Система правового регулирования деятельности социального работника

Оцените статью

033115 1344 1 Система правового регулирования деятельности социального работника Социальная работа — функциональное выражение социально-политической и социально-правовой ответственности государства и общества перед населением. Такая ответственность имеет глубокие исторические корни. Еще в догосударственном древнем общественном самоуправлении первобытное сообщество подходило к пониманию необходимости содержать нетрудоспособных, детей, помогать друг другу. В Древней Греции афинский архонт Солон (VI в. до н.э.) освободил бедноту от государственных налогов. Римские правители античного времени бесплатно предоставляли плебсу «хлеб и зрелища». Российские государи, легитимируя свое правление, возводили «милосердие» и «заботу о народе» в ранг важнейших идейных оснований своего правления.

И все же общества прошли долгий путь противоречивого феодального, либерального капиталистического развития с ужасами социальных провалов, прежде чем законодательно были закреплены основы социальной политики и социальной работы, на которые повлиял ряд факторов. Во-первых, последствия многочисленных войн XX в. с их массовыми лишениями, миграциями, увечьями приводили к запуску компенсационных социальных механизмов. Во-вторых, нельзя недооценивав вызов, который бросил миру реальный социализм, попытавшийся впервые обеспечить в массовом порядке такие социальные права, как право на труд, социальные права женщин и детей, бесплатные образование и медицинское обслуживание, бесплатное очередное предоставление жилья. В-третьих, правление социал-демократических правительств в Швеции, Норвегии, Дании, Великобритании, ФРГ и других странах. В-четвертых, в условиях НТР и коммерциализации расширяется сфера действия социальных рисков и растет их число (риски производственные, публичные, физические, миграционные, экологические), что при высокой активности профсоюзов, левых движений, гражданских инициатив привело к социально-правовому закреплению гарантий от последствий таких рисков в социальном законодательстве.

Возникают и утверждаются социальные государства: наряду с социалистическими государствами с их редистрибутивным (перераспределительным) обеспечением социальных прав «сверху» развиваются также правовые социальные государства на рыночной основе. Политика социального государства направлена на создание социальных условий для достойной жизни и свободного развития человека, охраняет труд и здоровье людей, устанавливает гарантированный размер оплаты труда, обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает системы социальных служб. В конституциях некоторых стран, в том числе ФРГ (1949), России (1993), государство названо «социальным».

В соответствии с Декларацией ООН о правах человека и пониманием здоровья как состояния полного физического, духовного и социального благополучия Устав Всемирной организации здравоохранения гласит, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения, а достижения каждого государства в улучшении и охране здоровья представляют ценность для всех. Право на здоровье приобрело характер одного из важнейших политических, социальных и экономических положений в современном мире.

 

 

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

 

За последние годы новое звучание приобрели такие понятия, как «медико-социальная работа» и «медико-социальная помощь». А.П. Мартыненко и Н.А. Кравченко считают указанные виды деятельности элементами социальной работы. По мнению И.П. Катковой и Н.А. Кравченко «под медико-социальной помощью следует понимать такой вид общественно полезной межсекториальной деятельности работников социальных служб, при котором наряду с социально-бытовыми, юридическими, воспитательными и другими функциями выполняется определенный объем медицинских услуг по уходу за больными, престарелыми и детьми, а также ведется просветительская работа по гигиеническому воспитанию населения и профилактике заболеваний». А.П. Мартыненко и Н.А. Кравченко так трактуют медико-социальную работу: «Медико-социальная работа — это профессиональная деятельность междисциплинарного характера, направленная на оказание медико-реабилитационной, правовой, психологической, педагогической и социально-бытовой помощи гражданину в восстановлении и сохранении физического и психического здоровья, а также достижении социального благополучия».

Однако, с нашей точки зрения, было бы совершенно неправомерно считать оказание медико-социальной помощи прерогативой лишь работников социальных служб. Приведенные выше трактовки понятий «медико-социальная работа» и «медико-социальная помощь» показывают, что в деятельности врача любого профиля непреложно присутствуют различные элементы социальной помощи семье. Особенно значимо социальная акцентуация деятельности врача проявляется в вопросах охраны здоровья семьи, материнства, отцовства и детства; при решении вопросов врачебно-трудовой экспертизы; трудоустройстве больных и инвалидов; оказании медицинской помощи пожилым; при проведении медико-социальной экспертизы и т. д. и т. п. — этот перечень можно продолжать бесконечно.

Охрана здоровья населения является комплексной задачей всего общества, в реализации которой принимают участие множество секторов народного хозяйства и структур управления (от федеральных до местных органов самоуправления). Для принятия научно обоснованного решения в области обеспечения охраны здоровья требуются данные медико-социального, экономического, правового и иного характера. Следует также учитывать факторы, определяющие формы и методы управления сложной системой охраны здоровья населения в целом и на отдельных территориях: социальные факторы (социальная направленность решений и действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти); уровень социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов; реализация принципов социальной справедливости и доступность для всех членов общества достижений науки и практики в области охраны здоровья населения; уровень научного обеспечения проблем охраны здоровья населения; адаптация международного опыта в области медико-социального обеспечения населения РФ в целом и в различных регионах.

В РФ основополагающими законами, регламентирующими охрану здоровья населения, являются Конституция РФ и «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.).

В главе 2 Конституции Российской Федерации закреплены права: на труд; на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право выбирать профессию и род занятий; на защиту от безработицы, на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; на социальное обеспечение, на образование, государственную защиту семьи. Конституционное закрепление социальных прав придает им статус основных и содержит условия для развития социального законодательства, для расширения правовой основы социальной работы.

В Основах четко определено понятие «охрана здоровья граждан» как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Основными принципами охраны здоровья граждан определены: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, предприятий и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Законодательные акты всех субъектов Российской Федерации не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья. В Основах определены задачи законодательства в области охраны здоровья граждан, которые сводятся к определению ответственности и компетенции Российской Федерации, республик в составе РФ, автономных образований, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Федеральным договором, а также к определению ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан; к правовому регулированию в области охраны здоровья граждан, деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

к определению прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установлению гарантий их соблюдения; к определению профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установлению гарантий их социальной защиты.

Далее государственно-правовые основы социальной работы конкретизируются в следующих нормативно-правовых актах: федеральных законах, актах субъектов Федерации, Указах Президента, постановлениях и распоряжениях Правительства, распоряжениях ведомств и министерств, а также актах местных властей. В этом направлении проделана значительная работа законодательными, исполнительно-распорядительными, судебными органами в центре и на местах.

Упоминаемые статьи Конституции РФ содержат основополагающие нормы (основные права) прямого действия, на базе которых развивается социальное законодательство. Кроме основополагающих, приняты также правовые нормативные акты, имеющие программный характер, к которым можно отнести, например, Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане действий в интересах детей» и соответствующий документ «Основные направления государственно-социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г.». Последний имеет «рамочный» характер, предусматривает разработку и принятие ряда новых актов для правового и политического обеспечения реализации этой Программы (плана).

Следует выделить также финансово-экономические нормативные правовые акты, например Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2000 г.», где определена финансовая база социальной работы. Кроме того, есть также акты директивно-распорядительного характера: Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства по конкретным социальным вопросам, требующие срочного выполнения. Например, постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» от 9 октября 1995 г. №982.

По другому основанию выделяются общесоциальные, относящиеся ко всему населению, и «адресные», направленные на конкретные «слабые» слои, правовые нормативные акты. К первым можно отнести Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 21 июля 1995г. Ко вторым относится, например, Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», Федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Адресные правовые нормы наиболее конкретны и обозначают систему или элемент системы социальной защиты определенных категорий населения.

Мы становимся свидетелями формирования системы социального права, социально-правовой государственности, при которой либеральные ценности, в частности индивидуальная свобода (экономическая, политическая и др.);дополняются социальными ценностями, такими, как равенство, являющееся основой социальной справедливости. Такого рода сочетание дает возможность формировать социально-правовую солидарность. На пути к подобной солидарности было немало препятствий, ухудшающих положение «слабых» слоев.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Действующее законодательство определяет права граждан на медико-социальную помощь. В случаях заболевания с утратой трудоспособности граждане имеют право на медико-социальную помощь, включающую профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь. Гражданам гарантируются меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь обеспечивается медицинскими, социальными работниками и другими специалистами в учреждениях государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения и социальной защиты населения. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в пределах программ обязательного медицинского страхования.

Законодательно закреплены права граждан пожилого возраста на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения и на лекарственное обеспечение, включая льготные условия.

В ст. 27 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан отражены права инвалидов, в которые включаются медико-социальная помощь, реабилитация, обеспечение медикаментами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку, которые обеспечиваются в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, социальной защиты населения. Местные органы могут устанавливать для инвалидов дополнительные льготы. Важно отметить, что в данной статье оговорена возможность предоставления четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц одному из работающих родителей или лицам, их замещающим, для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет.

Порядок оказания медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, определен в ст. 41. Перечень социально значимых заболеваний, перечень и виды льгот при оказании медико-социальной помощи определяется правительствами Российской Федерации и республик в составе РФ и органами государственной власти территорий; виды, объем медико-социальной помощи устанавливаются министерствами здравоохранения РФ и республик в составе РФ. Финансирование медико-социальной помощи при социально значимых заболеваниях осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов охраны здоровья и иных источников, не запрещенных законодательством.

Правительство Российской Федерации, правительства республик в составе РФ, органы государственной власти и управления территорий устанавливают льготы в предоставлении жилья и иные льготы, в частности, сохранение места работы на период временной нетрудоспособности, для граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Финансирование медико-социальной помощи осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней и иных источников, не запрещенных законодательством.

Одним из важнейших аспектов социально-медицинской работы является обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами. Правительство РФ обеспечивает производство и закупку лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с потребностями населения, а Министерство здравоохранения осуществляет контроль за их качеством. Правительство РФ и правительство субъектов РФ устанавливают категории граждан, обеспечиваемых на льготных условиях лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения индивидуального пользования. Лечащие врачи государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения наделены правами на выписку рецептов для лекарственного обеспечения граждан на льготных условиях.

В Основах определена медико-социальная экспертиза, которая проводится учреждениями системы социальной защиты населения для установления группы и причины инвалидности, степени утраты трудоспособности граждан, вида, объема и срока проведения их реабилитации, мер социальной защиты и рекомендаций по их трудовому устройству. Рекомендации медико-социальной экспертизы по трудовому устройству граждан являются обязательными для администрации предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности.

Гражданин или его законный представитель имеет право на приглашение по своему заявлению любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы. Заключение учреждения, производившего медико-социальную экспертизу, может быть обжаловано в суде. Определен также и порядок проведения военно-врачебной экспертизы, которая определяет годность к военной службе граждан по состоянию здоровья, устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), назначает виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации. Правительство Российской Федерации определяет порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, и военнослужащих. Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории РФ. Допускается производство независимой военно-врачебной экспертизы. Заключение учреждения, производившего военно-врачебную экспертизу, может быть обжаловано в суд.

Здравоохранением России накоплен большой исторический опыт разработки теоретических основ и практической реализации принципов организации различных видов медицинской, в том числе первичной медико-санитарной помощи населению, берущий свое начало в земской медицине. Такие важные принципы организации здравоохранения, как государственный характер, всеобщность, доступность и бесплатность основных видов медицинской помощи, профилактическая направленность и другие, не потеряли своего значения и до настоящего времени.

В настоящее время здравоохранение России, как и другие отрасли народного хозяйства, адаптируется к рыночным условиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в настоящее время в нашей стране продолжается формирование и совершенствование системы правого регулирования деятельности социальных работников. В основе данной системы лежит Конституция РФ и Основы Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья.

Государство, определенное в Конституции как «социальное», в силу поспешного разрушения преемственности с социалистическими достижениями и расхождения рыночных и социальных приоритетов оказалось как бы только в начале большого пути. Этот путь начат как движение к социальному правовому государству. Последнее утверждение справедливо и по отношению к правовой базе социальной работы с гражданами пожилого возраста, наркоманами, мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами, с безработными. Необходимо усилить государственно-правовое регулирование социальных конфликтов, социальные аспекты трудовых отношений, социальную поддержку молодежи и студентов, систему образования и здравоохранения. Совсем незначительны шаги по снижению остроты жилищной проблемы. На трудном пути к правовому социальному государству необходимо принять еще немало правовых нормативных актов, организационных и финансовых мер. Но для социального работника в конечном счете создается правовое поле, позволяющее реализовывать на практике ряд основных направлений профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. — М., 1993.
  2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон//Российская газета. — 1995. — 3 дек.
  3. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон /Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 32. — Ст. 3198.
  4. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. — М., 1997.
  5. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах -детей)//Российская газета. — 1995. — 21 сент.
  6. Право социального обеспечения; Практикум. Нормативные акты. Образцы документов/Под ред. проф. Э.Г. Тучковой. — М., 1997.
  7. Социальный менеджмент / Под ред. Д.В. Валового. М., 2003.
  8. Сулейманова У. Д. Социальное обеспечение и социальное страхование. — М., 1997.
  9. Тлепцеришев Р.А. Правовое обеспечение охраны здоровья населения. Ростов- н/Д, 2004.
  10. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. — М., 1995.


 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы