КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ИНВАЛИДНОСТИ

Оцените статью

040415 2351 1 КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ИНВАЛИДНОСТИСогласно ст. 1 ФЗ «О социальной защите населения» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о признании лица инвалидом, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965, признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» на срок один год, два года или до достижения им возраста 18 лет в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Причинами инвалидности являются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма или заболевание, полученные в период военной службы, инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также другие причины, установленные законодательством Российской Федерации.

В случае отсутствия документов о профессиональном заболевании, трудовом увечье, военной травме и других обстоятельствах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, учреждение устанавливает, что причиной инвалидности является общее заболевание, и одновременно оказывает содействие лицу в поиске необходимых документов, после получения которых изменяется причина инвалидности без дополнительного очного освидетельствования инвалида.

Согласно Приложению к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития российской Федерации от 22 августа 2005 г. № 535.

Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

1 степень — незначительные нарушения,

2 степень — умеренные нарушения,

3 степень — выраженные нарушения,

4 степень — значительно выраженные нарушения.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

способность к самообслуживанию;

способность к самостоятельному передвижению;

способность к ориентации;

способность к общению;

способность контролировать свое поведение;

способность к обучению;

способность к трудовой деятельности.

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:

а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

1 степень — способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

1 степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи;

2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1 степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

2 степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

3 степень — неспособность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;

3 степень — неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Способность к трудовой деятельности включает в себя:

способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;

способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;

способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;

способность к мотивации труда;

способность соблюдать рабочий график;

способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.

Критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:

при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;

при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности.

Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию третьей степени;

способности к передвижению третьей степени;

способности к ориентации третьей степени;

способности к общению третьей степени;

способности контролировать свое поведение третьей степени.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию второй степени;

способности к передвижению второй степени;

способности к ориентации второй степени;

способности к общению второй степени;

способности контролировать свое поведение второй степени;

способности к обучению третьей, второй степеней;

способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней.

Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию первой степени;

способности к передвижению первой степени;

способности к ориентации первой степени;

способности к общению первой степени;

способности контролировать свое поведение первой степени;

способности к обучению первой степени.

Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

 

Профессиональная реабилитация ставит целью приобретение новой профессии или восстановление профессиональной трудоспособности лиц, утративших ее в той или иной степени. Профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию и трудовое устройство, или трудовую занятость. Она предусматривает переобучение или обучение формам труда, доступным по состоянию здоровья; мероприятия, направленные на профессионально-производственную адаптацию инвалида, приспособление рабочего места к его функциональным возможностям на прежнем предприятии; организацию специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

Права инвалидов на профессиональную реабилитацию закреплены в ряде нормативных документов, основные из которых — Указ Президента РФ от 25.03.93 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»; Постановление Министерства труда РФ от 28.09.93 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»; Закон от 19.02.91 «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями); приказ Федеральной службы занятости России от 28.02.94 «Об утверждении временного положения о специализированных подразделениях по профессиональной реабилитации и обеспечении занятости инвалидов»; Закон РФ «Об образовании».

Изучение потребности инвалидов в различных видах реабилитации в г. Москве, проведенное ЦИЭТИНом, показало, что 62,6 % инвалидов нуждаются в тех или иных мерах профессиональной реабилитации. Потребность в профессиональной реабилитации особенно высока у инвалидов молодого и среднего возраста — соответственно 82,8 и 78,7% от численности инвалидов указанных возрастных групп.

Несмотря на актуальность проблемы профессиональной реабилитации инвалидов и множество нормативных актов по рассматриваемому вопросу, их совокупность в целом не позволяет решить задачи, поставленные Российским государством и международным сообществом, по предоставлению инвалидам равных в сравнении с другими категориями населения возможностей получать профессиональное образование и трудиться.

Профессиональная реабилитация представляет собой комплекс разноплановых мероприятий, которые в зависимости от состояния здоровья инвалидов, их физических возможностей, образования, наличия или отсутствия трудовых навыков решают разные задачи.

Основу разработки программы профессиональной реабилитации составляют три компонента.

Оценка вида и степени ограничений жизнедеятельности, в том числе способности к обучению.

Различают три степени ограничения способности к обучению:

I    степень — способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса или с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц;

II    степень — способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях;

III    степень — неспособность к обучению.

Оценка «профессионально-трудовой» составляющей реабилитационной программы, включающая определение характеристик интегральной реакции организма инвалида на трудовую деятельность, оценку их значимости для трудовой деятельности и возможности ее продолжения, определение возможности адаптации к труду путем поддержки адекватного состояния, разработки стратегии трудовой деятельности.

Оценка общего и профессионального образовательного статуса инвалида, включающая комплексный анализ социальных характеристик, связанных с образовательной деятельностью, основных характеристик образовательной деятельности, а также определения соответствия требований, предъявляемых к инвалиду в процессе обучения, его профессионально значимым физиологическим, психофизиологическим и психологическим качествам и определение развития в процессе обучения профессионально важных сенсорных, моторных и мыслительных навыков.

Профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию, трудовое устройство или трудовую занятость.

Профессиональная ориентация решает задачи информирования и консультирования инвалидов с целью выбора профессии, режима и условий труда, возможности обучения. Ориентирование осуществляется в области профессий и современного рынка труда, существующих учебных заведений и центров профессиональной переподготовки, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями, с целью достижения профессионального оптимального самоопределения человека.

Профессиональная ориентация инвалидов предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов. В процессе профессиональной ориентации осуществляется психофизиологическая диагностика, изучаются индивидуальные возможности, наиболее развитые способности инвалида, его склонность к определенной профессии, материально-бытовые условия и возможности получения образования.

Неотъемлемую часть профориентации составляет наличие данных, характеризующих профессиональную деятельность. Такой материал содержится в описаниях профессий — профессиограммах. В них включаются сведения о формах профессиональной подготовки, описание рабочего места, содержания и условий труда, описание человека в процессе труда (положительные и отрицательные моменты в работе, трудности, степень ответственности, элемент творчества, психофизиологические качества и медицинские противопоказания, положительные и отрицательные последствия работы для человека), социально-экономические особенности профессии.

Профессиональная ориентация предполагает выбор человеком профессии, наиболее соответствующей его интересам, мотивам и не причиняющей вреда здоровью. В связи с этим важен учет не только показаний, но и противопоказаний к профессиональной деятельности и в конечном итоге профессиональной пригодности.

Немаловажную роль для молодых людей, не имеющих профессии, или лиц, которые вынуждены изменить свою трудовую деятельность в связи с приобретенной инвалидностью, играет информация о существующих профессиях, возможностях ее приобретения, преимуществах данной профессии в каждом конкретном случае, структуре региональной потребности в кадрах. Необходимо правильно сориентироваться и выбрать именно ту профессию, которая будет представлять личный интерес и в наибольшей степени соответствовать психофизиологическим особенностям организма человека, с одной стороны, и быть востребованной на рынке труда — с другой. Окончательное решение в выборе профессии, учебного заведения, места работы остается за инвалидом. Не допускаются какие-либо формы воздействия на его мотивацию и решение и сфере самоопределения путем сокрытия или изменения информации.

После выбора будущей профессии планируется перечень возможных мер содействия в ее приобретении. Обсуждаются реальные трудности процесса освоения профессии и трудоустройства и возможные пути их преодоления.

В настоящее время органами занятости населения, на которые возложены обязанности по профессиональной реабилитации, включая профориентацию и профобучение инвалидов, большое внимание уделяется разработке дифференцированного и гибкого подхода к решению вопросов трудовой экспертизы, позволяющего использовать профессиональную остаточную трудоспособность больных и инвалидов, расширять возможности профессиональной ориентации и переобучения. При поиске потенциального места трудоустройства важно учитывать как личные интересы и способности инвалида, так и потребности работодателей.

При профессиональном обучении больных и инвалидов как следующем методе реабилитации должна решаться комплексная задача, в решении которой овладение специальными знаниями, умениями, навыками будет сочетаться с формированием способностей к социально-психологической адаптации. В условиях рыночной экономики необходимо, чтобы профессиональное образование инвалидов предусматривало обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской деятельности, что будет служить обеспечению равенства возможностей инвалидов в плане занятости.

Профессиональное образование предусматривает систему и процесс овладения знаниями, навыками и умением в области рекомендуемой профессиональной деятельности.

Профессиональное образование предоставляет больным и инвалидам следующие возможности:

-приобрести квалифицированную профессию, если они ранее ее не имели;

—    приобрести другую специальность, если в связи с болезнью или инвалидностью работа по прежней специальности становиться невозможной или малопроизводительной;

-повысить имеющуюся квалификацию по выполняемой работе.

Для переобучения выбирается профессия с учетом не только возможности выполнения инвалидом производственных операций, но и максимального использования имеющихся у него знаний и навыков, связанных со старой профессией, с учетом его личных интересов.

Можно отметить три основных пути получения новой профессии:

  • самостоятельное переобучение (за обучение инвалид платит сам);
  • бесплатное переобучение через службу занятости. Право на это имеют инвалиды III и II групп, I группы — с трудовой рекомендацией;

— поиск работы, не требующей переобучения, или обучение на рабочем месте.

Одно из важных условий успешной трудовой реабилитации инвалидов — их общеобразовательная подготовка. Наличие среднего и высшего образования значительно повышает конкурентоспособность инвалидов. Получение высшего образования особенно важно для лиц, которые по состоянию здоровья могут заниматься только интеллектуальными видами труда (например, для инвалидов с ампутацией верхних конечностей).

Получение инвалидом профессионального образования еще не гарантирует его занятости, однако повышает шансы на выгодное трудоустройство, делает его конкурентоспособным на рынке труда.

Профессиональное обучение осуществляется с отрывом или без отрыва от производства. В первом случае инвалиды могут получать образование в обычных или специализированных средних и высших учебных заведениях, которые должны создавать возможности для интеграционного обучения инвалидов — доступность среды, обеспечение специальными техническими средствами, облегчающими учебный процесс.

Без отрыва от производства обучение больных и инвалидов осуществляется на государственных предприятиях или учебно-производственных предприятиях добровольных обществ инвалидов (ВОИ, слепых, глухих и др.).

Трудовое устройство больных и инвалидов — заключительный этап реабилитации. Оно представляет собой оценку обоснованности экспертного заключения о трудоспособности, профориентационного решения, эффективности процесса предшествующего обучения и всех реабилитационных мероприятий.

Для молодых инвалидов, имеющих недостаточный социальный опыт, важна помощь в развитии и формировании таких социальных навыков, как поиск работы по специальности, умение составлять профессиональное резюме, взаимодействовать с представителями официальных структур, осуществлять поисковые телефонные звонки, умение пользоваться Интернет-ресурсами. Полученная информация и приобретенные в процессе социальных тренингов необходимые навыки повышают вероятность трудоустройства.

Трудоустройство инвалида осуществляется как в условиях обычного производства (так называемые «защищенные»» рабочие места), так и в условиях специально создаваемых предприятий. Последние отличаются от обычных предприятий условиями финансирования, режимом труда и отдыха, нормами производственных заданий.

На предприятиях общего типа в пределах установленной квоты для трудоустройства инвалидов могут создаваться специальные рабочие места — индивидуальные или в виде специализированных цехов — за счет средств федерального бюджета субъектов РФ, Госфонда занятости населения РФ, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей воинской службы, в результате стихийных бедствий или межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Организация специального рабочего места для инвалида должна обеспечивать безопасность труда, соблюдение санитарно-гигиенических стандартов, чтобы исключить возможность ухудшения здоровья и травматизма инвалида. Для этого требуется адаптация основного и вспомогательного оборудования с учетом индивидуальных особенностей инвалидов. Проводятся особое техническое и организационное оснащение рабочего места (например, пультом управления, регулировки высоты стола и стула, дополнительным освещением), оснащение оборудования индикаторами (визуальными, акустическими, тактильными) для лиц с сенсорными нарушениями, обеспечение дополнительными техническими приспособлениями, специально разработанным ручным инструментом и т.п.

Специализированные предприятия или специализированные цехи на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве создаются преимущественно для инвалидов вследствие заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха, туберкулеза легких, психических расстройств. Специализированные предприятия не только осуществляют комплекс мер

При направлении инвалидов на специальные рабочие места должны быть определены следующие критерии: устойчивая компенсация состояния здоровья, овладение необходимыми трудовыми навыками, положительное отношение к труду.

Специалистам, занимающимся трудоустройством инвалидов, важно иметь базу данных существующих вакансиях на производстве, для чего необходимо вести активный поиск потенциальных трудовых мест, поддерживать постоянную связь с руководителями предприятий.

При трудоустройстве инвалида важно не только предусмотреть адаптацию рабочего места к его функциональным возможностям, но и помочь ему в психологической и физиологической адаптации к новым условиям работы и трудовому коллективу. Необходимо обеспечить доброжелательное отношение к инвалиду со стороны его будущих коллег, организовать эмоциональную и физическую поддержку, что требует от специалиста по трудоустройству предварительной работы с руководителем, коллективом, в котором будет работать инвалид. Эти функции может выполнять не только сотрудник центра занятости, но и социальный работник или персональный помощник (например, переводчик жестового языка), курирующий инвалида. Может потребоваться поиск добровольного наставника для новичка на производстве или лица, которое будет сопровождать инвалида в дороге от места жительства (дома, интерната) до производства. Если инвалид проживает дома, то таким лицом чаще всего оказывается родственник. При организации рабочих мест на производстве для инвалидов, проживающих в интернате, в качестве сопровождающего выступает социальный работник. При этом организуется доставка инвалидов специальным транспортом.

Большим резервом в регулировании рынка труда инвалидов служат их самозанятость и организация собственного дела. Инвалидам, организующим свой малый бизнес, законодательно гарантированы субсидии и помощь. Однако работа с инвалидами по обучению навыкам предпринимательства, оказанию профессиональной помощи и психологической поддержки пока не приносит ощутимого эффекта.

В условиях сужения экономических возможностей занятости инвалидов на фоне постепенного развития их самосознания, а также на фоне принятия документов, расширяющих права и возможности инвалидов на рынке труда, решение проблем профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов становится особо-актуальным и приоритетным.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993. М., 1993.
  2. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» 22 июля 1993 г. // СЗ РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.
  3. ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.
  4. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование. М., 2004.
  5. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование. М., 2004.
  6. Буянова М.О. Право социального обеспечения / Кобзаева С.И., Кондратьева З.А. М., 2005.
  7. Социальная работа: теория и практика /Отв. Ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.-М.: ИНФРА-М, 2003.

     

     

     

     

     

 

 

 

 

 


 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы