ПРОСТИТУЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

ПРОСТИТУЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА 4.00/5, 1 голос.

033015 2202 1 ПРОСТИТУЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАПроисходящие сегодня социально-экономические изменения, либерализация политических и духовно-нравственных отношений, массовое распространение гедонистических ценностей, снижение уровня социального и государственного контроля за аномалиями общественной и личной жизни являются факторами, способствующими распространению различных форм девиантного поведения (преступность, наркотизм, алкоголизм, самоубийства, проституция и др.). Состояние, уровень и динамика социальных девиаций и их негативных последствий, в частности, распространения социально-обусловленных заболеваний (наркомании, психических расстройств, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, парентеральных вирусных гепатитов, инфекций, передаваемых половым путем и др.), служат своеобразным отражением социальной действительности.

Особо значимым является анализ проституции как социального явления на основе осмысления ряда причин и факторов ее распространения на современном этапе общественного развития, а именно:

– социально-экономический кризис (обнищание значительной части общества; массовая безработица; социальное расслоение; маргинализация общества);

– разрушение социокультурной среды (утрата традиций, разрушение моральных и поведенческих стереотипов; нарушение самоидентификации личности; господство цинизма и социальной несправедливости;

– потеря жизненных ориентиров);

– изменение культуры половых отношений (коммерциализация интимной сферы, ранние сексуальные дебюты, незащищенный секс и беспорядочные половые связи);

– тотальная пропаганда проституции, наркотиков кино- и видеофильмами,

средствами массовой информации и шоу-бизнесом;

– разрушение созданной ранее системы профилактики и борьбы с проституцией.

Наряду с этим отмечается рост заболеваний, передаваемых половым путем, и ВИЧ. Если с 1997 года в России стремительное распространение ВИЧ-инфекции было обусловлено вовлечением в эпидпроцесс потребителей инъекционных наркотиков, то с 2001 года наметилась тенденция по увеличению доли полового пути передачи. Устойчивая тенденция к повышению числа случаев ВИЧ-инфицирования в результате половых контактов свидетельствует, что поведение работниц коммерческого секса становится одним из важнейших показателей риска, поскольку отражает опасность массового распространения инфекции среди различных групп населения. Основными факторами риска распространения социально-обусловленных заболеваний являются большое количество клиентов у работниц коммерческого секса, нерегулярное использование презервативов и частое сочетание коммерческого секса с употреблением инъекционных наркотиков. Высокий уровень распространения других инфекций, передаваемых половым путем, также повышает вероятность передачи ВИЧ-инфекции при незащищенных половых контактах.

Начнем исследование проституции как социальной проблемы с анализа основных теоретических подходов к изучению социальных девиаций, девиантного поведения, проституции. нравственного, правового, культурального, религиозного, научного и иных подходов. Вопрос взаимосвязи норм крайне сложен, порой несет в себе противоречия и может рассматриваться только в рамках единого системного подхода. Границы нормативности и отклонений обусловлены социокультуральной реальностью, исторически изменчивы и неоднородны в пространственно-территориальном отношении.

Исследование понятие нормы позволяет наметить три основных подхода к раскрытию ее содержания: статистические критерии нормы, применяемые преимущественно в социологических исследованиях; адаптационные критерии – используемые в медико-биологических и психологических исследованиях, и критерии на основе деонтической модальной логики (должного, запрещенного и разрешенного) относительно правовых норм.

Отклонение поведения от многочисленных социальных норм, обозначается термином «девиантное» и с трудом поддается четкому определению в области половых отношений. Сексуальное поведение, не вписывающееся в медицинские стандарты, называется аномальным. В биологии отклоняющиеся формы сексуального поведения, те которые не направлены на репродуктивные функции обозначаются как противоестественные. Соответственно критериев нормативности поведения может существовать огромное множество и чтобы подойти к проблеме систематики отклоняющегося поведения наиболее плодотворно, следует рассматривать его с позиций общего знаменателя, характеризующего ту или иную культуру в целом. Таких критериев можно условно выделить три: целесообразность, направленность на цель, ценность – направленность на субъективные, эмоциональные или духовные ценности, и рациональность – направленность на разумную обоснованность.

Девиантность обобщающий термин, обозначающий комплексное явление, сущность которого заключается в отклонении от социальных норм. Для оценки девиантности как системного явления Я.И. Гилинский предлагает учитывать следующие обстоятельства: 1) причинно-следственная связь – одно из проявлений взаимозависимости между элементами системы, социальные системы более сложны, вероятностны, нелинейны и стохастичны; 2) социальные девиации — искусственный конструкт, не имеющий качественной определенности в реальной действительности; 3) проявления девиантности столь различны по содержанию, что нет и не может быть единой причины; 4) вероятно имеются обстоятельства, наличие которых делает более или менее вероятным девиантное поведение, а его форма зависит от случайностей или индивидуальных особенностей субъекта.

Французский философ М. Фуко, предлагает набросок единой схемы объяснения сексуальных отклонений: первое — это задача социальных институтов, таких как церковь, школа, больница или суд, отслеживать отклоняющееся поведение и возвращать его к норме. При этом каждый из социальных институтов ставил свои границы нормы и отклонения, патологии или девиантности. Вторым моментом являются практики контроля и подавления. Это воспитание, наказание, исправление и т.д. Третий шаг – все, что становится запретным, девиантным становится притягательным. Причем психология и другие научные методы ищут причину отклонений и находят ее именно в сексуальности, которая таким образом становится камнем преткновения и причиной всех бед. М. Фуко писал что «понятие секса позволило, во-первых, перегруппировать с некоторым искусственным единством анатомические элементы, биологические функции, поведения, ощущения и удовольствия, а во-вторых – позволило этому фиктивному единству функционировать в качестве каузального принципа, вездесущего смысла, повсюду требующей обнаружения тайны: секс, таким образом, смог функционировать как единственное означающее и как универсальное означаемое».

Основная заслуга М. Фуко в том, что он одним из первых показал, что понятие сексуальности является, прежде всего, культурно-историческим и появляется в период индустриальной цивилизации, наряду, а в первое время своего существования и как единственная причина отклонений. Именно научная рациональность как основополагающий ориентир Нового времени вводит понятия нормативности, девиантности и ассиметричного контроля девиантности, когда отклонения в «плохую» сторону осуждаются и контролируются и в «хорошую» поощряются. В целом в индустриальном обществе получили легитимность три критерия нормативности – целесообразность (адаптивность), моральность (ценность) и рациональность (научность). В своей тесной взаимосвязи они выступили конструирующими элементами социальной нормативности. Отклоняющиеся, девиантное поведение всегда отражает общественную, социальную сторону функционирования личности.

Положительное значение девиантности Э. Дюркгейм видел в укреплении роли ценностей, представленности многообразия форм человеческого поведения, очерчивании границ нормативности и развитии систем идентификации общества в целом. Хотя сама теория аномии в литературе неоднократно подвергалась критике, основная мысль о социальной дезорганизации как источнике девиантности поведения считается в настоящее время общепризнанной.

Основная причина девиантности, по мнению Р. Мертона, заключается в разрыве между целями в обществе (критерий целесообразности) и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. Таким образом, он выделял пять типов поведения индивида в обществе: конформность, инновация, ритуализм, ретреизм и бунт. Работы Р. Мертона позволили соотнести определенные поведенческие типы с социальными ролями отдельного индивида и социальными структурами общества. Именно на уровне формирования социальных структур любое общество, существующее даже в архаических формах, должно поставить сексуальное поведение своих подданных под определенный контроль и интегрировать в своих структурах. Р. Мертон одним из первых дает системный подход к анализу норм регуляции сексуального поведения и делит эти нормы на предписывающие, разрешающие и запрещающие. При этом для анализа социальных структур он использует так называемые «естественные» сексуальные отношения, которых оказывается достаточным для его теории. Основным каркасом социальной структуры для регуляции сексуального поведения он выбирает брачный статус. Р. Мертон выделял семь социальных категорий сексуальных отношений: брачную сексуальность, инцест, мезальянс, статусное целомудрие, сексуальную невоздержанность, нейтральные сексуальные отношения и адюльтер.

В рамках классического социологического подхода девиация рассматривается как отклоняющееся поведение от установленных норм. Большинство социологических теорий связывают распространение форм девиантного поведения с явлением социальной аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон), которое характеризует состояние общества, возникающее при ослаблении социальных норм. В рамках данного подхода выявлена связь отклоняющегося поведения с социальными условиями. кроме социологического подхода выделены физиологические, психоаналитические, социально-психологические, культурологические подходы к изучению девиантного поведения. В рамках физиологического подхода устанавливается связь между физическими свойствами человека и его склонностью к девиациям. Сторонники психоаналитического подхода исходят из признания причиной девиаций внутренних конфликтов, свойств личности. Социально-психологический подход ориентирован на объяснение девиантного поведения через изменение положения индивида в системе социально-политических координат, связь девиации с агрессией.

Под проституцией (prostiture – лат., выставляться публично) понимается такая форма внебрачных сексуальных отношений, которая не основывается на личной склонности или чувственном влечении, при этом для одной из сторон (женщины) главным стимулом является заработок. Чем отличаются проститутки от женщин, вступающих в беспорядочные половые связи? Для проститутки половой акт – средство, для темпераментной женщины – цель. Признаки, определяющие рассматриваемое понятие: а) род занятия – удовлетворение сексуальной потребности клиента; б) характер занятия – регулярный, систематический, профессиональный промысел, который осуществляется путем половых связей с разными лицами, не основывается на личной склонности или чувственном влечении, направлен на удовлетворение половой потребности клиента в любой форме; в) мотив занятия – заранее обусловленное вознаграждение в виде денег или иных материальных ценностей, которое, как правило, является основным или дополнительным источником средств существования лица, занимающегося проституцией.

Проституирование возможно как при гетеросексуальных, так и при гомосексуальных отношениях, как со стороны женщины, так и со стороны мужчины (еще в Древней Греции наряду с женскими публичными домами были мужские публичные дома, а в Древнем Риме число мужчин, занимающихся проституцией, одно время было больше, чем женщин-проституток). Об этом нередко забывают, необоснованно ограничивая понятие проституции исключительно женским занятием при гетеросексуальных отношениях.

Исторически проституция возникает в классовом обществе как пережиток группового брака. Проституция отличается от свободного полового общения тем, что женщина продает свое тело из-за материальных выгод как одному мужчине, так и целому ряду мужчин. Не является, на мой взгляд, проституцией свободное сексуальное поведение в современной подростково-молодежной среде (субкультуре).

Проституция в широком смысле слова является лишь одним из ее проявлений – продажности. Денежная (товарно-денежная) сущность проституции обосновывалась еще известным социологом Г. Зиммелем. Он отмечал, что природа проституции и природа денег аналогичны, что в условиях товарно-денежных, вещных, отчужденных отношений проституция становится символом межличностных отношений. Деньги губят природу вещей одним своим прикосновением.

Проституция, будучи продуктом городской цивилизации, на протяжении многих веков, по меньшей мере в европейской культуре, выступала в качестве периферийной формы сексуальных связей. Имеются некоторые социальные причины, противоречия социально-экономического развития, порождающие и проституцию, и преступность, и пьянство, и наркотизм, и иные формы так называемой социальной патологии.

Долгие годы застоя, расхождения между красивыми словами и горькими делами, кризисные явления во всех сферах и институтах общественной жизни, включая образование и воспитание, семью и школу, привели к двойной морали: на словах – активная жизненная позиция, самоотверженность, бескорыстие, высокие идеалы и цели, на деле – социальная апатия, потребительство, вещизм, коррупция и продажность. Постепенно «все на продажу» становиться жизненным кредо многих. Материальное благополучие становится основой общественного признания.

Противоречивое отношение общества к проституции, т.е. платному профессиональному сексу, связано с двойственным отношением к самому сексу . С одной стороны, секс приносит удовольствие, а потому сексуальные услуги за плату можно рассматривать по аналогии с любыми другими приобретаемыми услугами. С другой стороны, секс, не сопряженный с деторождением, раньше обычно осуждался. Поэтому общественная мораль «табуировала» неупорядоченные сексуальные отношения и порицала тех, кто занимался сексом вне семьи. Это осуждение было тем строже, чем более моногамным являлось общество. Лишь в последней трети 20 в. в странах Запада началась реабилитация секса как самоценности.

На негативное отношение к проституции в обществе влияет и степень распространенности венерических болезней, передающихся главным образом именно при частых сексуальных связях. Так, уже в древности была известна гонорея. В Западной Европе нового времени на отрицательное отношение к проституции влияет размах эпидемии сифилиса и СПИДа.

Занятие проституцией представляет определенную опасность для женщин. Обычно они занимаются этой деятельностью недолго, примерно 5 лет, после чего проститутка утрачивает сексуальную привлекательность и перестает интересовать клиентов. Однако и за это время они нередко теряют способность к нормальному супружеству и материнству, под воздействием общения с клиентами в «зоне риска» у них меняется психика. Высокие эмоциональные стрессы ведут к широкому распространению среди проституток алкоголизма и наркомании.

В христианской культуре осуждение свободного секса было закреплено религиозным каноном (в библейской заповеди «не прелюбодействуй!»). Начиная с нового времени, западноевропейская цивилизация активно насаждала свои культурные нормы во всем мире, в результате в настоящее время проституция считается презираемым занятием во всех странах. В одном из отчетов Международной организации труда (МОТ) в 1998 наряду с предложением рассматривать индустрию секса в качестве законного сектора экономики одновременно отмечалось, что «проституция – одна из наиболее отвращающих от себя форм труда».

Отрицательное отношение к проституции сделало название этой профессии нарицательным для обозначения различных негативных социальных явлений (продажного политика называют «политической проституткой»).

В проституции, естественно, выявляется сексологический фактор, поскольку она является суррогатом свободной любви. Изучение сексологических «корней» проституции известно с древности. Учение Ломброзо о «прирожденной» проститутке основывается на типичных чертах личности и изменений психики проституирующих женщин. Однако другие исследователи полагают, что постоянный тип проститутки скорее складывается под влиянием ремесла, чем обусловлен наследственностью. Хорошо известно, что проститутка является постоянным социальным типом. Если ознакомиться с процессом обучения женщин проституции сводницами, то здесь подходит понятие «программирование поведения» с последующим формированием характерного эротико-сексуального стереотипа. Техника процесса обучения молодой девушки в Древней Греции подобна современным методикам нейролингвистического программирования и внушения, и за таким обучением неизбежно должно следовать в первую очередь разрушение естественно возникших чувств первой любви: «Подумай о подкрадывающейся старости и о том, что мужчины будут пользоваться твоей красотой лишь до тех пор, пока она у тебя есть…Твой нынешний воздыхатель — всего лишь нищий поэт; гений — чепуха, самое главное, чтобы мужчина как можно больше платил. При этом условии ты можешь осчастливить даже раба…»

Можно полагать, что психологически достаточно сложная и утонченная фиксация прагматизма как жизненного кредо передавалась из поколения в поколение через микросоциальное окружение, и именно это создавало для ученых иллюзию роли наследственного фактора в проституции.

Самые современные данные свидетельствуют о том, что проституирующие женщины с определенным стажем работы имеют развитые эротические стереотипы поведения и легко поддерживают общение с мужчиной в рамках психологической игры, обнаруживают в целом высокий уровень сексуального влечения и обладают широким спектром приемлемого сексуального поведения. Они достаточно хорошо информированы о способах профилактики заболеваний, передающихся половым путем, и стараются придерживаться правил безопасного секса. Чаще всего они имеют постоянного сексуального партнера и своеобразный жизненный уклад. Молодые проституирующие женщины с небольшим стажем работы имеют другие характеристики, свидетельствующие о еще не состоявшейся адаптации к своему ремеслу.

В целом же можно полагать, что переход от начала половой жизни в рамках свободной любви к браку и формированию зрелой сексуальности у некоторых современных женщин протекает через проституирование или промискуитет, которые фактически оказываются важными элементами социализации их сексуальности.

Трудно не согласиться с тем, что проституция является существенным фактором, влияющим на интенсивность половой жизни в обществе. Вследствие того, что в последние десятилетия в России не проводилось фундаментальных исследований половой жизни населения, в настоящее время не представляется возможным ответить на вопрос о соотношении интенсивности половой жизни при свободной любви, в браке и проституции. Можно лишь утверждать, что все три формы половой жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены. Биологический фактор сексуальности человека реализуется в трех формах половой жизни и питает, естественно, и проституцию. Она обозначается как реакция против подавления культурой более свободной половой жизни.

Свободная половая жизнь проистекает из первичной примитивной половой жизни древнего человека. Противопоставление биологического и социального в сексуальности приводило ученых к отождествлению биологического с тем, что присуще животным. Однако, хотя половое поведение животных лишено влияния культуральных факторов, их сексуальная жизнь вовсе не свободна, в смысле возможности спаривания в любой момент, поскольку генетически жестко детерминирована (что проявляется в виде устойчивых стереотипов типа ритуалов ухаживания, которые индуцируются у самцов только самкой, находящейся в определенном физиологическом состоянии), находится под сильнейшим влиянием природных факторов и условий среды обитания (сезонность, питание, число особей в популяции и др.) Только биологический вид человек, как никакой из видов животных, имеет такую высокую интенсивность половой жизни на протяжении всего периода жизни индивидуума.

Уже можно полагать, что в популяциях животных действует определенный закон, который регулирует соотношение полов через интенсивность эякуляций самцов и определяет будущее популяции — степень ее приспособленности к внешней среде, и поэтому обеспечивает существование вида. Этот закон применим и к популяции человека, хотя его работу и многие точки его приложения еще предстоит исследовать. Первым следствием этого закона является возможность планировать пол будущего ребенка еще до того, как он зачат, вторым — новая концепция сексуальности человека, а третьим — представления о популяционной роли проституции.

И.Блох полагает, что Брак как социальный институт ограничивает половую жизнь (в прошлом эти ограничения существовали даже в виде конкретных предписаний — сколько раз и с какими интервалами). Такое вмешательство создает угрозу нарушения деятельности естественного закона, регулирующего глобальный процесс адаптации и развития популяции человека как вида через сексуальность индивидуумов. Под этим углом зрения проституция, в общем (как одна из форм половой жизни), а также особенности социализации сексуальности женщин, ведущих промискуитет, в частности, являются местом приложения этого общебиологического закона, влияющего на существование популяции человека.

Результатом колебаний размахов проституции и, соответственно, интенсивности половой жизни в той или иной социальной среде является регуляция соотношения полов следующего поколения, передача наследственных факторов, при условии, конечно, что наиболее интенсивная реализация сексуальности мужской части населения происходит именно в этой среде. Это положение открывает перспективу поэтапной ликвидации проституции в рамках продолжительного процесса общественного развития через движение сексуальной культуры.

Упрощенно это означает, что если создать такие условия половой жизни в браке, которые позволят идеально реализовать сексуальность мужчин и женщин, то проституция исчезнет как социальное явление, а сохранится лишь промискуитет в рамках свободной половой жизни.

Вся организация и дифференциация современной проституции происходит из классической древности. Исключение состоит лишь в том, что тесная связь между проституцией и заболеваниями, передающимися половым путем, в то время была неизвестна, и в интересах урегулирования разнообразных подробностей и улаживания постоянно грозивших со всех сторон конфликтов в те времена была проведена регламентация проституции на фоне широкой официальной терпимости к ней.

Причины существования проституции в нашем обществе: а) социально-экономические: социальное неравенство в стране; низкий уровень жизни достаточно большой части населения и прежде всего молодежи; расслоение общества на богатых и бедных; необеспеченность наших женщин в век, столь богатый соблазнами материального характера; трудность для женщин в получении общественного признания в самореализации на другом поприще, кроме работы; ограниченное число социально приемлемых способов высокого заработка для молодых женщин; наличие «теневой» экономики и деформаций в сфере распределения благ; б) морально-этические: низкий моральный уровень значительной части общества, бездуховность, психология вещизма; самоотчуждение человека в условиях цивилизации, построенной на товарно-денежных отношениях; резкое падение нравов; потребительское отношение к человеку; разрушение представления о женщине как олицетворении красоты и духовности. Падение престижа материнства; отсутствие полового воспитания в частности.

Почему же неискоренимо это явление, которое большинство нормальных людей считает вселенским злом? Видимо, проституция удовлетворяет определенные потребности человека. Известный западный специалист Джон Гэньон называет несколько мотивов. Проституция упрощает и ускоряет сексуальное сближение, избавляя мужчину от необходимости ухаживать, соблюдать какие-то ритуалы, вести переговоры с риском, что дело может сорваться. В принципе любовная игра, даже если это просто флирт или «охота», сама по себе доставляет огромное удовольствие. Но есть мужчины, которых она не интересует или которые не умеют ее вести, боятся потерпеть фиаско. Для них важен только конечный результат, поэтому проститутка, которая не может сказать «нет», идеальный выход.

Главная причина жизнестойкости проституции кроется в возможности решать свои экономические проблемы. Мотивировать это явление какой-то особой, патологической сексуальностью просто несерьезно. Кому-то нужны деньги, чтобы выбраться из критических обстоятельств, кто-то вообще не знает, каким образом себя обеспечить, кого-то втягивают в это занятие насильно.

 

 

 

 

 

2. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ПРОСТИТУЦИИ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НЕЙ

 

Рассмотрим различные ее стороны: а) социальный аспект: проституция является формой социального паразитизма, т. е. Создающего своего рода альтернативный образ жизни, не предполагающий в качестве основной нормы трудовой процесс (связана с алкоголизмом, наркоманией, тунеядством); б) медицинский: распространение венерических заболеваний и СПИДа; женщины, занимающиеся проституцией утрачивают собственное здоровье, не могут быть полноценными матерями и соответственно не могут производить полноценных, здоровых детей; в) нравственно-психологический аспект: проституция неизбежно ведет к искажению природных и психологических человеческих качеств и общечеловеческих ценностей, к деградации личности и моральной патологии; г) правовой аспект; кражи, спекуляция, распространение порнографии и наркотиков, притоносодержание, сводничество, вовлечение в проституцию несовершеннолетних, заражение венерическими заболеваниями.

Борьба с проституцией как с негативным социальным явлением имеет два аспекта:

государство ведет борьбу с нелегальными формами проституции (особенно, с торговлей женщинами и детьми для сексуальной эксплуатации) и следит за условиями деятельности легальных проституток;

общественные организации ведут борьбу за улучшение условий в сфере секс-бизнеса, а также за реабилитацию проституток.

Отношение к проституции в современных государствах разное. В одних странах продажа сексуальных услуг законодательно полностью запрещена, в других сама по себе проституция не запрещена, но существуют ограничения на связанные с нею действия.

В Великобритании закон 1959 не позволяет публично заниматься проституцией, но разрешает оказывать за плату сексуальные услуги на дому, хотя и запрещает жить на доходы, полученные от торговли телом. Во Франции проституция законом разрешена, однако запрещены бордели. В скандинавских странах в отношении к проституткам акцент делается на гигиеническом аспекте – предусматриваются обязательные регулярные медицинские осмотры и принудительная госпитализация больных венерическими заболеваниями. В США проституция запрещена во всех штатах кроме Невады, где она практикуется открыто, но число работающих по лицензии борделей ограничено и существует контроль за здоровьем проституток.

В Швеции установлена уголовная ответственность за покупку сексуальных услуг, но доказать этот вид нарушения закона очень сложно, поэтому наказание для клиентов проституток обычно существуют лишь на бумаге (за исключением некоторых особых ситуаций – например, строго преследуемой педофилии).

Рост терпимости государства к проституции, которой занимаются по собственному желанию, идет параллельно с усилением борьбы с насилием в секс-бизнесе. С конца 19 в. развивается международное сотрудничество по предотвращению торговли женщинами. В 1921 в Лиге Наций создан комитет по предотвращению торговли женщинами и детьми, в 1949 принята Конвенция Объединенных Наций о пресечении торговли людьми и эксплуатации проституции, по которой торговля людьми считается незаконной, даже если осуществляется с их согласия. Таким образом, ООН осуждает тех, кто организует проституцию и на ней наживается, но при этом не призывает к запрету самой проституции.

Среди правительственных и общественных организаций идет острая дискуссия о том, какая политика полезнее – легализация проституции или ее запрет.

Сторонники легализации указывают, что если проституция «выходит из тени», она становится более «культурной», и обществу легче ее контролировать, допуская участие в этой сфере взрослых людей, следящих за своим здоровьем, но запрещая насилие над проститутками и педофилию. Противники легализации полагают, что с исчезновением юридических барьеров будут размываться и социально-этические преграды для использования женщин в качестве сексуального товара, увеличивая престижность этой профессии. Кроме того, поскольку предложение секс-услуг обычно превышает спрос, женщины начнут конкурировать друг с другом в удовлетворении особых наклонностей клиентов (анальный секс, секс без презервативов, связывание и т.д.). Практика Нидерландов, где секс-индустрия после легализации переживает быстрый рост, одними рассматривается как доказательство опасности легализации, другими – как временные трудности в условиях новой ситуации.

Признание проституции социально неодобряемой профессией требует создания систем пропаганды критического отношения к ней и социальной помощи тем женщинам, кто желал бы порвать со старой профессией. Ранее этим занимались в основном религиозные организации, в наши дни основную роль играют светские общественные организации, в том числе международные (Международная ассоциация по противодействию торговле людьми «Ангел», «Anti-Slavery International», Международная организация миграции и др.).

Политика запрета, на мой взгляд, бессильна в «борьбе» с проституцией. Запрет и репрессии вообще малоэффективны в попытках искоренить то, что имеет социальные причины, пока последние существуют. Пока существуют товарно-денежные отношения (и сексуальность человека), будет и проституция. И никакие призывы и заклинания (а равно запреты, которые приведут лишь к более тайному, «подпольному» существованию проституции и увеличению оплаты предоставляемых услуг) не смогут ее ликвидировать. Проституция в сфере сексуальных отношений столь же безнравственна и заслуживает морального осуждения.

Но есть три стратегии: а) уничтожить древнейшую профессию путем уголовно-правового преследования; б) ограничить ею распространение определенными местами или условиями; в) легализовать проституцию, поставив ее под охрану и контроль государства.

Отношение к сексуальной коммерции раскалывает не только общественное мнение, но и специалистов. Сторонники жесткого курса доказывают, что проституция морально разлагает общество, подрывает устойчивость брака, способствует распространению СПИДа и т.д., а также совершению ряда преступлений; любимый старый советский мотив – «извлечение нетрудовых доходов» сменился теперь на греховность блуда. «Либералы» доказывают, что введение уголовной ответственности заведомо неэффективно и только породит произвол и недоразумения, акцент должен делаться на социально-экономических мероприятиях и воспитании, уголовная же ответственность должна наступить только за действия, способствующие распространению проституции. «Радикалы» считают и эти меры бессмысленными, призывая легализовать проституцию, взимать с проституток налоги и вместе с тем заботиться о санитарно-гигиенической стороне дела.

По-видимому, ликвидация такого социального явления, как проституция, действительно представляет длительный процесс, включающий комплекс взаимосвязанных мер социального, экономического, медицинского, воспитательного и правового характера. Причем меры правового характера должны играть не главную роль, а дополнительную, подкрепляющую другие меры роль. Важнейшими факторами являются повышение уровня жизни всего народа. Большое значение имеет общий уровень нравственности общества, характер общепризнанных моральных ценностей и правил поведения в сфере сексуальных отношений. Обратить особое внимание на необходимость повышения социального статуса семьи, престижа женщины и матери.

Установление запрета на демонстрацию фильмов, пропагандирующих сексуальную распущенность. Ввести в учебных заведениях программы сексуального воспитания. Усиление санитарно-просветительской деятельности государства (повышение санитарной грамотности, совершенствование форм и методов профилактики венерических заболеваний).

Короче говоря, споры идут по всем направлениям, что и по остальным вопросам развития общества: будет ли государство по-прежнему все регламентировать (не слишком эффективно) или же люди сами возьмут на себя ответственность за свое поведение, включая и его моральные и социальные издержки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Долгое время проституцию окружали мифы и таинственность, но у этих мифов есть две стороны: одна внешняя – приятная, другая – скрытая, нелицеприятная. Мифы о престижности занятия проституцией, о благородных «кавалерах», о насилии и неизбежности проституции так и остаются мифами. Красивые номера в гостиницах обычно заканчиваются грязными комнатами в притонах, кабинами машин и т. д., венерическими заболеваниями, наркологическими больницами или «психушками».

Термин «проституция» происходит от латинского слова prostitution – осквернение, обесчещивание. Ученые выделяют в проституции, следующие существенные признаки:

1. род занятий – удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;

2. характер занятий – систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиентов в любой форме;

3. мотив занятий – заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.

Причинами проституции равно как многих других социальных отклонений являются социально-экономические и морально-этические факторы. Однако существуют и специфические причины. Так часть женщин обладает сильным либидо и их потребности выше средних, отсюда выход на спортивный секс. Другая причина проституции в среде, которая окружает проститутку. Это рэкетиры, сутенеры, содержатели «малин» и пр., которые устанавливают свои нормы взаимоотношений с проститутками и подчиняют их своему «уставу».

Подавляющее большинство экспертов считает, что проституция неизбежна, так как потребность к размножению – сильнейшая физиологическая потребность. Проституция – это такая же социальная проблема, как преступность, алкоголизм и другие формы девиантного поведения.

Опасна ли проституция? Конечно, во-первых, проституция – это форма социального паразитизма. Проституция способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа. Эти женщины утрачивают свое здоровье и возможность произвести на свет здоровое потомство. Происходит нравственное падение женщины, она теряет стыд, совесть, веру, брезгливость.

Ликвидация проституции дело безнадежное, так как сексуальные потребности – первичные потребности человека. Поэтому речь должна идти не об искоренении проституции, а о ее цевелизованном регулировании.

Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства, введение уголовной ответственности за деятельность сутенеров, держателей «хат» и прочих, паразитирующих на проституции.

Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. В наше время проституция широко развернула бизнес по «продаже любви». Между тем рост проституции и половых дизгармоний неизбежно ведет к распространению СПИДа. По прогнозам ученых через 10-15 лет эта эпидемия станет проблемой № 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Ананиан Л.Л. Социально-правовые исследования проблемы проституции. М., 1996.
  2. Бердяев Н. Эрос и личность. Философия пола и любви. М.: Прометей, 1989.
  3. Гийота П. Проституция. Роман. СПб.: Общество друзей Л.Ф. Селина и др., 2002.
  4. Голод С. И. ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России / С.-Петерб. фил. Инст-та социологии Рос. Акад. Наук СПб, Алейтейя, 1996.
  5. Стерлядева, Н.А. Проституция как социальное явление: методологические
  6. подходы / Н.А. Стерлядева // Социология социальной работы.
  7. – Москва-Барнаул, 2006. – Вып. 1. – С.89-95.
  8. Стерлядева, Н.А. Анализ показателей поведенческих рисков лиц, вовлеченных в проституцию / Н.А. Стерлядева // Социальная политика и социология. – 2006. – № 3. – С. 115-120.
  9. Штереншис М. Всемирная история всемирной проституции. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
x