Цели и задачи миграционной политики как метода государственного управления

Цели и задачи миграционной политики как метода государственного управления 5.00/5, 1 голос.

081614 1711 1 Цели и задачи миграционной политики как метода государственного управления Под выработкой государственной политики можно понимать совокупность стадий, факторов (условий), деятельности субъектов политики и групп влияния в ходе выбора стратегических целей и их закрепления, в соответствующих документах (программах, заявлениях, законах, доктринах).

Таким образом, в широком смысле миграционная политика:

– является одним из направлений государственной политики и определяется характером государственного устройства, целями, которые преследуются государством в этом направлении;

– представляет собой государственную концепцию регулирования миграционных процессов;

– неразрывно связана, с проводимой экономической, — социальной, демографической, национальной, культурной политиками.

Миграционная политика в узком смысле, направлена на то, чтобы изменять численность, состав, направление движения и расселение мигрантов, влиять на их интеграцию, что непосредственно должно отвечать текущим и стратегическим потребностям территории.

В целом, миграционную политику можно определить как систему общепринятых идей, целей, политических средств, совокупность и взаимодействие основных составляющих: концептуальной основы, законодательства, институциональной структуры, инструментов реализации — с помощью которых, прежде всего государство, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно-историческим условиям, осуществляет регулирование иммиграционных процессов.

В целом, миграционную политику можно определить как систему общепринятых идей, целей, политических средств, совокупность и взаимодействие основных составляющих: концептуальной основы, законодательства, институциональной структуры, инструментов реализации — с помощью которых, прежде всего государство, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно-историческим условиям, осуществляет регулирование иммиграционных процессов.

Концептуальная основа миграционной политики предполагает три основных подхода к изучению миграции. Первый — рассмотрение миграции населения в неразрывной связи трех ее стадий: формирование миграции, появление «готовности» мигрировать, действие «отталкивающих» и «притягивающих» факторов; реальные перемещения (процесс миграции) и приживаемость или интеграция мигрантов. Второй — вычленение ключевых миграционных проблем и проблемно-однородных групп мигрантов и территорий. Третий — учет как объективных регуляторов миграции (условий жизнедеятельности), так и субъективных (личностных) факторов (поведенческий подход).

Кроме того, концептуальная основа миграционной политики предполагает определение стратегии, цели миграционной политики, учет национально-исторических условий, взаимодействия социально—экономических, демографических, политических условий.

В теоретическом аспекте важным является определение стратегии и целей миграционной политики. Определение стратегии и целей миграционной политики необходимо осуществлять с    позиции трехстадийности миграционного процесса, что- позволяет понять сущность миграции населения как объекта управления.

Таким образом, миграционная политика есть комплексное управление миграционными процессами, что предполагает следующие воздействия:

—    формирование миграционных установок населения;

—    определение оптимальных масштабов; направлений миграции, формирование переселенческих контингентов;

—    содействие процессу адаптации и интеграции мигрантов.

081614 1711 2 Цели и задачи миграционной политики как метода государственного управленияПри этом управление миграционными процессами в районах исхода мигрантов по сути своей принципиально иное чем в районах их вселения.

Разработка концептуальной основы миграционной политики предполагает несколько этапов:

Первый этап — разработка стратегических целей. Данный этап является наиболее важным, так как связан с установлением параметров рассматриваемой политики.

Для разработки целей миграционной политики крайне важно провести классификацию миграционных процессов по факторам и причинам, непосредственно их вызывающим. Это связано с тем, что воздействие на миграционное поведение (управление миграционными процессами) в первую очередь направлено на создание необходимых мотивов или ликвидацию возникших причин для территориального перемещения населения. Существует множество подходов к классификации факторов миграции населения, однако все специалисты единодушны в том, что побуждают к переселению совокупные преимущества в условиях жизни в регионе вселения по сравнению с регионом выезда.

Целесообразно выделять следующие крупные группы причин миграции населения — экономические, социальные (в том числе брачные и семейные), культурные (в том числе этнические, религиозные и расовые), политические (в том числе военные).    .

Таким образом, с точки зрения методологии разработки миграционной политики классификация всех составляющих элементов миграционного процесса крайне важна, так как регулирующее и сбалансированное воздействие необходимо оказывать на все его составляющие, каковыми являются различные виды миграции населения, формы, факторы и причины, вызывающие миграцию населения.

Несомненно, что для разработки миграционной политики важно определить в первую очередь факторы и, побудительные причины, влияющие на мотивацию к переселению.

Исходя из вышесказанного, стратегическая цель миграционной политики страны исходит из социально-экономического развития страны, которое позволит обеспечить достойный- уровень жизни граждан России, преодолеть негативные тенденции современной демографической ситуации (компенсация естественной убыли населения страны), а также обеспечит безопасность государства и его населения.

Таким образом, стратегия и цели миграционной политики конкретизируются исходя из трехстадийного преставления о миграционных процессах. Соподчиненность целей, и дифференциация по стадиям миграционного процесса, а также по видам миграции и ее направлениям определяют их многоплановость и территориальные различия. Однако, необходимо отметить, что реализация этих целей должна обеспечить, достижение общей стратегическою цели — оптимизации миграционных процессов, что находит выражение в. сочетании общественных и личных интересов, при котором в наибольшей степени удовлетворяются интересы государства и потребности мигрантов.

Исходя из целей миграционной политики, необходимо определить задачи миграционной политики, по средствам которых будет решаться общая стратегическая, цель миграционной политики; которая предполагает осуществление территориального перераспределения населения в соответствии с геополитическими, экономическими, социальными и политическими интересами государства, в числе которых приоритетными следует считать:

Наряду с приоритетными, необходимо решать и другие задачи, направленные на совершенствование управления миграционными процессами, в том числе:

– в совершенствовании правового обеспечения миграционных процессов;

– создании эффективной системы иммиграционного контроля, основным элементом которого должна стать единая система учета всех лиц, участвующих во внешних миграционных процессах;

– в привлечении к более активному и предметному участию в решении миграционных проблем неправительственных организаций.

Необходимо отметить, что для разработки эффективных управленческих решений в области миграции населения, другими словами грамотной миграционной политики не столь важны точные количественные прогнозы миграционных процессов, а точное прогнозирование тенденций, их оценка, с точки, зрения» влияния на социально-экономическую ситуацию как положительных, так и негативных результатов данного влияния.    

Важнейшей составляющей миграционной политики, является ее законодательное обеспечение. Анализ показывает, что в Российской Федерации существует солидная законодательная база, регулирующая отношения в миграционной сфере. С учетом того обстоятельства, что Российская Федерация официально признает приоритет международного права перед национальным, в основу современных нормативно правовых актов положены соответствующие международно-правовые документы.

Реализация миграционной политики, предполагающей решение основных миграционных проблем, в первую очередь, входит в сферу ответственности уполномоченных государственных органов, составляющих ее институциональную систему. Институциональная структура миграционной политики должна объединять как политические, так и административные структуры. Независимо от того, будут ли сосредоточены все функции в единой структуре или распределены по нескольким органам, должно быть обеспечено исполнения ключевых функций институциональной структуры, которые охватывают все направления деятельности, обеспечивающие реализацию миграционной политики.

Наиболее эффективно сочетание административных и экономических инструментов, как стимуляторов, и антистимуляторов. Из зарубежного опыта в качестве примера можно привести субсидии фирмам, переводящим свои предприятия и конторы из перенаселенных агломераций (мегаполисов), в другие менее населенные регионы, или налоговые антистимулы в отношении крупных агломераций. Несомненно, что основными экономическими инструментами- реализации миграционной политики,, являются; финансовые рычаги: кредитование, субсидирование, страхование и др. как инструмент гарантированной государственной помощи мигрантам можно использовать метод квотирования:, Кроме того, основным инструментом агрегации целей; задач реализации миграционной политики могут быть целевые программы. На данный момент существует лишь, одна программа: Государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников в Россию.

Таким образом, анализ теоретико-методологических основ формирования миграционной политики позволяет выявить взаимосвязь и взаимозависимость миграционной политики и других сфер общественной жизни, выделить составляющие миграционной политики и ее подсистем.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
x