СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Оцените статью

033015 2154 1 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИИзменения социального положения различных групп населения в период перехода к рыночным отношениям коснулись и тех групп, которые традиционно считались носителями передовых идей, в том числе молодежи. Социальные ориентиры, ценности молодежи во многом определяют будущее общества.

В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодежи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодежи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что в конечном счете также отражается на социальном облике молодежи.

Молодежь как особая социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих прежде всего из самой ее объективной сущности. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т. е. потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.

Молодежь как формирующийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодежного сознания» диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию ссциальной деятельности.

Таким образом, молодежь — это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.

Именно с подобных позиций рассмотрены проблемы социальной работы с молодежью.

Во втором вопросы рассмотрены вопросы трудовой занятости населения и проблемы службы профориентации и занятости.

Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Отечественная концепция государственной молодежной политики сформировалась на рубрике 80—90-х гг. на основе Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (16.04.91) (5). С распадом Советского Союза данный Закон практически прекратил свое действие и лишь с принятием в 1993 г. постановления Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» (5) стал осуществляться курс на проведение молодежной политики в современных условиях.

Данным документом определяется, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает по отношению к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, другим народам, на соблюдение прав человека.

Объектами государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения. К субъектам государственной молодежной политики относятся: государственные органы и их должностные лица; молодежные объединения и ассоциации;

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается наследующих принципах: сочетание государственных, общественных интересов и крав личности в формировании н реализации государственной молодежной политики; привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом; обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса; предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, гиды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни; обеспечение приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи(12).

Основными целями государственной молодежной политики являются: содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин; создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества; расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха; реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развитая и развития самой молодежи.

Для достижения поставленных целей предполагается поэтапное и активное воздействие социальной работы в следующих важнейших направлениях: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий, способствующих физическому и духовному развитию молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских объединений; содействие международным молодежным обменам. Данные направления стали основой Федеральной, а впоследствии Президентской программы «Молодежь России (Указ Президента России от 15 сентября 1994 г. № 1922; постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. № 1279) (5), цель которой — формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Программа предусматривает повышение роли социальной работы в становлении личности молодого человека, решении социальных проблем молодежи. В этой связи запланировано решение следующих задач: обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности; создание условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов; содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемленных категорий молодежи; внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций и их программ.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 годов» от 26.02.97 № 222 и в целях дальнейшего развития и реализации государственной молодежной политики Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу «Молодежь России (1998—2000 годы)» (Постановление Правительства РФ от 18.06.97 № 746) (5).

Основная цель Программы — дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.

В этой связи предусматривается решение следующих основных задач: формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаведения домашним хозяйством; формирование системы органов, занимающихся вопросами временной и вторичной занятости молодежи, развития и поддержки молодежного предпринимательства; дальнейшее развитие системы социальных служб и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, отдыха, массовых видов спорта и туризма, в том числе международного; поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений; формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего развития личности.

Государственная молодежная политика и социальная работа направлены на создание системы социальных служб для молодежи, с одной стороны, и развитие детского и молодежного движения — с другой (Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995). В регионах России, особенно после принятия Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», стали создаваться социальные службы: если к середине 1994 г. по линии комитетов (отделов) по делам молодежи в 150 населенных пунктах было организовано 265 социальных служб, то в 2003 г. в стране насчитывалось 95 служб трудоустройства и профориентации молодежи (молодежные биржи труда), около 2000 социальных служб для детей и молодежи, 41 информационный центр для молодежи, 12 центров содействия малому предпринимательству молодежи(12).

Социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 20 направлениям. Наиболее распространенной технологией, используемой социальными службами, стало психолого-педагогическое консультирование подростков и молодежи: такую социальную помощь осуществляют 206 центров; 10% служб оказывают экстренную психологическую помощь по телефону; около 6% центров занимаются социальной реабилитацией; 19,5% предоставляют социокультурные услуги; 13,5% занимаются профориентацией и трудоустройством молодых людей; около 1% оказывают правовую и почти 5% — информационную помощь молодежи.

Молодежное предпринимательство содействует решению социально-экономических проблем молодежи. Поэтапно развивается комплексная система организаций, содействующих молодежному предпринимательству: региональные учебно-предпринимательские центры, бизнес-инкубаторы, центры деловой поддержки и др.; оказывается государственная поддержка и проводится стимулирование молодежного предпринимательства в производственной, научно-технической, инновационной сферах, сфере оказания услуг населению.

В соответствии с утвержденной номенклатурой органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб: центр социально-психологической помощи молодежи для оказания медико-психолого-педа-гогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения девиантного и суицидального поведения данной категории молодежи; консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающий квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по телефону; приют для подростков, создающий условия для жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении, обществе; центр ресоциализации молодежи, предназначенный для лиц, вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную, социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в дезадаптированном состоянии; центр информации для молодежи, оказывающий информационные и методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи.

О более пристальном внимании со стороны государственных структур к молодежи и ее проблемам свидетельствует, в частности, принятие Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (1995) (5), в котором под социальным обслуживанием понимается деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых» социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. К принципам социального обслуживания наряду с адресностью, доступностью, добровольностью и гуманностью отнесены также приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, и профилактическая направленность.

Таким образом, система социальных служб для молодежи состоит как из государственных структур, так и неправительственных организаций, имеющих в своем арсенале ранее перечисленные технологии.

Важным направлением молодежной политики является создание системы информационного обеспечения молодежи, что является основной задачей соответствующей подпрограммы президентской программы «Молодежь России». Осуществление предусмотренных подпрограммой мероприятий направлено на создание оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения информационных потребностей, реализации конституционных прав молодых граждан и формирования единого информационного пространства России.

Важными технологиями в деятельности социальных служб для молодежи становятся терапия кризисных состояний в молодежной среде и предупреждение девиантного поведения, В этих целях профилактика преступности среди подростков последовательно дополняется использованием медико-психологических и социально-педагогических приемов коррекции отклоняющегося поведения, оказанием соответствующих социальных услуг. Обществу демонстрируется оправданность и эффективность постепенной замены репрессивного механизма ранней профилактикой правонарушений, мерами по социально-психологической адаптации подростков. Проводится работа по созданию среды общения подростков и молодежи по месту жительства путем организации клубов общения, в том числе для молодых людей с ограниченными возможностями.

Формирование и проведение единой государственной молодежной политики, координацию управленческой деятельности осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи, созданный в соответствии с Указом. Президента России «О первоначальных мерах в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992 г. и решением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1992 г. (5). Заметные трудности в деятельности Комитета обусловлены его периодическими реорганизациями (которых было уже пять за время его существования).

Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, обеспечивает основы политики и практические руководящие принципы для деятельности на национальном уровне и международной поддержки с целью улучшения положения молодых людей. В Программе содержатся предложения для достижения целей Международного года молодежи и для содействия обеспечению механизмов, способствующих улучшению благосостояния и условий жизни молодых людей. Программа действий нацелена, в частности, на укрепление национального потенциала и расширение количественных и качественных возможностей для полнокровного, эффективного и конструктивного участия молодых людей в жизни общества.

Определенное внимание молодежной политике уделяется и на европейском континенте, о чем, в частности, свидетельствует «Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований».

В процессе реформирования России предпринимаются попытки применять опыт западных стран к российской действительности. Появилось осознание того, что значительно дешевле и безопаснее поддерживать эффективную социальную работу, чем содержать огромный полицейский аппарат подавления. Прагматичнее заниматься терапией истоков социальных болезней, чем хирургическим устранением их последствий.

Главный акцент в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемерной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.

Данные концептуальные подходы учитываются при создании социальных служб для молодежи, которые оказывают поддержку преимущественно в связи с проблемами жизненного старта (следовательно, предоставляют более широкий комплекс услуг); учитывают особенности молодежной субкультуры; разрабатывают и апробируют инновационные программы, привлекают общественные организации.

Основными целями социальной работы с молодежью являются: создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека; выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи; оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации; увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ. СЛУЖБА ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ЗАНЯТОСТИ

 

Занятость населения – это показатель обеспеченности его трудоспособной части работой, выполнение которой дает доход, т.е. заработную плату, предпринимательскую прибыль и др.

Экономическая занятость имеет следующие характеристики:

  • общественно-полезной деятельностью людей по производству материальных благ и услуг (причем не только материальные, но и духовные, культурные, социальные услуги), благодаря этому занятость служит удовлетворению личных и общественных потребностей;
  • обеспечение деятельности конкретным рабочим местом, что позволяет трудящемуся реализовать свои физические и духовные способности к труду; отсюда важное значение для занятости имеет сбалансированность трудовых ресурсов с количеством рабочих мест в количественном и качественном аспектах;
  • занятость является источником дохода в виде заработной платы, прибыли и в других формах, где доход может выражаться в денежной и натуральной формах (4).

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики — максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

В нашей стране государство проводит особую политику по созданию и сохранению рабочих мест. Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Основными задачами государственного политики занятости являются: 1) обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации; 2) регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы; 3) формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения; 4) предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

С учетом вышесказанного, главная задача  социальной  политики,  проводимой в г. Краснодаре,  состоит в  одновременном  обеспечении  экономического  и  социального  прогресса,  что предполагает стремление к полной занятости и формировании гибкой государственной системы социальной поддержки населения.

Основная задача Программы – проведение политики эффективной занятости, предотвращение роста безработицы, снижение ее социально-экономических последствий,  оказание помощи в трудоустройстве слабо-конкурентным на рынке труда группам населения,  прежде всего молодежи, работникам, высвобождаемым с предприятий, создание возможностей для переобучения, переподготовки и профессиональной ориентации граждан.

Программа содействия занятости населения муниципального образования город Краснодар на 2004 год была разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.91 N 1032-I, Уставом муниципального образования город Краснодар.

Программа определяет основные направления и приоритеты муниципальной политики содействия занятости населения на территории муниципального образования город Краснодар на 2004 год (3).

Основными целями Программы являются: 1) предотвращение социальной напряженности на рынке труда муниципального образования город Краснодар и создание благоприятных условий жителям города в реализации их конституционных прав и гарантий в области труда и занятости; 2) сдерживание роста числа безработных, предотвращение критических ситуаций на рынке труда; 3) обеспечение целевой поддержки безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (3).

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны — незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие(3).

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

  1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
  2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
  4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;
  5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
  6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;
  7. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;

    В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

  8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
  9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
  10. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
  11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

    Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

    В 2004 г. службе занятости России удалось трудоустроить около 3 млн. человек. Если учесть, что в среднем за год в общероссийском банке данных насчитывалось около 400 тыс. вакансий, а в Службу занятости обратилось примерно 6 млн. человек, то трудоустроен каждый третий.

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    В заключение следует выделить следующие основные направления деятельности: обеспечение соблюдения прав молодежи, обеспечение гарантий в сфере труда и занятости; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских объединений; содействие международным молодежным обменам.

    В свою очередь, система формирования и реализации государственной молодежной политики включает: специальное законодательство; государственное регулирование; плановое и финансовое обеспечение.

    Основные проблемами по организации служб, центров, консультативных пунктов по оказанию помощи молодежи являются: недостаточное финансирование; слабая обеспеченность кадрами; необходимость разработки новых методов подхода к проблемам планирования семьи.

    Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

    При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

    Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

  • оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
  • совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

В реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности.

При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ: Принята на всенародном референдуме 12 дек. 1993 г.
  2. О занятости населения в Российской Федерации: ФЗ № 1032-1 от 19 апр. 1991 г. (с изм.) // Российская газета 25 апр. 1991 г.
  3. Постановление главы администрации г. Краснодара от 20 февраля 2004 г. N 482 «О Программе содействия занятости населения муниципального образования город Краснодар на 2004 год» // Краснодар, 24 февр. 2004 г.
  4. Балацкий Е. Россия: проблема безработицы в переходный период // Проблемы теории и практики управления. № 1. 2000.
  5. Государственная молодежная политика в Российской Федерации законодательство Российской Федерации и ведомственные акты / Общ. ред. И сост. В.А. Луков .–М.: Институт молодежи ,2005.
  6. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи.–М.: Академия, 2004.
  7. Курбатов В.И. Социальная работа. М., 2006.
  8. Молодежь и общество на рубеже веков/ Науч. ред. И.М. Ильинский.–М.: Голос, 2003.
  9. Социальная работа: теория и практика / Отв. Ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.–М.: ИНФРА-М, 2003.
  10. Сулейманова В.И. Социальное обеспечение и социальное страхование. М., 2002.
  11. Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. — М.: ГАСБУ, 2003.
  12. Шаронов А.В. Государственная молодежная политика в России и пути решения проблем поддержки и планирования молодой семьи // Планирование семьи. 1995 . № 2. С. 2– 7.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
x