МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТА НАБЛЮДЕНИЯ

Оцените статью

033015 2106 1 МЕДИКО СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТА НАБЛЮДЕНИЯСемья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак.

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.

Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 млн. семей. Семья — это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении, общего хозяйства и взаимной моральной ответственности1.

Как малая социальная группа семья:

– реализует естественные (витальные) потребности своих членов;

– создает условия для непосредственных контактов;

– не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений на вертикали;

– социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.

Семья находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Наиболее крупный вклад в исследование проблем семьи внесли: А.Г. Харчев (теория), М.С. Мацковский (методология и методика), А.И. Антонов (рождаемость), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С. Голод (стабильность семьи), В.А. Борисов (потребность в детях), Д.Я. Кутсар (качество брака), Н.Г. Юркевич, М.Я. Соловьев, С.С. Седельников (мотивы и причины развода), Л.А. Гордон, Э.В. Клопов (жизненный цикл семьи), И.А. Герасимова (демографическая типология семей), В.Л. Ружже (типология семейных групп), Г.А. Вишневский (исторические типы рождаемости), И.В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), А.Г. Волков (ожидаемая продолжительность брака), Н.В. Малярова (типология супружеских конфликтов), ТЖ. Гурко (молодая семья), Э.К. Васильева (типология видов жизнедеятельности семьи), В.Б. Голофаст (функции семьи), И.С. Кон (сексуальное поведение), З.А. Янкова (городская семья) и др.

В современном российском обществе идет процесс изменения общественных отношений, все большее признание получает ценность отдельного человека для общества. Это дает возможность каждому более полно предъявить себя обществу как носителю проблем и обращаться для их разрешения. К числу профессий, отвечающих целям гуманизации нашего общества, относится профессия социального работника, основным содержанием которой можно обозначить как выявление дискомфортных условий жизнедеятельности конкретного индивида (клиента), объективация в сознании человека его проблем и поиск способов устранения состояния дискомфорта. Выявление, постановка этих проблем и их решение с помощью государственного служащего – социального работника – это один из механизмов снижения социального напряженности в обществе, возможность вскрыть источники дисгармонии интересов государства и общества, с одной стороны, и конкретного человека, с другой; эта информация дает возможность поставить и проблему управляемого поиска снижения их конфликтности.

Значительное количество проблем человека связано с его семьей. Семья изучается разными общественными науками: историей, философией, социологией, психологией и др., которые могут дать социальному работнику богатый материал для осмысления своего места в работе с человеком как с членом семьи.

При этом человека (объект социальной работы) можно рассматривать с двух позиций. Первая состоит во взгляде на человека как на закрытую (или замкнутую на себя) систему, когда для решения своих проблем он должен обратится к самому себе, поскольку они в нем самом и никто другой без него их решить может. Социальная работа будет состоять в том, чтобы оказать клиенту помощь в осознании его реальных проблем и отличить их от проблем, являющихся следствием его самого, помочь принять решение относительно своей реальной проблемы и направить к психологу или другому специалисту для ее разрешения соответствующими методами.

Вторая позиция заключается в рассмотрении объекта социальной работы как открытой системы: он испытывает воздействия окружения и сам воздействует на него. Социальная работа состоит в том, чтобы, используя модели окружения человека, то есть среды его жизнедеятельности, через них выделить проблемы человека, а также прогнозировать их возникновение и последствия и, что очень важно, предупреждать состояние среды, которые могут порождать проблемы отдельного человека и приводить его к дискомфорту.

Объект социальной работы – человек как член семьи – может рассматриваться с обеих позиций. Семью – как объект социальной работы – целесообразно рассматривать со второй позиции.

Современная семья переживает сложный этап эволюции — переход от традиционной модели к новой. Существенно меняется роль семьи: 67% составляют простые семьи, состоящие из супружеской пары с детьми или без них. Число родившихся в таких семьях не позволяет обеспечить простое воспроизводство численности населения. Растет число детей, родившихся вне брака. С 1996 по 2002 г. оно возросло с 13,5 до 23%. Сокращается число заключенных браков, большинство разводов приходится на молодые семьи. Число семей, где расторгнут брак, но есть дети, составляет почти 70% от общего числа. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. С 1987 по 2002 г. родилось почти на 6 млн. детей меньше, чем за предыдущие 10 лет. Количество молодых людей в возрасте до 16 лет сократилось на 3 млн., т. е. почти на 10%. Детское население страны составляет в настоящее время около 37 млн. человек. В ближайшие 2 – 3 года детей в школах станет на 33% меньше. В 2009 г. число выпускников составит 1,3 млн., а количество мест для приема в вузы и учреждения профтехобразования — 1,7 млн1. Отпадет необходимость во вступительных экзаменах и платном образовании. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.

Социологические исследования репродуктивного поведения семей в последние 30 лет определили печальную закономерность: более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее состоятельные. В 1991 г. в стране родились 1,8 млн. детей, в 1992 г. — 1,6 млн., в 1993 г. — всего 1,4 млн. Если прирост населения в России будет оставаться таким, то через тысячу лет от 148 млн. россиян останется менее 150 человек.

Самостоятельно регулируя семейные отношения, семья несет огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. И если на Западе этот процесс происходил постепенно, эволюционно, то в России его революционный характер привел к тому, что с 1980 по 1990 г. количество людей, состоящих в браке, на 1000 человек населения уменьшилось на 1,7 пункта, а с 1990 по 1992 г. — на 1,8. То есть всего за два года сократилось больше, чем за последние 10 лет, и процесс этот стремительно набирает скорость.

В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре, начиная с ее элементарных продуктов. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. В то же время каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры народа, конфессии, государства. Семья придает своим членам, причем не только новорожденным, но и тем, кто вступив в брак, вливается в нее, известное своеобразие. И потому «войти в семью» означает принять и усвоить ее субкультуру. Тех, кто не признает такой порядок, семья чаще всего отторгает.

 

Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни.

Семья как фундаментальный социальный институт сталкивается с непониманием тех сил, которые формируют сегодня процесс ее развития.

Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности и радости жизни.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношения власти, авторитета, и т. д. Выделяют семьи авторитарные (патриархальные, матриархальные) и демократические (эгалитарные). Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.

Внутрисемейные отношения могут быть как персональные (отношения между матерью и сыном), так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, структуре и ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями семьи являются репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Средняя величина семьи за последние три десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Как показали исследования, сокращение величины семьи за последние три десятилетия обусловлено следующими факторами1:

1) ростом числа малодетных семей;

2) приростом числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;

3) тенденцией к отделению молодых семей от родительских (нуклеаризация);

4) увеличением доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями.

К семьям социального риска относят семьи: малообеспеченные; беженцев; многодетные; неполные; с детьми-инвалидами; с различными патологиями; асоциальные.

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны.

 

Экономические причины: у большого числа семей прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена. Семьи многодетные; семьи, в составе которых есть инвалиды — взрослые или дети; семьи с низким уровнем заработной платы; семьи безработных. Сюда же относятся семьи пенсионеров, последние даже при максимальной (обычной, не льготной) пенсии остаются за чертой бедности.

Асоциальные причины: алкоголизм или наркомания семьи или одного из ее членов, противоправное поведение, проституция, плюс низкий культурный уровень. Как результат дети из таких семей чаще других попадают в преступные компании.

Психологические причины: жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.

Медицинские причины: хронические инфекционные (например,, туберкулез) и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения, импотенция.

Неполные семьи. Растет число одиноких матерей и их детей. Так, если в 1993 г. доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 1999-м она достигла почти 28% (339 тыс. детей). Значит, ежегодно каждый третий-четвертый новорожденный становится ребенком из неполной семьи, относимой обычно к «семьям риска».

Отсутствие продуманной государственной политики социального обслуживания семьи и детей приводит к нежеланию женщин иметь детей. Сегодня только в трех регионах (Ингушетии, Тыве и Дагестане) коэффициент рождаемости превышает тот, который нужен для воспроизводства поколения — 2,1, в то время как в Москве он составляет 1,19, а в Санкт-Петербурге — 0,95.

Сложной проблемой, существенно подрывающей здоровье женщин, остается прерывание беременности. Если в Англии на 1000 млн. женщин детородного периода приходится 12 абортов, а в Голландии всего 5, то в России — 60. Из 35 млн россиянок в юном детородном расцвете сил 7 млн. бесплодны. Из-за запрещения абортов с каждым годом в стране возрастает количество брошенных детей. Сегодня в России их насчитывается 600 тыс. и 2 млн. 300 тыс. беспризорников, у 90% которых есть родители.

Преобладающий тип семьи в стране — это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них (67% семей). Семьи этого типа делятся примерно поровну на три части: без детей (молодые семьи, еще не имевшие детей, и старые, где взрослые дети живут отдельно); с одним ребенком; с двумя детьми.

Еще 12% супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками.

Сложных семей, включающих две супружеские пары или более, в России очень мало — всего 3,4%, что подтверждает интенсивность нуклеаризации семей.

Значительную долю составляют неполные семьи – 13%. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже два ребенка.

Данная типология семей используется при разработке материалов переписи населения. В ее основу положены такие критерии, как брачное состояние, родственные связи и наличие детей.

Конфликтные отношения внутри семьи, отсутствие любви, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний — далеко не полный перечень внурисемейных стимуляторов делинквентности. Чаще других, по мнению психологов, в детские колонии попадают так называемые «забито-заласканные» дети—последствия родительской непоследовательности, невыдержанности, элементарной педагогической неграмотности. Крайности, как известно, сходятся: гиперопека чревата теми же последствиями, что и небрежное отношении к детям. Дети, зажатые чрезмерными ограничениями, лишенные всякой автономности, независимости в конце концов рвут сдерживающие их цепи и в знак протеста отбрасывают все насаждавшиеся установки, занимают позицию жесткого нонконформизма и крайнего нигилизма по отношению ко всем общественным установкам. Далеко не все такие дети становятся правонарушителями, но большинство из них страдают в дальнейшем эмоциональными нарушениями и невротическими состояниями.

Другими причинами являются те, что порождаются школой: недобросовестность, элементарная грубость и предвзятость учителей, их психологическая и педагогическая беспомощность, многие другие малые и большие ошибки при работе с «трудными детьми».

Для целей государственной семейной политики типы семей выделяются по иному основанию — объективному риску социальной уязвимости, а значит, нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах. Поскольку в семье один кормилец, в трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. Их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности, испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, — это семьи с детьми-инвалидами. Следует назвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями — это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время около 2 млн.

Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн.

В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).

Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. Проведение контртеррористической операции в Чечне в 1999—2000 гг. значительно увеличило количество таких семей.

Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, — это семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей.

Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. От 2 до 4 млн. беспризорных детей заняты попрошайничеством и нищенствованием.

Поданным МВД России, на учете в органах милиции находятся свыше 620 тыс. подростков-правонарушителей и 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. В 30% неблагополучных семей систематически злоупотребляют спиртными напитками, в 40% устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни. Выборочное криминологическое обследование показало, что 36,5% подростков из неблагополучных семей живут в семьях, где уже есть судимые. Спасаясь от жестокого обращения и насилия, около 50 тыс. подростков ежегодно уходят из дома, 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. Усиливается тенденция жестокого обращения с детьми.

Мониторинговое исследование социально-экономического потенциала семей показало, что общество практически перешагнуло допустимый рубеж имущественной дифференциации. Из года в год увеличивается число бедных людей. Сегодня у 54% россиян доход оказался ниже прожиточного минимума.

 

У малообеспеченных на доходы приходится 2 – -2,5 прожиточных минимума, у средних — 6—7 прожиточных минимумов, у 20% самых состоятельных граждан сосредоточено 6,0% всех доходов. Разрыв в оплате труда между отраслями увеличился в 10 раз (по средней зарплате). В 42 (из 89) регионах России средний доход ниже или на уровне порога бедности. По данным департамента социального развития аппарата правительства, последствия повальной бедности — рост смертности, ухудшение здоровья, катастрофический рост алкоголизма наркомании, числа беспризорных детей — представляют реальную угрозу национальной безопасности.

В современных условиях за чертой бедности оказались не только социальноуязвимые семьи (многодетные, неполные, семьи инвалидов и т. д.), но и семьи, считавшиеся прежде благополучными.

Таким образом, наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

Проблема для семьеведения, хотя реально такие семьи существовали всегда, их характеристики, способы воздействия на них и содействия им не подлежали прежде обсуждению, они как бы отсутствовали в социалистическом обществе. Сегодня эти семьи во всем их многообразии стали объектом социальной работы. Необходимы усилия консилиума ряда других специалистов для выяснения характера проблемы и установления способов ее решения. Такими специалистами являются юристы, экономисты, психологи, педиатры, психиатры и педагоги. Их консолидированные усилия должны определить размеры и формы социальной поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

 

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей1:

1. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

 

3. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.).

4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т. д.).

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение, масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защиты являются:

1. Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.

2. Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников.

3. Совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя.

4. Широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т. д.).

Основными принципами социальной работы с семьей являются1:

– приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;

– уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;

– соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;

– обоснованное использование власти и контроля;

– учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т. д.

 

В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального, педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями .семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее, психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

В мировой теории и практике социальной работы, социальной защиты человека в социально–педагогическом контексте семья, семейный социум рассматривается как приоритетная сфера всей социальной политики. Отсюда значимость изучения социально–педагогической работы с семьёй в системе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, социальный педагог рассматривает семью как один из главных объектов своей профессиональной деятельности, важнейшую составляющую социальной ситуации развития ребёнка.

Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать социальный педагог для повышения воспитательной функции семьи в зависимости от характера причин, вызывающих проблемы детско-родительских и супружеских отношений: педагогическая, социальная, психологическая (психотерапевтическая), диагностическая, медицинская.

Социально–педагогическая работа направлена на укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала семьи для выполнения ею многочисленных общественно значимых функций. Конечная цель социально – педагогической помощи состоит в том, чтобы семья преодолела свою дезорганизацию и возникшие в её результате отклонения в поведении членов семьи и оказалась в состоянии распознавать и самостоятельно разрешать возникающие проблемы до того, как они усугубятся.

Социально–педагогическая помощь семье характеризуется направленностью на окружающую среду. Работа проводится не только с членами семьи, но и с её ближайшим окружением. Социально–педагогическая поддержка может быть необходима любой семье, хотя и в разной степени. Особенно нуждаются в помощи пассивные семьи (с ориентацией на иждивенчество, с низкой мобильностью и неразвитостью адаптационных способностей). Они имеют малый собственный потенциал для разрешения кризисных ситуаций.

Реализация социальной политики государства в отношении семьи предполагает деятельность специалистов социальных институтов (ОВД, КДН, ПДН, органы социальной защиты, опеки и попечительства, образовательных учреждений, общественных объединений и др.) по различным направлениям:

содействие адаптации семьи к изменяющимся социально–экономическим условиям; улучшение её экономического и социально–бытового положения;

адресная поддержка малообеспеченных и социально уязвимых категорий семей;

выявление семей с медико–социальными проблемами и обеспечение необходимой медицинской помощью;

социально–правовая защита семьи и социальная реабилитация детей и подростков с девиантным поведением;

реабилитация детей из группы социального риска;

предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

диагностирование, анализирование и прогнозирование интегральных социально–психологических характеристик развития семьи и её влияния на процессы обучения и воспитания детей (психологический климат, общественное мнение, социометрическая структура, лидерство);

помощь в реализации основных гуманистических подходов развития и воспитания личности в семье: возрастного (учёт возрастных особенностей), индивидуального (учёт индивидуальных особенностей), дифференцированного (учёт значимых критериев жизнедеятельности), личностного (опора на проявление субъектности, самосознание);

информирование семьи об актуальных социально–психолого–педагогических проблемах через работу лекториев, социально–психолого – педагогических служб различных организаций и учреждений;

педагогическая и социально–психологическая профилактика возникновения и развития отклоняющегося поведения и личностной деструктивности членов семьи;

установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

помощь в организации семейного досуга и др.

Каждое из приведенных направлений имеет свой потенциал в решении проблем семьи и общества в целом. Успех в их решении во многом зависит от создания системы, охватывающей семью, образовательные учреждения, административные органы, государственные и негосударственные центры по работе с детьми и подростками, ориентированные на заботу о детях, на их воспитание, образование, предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения. Повышение качества социально–педагогической работы с семейным социумом возможно при согласованной деятельности всех социальных институтов, при этом социальный педагог должен взять на себя роль координатора, связующего звена между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Причины снижения рождаемости вплоть до малодетности порождены внесемейным характером индустриальной цивилизации. Они связаны с утратой семей прежде всего производственной функции, а затем и ряда других (передача опыта от родителей к детям, власти родителей над детьми, обеспечение в старости и т.п.). Ни характер труда, ни вознаграждение за труд теперь не зависят от наличия детей, ни от наличия семьи вообще. Скорее наоборот: малодетные выигрывают во всем перед многодетными.

Говоря о создании государством необходимых условий для развития семьи, важно определить главные функции и обязанности государства по отношению к семье: охрана семьи, защита от необоснованного вмешательства в ее дела.

В современных условиях охрана семьи возводится в ранг государственной политики через гарантированное право на труд каждого человека, каждой семьи. Эффективное использование трудового потенциала молодых семей один из важнейших путей современного этапа социальной политики государства. Именно подрастающее поколение практически единственный источник в государстве пополнения рабочей силы.

Не менее важным направлением укрепления семьи есть государственные меры, непосредственно направленные на стимулирование рождаемости, охраны материнства и детства, на сохранение здоровой семьи. Цель и целесообразность демографической политики состоит в том, чтобы пропорционально сочетать в семье воспроизводство, рождение детей и собственную жизнь родителей, учитывая социальные качества и гармоничное развитие личностей родителей и детей.

Укрепление здоровья людей, увеличение продолжительности активной жизни должны быть в центре демографической политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Афанасьева Т.М. Семья. — М.: Просвещение, 1985.
  2. Бедный М.С. Семья–здоровье–общество, М., 1986
  3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2000.
  4. Вакулина О.С. Семейное консультирование и семейная терапия в рамках социальной работы с семьей // Российский журнал социальной работы. — 2000. — № 2/8.
  5. Гаспорян Ю.А. Семья на пороге 21 века: социологические проблемы.- Спб., 2000.
  6. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М., 2004.
  7. Основы социальной работы /Отв. Ред. П.Д. Павленок. –М.: ИНФРА-М., 2003.
  8. Социальная работа / Под общей ред. проф. В.И. Курбатова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  9. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2004.
  10. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. М., 2004.
  11. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М., 1978.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
x