СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЦЕЛИ, ЗНАЧЕНИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Оцените статью

033015 2111 1 СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЦЕЛИ, ЗНАЧЕНИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИСоциализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация длится всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Именно семья является первичным источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает возможность сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности.

В XX веке уменьшение воспитательной роли семьи обнаружилось в индустриальных, развитых странах в связи с кризисом семьи и семейного образа жизни в ходе определенных процессов:

  1. процесс нуклеаризации – разъединения поколений в семье, распространения нуклеарной, двухпоколенной семьи, которая состоит из родителей и детей, при взрослении которых происходит их отдаление от родителей;
  2. процесс конъюгализации – сведения единства семейной жизнедеятельности, единства «родства – родительства – супружества» к супружескому партнерству и сексу, то есть к таким отношениям, которые предполагают минимизацию родственно-родительских связей;
  3. процесс индивидуализации – смещение центра общения с совместного супружества на формы внесемейного и внесупружеского образа жизни.

    Во второй половине XX столетия система факторов, связанных с «модернизацией» индустриально развитых стран, привела к ряду негативных тенденций, свидетельствующих о глубоком кризисе института семьи. Социальный порядок устранил ценностные опоры семейного родительства, погасив стремления семьи к обзаведению несколькими детьми.

    Процессы семейного кризиса наблюдались в России с конца 60-х годов. Они наблюдаются и до сих пор. Рассматривая воспитательную роль семьи в России нельзя не учитывать общемировые тенденции ослабления института семьи. Но, анализ воспитательного воздействия российской семьи на новые поколения осложняется действием специфических факторов.

    Ускоренная урбанизация и индустриализация Российской Федерации привели к резкой деформации структуры семьи, к смене трехпоколенной сельской семьи семьей городской двухпоколенной. При этом ключевое значение имела поддерживаемая государством передача социализирующих функций семьи специализированным институтам воспитания и образования (детским дошкольным учреждениям, школам, интернатам и т.д.).

    Единый прежде семейный авторитет распался на ряд противоречащих друг другу «социализационных авторитетов», подвергся многоступенчатому расщеплению. В связи с этим создался постоянный источник конфликтной социализации молодежи, находящий разнообразные формы в соответствии с историческим временем и меняющимися условиями жизни. Проявление этой конфликтности можно увидеть в несогласованности воспитательных действий — от нарушения социокультурного поведения до социальной патологии (бегство от своего Я, суицид, насилие, правонарушения). Криминальные формы конфликтной социализации принуждают к созданию учреждений повторной, принудительно социализации несовершеннолетних.

    Все ныне известные заменители семейного воспитания являются целевыми, специализирующимися на целях воспитания детей. Вокруг этих целей выстраивается функционирование организаций с определенным уставом, штатом, что неизбежно приводит к появлению неформальных структур, которые противостоят формальной (в армии – «старики» и «салаги»).

    Семейная социализация лишена этого противоборства формальных и неформальных структур, так как семья не является целевой формальной организацией и внутрисемейные роли включают в себя определенные права и обязанности по домохозяйству и семейному производству.

    Расщепление семейного авторитета обнаружилось первоначально в распаде расширенной семьи на ряд нуклеарных семей и при расколе авторитета главы расширенной семьи на ряд авторитетов глав нуклеарных семей. Миграция из деревень в города, в городские коммунальные квартиры способствовала разъединению взрослых детей и их родителей. Это способствовало нарушению семейной преемственности поколений, отдалению, изоляции новых поколений от старших.

    Урбанизация страны способствовала закреплению этой тенденции, новые города и поселки возникали вокруг строящихся заводов и комбинатов. Жилищная стесненность нарушила семейно-родственные связи, оставляя нуклеарную семью в окружении «чужих» людей. Это резко контрастирует с интенсивностью семейно-родственных и соседских контактов на селе, где все знают друг друга. Город, приучая людей к постоянным контактам в транспорте, магазине, создает фон отчуждения людей друг от друга, феномен отсутствия людей при их соприкосновении. Эта городская особенность психологически весьма опасна как основа и для криминального поведения. Только социально-психологические особенности семьи позволяют сформировать у личности способности переключения с кода обезличенного взаимодействия на код личностного общения без каких-либо отклонений от общепринятых норм. Раскол семейного авторитета, особенно резкий в городских семьях, усугубляет для подрастающих поколений тенденцию к девиантности поведения среди «чужих».

    Раскол семейного авторитета происходит также при разрушении семейного производства как арены совместной деятельности родителей и детей, как арены трудового воспитания и формирования семейных династий по профессиональной их ориентации. В семейном домопроизводстве никто не чувствует себя батраком, наемником, а семейный авторитет родителей укрепляется благодаря их профессиональному мастерству, передаваемому в процессе обучения. Отсутствие у семьи общесемейного дела лишает членов семьи чувства хозяина своей жизни, самоуважения и достоинства. Только родители, имеющие свободные профессии, занимающиеся творчеством в стенах дома, способны передать по наследству свои профессиональные знания, навыки – только немногие в условиях капиталистического наемничества способны создавать семейные династии артистов, художников, писателей, музыкантов. Эти немногочисленные исключения подтверждают огромное значение совместного общесемейного дела родителей и детей как ведущего фактора полноценной социализации потомства и поддержания высокой планки семейного авторитета.

    Еще один момент, связанный с нарушением семейного производства капиталистической индустриализацией – удлинение периода социализации. Многие считают социализацию молодежи до 25 лет признаком прогресса, в связи с этим трудовое воспитание детей встречается в штыки, объявляется эксплуатацией детей. Здесь корни запретов труда несовершеннолетних даже вместе с родителями, поскольку труд изначально мыслится внесемейным и является таковым. В результате родителям оставляется возможность проявить себя в качестве воспитателей не в серьезном деле, а во время отдыха, туризма. Затягивание учебы и ученичества без настоящего труда ставит подростков в положение недовзрослых, социально не признаваемых взрослыми людей. Отсрочка социального признания резко противостоит процессу акселерации – ускоренного развития физического и полового воспитания. Отсюда идет нагромождение острых социальных проблем материнства несовершеннолетних, сексуальной вседозволенности, групповой секс. Ранние браки как попытка приобретения статуса социализированной взрослости в период затянувшегося ученичества и, как следствие, – рост разводимости из-за социальной неготовности к родительским ролям – все это следствие разрыва между социальной и физической зрелостью, удлинения социализационного периода в связи с развалом семейного авторитета по причине краха семейного производства.

    Индустриализация и вовлечение женщин в систему государственного производства ведут к еще одной разновидности дробления семейного авторитета. Занятость женщин-матерей вне дома ставит матерей и отцов в положение конкурентов. Взамен взаимно дополняющих друг друга ролей матери и отца в системе семейного производства, взамен единства родительского авторитета и единства родительского влияния на детей и подростков, занятость женщин, понижающая уровень оплаты труда мужчин, привела к конкуренции мужей и жен на рынке труда. Подобная конфликтность не могла не сказаться и на семейных отношениях отцов и матерей, что и является причиной роста разводов. Общий семейный авторитет был раздроблен на два родительских авторитета, находящихся в противостоянии. Более того, произошло снижение авторитета отца, и усиление авторитета матери.

    Вовлечение женщин в производство происходило в условиях существования социокультурных норм разделения мужских и женских обязанностей. Крах семейного производства коснулся прежде всего мужчин, урбанизация закрепила исчезновение тех видов домашнего труда, которые выполнялись мужчинами. Но за женщинами остались их прежние домашние роли, теснее всего связанные с функцией материнства. Отсюда доминирование матери в домашнем хозяйстве и в семье, дополняемое большим времяпрепровождением матери дома в связи со льготами, предоставляемыми матерям государством по уходу за детьми. Эти льготы породили своеобразную систему матриархата.

    Перекос семейного авторитета в сторону роли матери обусловлен также перевесом женских поколений над мужскими в первое послевоенное десятилетие. Распространение матерей-одиночек способствовало укреплению социального признания альтернативных семей с одним родителем, легитимности статуса матерей-одиночек.

    Таким образом, в течение нескольких десятилетий структура родительского авторитета, присущая расширенной семье, радикально трансформировалась, сузившись до семейного авторитета нуклеарной семьи, к тому же лишенного трудового сотрудничества родителей и детей обремененного необходимостью длительной опеки в связи с затягиванием периода социализации; наконец, зауженный авторитет семьи оказался раздроблен на два противоречащих друг другу авторитета отца и матери с усилением последнего.

    Вступая в общественную жизнь, ребенок становится членом множества самых различных малых групп, формальных и неформальных, членом различных коллективов. Это означает, что он должен усвоить групповые нормы, требования, правила, так как любая организованная группа характеризуется групповым поведением, групповыми интересами, групповыми целями и задачами.

    Кроме того, формальные и неформальные группы имеют ту или иную структуру, определенное разделение труда, групповые роли как системы взаимных прав и обязанностей, систему авторитетов (власти), групповых ожиданий, систему групповых поощрений и наказаний. Все это ребенок должен освоить и приспособиться к групповому поведению и групповой деятельности. Исходя из этого, главная задача семейной социализации и семейного воспитания состоит в том, чтобы развить у ребенка способности к кооперативной совместной, коллективной деятельности, так как в будущем вся его жизнь будет протекать в различных (самых разнообразных!) группах и коллективах.

    Задачи семейной социализации и воспитания заключаются в том, чтобы выработать у ребенка навыки н способности общей кооперативной (коллективной) деятельности с тем, чтобы он мог достаточно эффективно адаптироваться к жизнедеятельности различных групп.

    В этом плане социализация ребенка рассматривается как все усложняющийся и расширяющийся процесс социально- психологической адаптации к различным группам и коллективам.

    Социально-психологическая адаптация ребенка начинается буквально со дня его рождения: ребенок приспосабливается к матери, затем к отцу. Сфера адаптации ребенка постоянно расширяется в зависимости от интенсивности и частоты общения с ним: это могут быть старшие братья и сестры, бабушки, дедушки и другие члены семьи.

    По мере роста и развития ребенка он социально адаптируется к супружеским и семейным взаимоотношениям. В старшем дошкольном возрасте он (сначала – бессознательно!) начинает понимать принципы разделения труда в семье, семейные нормы, правила, права и обязанности членов семьи, систему власти и подчинения, наказаний и поощрений.

    Семья – естественная социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды кооперативной, совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха, досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Для ребенка семья является первичной естественной школой кооперативного, группового поведения, коллективного, совместного повседневного труда. И это основное и решающее, хотя процесс социализации и воспитания в семье может происходить сознательно и бессознательно, целенаправленно и стихийно. Главное и самое существенное заключается в том, что ребенок, адаптируясь к семье как к кооперативной, совместной деятельности, вырабатывает при этом навыки и способности кооперативного поведения, без которого он не сможет приспособиться ни к детскому саду, ни к школе. Более того, в семье он приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае – членов семьи). Нельзя забывать и того, что ребенок должен адаптироваться к сложнейшей системе семейных и родственных отношений, которые бывают чрезвычайно сложными. Процесс семейной социально-психологической адаптации является основополагающим первым жизненным опытом, опытом изначальным, но фундаментальным по своему смыслу, содержанию и значению.

    Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности стадии. Первая стадия – период активного становления индивида как общественного существа – занимает около трети жизни. На этой стадии осуществляется:

  4. элементарная или первичная социализация ребенка;
  5. нормативно-фрагментарная, маргинальная социализация подростка;
  6. концептуально-целостная, результирующая социализация молодежи периода перехода от юности к зрелости.

    Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе:

  7. в качестве трудоспособного члена общества;
  8. в связи с выходом на пенсию.

    Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях – отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового самообслуживания, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в «бремя». И, к сожалению, социальная проблема соотношения семейных и внесемейных (прежде всего профессиональных) ролей все чаще трактуется через перераспределение семейных ролей через разделение семейного бремени между мужем и женой.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ПОСЛЕДСТВИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ РАЗВОДОВ

     

    Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что и после их прекращения психологические аспекты последствий расставания не только сохраняются, но и выходят на первый план.

    Традиционно проблема развода в России анализировалась социологами и демографами, исследовавшими семьи на разных стадиях неблагополучного брака.

    По мнению отечественных социологов, основные условия, предопределяющие развод в современной России, — это урбанизация образа жизни, миграция населения, индустриализация страны, эмансипация женщин. Эти факторы снижают уровень социального контроля, делают жизнь людей в значительной степени анонимной, у них атрофируется чувство ответственности, устойчивой привязанности, взаимной заботы друг о друге. Но это лишь фон: каждый развод имеет собственные основные и сопутствующие причины и мотивы.

    Социологи указывают на сферы семейной жизни, которые считаются конфликтогенными для супругов:

  9. проблема стабильности;
  10. проблема рождаемости;
  11. проблема напряжения в сфере быта.

    Наиболее часто к распаду супружеских отношений приводят:

  12. Бытовые проблемы (жилищная неустроенность, неумение вести хозяйство, материальная необеспеченность, вынужденное раздельное проживание).
  13. Межличностные конфликты (утрата любви, привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, ревность, мнительность). Наиболее значительными причинами являются грубость и неуважение.

    3.    Внешние факторы (измена, новое чувство к другому человеку, вмешательство родителей или других лиц).

    Т.В. Шеляг выделяет четыре стадии дезорганизации
    семьи:

  • на первой происходит разрыв эмоциональной связи между супругами («эмоциональный развод»);
  • вторая стадия характеризуется разрывом физического (интимного) фактора;
  • на третьей стадии наблюдается «пробный развод» (фактически семья распалась, но юридического закрепления данного факта пока нет);
  • на последней стадии происходит юридический развод.

    Существует несколько теорий, объясняющих развод как

    социально-психологический феномен:

    Теория «толчка» — ситуационная трудность (измена, тяжелая болезнь, смерть одного из членов семьи, арест и пр.) приводит к распаду семьи. На практике эта теория подтверждается редко. Семью обычно нельзя разрушить одним «толчком». Развод — это процесс, и к нему тоже должна быть готовность.

    Другая концепция объясняет развод как «обратное развитие». Отношения супругов развиваются в следующем обязательном порядке: симпатия — любовь — сближение — охлаждение — раздражение — распад отношений. Сторонники такой теории считают, что эта цепочка отношений наблюдается в каждом браке. Исход зависит от поведения каждого супруга.

    Выделяют 4 фазы распада и дестабилизации эмоциональных отношений.

  1. Интра (внутренняя) — психическая. У одного (обычно более чувствительного) или обоих супругов появляется ощущение внутренней неудовлетворенности.
  2. Интер (между супругами). Партнеры обсуждают свои отношения, пробуют экспериментировать. Эта фаза отношений может длиться годами.

    3.    Социальная фаза — в процесс распада семьи вовлекаются другие люди (родственники, друзья). Факт распада должен стать всеобщим достоянием, «санкционироваться» другими людьми. Окружение должно перестать воспринимать супругов как пару.

    4.    Фаза отделки. Оба бывших супруга перерабатывают .полученный опыт внутри себя и остаются со своими пере-
    вживаниями, воспоминаниями.

    Типы реагирования на развод могут быть разными, это зависит от самого развода (его формы, глубины, длительности и пр.), от отношения к нему со стороны супругов, от имеющихся в наличии ресурсов (материальная и жилищная обеспеченность, здоровье, возраст и пр.).

    Стадии развода:

  • отрицания (ситуация развода воспринимается с выраженной защитой «ничего особенного не произошло», «так будет даже лучше»);
  • озлобленности (от душевной боли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру, манипулируют детьми);
  • переговоров
    (самая сложная стадия; предпринимаются попытки восстановить брак);
  • депрессии (снижается самооценка, появляется ощущение, что жизнь кончилась);
  • адаптации — приспособление к новым условиям жизни.

    Природа связей между людьми, вступающими в брак, изменилась в последние десятилетия. Политические и экономические перемены в России способствовали тому, что общественное мнение стало более лояльным к разным моделям совместной жизни и семьи, тем более к повторным бракам. Тем не менее ситуация развода представляет собой критическое острое переживание в жизни человека, которое не имеет одномоментного характера, а развивается в течение относительно продолжительного времени.

  • Развод как социальное явление имеет свои последствия для общества и личности, к главным из которых относятся:
  • снижение рождаемости;
  • ухудшение условий семейного воспитания;
  • падение работоспособности и производительности труда бывших супругов;
  • ухудшение показателей здоровья, увеличение заболеваемости и смертности;
  • рост алкоголизации;
  • увеличение суицидальных исходов;
  • увеличение риска психических заболеваний.

    Увеличение числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Обобщив результаты многих исследований, Черник отмечает, что разведенные мужчины и женщины временами скучают по своим бывшим мужьям или женам, испытывают тревогу, даже если были сами инициаторами развода и считали свой брак несчастливым. Развод немедленно тяжело сказывается и на моральном состоянии детей. Дошкольники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разводе своих родителей. Дети более старшего возраста выражают свое раздражение более непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течении года или двух лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя несчастными и одинокими в течении 5 лет после развода или еще дольше, даже если родитель, с которым они живут, снова вступает в брак.

    Разводы увеличивают количество неполных семей. В них создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака.

    Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей. Во-первых, вследствие разводов уменьшается продуктивный период в жизни женщины. Во-вторых, в случае неудачного первого брака может намного отодвинуться время первого деторождения (что нежелательно и с медицинской точки зрения) . В-третьих, неблагоприятные отношения в семье, предшествующие разводу, могут оказать отрицательное влияние на репродуктивные установки женщины, хотя в остальных случаях это влияние может быть нейтрализовано желанием женщины создать и укрепить новую семью.

    Развод оценивается как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается воспитание детей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: Учеб. М., 1996.
  2. Борисов В.А. Деградация института семьи // Семья в России. 1995. № 1 – 2.
  3. Зритнева Е.И. Социология семьи. –М.: Владос, 2006.
  4. Солодовников В.В. накануне развода // Социологические исследования. 1988. № 1.
  5. Сысенко В.А. разводы: динамика, мотивы, последствия // Социологические исследования. 1982. № 2.
  6. Черняк Е.М, Социология семьи: Учебное пособие. М., 2003.


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы