую ограниченность применения принципов электронной демократии, важно подчеркнуть, что она является механизмом влияния граждан на политику государства и инициирует процесс реформирования деятельности государства по принципу «снизу вверх»: от граждан к властным структурам. В то время как в реализации механизмов электронного администрирования инициатива принадлежит представителям государственных организаций и близкому к ним экспертному сообществу [65].

В таблице 3 представлены основные технологические решения, реализуемые определенным процентом от числа всех государств.

Таблица 3 – Технологические решения, реализуемые на уровне национальных электронных правительств

Электронные государственные услуги    2007    2008    2010

Государственный портал (принцип «одного окна»)    26    35    47

Доступ к юридическим, политическим документам    90    92    95

Программа по развитию электронного правительства        42    39

Базы статистических данных    79    85    88

Доступ к порталу с помощью мобильных и беспроводных средств связи            4,5

В таблице 4 представлены основные технологические решения, реализуемые определенным числом государств на национальных порталах.

Таблица 4 – Электронные услуги, реализуемые на уровне национальных электронных правительств

Электронные государственные услуги    2009    2010

Контактная информация государственных служащих    159    164

Электронные формы для заполнения    104    125

Электронная почта государственных служащих    167    168

Интерактивные платежи с помощью кредитных карт    32    44

Электронные платежные транзакции    38    46

Поддержка мультимедиа    83    106

Таким образом, система «электронного правительства» в рамках западного подхода ведет фактически к трансформации демократических процедур и сути демократии в обществе.

Что касается государственной политики, то «электронная демократия» (и в Канаде и в США) представляет собой, с точки зрения критерия «государственные органы власти — гражданское общество», «демократическую модель», при которой применяются механизмы привлечения к разработке и осуществлению государственной политики граждан и общественных организаций при сохранении централизованного управления. Поощряются различные гражданские инициативы, государство оперативно реагирует на мнение населения, проявляет чуткость, формирует условия для активизации деятельности гражданского общества.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
x