СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА

Оцените статью

033015 2110 1 СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППААктуальность темы исследования определяется тем, что изучение семьи и брака является одной из наиболее важных задач, стоящих перед социологией. В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит, или состояло, в браке. Брак относится к числу
социальных институтов, получивших очень широкое распространение, хотя в разных культурах формы брака и семьи (равно как и другие стороны общественной жизни) различаются весьма существенно. Что такое семья, ее отношения с другими родственниками, выбор супругов, связь между браком и сексуальностью — все это различается очень широко. В этой главе мы рассмотрим некоторые из этих различий и покажем, как они могут помочь в изучении особенностей семейной жизни, форм брака и развода в современном западном обществе. Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак.

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт.

Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.

Брак можно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. При заключении брака родители, братья, сестры и другие кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны.

Цель работы – провести анализ семьи и брака с точки зрения социологической науки.

Задачи исследования:

– рассмотреть понятие семьи как социального института и психологической группы;

– исследовать основные функции семьи;

– провести анализ механизмов социальной социализации и выявить ее значение;

– дать понятие брака в социологии и проанализировать брачное поведение индивидов в социологическом плане.

1.1. Семья как важнейший структурный элемент общества

 

Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты «Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство.

Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.

Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…»

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.

Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:

1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;

2) путем изучения семьи в различных социальных условиях.

У истоков первого направления стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен
, автор работы «Материнское право», где он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов («гетеризма») к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина – с несколькими мужчинами.

Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую.

В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных.

Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже – в СССР и странах восточной Европы.

В социологии семьи и брака сделано немало. Отмечается значительное продвижение в разработке теории, ее понятийно-категориального аппарата, практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики в сфере брачно-семейных отношений, имеются плодотворные подходы к исследованию семьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал. При должной систематизации и дополнениях разработанные концепции, утверждения, полученные выводы могли бы придать фундаментальность и укрепить целостность специальной социологической теории семьи и брака.

1.2. Семья – социальное образование

 

Семья – столь многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и, шире, социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и истребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью» [4].

Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.

Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.

На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.

Четвертая стадия – стадия одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.

Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую– брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте – в начале это молодая пара, а теперь она состарилась.

Выделяют два главных типа семьи – расширенную (или многопоколенную), она же называется
традиционной (классической), и современную нуклеарную
(двухпоколенную) семью.

Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется
расширенной. Она расширяется за счет 3– 4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).

По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и
эквалитарную
(оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Также современные семьи различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д.

 

1.3. Основные функции семьи

 

Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением
как
масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу.

Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:

  1. Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений
  2. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
  3. Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.
  4. Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.
  5. Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
  6. Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности.
  7. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи.
  8. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга..
  9. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
  10. Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
  11. Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
  12. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

    Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабушка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

    Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом.

    Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи – персоналитарную (от лат. persona — особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе.

     

     

    1.4. Семейная социализация и ее значение

     

    Социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация длится всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Именно семья является первичным источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает возможность сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности.

    В XX веке уменьшение воспитательной роли семьи обнаружилось в индустриальных, развитых странах в связи с кризисом семьи и семейного образа жизни в ходе определенных процессов:

  13. процесс нуклеаризации – разъединения поколений в семье, распространения нуклеарной, двухпоколенной семьи, которая состоит из родителей и детей, при взрослении которых происходит их отдаление от родителей;
  14. процесс конъюгализации – сведения единства семейной жизнедеятельности, единства «родства – родительства – супружества» к супружескому партнерству и сексу, то есть к таким отношениям, которые предполагают минимизацию родственно-родительских связей;
  15. процесс индивидуализации – смещение центра общения с совместного супружества на формы внесемейного и внесупружеского образа жизни.

    Во второй половине XX столетия система факторов, связанных с «модернизацией» индустриально развитых стран, привела к ряду негативных тенденций, свидетельствующих о глубоком кризисе института семьи. Социальный порядок устранил ценностные опоры семейного родительства, погасив стремления семьи к обзаведению несколькими детьми.

    Процессы семейного кризиса наблюдались в России с конца 60-х годов. Они наблюдаются и до сих пор. Рассматривая воспитательную роль семьи в России нельзя не учитывать общемировые тенденции ослабления института семьи. Но, анализ воспитательного воздействия российской семьи на новые поколения осложняется действием специфических факторов.

    Ускоренная урбанизация и индустриализация Российской Федерации привели к резкой деформации структуры семьи, к смене трехпоколенной сельской семьи семьей городской двухпоколенной. При этом ключевое значение имела поддерживаемая государством передача социализирующих функций семьи специализированным институтам воспитания и образования (детским дошкольным учреждениям, школам, интернатам и т.д.).

    Единый прежде семейный авторитет распался на ряд противоречащих друг другу «социализационных авторитетов», подвергся многоступенчатому расщеплению. В связи с этим создался постоянный источник конфликтной социализации молодежи, находящий разнообразные формы в соответствии с историческим временем и меняющимися условиями жизни. Проявление этой конфликтности можно увидеть в несогласованности воспитательных действий — от нарушения социокультурного поведения до социальной патологии (бегство от своего Я, суицид, насилие, правонарушения). Криминальные формы конфликтной социализации принуждают к созданию учреждений повторной, принудительно социализации несовершеннолетних.

    Все ныне известные заменители семейного воспитания являются целевыми, специализирующимися на целях воспитания детей. Вокруг этих целей выстраивается функционирование организаций с определенным уставом, штатом, что неизбежно приводит к появлению неформальных структур, которые противостоят формальной (в армии – «старики» и «салаги»).

    Семейная социализация лишена этого противоборства формальных и неформальных структур, так как семья не является целевой формальной организацией и внутрисемейные роли включают в себя определенные права и обязанности по домохозяйству и семейному производству.

    Расщепление семейного авторитета обнаружилось первоначально в распаде расширенной семьи на ряд нуклеарных семей и при расколе авторитета главы расширенной семьи на ряд авторитетов глав нуклеарных семей. Миграция из деревень в города, в городские коммунальные квартиры способствовала разъединению взрослых детей и их родителей. Это способствовало нарушению семейной преемственности поколений, отдалению, изоляции новых поколений от старших.

    Урбанизация страны способствовала закреплению этой тенденции, новые города и поселки возникали вокруг строящихся заводов и комбинатов. Жилищная стесненность нарушила семейно-родственные связи, оставляя нуклеарную семью в окружении «чужих» людей. Это резко контрастирует с интенсивностью семейно-родственных и соседских контактов на селе, где все знают друг друга. Город, приучая людей к постоянным контактам в транспорте, магазине, создает фон отчуждения людей друг от друга, феномен отсутствия людей при их соприкосновении. Эта городская особенность психологически весьма опасна как основа и для криминального поведения. Только социально-психологические особенности семьи позволяют сформировать у личности способности переключения с кода обезличенного взаимодействия на код личностного общения без каких-либо отклонений от общепринятых норм. Раскол семейного авторитета, особенно резкий в городских семьях, усугубляет для подрастающих поколений тенденцию к девиантности поведения среди «чужих».

    Раскол семейного авторитета происходит также при разрушении семейного производства как арены совместной деятельности родителей и детей, как арены трудового воспитания и формирования семейных династий по профессиональной их ориентации. В семейном домопроизводстве никто не чувствует себя батраком, наемником, а семейный авторитет родителей укрепляется благодаря их профессиональному мастерству, передаваемому в процессе обучения. Отсутствие у семьи общесемейного дела лишает членов семьи чувства хозяина своей жизни, самоуважения и достоинства. Только родители, имеющие свободные профессии, занимающиеся творчеством в стенах дома, способны передать по наследству свои профессиональные знания, навыки – только немногие в условиях капиталистического наемничества способны создавать семейные династии артистов, художников, писателей, музыкантов. Эти немногочисленные исключения подтверждают огромное значение совместного общесемейного дела родителей и детей как ведущего фактора полноценной социализации потомства и поддержания высокой планки семейного авторитета.

    Еще один момент, связанный с нарушением семейного производства капиталистической индустриализацией – удлинение периода социализации. Многие считают социализацию молодежи до 25 лет признаком прогресса, в связи с этим трудовое воспитание детей встречается в штыки, объявляется эксплуатацией детей. Здесь корни запретов труда несовершеннолетних даже вместе с родителями, поскольку труд изначально мыслится внесемейным и является таковым. В результате родителям оставляется возможность проявить себя в качестве воспитателей не в серьезном деле, а во время отдыха, туризма. Затягивание учебы и ученичества без настоящего труда ставит подростков в положение недовзрослых, социально не признаваемых взрослыми людей. Отсрочка социального признания резко противостоит процессу акселерации – ускоренного развития физического и полового воспитания. Отсюда идет нагромождение острых социальных проблем материнства несовершеннолетних, сексуальной вседозволенности, групповой секс. Ранние браки как попытка приобретения статуса социализированной взрослости в период затянувшегося ученичества и, как следствие, – рост разводимости из-за социальной неготовности к родительским ролям – все это следствие разрыва между социальной и физической зрелостью, удлинения социализационного периода в связи с развалом семейного авторитета по причине краха семейного производства.

    Индустриализация и вовлечение женщин в систему государственного производства ведут к еще одной разновидности дробления семейного авторитета. Занятость женщин-матерей вне дома ставит матерей и отцов в положение конкурентов. Взамен взаимно дополняющих друг друга ролей матери и отца в системе семейного производства, взамен единства родительского авторитета и единства родительского влияния на детей и подростков, занятость женщин, понижающая уровень оплаты труда мужчин, привела к конкуренции мужей и жен на рынке труда. Подобная конфликтность не могла не сказаться и на семейных отношениях отцов и матерей, что и является причиной роста разводов. Общий семейный авторитет был раздроблен на два родительских авторитета, находящихся в противостоянии. Более того, произошло снижение авторитета отца, и усиление авторитета матери.

    Вовлечение женщин в производство происходило в условиях существования социокультурных норм разделения мужских и женских обязанностей. Крах семейного производства коснулся прежде всего мужчин, урбанизация закрепила исчезновение тех видов домашнего труда, которые выполнялись мужчинами. Но за женщинами остались их прежние домашние роли, теснее всего связанные с функцией материнства. Отсюда доминирование матери в домашнем хозяйстве и в семье, дополняемое большим времяпрепровождением матери дома в связи со льготами, предоставляемыми матерям государством по уходу за детьми. Эти льготы породили своеобразную систему матриархата.

    Перекос семейного авторитета в сторону роли матери обусловлен также перевесом женских поколений над мужскими в первое послевоенное десятилетие. Распространение матерей-одиночек способствовало укреплению социального признания альтернативных семей с одним родителем, легитимности статуса матерей-одиночек.

    Таким образом, в течение нескольких десятилетий структура родительского авторитета, присущая расширенной семье, радикально трансформировалась, сузившись до семейного авторитета нуклеарной семьи, к тому же лишенного трудового сотрудничества родителей и детей обремененного необходимостью длительной опеки в связи с затягиванием периода социализации; наконец, зауженный авторитет семьи оказался раздроблен на два противоречащих друг другу авторитета отца и матери с усилением последнего.

    Вступая в общественную жизнь, ребенок становится членом множества самых различных малых групп, формальных и неформальных, членом различных коллективов. Это означает, что он должен усвоить групповые нормы, требования, правила, так как любая организованная группа характеризуется групповым поведением, групповыми интересами, групповыми целями и задачами.

    Кроме того, формальные и неформальные группы имеют ту или иную структуру, определенное разделение труда, групповые роли как системы взаимных прав и обязанностей, систему авторитетов (власти), групповых ожиданий, систему групповых поощрений и наказаний. Все это ребенок должен освоить и приспособиться к групповому поведению и групповой деятельности. Исходя из этого, главная задача семейной социализации и семейного воспитания состоит в том, чтобы развить у ребенка способности к кооперативной совместной, коллективной деятельности, так как в будущем вся его жизнь будет протекать в различных (самых разнообразных!) группах и коллективах.

    Задачи семейной социализации и воспитания заключаются в том, чтобы выработать у ребенка навыки и способности общей кооперативной (коллективной) деятельности с тем, чтобы он мог достаточно эффективно адаптироваться к жизнедеятельности различных групп.

    В этом плане социализация ребенка рассматривается как все усложняющийся и расширяющийся процесс социально- психологической адаптации к различным группам и коллективам.

    Социально-психологическая адаптация ребенка начинается буквально со дня его рождения: ребенок приспосабливается к матери, затем к отцу. Сфера адаптации ребенка постоянно расширяется в зависимости от интенсивности и частоты общения с ним: это могут быть старшие братья и сестры, бабушки, дедушки и другие члены семьи.

    По мере роста и развития ребенка он социально адаптируется к супружеским и семейным взаимоотношениям. В старшем дошкольном возрасте он (сначала – бессознательно!) начинает понимать принципы разделения труда в семье, семейные нормы, правила, права и обязанности членов семьи, систему власти и подчинения, наказаний и поощрений.

    Семья – естественная социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды кооперативной, совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха, досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Для ребенка семья является первичной естественной школой кооперативного, группового поведения, коллективного, совместного повседневного труда. И это основное и решающее, хотя процесс социализации и воспитания в семье может происходить сознательно и бессознательно, целенаправленно и стихийно. Главное и самое существенное заключается в том, что ребенок, адаптируясь к семье как к кооперативной, совместной деятельности, вырабатывает при этом навыки и способности кооперативного поведения, без которого он не сможет приспособиться ни к детскому саду, ни к школе. Более того, в семье он приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае – членов семьи). Нельзя забывать и того, что ребенок должен адаптироваться к сложнейшей системе семейных и родственных отношений, которые бывают чрезвычайно сложными. Процесс семейной социально-психологической адаптации является основополагающим первым жизненным опытом, опытом изначальным, но фундаментальным по своему смыслу, содержанию и значению.

    Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности стадии. Первая стадия – период активного становления индивида как общественного существа – занимает около трети жизни. На этой стадии осуществляется:

    1. элементарная или первичная социализация ребенка;
    2. нормативно-фрагментарная, маргинальная социализация подростка;
  16. концептуально-целостная, результирующая социализация молодежи периода перехода от юности к зрелости.

    Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе:

    1. в качестве трудоспособного члена общества;
    2. в связи с выходом на пенсию.

    Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях – отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового самообслуживания, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в «бремя». И, к сожалению, социальная проблема соотношения семейных и внесемейных (прежде всего профессиональных) ролей все чаще трактуется через перераспределение семейных ролей через разделение семейного бремени между мужем и женой.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ПОНЯТИЕ БРАКА В СОЦИОЛОГИИ

     

    2.1. Определение понятия брака и брачное состояние

        

    Брак – это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям [1].

    Первой формой общественного регулирования половых отношений считается, дуально-родовой, или групповой брак, характерный для ранней стадии первобытного общества. Групповой брак был отношением между родами (а не между лицами). Всякие половые связи внутри рода были строжайше запрещены (экзогамия), то есть групповой брак выражался в том, что муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хозяйственно-бытовому коллективу.

    В дальнейшем групповой брак между членами разных родов сузился до лиц, принадлежавших одному поколению, и затем постепенно сменился парным браком. Вначале при парном браке супруги, вероятно, жили отдельно, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный брак), а позже жена — в род мужа (патрилокальный брак), имущество было раздельным, сохранялись пережитки группового брака.

    Переход к земледелию и скотоводству повысил хозяйственную роль мужчины, в результате чего парный брак упрочивается, даёт начало моногамному браку, укрепляющему целостность семьи. В ходе исторического развития основной формой брака становится именно моногамия; у ряда народов она сочетается с полигамией, однако распространение последней сокращается.

    Заключение браков и выбор брачного партнёра происходит под определяющим влиянием социальных и экономических факторов.

    В рабовладельческих государствах брак был признан лишь для свободных граждан; резко осуждались брачные связи свободных с рабынями.

    В феодальных обществах господствовали гомогамные браки, особенно среди правящих классов или сословий. Браки между крепостными обычно заключались по воле помещика. Усиление социальной и особенно экономической функции семьи приводит к усложнению порядка заключения брака, которому предшествует договорённость о его материальных условиях (выкуп, приданое). Ответственность и инициатива при заключении брака, а также выбор брачного партнёра становятся функциями главы семьи.

    Развитие индустриального общества, сопровождающееся ростом образования и втягиванием женщины в общественное производство, приводит к новому изменению брака:

  17. процесс секуляризации (освобождение от церковного влияния в общественной деятельности) приводит к постепенной замене церковного
    брака гражданским браком;
  18. заключение брака упрощается, облегчается процедура развода;
  19. рост общего и специального образования повышает брачный возраст. Растет число мужчин и женщин, не вступающих в брак; увеличивается число добрачных связей и незаконнорождённых детей [2].

    В России, с 1939 по 1959гг., наблюдалось заметное повышение среднего возраста вступления в брак, что выразилось, прежде всего, в снижении доли состоящих в браке мужчин и женщин в возрасте от 18 до 24 лет. Этот процесс в значительной мере был вызван:

  • продлением сроков обучения;
  • резким увеличением доли студентов и других учащихся среди лиц этих возрастов;
  • существенным увеличением удельного веса городских жителей, которые, как правило, вступают в брак в более старших возрастах, чем сельское население [3].

Но уже в 60-е годы этот возраст начал снижаться. Вероятно, заметное воздействие на этот процесс оказала акселерация умственного и физического развития молодёжи, либерализация половой морали, которая связанна с более широким распространением добрачных связей, приводящих в условиях низкой культуры контрацепции к незапланированной беременности у незамужних женщин, что ведёт к рождению детей в условиях стимулированного брака.

Эволюция брака и семьи вызывает ряд явлений, таких, как рост частоты разводов, снижение рождаемости ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения, и т.п.

Заключение брака – один из основных параметров брачности, а прекращение брак – разводимости и овдовения. В демографии каждый такой факт рассматривается как демографическое событие и как изменение брачного состояния, а последовательность таких фактов в поколении — как демографический процесс.

По российскому праву брак регламентируется кодексом о браке и семье. Юридические последствия вызывает лишь брак, зарегистрированный в предусмотренном законом порядке (в отличие от фактического брака, церковного брака). Большое значение при заключении брака имеет решение вопроса о режиме имущества будущих супругов — общности или раздельности семейного имущества (в ряде стран предусматривается заключение специального брачного договора или брачного контракта).

Брачное состояние – это положение лица по отношению к институту брака, определяемое в соответствии с обычаями и правовыми нормами страны. Различают не состоящих в браке и состоящих в браке. В условиях моногамного брака не состоящие в браке делятся на никогда не состоявших в браке, вдовых и разведённых. Перечисленные категории брачного состояния считаются основными и выделяются в большинстве разработок статистических данных. При браке, разводе, овдовении происходит переход лица из одной категории брачного состояния в другую, совокупность таких переходов есть процесс воспроизводства брачной структуры населения, которое в демографии рассматривается как составная часть воспроизводства населения [4].

Учёт распределения населения по категориям брачного состояния необходим при изучении брачности, прекращения брака, формирования и развития семьи, а также процессов рождаемости и смертности. Брачное состояние лица определяется при переписи или обследовании населения обычно по принципу самоопределения (т.е. со слов опрашиваемых) и не всегда совпадает с тем, что записано в документах, а это приводит к неполной сопоставимости данных из различных источников.

 

2.2. «Брачный рынок», брачный круг, брачный выбор и брачность

 

Для понимания термина брачности необходимо иметь представления о таких понятиях, как «брачный рынок», брачный круг, брачный выбор (так как от их наличия и формирования зависит брачность.)

«Брачный рынок» — это термин, применяемый для условного обозначения системы соотношений численностей различных групп бракоспособного населения. Ситуация на «брачном рынке» зависит от числа потенциальных брачных партнёров в населении в данной территории, его возрастной – половой структуры. В связи с тем, что традиции и социокультурные нормы предостерегают, что жена, как правило должна быть моложе мужа, ситуация на «брачном рынке» определяется соотношением числа молодых, не состоящих в браке женщин и не женатых мужчин несколько более старшего возраста. Неблагоприятная ситуация вызывается диспропорцией численности полов, возникающей в результате военных потерь или резких изменений уровня рождаемости, а так же несбалансированных по полу массовых миграций [1].

Перепись 1959 г. зафиксировала резкие нарушения численности бракоспособных контингентов. Массовая гибель в Великой Отечественной войне в возрастах старше 35-ти лет и частично 30 – 34-ёх лет уменьшило вероятность вступления в брак для женщин, не вступивших в него до войны или потерявших на ней мужей, и, наоборот, повысило её для соответствующих поколений мужчин. Для сельского населения диспропорция численности бракоспособных контингентов усугублялась миграцией мужчин из сёл в города, развернувшейся с конца 1940-х гг.

Перепись 1989 г. зафиксировала неблагоприятную ситуацию на «брачном рынке» для сельский мужчин и городских женщин, вызванную интенсивной женской миграцией из сёл в города в 1960-е гг. Нарушение соотношения численности полов на «брачном рынке» также может быть характерно для определённой территории и носить локальный характер. Так, например, из-за неравномерности распределения рабочих мест возникают мужские и женские города.

Неблагоприятная ситуация на «брачном рынке» влияет на процессы как брачности, так и разводимости.

Брачный круг- это совокупность возможных брачных партнёров. Брачный круг определяется системой норм общества, а также социально-экономическим положением партнёров, особенностями их личностных качеств. Система общения, определяющая брачный круг, может включать кроме индивидуальных межличностных контактов также подбор брачных пар. В условиях моногамного брака в брачные круги не входят лица, состоящие в браке, однако при свободе развода некоторая часть супружеских пар подбирается из числа лиц данной категории брачного состояния. В качестве потенциальных брачных партнёров не могут рассматриваться лица, брак с которыми запрещён законами или обычаями. В некоторых обществах брачный круг ограничен социальными, национальными, кастовыми, религиозными барьерами; их ликвидация способствует расширению брачного круга. Определяющее влияние на изменение границ и состава брачного круга оказывает возраст данного лица [5].

На формирование брачного круга, его динамику и состав значительно влияет ситуация на «брачном рынке». Диспропорция численности бракоспособных лиц в населении приводит к сужению брачного круга лиц одного пола, имеющих численный перевес (в этих условиях брачное состояние пополняется за счёт лиц, которые прежде не рассматривались в качестве потенциальных брачных партнёров, т.е. брачные предпочтения ослабевают), и соответствует расширению брачного круга лиц другого пола.

Брачный выбор — это выбор брачного партнёра в рамках данного брачного круга. На брачный выбор влияют социальные, экономические, культурные, психологические и антропологические критерии, при этом значение каждого из них изменяется во времени. В традиционных обществах с их сословными границами доминирующее значение имело социальное положение семьи будущего партнёра. В последствии на первый план выдвигаются экономические факторы. Лишь в рамках одного круга социально и экономически приемлемых партнёров допускается выбор по другим признакам и проявляется влияние антропологических (возраст, внешние данные), психологических (взаимная симпатия) и тому подобных факторов. В современном обществе (когда в значительной мере утрачивают значение социальные, экономические, этнические и религиозные барьеры) на первое место выступают психологические, культурные и антропологические критерии выбора. Сила влияния отдельных факторов на брачный выбор измеряется индексами брачности. Изучение закономерностей брачного выбора необходимо для прогнозирования «удачности» брака, его прочности, а также для практической деятельности различных служб семьи.

Охарактеризовав понятия «брачного рынка», брачного круга и брачного выбора можно перейти к рассмотрению понятия брачности.

Брачность:

  • это процесс образования брачных (супружеских) пар в населении; включает вступление в первый и повторные браки. В сочетании с процессами овдовения и разводимости брак определяет воспроизводство брачной структуры населения;
  • это социально-демографический процесс, который обусловливается и регулируется социально-культурными нормами, имеет юридические, социальные, экономические и др. аспекты [4].

    Демографическое значение брачности:

  1. тесно связана с воспроизводством населения;
  2. важнейший демографический фактор рождаемости, формирования семьи и изменения семейной структуры населения.

    Основные количественные характеристики процесса брачности:

  3. доля лиц в каждом поколении когда-либо вступавших в брак или доля не вступавших (безбрачие);
  4. возраст вступления в первый брак;
  5. доля лиц, вступавших в повторный брак после развода и после овдовения (степень компенсации разводимости и овдовения);
  6. интервал между разводом (овдовением) и повторным браком.

    Среди измерителей процесса брачности наиболее распространены коэффициенты брачности, показывающие интенсивность вступления в брак во всём населении (общие коэффициент брачности) и в отдельных группах бракоспособного населения (специальные коэффициенты брачности), а также характеристики брачной структуры населения в определённый момент времени. Эти показатели описывают брачность лишь косвенно; прямое измерение возможно с помощью таблиц брачности. Комплексно все процессы формирования и прекращения браков отражаются в воспроизводстве брачной структуры населения.

    На уровень брачности влияют:

  7. господствующие ценности данного общества;
  8. юридические факторы (особенно закрепление в правовых нормах установленного в данном обществе минимального брачного возраста, который в законодательстве различных стран колеблется от 12 – 14 до 21 – 22 лет)
  9. допустимость разводов и их процессуальная сложность.
  10. религиозные нормы. Например, серьёзные последствия может иметь целибат (обязательство безбрачие католического духовенства), степень его распространённости [2].

    Источниками информации о брачности служат: результаты статистической обработки записей актов гражданского состояния, данные переписей населения и специальные обследований.

    Первоначально система показателей брачности в значительной мере основывалась на совместном использовании различных статистических источников, которые по европейским странам были сопоставимы. По мере расширения информации о брачности в странах с другими социальными и культурными нормами анализ брачности всё больше ориентируется на показатели, использующие один источник — преимущественно переписи и обследования. Социально-культурные различия между странами, а иногда и внутри одной страны между группами населения затрудняют сравнения.

     

    2.3. Брачное поведение

     

    Брачное поведение — это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе» [2].

    Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны:

    пространство возможных выборов.

    Здесь все культуры различаются по тому, допускаются или нет в них повторные браки. Если повторные браки допускаются, если допускается «серийная моногамия», то совокупность, из которой производится отбор брачного партнера, является предельно широкой и включает в себя как не состоящих, так и состоящих в браке.

    Правилом здесь является то, что человек постоянно доступен для брака, независимо от того, состоит он в браке или нет. Как пишет американский социолог Б. Фарбер, «каждый человек, по крайней мере, теоретически, всегда является потенциальным супругом для всех других лиц противоположного пола. Здесь важно то, что состояние в браке ничуть не ограничивает человека в том смысле, что он продолжает оставаться возможным супругом в позднейших браках»

    Напротив, в культурах, где повторные браки не допускаются, в культурах традиционной, жесткой моногамии, пространство возможных выборов не включает в себя тех, кто уже состоит в браке. Человек вступает в это пространство по достижении установленного обычаем или законом брачного возраста и покидает его, вступив в брак.

    В обществе европейского, западного типа, историческая тенденция состоит в переходе от строгой моногамии, когда вступление в повторный брак даже в случае овдовения было затруднено (особенно для женщин), к моногамии серийной, когда повторные браки становятся обычным делом.

    Например, в России в 1991 г. для четверти как мужчин, так и женщин, вступивших в брак, этот брак был повторным, причем из общего числа вступивших в повторный брак мужчин 88% сделали это после развода (для женщин аналогичная доля равняется 83%). Еще выше доля вступающих в повторный брак в Москве: в том же 1991 г. брак был повторным для 36,4% мужчин и для 32,1% женщин, причем на долю после разводных приходилось 90% повторных браков мужчин и 88% повторных браков женщин. Аналогичные данные можно привести и по США. В этой стране в середине 80-х гг. около 46% всех заключаемых браков были повторными, по крайней мере, для одного партнера [7].

    степень свободы индивидуального выбора.

    Что касается степени свободы индивидуального выбора, в этом отношении, между различными обществами также существуют большие отличия. В некоторых культурах, а в прошлом практически повсюду преобладают браки, организуемые родителями или другими родственниками, под чьей опекой находятся молодые люди. В других доминирует «свободный» выбор, когда основными его «агентами» являются сами вступающие в брак. Однако в любом случае вступление в брак, выбор брачного партнера не являются произвольными. Они подчиняются действию определенных факторов культурного, социального, психологического и даже отчасти социально-биологического характера.

    Факторы брачного выбора:

    Наиболее широкими и одновременно действующими наиболее мощным образом являются культурологические факторы:

    Важнейшим из них является так называемое правило эндогамии — эгзогамии. Этот термин обычно применяется в этнологии для описания того, как происходит брачный выбор между родами одного племени. Его функциональная роль состоит в ограничении поля возможных выборов брачного партнера, в исключении из него тех, кто не может быть брачным партнером.

    В современных условиях употребление этого термина может быть, разумеется, только условным и весьма ограниченным. При этом правило эндогамии следует понимать как предписание (принуждение) выбирать себе брачного партнера из своей собственной этнической группы, но из разных кланов (если они есть). Правило эндогамии в современных культурах, в которых его действие вообще является более слабым, оно к тому же практически снимается в случаях, если вступающему в брак более 30 лет, или если брак — повторный. В крупных городах правило эндогамии практически не действует. Его действие также резко ослабевает на территориях со смешанным по этническому составу населением, где контакты и общение между представителями различных национальностей являются более частыми и интенсивными.

    Правило же экзогамии запрещает брак внутри собственной семейной группы, т.е. направлено на предотвращение браков между близкими родственниками. Это правило обладает универсальным и жестким действием, подкрепляясь в ряде случаев правовыми нормами, прямо запрещающими брак внутри одного клана.

    К социологическим факторам брачного выбора относятся гомогамия и близость (соседство):

    Гомогамия:

    Термин гомогамия обычно употребляется для обозначения тенденции заключения браков между людьми, обладающими некоторыми общими или сходными характеристиками — социальными, психологическими, физическими и т.д. Противоположная тенденция обозначается термином гетерогамия.

    Необходимо обратить внимание на то, что понятия эндогамия и гомогамия зачастую сближаются. Однако между ними есть разница, которая заключается в том, что перенесенный в социологию семьи термин эндогамия обозначает, по сути, некое социокультурное принуждение, заставляющее индивида действовать в брачном выборе определенным образом. Термин же гомогамия (соответственно и гетерогамия) является чисто социологическим (хотя им также пользуются и этнологи), означающим, что браки между индивидами со сходными индивидуальными характеристиками являются более вероятными, чем браки между индивидами, чьи характеристики сильно отличаются друг от друга.

    Социологические теории, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выбора брачного партнера, утверждают, что важнейшими характеристиками в этом отношении являются: возраст, этническая принадлежность, социальный статус, образование, уровень интеллекта, внешность, совместимость внутренних часов (т.е. так называемые совы и жаворонки).

    При этом наибольшей является роль:

    а) этнической принадлежности: о роли этнической принадлежности можно сказать, что помимо действия правила эндогамии (в том, что касается этнической принадлежности), действуют и чисто социологические факторы, прежде всего степень этнической однородности той или другой территории.

    б) роль возраста в брачном отборе: его роль подтверждается многочисленными статистическими и социологическими данными. При этом роль возраста несколько специфична, поскольку в этом случае более вероятным является не совпадение (равенство) возрастов партнеров, а небольшое превышение возраста партнера мужского пола.

    в) роль образования: роль образования как фактора брачного отбора столь же велика. Вероятность вступления в предбрачные, а затем и в брачные отношения у людей с одинаковым или близким образованием выше.

    Коэффициент брачной ассоциации по образованию показывает, во сколько раз та или иная комбинация уровней образования мужей и жен имеет большую или меньшую вероятность по сравнению с ситуацией, когда все потенциальные женихи и невесты имеют равные шансы вступить в брак друг с другом.

    В целом, если брать эти три характеристики (возраст, образование и социальное происхождение), то в процессе брачного выбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием и принадлежащих к относительно более низкой социальной группе (противоположная тенденция для женщин). Эта тенденция называется брачный градиент.

    В обществах с сильно дифференцированной социальной структурой брачный градиент может вызывать «переизбыток незамужних женщин старших возрастов, блестяще образованных, профессионально занятых, не имеющих возможности найти себе брачного партнера из-за завышенных притязаний относительно статуса и образования». Подобное, впрочем, можно наблюдать и у нас, когда многие высокообразованные женщины вынуждены оставаться одинокими из-за того, что не могут найти себе «подходящего» жениха. Отсюда, вытекает и существование «второго пика» внебрачной рождаемости: потеряв надежду выйти замуж, такие женщины «сознательно» выбирают дорогу одинокого материнства.

    Правило гомогамии действует и в отношении некоторых других личностных характеристик. Среди них чаще всего называют ум (интеллект), физическую привлекательность, а также брачный статус и ценностные ориентации, включая политические взгляды, религиозные убеждения и т. д.

    Близость:

    Другим важнейшим социологическим фактором брачного отбора, наряду с гомогамией, является близость (соседство). Под близостью понимается пространственная, территориальная близость, проживание по соседству, а также работа в одной и той же организации или учеба в одном и том же учебном заведении. Роль близости связана с тем, что соседство, совместная работа или совместная учеба повышают вероятность встречи с партнером, который к тому же, с большей вероятностью будет иметь сходство и по другим личностным и социальным характеристикам, включая сходство ценностей, интересов.

    Еще в начале 30-х гг. американский социолог Джеймс Боссард на материале 5000 браков, заключенных в г. Филадельфия, показал действие фактора близости. Согласно его данным, из этого числа брачных пар почти 17% проживали в одном и том же квартале Филадельфии, свыше 33%, — в пяти ближайших кварталах и половина — в двадцати ближайших кварталах [7].

    Отечественные исследования не позволяют дать информацию, сопоставимую с данными Дж. Боссарда. Однако действие фактора близости прослеживается и в результатах, полученных и у нас в стране. В частности, по данным Г.В. Жирновой, в 70-е гг. в городах Центральной России примерно треть опрошенных ею брачных пар познакомились друг с другом на работе или в учебных заведениях, местом знакомств остальных были или места общественного отдыха и культурно-массовых развлечений, или то, что называется «в гостях» [7].

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    1. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

    Говоря о создании государством необходимых условий для развития семьи, важно определить главные функции и обязанности государства по отношению к семье: охрана семьи, защита от необоснованного вмешательства в ее дела.

    В современных условиях охрана семьи возводится в ранг государственной политики через гарантированное право на труд каждого человека, каждой семьи. Эффективное использование трудового потенциала молодых семей один из важнейших путей современного этапа социальной политики государства. Именно подрастающее поколение практически единственный источник в государстве пополнения рабочей силы.

    Не менее важным направлением укрепления семьи есть государственные меры, непосредственно направленные на стимулирование рождаемости, охраны материнства и детства, на сохранение здоровой семьи. Цель и целесообразность демографической политики состоит в том, чтобы пропорционально сочетать в семье воспроизводство, рождение детей и собственную жизнь родителей, учитывая социальные качества и гармоничное развитие личностей родителей и детей.

    2. Брачное поведение — это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности (пространства) возможных выборов брачного партнера так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».

    Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны как пространство возможных выборов, так и степень свободы индивидуального выбора.

    3. Подводя итог вышесказанному, отметим, что перспективы брачных отношений напрямую зависят от ресурса семьи, от умения справляться с кризисными периодами, которые возникают при переходе семьи с одного этапа развития на другой, от успешности выполнения задач, стоящих перед супругами на каждом из этих этапах и много другого.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  11. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2000.
  12. Афанасьева Т.М. Семья. М., 1985.
  13. Бедный М.С. Семья–здоровье–общество, М., 1986.
  14. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология / Под ред. Ю.Г. Волкова. М., 2006ю
  15. Гаспорян Ю.А. Семья на пороге 21 века: социологические проблемы. Спб., 2000.
  16. Зритнева Е.И. Социология семьи. М., 2006.
  17. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М., 2004.
  18. Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М. В. Прокопова. М., 2001.
  19. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2004.
  20. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М., 1978.
  21. Черняк Е.М, Социология семьи: Учебное пособие. М., 2003.


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы