Сущность социальной защиты населения: цели и инструменты, финансовая поддержка нетрудоспособного населения

Оцените статью

040515 1343 1 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населенияАктуальность темы определяется тем, что формирование социальной рыночной экономики предполагает создание адекватных ей социальных механизмов. Темпы социально — экономического развития любого государства во многом зависят от проводимой социальной политики. В условиях трансформации российской экономики все большую значимость приобретают вопросы развития социальной сферы как одной из важнейших основ стабилизации и эффективности социально — экономической системы. Социально — экономические преобразования современной России в значительной степени находят отражение в социальной защите населения. Происходит формирование новой модели социальной защиты населения, сочетание различных форм, принципов и механизмов. В условиях развития рыночных отношений актуальна проблема разработки механизма регулирования социальной напряженности, выявляющего фактора роста общенационального богатства, способствующего улучшению условий жизни населения. К такого рода специализированным механизмам относится социальная защита. Само возникновение социальной защиты обусловлено необходимостью разрешения важного противоречия процесса воспроизводства между естественными потребностями каждого отдельного индивида и реальными его возможностями по обеспечению собственного благосостояния. В России до настоящего времени не происходило формирования достаточно четких подходов к реформированию системы социальной защиты населения, для которой в условиях административно — командной экономики была характерна чрезвычайно высокая патерналистская роль государства с крайне слабо обозначенными общественными институтами. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе такой путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой области. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения страны в целом. Требуется разработка и широкомасштабное внедрение активных программ социальной защиты населения, нацеленных на повышение качества жизни и усиление мотивации трудовой деятельности с целью самостоятельного обеспечения личного благосостояния. В этих условиях актуальной задачей современной науки является теоретическое осмысление протекающих процессов в реформируемом обществе, что требует комплексного изучения их социально-экономических механизмов и институциональных особенностей позволяющих обосновать необходимость формирования и регулирования отношений в сфере социальной защиты населения.

Объект– финансовые инструменты обеспечения нетрудоспособных граждан Российской Федерации как элемент социальной защиты.

Предмет– система финансовых инструментов в системе социальной защиты населения в Российской Федерации.

Цель состоит в раскрытии сущности, содержания и механизма проявления финансовых инструментов обеспечения нетрудоспособных граждан России и в разработка основных направлений их совершенствования в современных условиях.

Реализация поставленной цели    требует решения следующих задач:

– охарактеризовать теоретические основы социального обеспечения и определения роли финансовых инструментов социальной поддержки нетрудоспособных граждан России;

  • проанализировать финансовые инструменты поддержки нетрудоспособных граждан, применяемые на федеральном и региональном уровне (на примере Краснодарского края)
  • предложить пути совершенствования финансовых инструментов поддержки нетрудоспособных граждан как элемента социальной защиты населения.

    Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 Конституции Российской Федерации. Регулирование социальной защиты населения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов [1].

    Существуют экономические инструменты, с помощью которых можно управлять социальной защитой. Это минимальные социальные стандарты и нормативы, и трансферты, включающие в себя пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан.

    Минимальные социальные стандарты и нормативы – это один из инструментов социальной защиты. К основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям – одиночкам и др.) В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры [15, с. 480].

    Трансферты, как инструмент социальной защиты осуществляются через систему социального страхования. Они призваны защищать население от различных рисков, ведущих к потере трудоспособности, а, следовательно, и трудового дохода.

    Под социальными трансфертами принято понимать передачу населению государственными или     негосударственными     организациями (профессиональными, благотворительными, религиозными) ресурсов в денежной и натуральной форме преимущественно на безвозмездной основе [15, с. 484].

    К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они складываются из товаров и услуг, предоставляемых конкретным семьям.

    Определяя цели и задачи, решаемые посредством системы социальных трансфертов, можно выделить следующие:

    — обеспечение населения социально значимыми вспомоществованиями и услугами;

    — сокращение разрыва в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества, по объективным причинам не вовлеченных в трудовой процесс;

    — смягчение негативных внешних факторов периода адаптации человека к рыночным условиям (рост безработицы, бедности и нищеты);

    — обеспечение необходимых количества и структуры воспроизводства трудовых ресурсов.

    Являясь неотъемлемой частью социальной политики государства, система социальных трансфертов представляет собой важную предпосылку обеспечения социальной справедливости и защищенности граждан, поддержания политической стабильности в обществе.

    Социальные трансферты осуществляются в разных видах и формах. Среди них: социальная помощь (вспомоществование); государственные социальные гарантии, в том числе социальные льготы отдельным категориям населения; социальное страхование (государственное, обязательное и добровольное).

    Социальная помощь – предоставление государством и некоммерческими организациями благ и услуг социально уязвимым группам граждан на основе проверки нуждаемости.

    Система социальных гарантий предполагает предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости.

    Трансферты, осуществляемые через систему социального страхования, призваны защищать население от различных социальных рисков, ведущих к потере трудоспособности, а, следовательно, и дохода.

    Государственное социальное страхование – установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей. Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.

    По видам социальное страхование классифицируется как общее обязательное, дополнительное, специальное, добровольное. К общему обязательному относятся социальное страхование, связанное с выплатами государственных пенсий, пособий по болезни, по безработице, охране детства и материнства и т.д. Дополнительное социальное страхование ставит своей целью обеспечить более высокий уровень социальной защищенности граждан против норм, предусмотренных общим обязательным, добровольным, односторонним (со стороны предпринимателей) индивидуальным, двусторонним, договорным. Специальное страхование вводится для отдельных категорий трудящихся, связанных с особыми условиями труда. Добровольное страхование зависит от воли и желания самих и граждан. Частью общей системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Наряду, собственно, с социальным страхованием, складывалась еще одна система социальной защиты населения – государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет налоговых поступлений в бюджет. При этом государство самостоятельно, решениями своих властных органов определяло, кому, в каких размерах и при каких условиях следует оказывать социальную помощь. К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

    — устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

    — всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

    — государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

    — государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

    — паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

    — обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

    — ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

    — обеспечение надзора и общественного контроля;

    — автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

    Различают следующие виды социальных страховых рисков:

    — необходимость получения медицинской помощи;

    — временная нетрудоспособность;

    — трудовое увечье и профессиональное заболевание:

    — материнство;

    — инвалидность;

    — наступление старости;

    — потеря кормильца;

    — признание безработным;

    — смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

    Пенсионное обеспечение – важнейший вопрос жизнедеятельности общества и социальной политики государства.

    Пенсия (от латинского pensio – платёж) — регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством). Является формой социальной защиты населения. Пенсионное обеспечение — форма материального обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях.

    Основанием для пенсионного обеспечения по российскому законодательству являются: достижение соответствующего пенсионного возраста (для мужчин — в 60 лет, для женщин — в 55-56 лет, возрастной ценз для получения пенсий высок: Финляндии — 65, Дании для мужчин — 65, женщин — 60 лет, в Швеции, правда, можно уйти на пенсию между 60 и 70 годами, но с соответствующим изменением размера пособия), [34, с. 24] наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи потеря кормильца, для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся – длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

    Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, зависящая от стажа работы и уровня заработной платы, которую получал пенсионер до выхода на пенсию. Однако в любом случае каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии не ниже минимального предусмотренного законом уровня. Наряду с пенсией по старости выплачиваются пенсии по инвалидности и не зависят от возраста и обусловлены только состоянием здоровья, невозможностью или ограниченной возможностью человека осуществлять трудовую деятельность. Пенсии выплачиваются за счет средств пенсионного фонда, образуемого из отчислений предприятий и организаций в этот фонд и частично за счет госбюджета. По мере перехода к рыночным отношениям и повышения хозяйственной самостоятельности предприятия получают возможность создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.

    В настоящее время в мировой практике используются накопительная и распределительная системы пенсионного обеспечения. Суть распределительной в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом.

     

    1.2 Правовая база социальной защиты населения в Российской Федерации

     

    Среди основных направлений развития правового государства — правовое регулирование самой социальной работы, в том числе более точное определение основных субъектов и объектов, институтов социальной работы, государственных стандартов профессионального образования работников социальных служб, их специализации, государственных стандартов минимальных социальных услуг (объема социальных услуг), качества социальных услуг (гарантий их безопасности), ресурсного обеспечения учреждений социального обслуживания, а также государственных стандартов программ социального обслуживания, организации социальных служб и учреждений.

    Прежде всего, следует отметить, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на социальную защиту. Это право закреплено в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

    Сущность права на социальное обеспечение заключается в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств для жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей [25, с. 184]. Практически оно закрепляет право граждан на социальную защиту от всех известных в мировой практике видов социального риска, т.е. риска утраты, неполучение заработка или его недостаточности по объективным причинам.

    Согласно Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (социальных рисков) характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Закон устанавливает наступление пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы. Подробно регламентируются основания для получения пенсий по инвалидности, под которой понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно, а также в связи с потерей кормильца (вследствие его смерти или безвестного отсутствия). Как бы в развитие положений Конституции об охране материнства и детства предусматриваются основания социального обеспечения для воспитания детей (пособия в связи с рождением ребенка, уходом за малолетним ребенком и др.). Все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении тех или иных социальных рисков, т. е. каковы основания, условия, уровень обеспечения, порядок получения и т. д. Выход на пенсию — это право, а не обязанность человека. Поэтому в тех случаях, когда человека «выталкивают» на пенсию без его согласия (например, при наличии «выслуги лет»), должны быть веские причины для этого, которые могут быть проверены в судебном порядке.

    Пенсионное законодательство весьма детализировано. Его основным актом является Закон РФ о государственных пенсиях в Российской Федерации. Он устанавливает два основных вида пенсий: трудовые (связанные с наличием определенного стажа работы) и социальные (назначаемые престарелым и нетрудоспособным при отсутствии права на трудовую пенсию). Право на пенсию по любому основанию — это конституционное право и оно не подлежит произвольному ограничению, даже через федеральный закон, поскольку невозможно себе представить, чтобы какое-либо ограничение либо права соответствовало Основаниям, перечисленным в ч. 3 ст 55 Конституции. Этим правом обладают все граждане, в том числе и осужденные по приговору суда. Между тем закон длительное время лишал права на пенсию эту категорию лиц.

    Специальные виды пенсии (военнослужащих и др.) устанавливаются рядом законов. Несколькими законами устанавливаются социальные пособия. Так, Закон о занятости населения в Российской Федерации (в редакции от 20 ноября 1999 г.) ввел пособия по безработице. Несколькими актами регламентируются выплаты пособий по временной нетрудоспособности (болезни), а также ряд других пособий (на погребение и др.). Эти выплаты производятся соответственно из средств федеральных учреждений; Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Фонда медицинского страхования, Фонда занятости. Однако дополнительные пенсии и пособия, т. е. сверх; федерального уровня, могут вводиться законодательными органами субъектов Федерации из собственных средств.

    Важное место среди основных источников нормативно-правового регулирования социальной политики отводится Основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», утвержденным 22 июля 1993 г., которые введены в действие с 1 сентября 1993 г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых — право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

    В Краснодарском крае действует довольно внушительный перечень постановлений и распоряжений главы администрации Краснодарского края, направленных на улучшение социальной обстановки среди населения. Сюда можно отнести следующие законы Краснодарского края: 22.02.2005 № 836-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае»; 22.02.2005 № 836-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей»; 25.10.2005 № 939-КЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельным категориям жителей Краснодарского края на 2005 год»; 29.12.2005 № 825-КЗ «О социальном обслуживании населения Краснодарского края» и др.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2 Анализ финансовых инструментов социальной защиты нетрудоспособных граждан в Российской Федерации

     

    2.1 Анализ финансовой поддержки нетрудоспособных граждан в Российской Федерации

     

    В условиях становления многоукладной экономики, развития рыночных отношений характер проблем социальной защиты населения приобретает новые специфические черты. Социальная защита включает организацию всей социально — экономической деятельности для обеспечения социальных прав и потребностей. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и гарантии социальной защитой.

    Социальные гарантии распространяются на: — гарантии занятости;

  • регулирование минимума доходов;
  • ресурсное обеспечение льгот и привилегий;

    -государственный и общественный контроль за соблюдением гарантированных прав.

    При этом следует обратить внимание на то, что государство должно гарантировать оказание минимально необходимой помощи в размере не ниже определенного уровня физического существования человека.

    Основными принципами оказания социальной помощи в России является:

    — адресность (помощь конкретным лицам с учетом их индивидуальных потребностей);

  • гарантированность оказания всем нуждающимся и обратившимся;
  • дифференцированность размеров и видов помощи;
  • комплексность;
  • самостоятельность местных органов власти в оказании помощи;
  • реагирование на изменение условий жизни.

    Социальная помощь должна оказываться неотложно при острых жизненных ситуациях и может носить характер материальной, правовой, психологической, информационной и др.

    Необходимо подчеркнуть, что любые социальные работы на местном уровне формируются с учетом местного уровня бедности, соответствие которого с подушевым доходом и формирует категорию малообеспеченных, нуждающихся в социальной помощи.

    Реализация помощи осуществляется в двух направлениях:

    -целенаправленно через органы социального мониторинга, ведущие учет малоимущих;

    -нецеленаправленно) через особые муниципальные органы, лицам, лично обратившимся в них в исключительных ситуациях.

    Основы оказания социальной помощи должны быть построены на том, чтобы в ближайшее время на базе имеющихся структур организовать систему экстренной помощи для самых бедных. Данная система не должна предполагать значительных организационных преобразований в действующей системе социальной защиты, а призвана мобилизовать все наличные ресурсы ее структуры для решения задачи по обеспечению «выживания» населения, для удовлетворения потребностей людей в пище, одежде, жилье.

    Важную роль в системе социальной защиты играет социальная
    поддержка. В научной литературе и общественной практике социальная
    поддержка трактуется достаточно широко: начиная от программ, входящих в
    систему социального обеспечения до поддержки групп малообеспеченных на
    региональном уровне. Нами выделены формальные и неформальные виды
    социальной поддержки. Формальная социальная поддержка включает ряд
    государственных программ, направленных на определенные группы населения. Виды неформальной поддержки разнообразны: от доходов от личных приусадебных участков, до помощи, получаемой от друзей и родственников.

    Наконец, формой социальной защиты населения, выступает социальное обеспечение. Оно представляет собой помощь в виде денежных пособий уязвимым слом населения, гарантирующую определенный минимальный уровень жизни. Социальное обеспечение включает в себя распределение материальных благ из специальных фондов с целью поддержания уровня жизнеобеспечения членов общества не способных своим трудом заработать эти блага, с учетом норм, установленных в обществе, и состояния экономики; обеспечивает обслуживание престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми.

    В соответствии с законодательством России система социального обеспечения включает: пенсии, пособия многодетным и одиноким матерям, пособия малообеспеченным семьям с детьми; льготы инвалидам и многодетным матерям; содействие профессиональному образования и трудоустройству инвалидов.

    Важное место в социальном обеспечении принадлежит пособиям. Пособия — краткосрочное или единовременное безвозмездное предоставление денежных сумм за счет средств соответствующих бюджетов РФ.

    Пенсионное обеспечение выполняет две функции: социальную и стимулирующую. Первая направлена на поддержание нормального уровня жизни пенсионерам по старости или утере трудоспособности.

    Стимулирующая роль направлена на развитие заинтересованности в активной трудовой деятельности, способность обеспечить достойный уровень жизни в старости. Небольшая по размерам пенсия, которая ожидает человека в старости, вызывает отрицательные мотивации к труду и не продуцирует оптимизм и понимание необходимости страховых отчислений.

    Можно заметить, что все формы социальной защиты имеют свою внутреннюю структуру, свои механизмы доведения и направления использования. Помимо этого все формы сами по себе упорядочены, т.е. это не просто набор определенных форм социальной защиты, а нормально, законодательно оформленные элементы, которые имеют своей основой общественно детерминированные потребности.

    Социальная защита реализуется через конкретную модель, которая была разработана Институтом труда Министерства труда РФ. В данной модели определены формы социальной защиты, ее виды, основные принципы и критерии предоставления, условия предоставления, категории граждан, которым предоставляется социальная защита и источники финансирования.

    Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста. Поскольку основной целью социальной защиты является построение материальной основы существования граждан в случае постоянной (временной), полной или ограниченной возможности иметь трудовой доход, то социальную защиту следует осуществлять по двум основным направлениям. Они ориентированы на различные категории населения: трудоспособных и нетрудоспособных, а также временно неработающих.

    Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

    Необходимость образования государственных внебюджетных фондов заключается в следующем: создание государственных внебюджетных фондов необходимо государству, прежде всего, для более эффективного использования финансовых ресурсов, а также для успешного решения социальной политики.

    Внебюджетные фонды имеют обособленные бюджеты и источники формирования доходов.

    Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и не подлежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.

    Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

    — обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

    — добровольных взносов физических и юридических лиц;

    — других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

    В Бюджетном кодексе Российской Федерации определен состав государственных внебюджетных фондов России. Установлено, что государственными внебюджетными фондами РФ являются:

    — Пенсионный фонд Российской Федерации;

    — Фонд социального страхования Российской Федерации;

    — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

    Все эти фонды называются внебюджетными социальными фондами, потому что они созданы в целях эффективной реализации социальных программ РФ. Они образуют самостоятельную финансово-правовую базу федеральных и местных внебюджетных средств.

    Государственные внебюджетные социальные фонды имеют целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов финансирования, то есть исполнение их бюджетов, находится под контролем финансовых органов. Министерство финансов РФ осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов
    [21,9].

    Пенсионный фонд — это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный, прежде всего, на выплату пенсий.

    Трудовая пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца [23, с. 505].

    В России установлены следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости (по возрасту); трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

    Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: страховой части; накопительной части.

    Право на трудовую пенсию по старости имеют: мужчины, достигшие возраста 60 лет; женщины, достигшие возраста 55 лет.

    Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

    Своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд. Средства Пенсионного фонда РФ используются на: выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России; оказание материальной помощи престарелым и не трудоспособным гражданам; выплаты пособий на погребение получателям пенсий; финансовое обеспечение текущей деятельности ПФ и его органов; прочие расходы.

    Расходы пенсионного фонда на финансирование пенсий и пособий представлены в таблице 2.1.

     

    Таблица 2.1 – Объем средств, выделяемых из пенсионного фонда, млрд. руб.

    Вид выплат 

    2005 г 

    2006 г 

    2007 г 

    2008 г 

    2009 г 

    Пенсионный фонд (пенсий и пособия)

    169,6 

    193,3 

    153,4 

    218,2 

    269,7 

     

    Анализируя таблицу 2.1 можно сделать вывод о том, что за последние пять лет объем средств, выделяемых из пенсионного фонда возрос на 59% с 169,6 млрд. руб. до 267, млн. руб.

    Социальное страхование — это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособие и т.п.).

    Статус внебюджетного фонда социального страхования Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. Фонд социального страхования управляет средствами государственного социального страхования РФ.

    Согласно Положению о Фонде государственного социального страхования он действует как самостоятельное государственного некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Отделения Фонда созданы во всех субъектах Федерации и в отдельных отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и др.).

    Управление Фондом государственного социального страхования возложено на правление Фонда и его председателя. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.

    Фонд государственного социального страхования Российской Федерации выполняет следующие функции: концентрация денежных средств государства на социальное страхование; обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет); оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования; частичное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.

    Источником образования Фонда являются: страховые взносы работодателей — предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога (взноса) по установленным ставкам; страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; средств бюджета государства (в форме дотаций) и доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в банковские вклады; прочие поступления.

    В таблице 2.2 приведена динамика средств, выделяемых из фонда социального страхования.

     

    Таблица 2.2 – Объем средств, выделяемых из фонда социального страхования, млрд. руб.

    Вид выплат 

    2005 г 

    2006 г 

    2007 г 

    2008 г 

    2009 г 

    Пенсионный фонд (пенсий и пособия)

    90,3 

    114,2 

    980,2 

    1333,7 

    1580,0 

     

    Таким образом, за последние пять лет объем средств, выделяемых из фонда социального страхования вырос на 749,7% с 90,3 млрд. руб. до 1580 млрд. руб.

    В июне 1991 г. был принят закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Суть модели медицинского страхования, предусмотренной этим законом, состояла в следующем. Финансирование здравоохранения должно происходить за счет обязательных и добровольных страховых взносов. Обязательное медицинское страхование (ОМС) работающих осуществляется за счет платежей предприятий, а неработающих и занятых в бюджетной сфере – за счет бюджетных ассигнований. Объем и условия оказания бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС определяются в базовой программе ОМС, утверждаемой правительством, и в территориальных программах, принимаемых на основе базовой местными органами власти. Медицинская помощь, оказываемая населению, оплачивается негосударственными страховыми медицинскими организациями. Включение частных страховых компаний должно было ввести элементы свободного рынка и конкуренции покупателей в систему медицинского страхования [3,112].

    Таблица 2.3 – Объем средств, выделяемых из фонда обязательного медицинского страхования, млн. руб.

    Вид выплат 

    2005 г 

    2006 г 

    2007 г 

    2008 г 

    2009 г 

    Пенсионный фонд (пенсий и пособия)

    5043,3 

    7461,8 

    11327,9 

    15955,3 

    17322,5 

     

    Таким образом, за последний пятилетний период отмечается рост средств, выделяемых из фонда обязательного медицинского страхования, на 343,5% с 50433 млн. руб. до 17322,5 млн. руб.

    В заключение параграфа следует отметить, что основными экономическими инструментами социальной поддержки являются выплаты из внебюджетных фондов, которые занимают важное место в системе финансирования социальной защиты занимают бюджетные и внебюджетные фонды. Средства фондов социальной поддержки населения формируются за счет взносов работодателей, отчислений от индивидуальных трудовых доходов граждан, а также доходов от предпринимательской деятельности предприятий (организаций), добровольных взносов граждан и благотворительных организаций.

    2.2 Характеристика основных финансовых инструментов обеспечения нетрудоспособного населения Краснодарского края

     

    Действующая модель социальной защиты формировалась в Краснодарском крае до 2005 года в условиях муниципальных различий экономического характера, недофинансирования, вынужденного ограничения прав людей на выбор исполнителей услуг, дефицита кадров, отсутствия эффективных методик социальной работы. В настоящее время принципиальными изменениями в вопросах организации социальной защиты населения Российской Федерации обусловлены такие приоритетные направления социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов как гарантирование доступности и качества услуг.

    С января 2005 года на органы социальной защиты населения возложены функции в части реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан из числа ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий. Кроме того, делегированы функции по организации возмещения расходов за жилищно-коммунальные услуги гражданам, отнесенным к федеральной ответственности.

    Органами социальной защиты населения реализуется значительный объем федеральных полномочий, в том числе: назначение компенсаций гражданам, пострадавшим вследствие радиационных катастроф и воздействий; ежегодных денежных выплат почетным донорам; пособий и компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений; компенсаций семьям погибших военнослужащих на оплату жилищно-коммунальных услуг и многие другие.

    Значительный объем средств бюджета Краснодарского края в сумме 6202,9 млн. руб или 51,3% от общего годового объема в 2009 г было направлено на меры социальной поддержки граждан и оказание социальной помощи.

    На содержание учреждений социального обслуживания и органов управления в 2009 г было направлено 5709,5 млн руб, из них доля расходов на заработную плату и компенсационные выплаты составили 78% или 4490,2 млн руб. Материальные затраты – 22% или 1219,3 млн. руб.

    В таблице 2.4 приведена динамика финансирования расходов на содержание учреждений и основные мероприятия по социальной защите населения.

     

    Таблица 2.4 – Финансирование расходов на содержание учреждений и основные мероприятия по социальной защите населения, млн. руб

    Источники финансирования, статьи расходов

    2005 г 

    2006 г 

    2007 г 

    2008 г 

    2009 г 

    Всего расходов  

    7382,6 

    8722,1 

    11728,9 

    13713,3 

    17244,5 

    В том числе:

             

    Федеральный бюджет (с 2005 г. Фонд компенсации)

    26,1 

    26,1 

    26,1 

    26,1 

    26,1 

    Летнее оздоровление детей (финансовая помощь субъекту)

    26,1 

    26,1 

    26,1 

    26,1 

    26,1 

    Размещение заказов ЕГЗ 

     

     

    316,1 

    277,9 

    300,7 

    Пенсионный фонд (пенсии и пособия)

    169,6 

    193,3

    153,4 

     

    269,7 

    Фонд социального страхования

    90,3 

    114,2 

    980,2 

    1333,7 

    1580,0 

    Выплаты на рождение и до достижения им 1,5 лет

    90,3 

    114,2 

    980,2 

    1333,7 

    1580,0 

    Краевой бюджет, всего 

    7096,6 

    8388,5 

    10253,1 

    12075,6 

    15086,0 

    На содержание учреждений:

    1969,7 

    2466,0

    2809,7 

    3864,6 

    4623,0 

    — дома-интернаты для престарелых и малолетних инвалидов

    697,0 

    801,6 

    860,3 

    1142,8 

    1366,4 

    -профтехучилище-интернат и курсовое обучение инвалидов

    25,6 

    24,1 

    23,9 

    30,7 

    36,1 

    -территориальные центры 

    1101,7 

    1491,9 

    165,5 

    247,5 

    283,3 

    -расходы на ВТЭК-МСЭ

    26,0 

     

     

     

     

    -централизованные бухгалтерии

    119,4 

    148,4 

    165,5 

    247,5 

    283,3 

    Протезирование 

    11,0 

    1,4 

     

     

     

    Расходы на погребение 

    8,8 

    7,2 

    6,2 

    5,6 

    33,9 

    Прочие расходы (с органами управления) 

    710,6 

    699,5 

    1089,2 

    983,6 

    1116,4 

    Летнее оздоровление детей (путевки)

    39,3 

    39,7 

    38,1 

    38,5 

    3,2 

    Курсовые мероприятия и институты повышения квалификации

    2,4 

    5,5 

    5,9 

    6,2 

    5,9 

    Программа «Дети Кубани» 

    44,8 

    37,1 

    21,4 

    28,2 

    31,7 

    Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

    36,1 

    18,1 

    10,8 

    15,4 

    17,2 

    Программа «Старшее поколение»

    8,6 

    11 

    0,9 

    2,5 

    11,5 

    Программа социальной поддержки и реабилитационной помощи инвалидам каря

     

    5,9 

    7,0 

    3,5 

    2,1 

    Программа социальной поддержки инвалидов боевых действий

     

    7,4 

    7,9 

    7,9 

    10,8 

    Продолжение таблицы 2.4

    Источники финансирования, статьи расходов

    2005 г 

    2006 г 

    2007 г 

    2008 г 

    2009 г 

    Программа оздоровления работников бюджетных учреждений социальной сферы

     

    5,0 

    5,9 

    6,5 

     

    Программа «Пожарная безопасность в Краснодарском крае на период до 2012 года»

     

     

     

     

    64,0 

    Программа «65-летие освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков»

     

     

     

    1,5 

     

    Адресная помощь малоимущим гражданам

    287,3 

    161,8 

    195 

    219,4 

    288,8 

    Детские пособия 

    372,7 

    357,8 

    383,9 

    415,9 

    537,9 

    Доплаты к пенсиям различным категориям граждан в соответствии с законодательством Краснодарского края

    17,3 

    16,0 

    23,0 

    28,1 

    32,7 

    Единовременное пособие при рождении ребенка

    81,1 

    80,7 

    20,0 

     

     

    Закон «О ветеранах», транспортное обслуживание

    0,3 

     

     

     

     

    Закон «О ветеранах», санаторно-курортное лечение (денежная компенсация)

    260,8 

    5,0 

     

     

     

    Компенсация инвалидам и родителям детей-инвалидов расходов, связанных с эксплуатацией социальных транспортных средств, и выплата им ежегодных компенсаций транспортных расходов вместо получения автотранспортных средств

    0,1 

           

    Доплаты к пенсии госслужащим 

    3,3 

    26,3 

    20,4 

    28,1 

    44,0 

    Меры социальной поддержки граждан 

    2280,3 

    2700,6 

    3492,5 

    4036,6 

    5087,4 

     

    Анализируя таблицу 2.4 следует отметить, что расходы бюджета за пять лет возросли на 133,6% с 7382,6 млн. руб до 17244,5 млн руб.

    С учетом изменившихся требований в сфере социальной поддержки и организации социального обслуживания департаментом социальной защиты населения края формируются новые подходы к решению поставленных задач, разрабатываются оптимальные модели, формы, направления работы по оказанию помощи поддержки самым незащищенным слоям населения края, нуждающимся в особой защите государства.

    Важнейшим экономическим инструментом социальной политики является адресная поддержка населения, в первую очередь малообеспеченных и социально уязвимых категорий граждан. Краснодарский край — один из крупнейших регионов России по числу граждан, которым предоставляются льготы, предусмотренные федеральным и краевым законодательством (таблица 2.5).

     

    Таблица 2.5 – Численность граждан льготных категорий Краснодарского края, чел.

     

    Группа населения льготных категорий

     

    2008 г 

     

    2009 г. 

    Отклонение 

    Абсол., чел. 

    Темп роста, %

    Получатели мер социальной поддержки, состоящие на учете в органах социальной защиты

     

    1314478 

     

    1350895 

     

    36417 

     

    102,77 

    в том числе с членами семей 

    3269759 

    3323170 

    53411 

    101,63 

    федеральные льготы 

    435843 

    441072 

    5229 

    101,20 

    региональные льготники 

    417073 

    439733 

    22660 

    105,43 

     

    В бюджете Краснодарского края на 2009 год на предоставление социальных выплат было направлено 11,2 миллиарда рублей, из них на краевые выплаты — 6,2 миллиарда рублей, на федеральные — 5,0 миллиарда рублей (рисунок 2.1)

    040515 1343 2 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения

    Рисунок 2.1 – Финансирование социальных выплат в системе социальной защиты граждан Краснодарского края, млрд. руб.

     

    Ежемесячная денежная выплата региональным льготникам. Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 808-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края» право на получение ежемесячных денежных выплат предоставлено ветеранам труда, ветеранам военной службы, жертвам политических репрессий и труженикам тыла.

     

    Таблица 2.6 – Меры социальной поддержки региональных льготников (ЕДВ), руб. в месяц

     

    Группа населения льготных категорий

     

    2008 г 

     

    2009 г 

    Отклонение

    руб 

    Темп роста, %

    Ветераны труда и ветераны военной службы

    275 

    315 

    40 

    114,55 

    Труженики тыла 

    405 

    460 

    55 

    113,58 

    Жертвы политических репрессий

    405 

    460 

    55 

    113,58 

     

    С 1 января 2009 года ежемесячные денежные выплаты были проиндексированы дважды: из уровня инфляции 8,5% и доиндексированы до уточненного прогноза инфляции 13% и составили:

    – труженикам тыла и жертвам политических репрессий — 460 рублей;

    – ветеранам труда и ветеранам военной службы — 315 рублей.

    Лицам, награжденным орденом «За выдающийся вклад в развитие кубанского казачества» и медалями «Князь Григорий Потемкин», «Атаман Антон Головатый», «Атаман Захарий Чепега», гарантировано право на меры социальной поддержки, установленные для ветеранов труда (Закон Краснодарского края от 1 июля 2008 года № 1518-КЗ «О наградах Краснодарского края за вклад в дело служения кубанскому казачеству»).

    Ежемесячную денежную выплату получили 415 662 ветерана труда и ветерана военной службы, 16 935 жертв политических репрессий, 7 136 тружеников тыла.

    На осуществление названных выплат в 2009 году израсходовано ветеранам труда и ветеранам военной службы — 1 507 888,9 тыс. руб, труженикам тыла — 35 289,4 тыс. руб, жертвам политических репрессий — 89 475,0 тыс руб.

    На рисунке 2.2 показан объем расходов на ежемесячные денежные выплаты региональным льготникам.

     

    040515 1343 3 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения

    040515 1343 4 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения040515 1343 5 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения040515 1343 6 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения

    040515 1343 7 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения040515 1343 8 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения040515 1343 9 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения

     

    040515 1343 10 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения040515 1343 11 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения040515 1343 12 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения

     

     

    040515 1343 13 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения040515 1343 14 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения040515 1343 15 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения

     

    Рисунок 2.2 – Объем расходов на ежемесячные денежные выплаты региональным льготникам

     

    Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ.

    040515 1343 16 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения040515 1343 17 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения040515 1343 18 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения040515 1343 19 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения040515 1343 20 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения040515 1343 21 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения

    Рисунок 2.3 – Финансирование государственной социальной помощи

     

    С 1 января 2010 года введен новый вид государственной социальной помощи — социальная доплата к пенсии, которая назначается, если доход неработающего пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

    Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 2 декабря 2009 года № 308-ФЗ для исчисления размера социальной доплаты к пенсии определена величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации в размере 4 780 рублей.

    Учитывая, что данный показатель превысил величину прожиточного минимума пенсионера, утвержденную Законом Краснодарского края от 27 октября 2009 года № 1845-КЗ «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Краснодарском крае на 2010 год» (4 680 руб.), на территории края в 2010 году выплачивается не региональная, а федеральная социальная доплата к пенсии.

    Дополнительные меры социальной поддержки по проезду. Дополнительные льготы по проезду регламентированы Законом Краснодарского края от 13 февраля 2006 года № 987-КЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006-2010 годы» и постановлением главы администрации края от 30 ноября 2005 года № 1131 «О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края в 2006-2010 годах».

    Пенсионерам, постоянно проживающим на территории края, достигшим возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины, соответственно), предоставлено право проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) на основании льготного проездного билета и проезда с 50-процентной скидкой в пригородном автомобильном транспорте по специальным талонам.

    Региональным льготникам (ветераны труда, жертвы политических репрессий, труженики тыла, ветераны военной службы) предоставлено право на приобретение по льготной стоимости месячных проездных билетов на все виды городского пассажирского транспорта (кроме такси). Для проезда с 50-процентной скидкой выдаются талоны на пригородный автомобильный транспорт и на железнодорожный транспорт пригородного сообщения. Аналогичные меры социальной поддержки предусмотрены для федеральных льготников, за исключением проезда в железнодорожном транспорте пригородного сообщения (так как он включен в набор социальных услуг).

    На предоставление дополнительных мер социальной поддержки по проезду в краевом бюджете в 2009 году предусматривалось 558 миллионов 62 тысячи 200 рублей, с учетом федеральных льготников (на 2008 год — 413 млн. 54 тыс. 600 руб.).

    За 2009 год органами социальной защиты населения выдано 24 915 707 талонов, в том числе 21 164 997 талонов для проезда на автомобильном транспорте пригородного сообщения и 3 750 710 — на железнодорожном. Талоны получили 362 514 человек, из них федеральные льготники -104 471, краевые льготники — 258 043.

    Транспортным организациям возмещены расходы за перевозку федеральных льготников — 174 миллиона 655 тыс 600 руб, региональных — 383 миллиона 332 тыс. 400 руб; в т. ч. ОАО «Российские железные дороги (РЖД)» — 4 миллиона 588 тыс 600 руб.

    В 2009 году единовременную материальную помощь получили 468 семей на сумму 1 890,3 тыс руб, целевую материальную помощь — 257 инвалидов боевых действий и 103 семьи военнослужащих в общей сумме 8 000,0 тыс руб.

    В соответствии с Законом Краснодарского края от 27 марта 2007 года № 1209-КЗ «О ежегодной денежной выплате отдельным категориям граждан, подвергшихся радиационным воздействиям, и их семьям» производится ежегодная денежная выплата:

  • инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС, инвалидам вследствие воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, гражданам из подразделений особого риска, признанным инвалидами вследствие заболеваний, связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, — в размере 1 125 руб (в 2008 году — 995 руб);
  • участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, участникам ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, гражданам из подразделений особого риска — в размере 755 руб (в 2008 году — 665 руб);
  • родителям, несовершеннолетним детям, а также не вступившим в новый брак вдовам названных лиц, либо лиц, умерших в связи с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, либо вследствие заболевания, связанного с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, — в размере 1 505 руб (в 2008 году — 1 330 руб).

    040515 1343 22 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения

    Рисунок 2.6 – Финансирование ежегодной денежной выплаты жителям Краснодарского края, подвергшимся радиационным воздействиям

     

    Ежегодную денежную выплату получили 10 721 человек на общую сумму 11 101,2 тыс руб (в 2008 году — 11 104 чел. на сумму 9750,5 тыс. руб).

    В соответствии с Законом Краснодарского края от 7 июля 2009 года № 1779-КЗ «О внесении изменения в статью 1 Закона Краснодарского края «О ежегодной денежной выплате отдельным категориям граждан, подвергшихся радиационным воздействиям, и их семьям» с 2010 года право на получение ежегодной денежной выплаты приобрели граждане, перенесшие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы.

    Законом Краснодарского края от 29 апреля 2008 года № 1457-КЗ «О компенсации расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, некоторым категориям жителей Краснодарского края» возобновлена выплата денежной компенсации расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, некоторым категориям инвалидов из числа ветеранов, которые получали по состоянию на 31 декабря 2004 года указанную компенсацию в органах социальной защиты населения.

    В 2009 году названные выплаты получили 1 155 человек на сумму 2 194,3 тысячи рублей (в 2008 году — 1639 чел. на 10 617,7 тыс руб, включая доплату за период с 1 января 2005 года).

    Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 8 августа 2007 года № 715 «О Порядке льготного обеспечения протезами, ортопедическими корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами граждан, не имеющих инвалидности» определен Порядок предоставления денежной компенсации за приобретенные за наличный расчет протезно-ортопедические изделия и слуховые аппараты гражданам, не имеющим инвалидности, достигшим 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), и одиноким гражданам, постоянно проживающим в крае. Размер компенсации по 1 октября 2009 года составлял 50% от фактически оплаченной стоимости протезно-ортопедических изделий и слуховых аппаратов, но не более 50% стоимости аналогичных изделий, предоставляемых федеральным льготникам региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 года № 591 «О ежемесячном пособии детям отдельных категорий военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву» утверждены Правила выплаты ежемесячного пособия детям отдельных категорий военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву. С 1 августа 2009 года пособие определено в размере 965 руб.

    Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1219 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)» с 1 ноября 2009 года установлено ежемесячное пособие в размере 1500 руб детям погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти.

    Постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 апреля 2008 года № 333 утвержден Порядок назначения и выплаты адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, которая включает следующие виды материальной помощи:

  • единовременная материальная помощь в связи с трудной жизненной ситуацией;
  • материальная помощь ко Дню Победы ветеранам Великой Отечественной войны;
  • материальная помощь ко Дню пожилого человека неработающим пенсионерам, достигшим возраста 65 лет и старше, являющимся получателями трудовых пенсий по старости;
  • материальная помощь ко Дню инвалида неработающим пенсионерам, являющимся инвалидами и имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I, II или III степени.

    За 2009 год адресную социальную помощь получили 9 256 неработающих пенсионеров на сумму 14 685,3 тыс руб.

    В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» органами социальной защиты населения назначаются и выплачиваются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

     

    040515 1343 23 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения

    Рисунок 2.7 – Финансирование ежемесячного пособия на ребенка

     

    С 1 января 2009 года размер ежегодной денежной выплаты после повторной индексации до 13% составил 1 880 рублей (с ежеквартальной выплатой по 470 руб. на каждого несовершеннолетнего ребенка).

    040515 1343 24 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения

    Рисунок 2.8 – Меры социальной поддержки семей с детьми, жителей Краснодарского края

     

    В 2009 году произведено финансирование ежегодной денежной выплаты на общую сумму 173 656,6 тысячи рублей на 105 613 несовершеннолетних детей из 32 004 многодетных семей.

    Государственные пособия установлены в следующих размерах:

  • пособие по беременности и родам — из расчета 374,62 руб в месяц;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, — 374,62 руб;

    040515 1343 25 Сущность социальной защиты  населения: цели и  инструменты,  финансовая поддержка нетрудоспособного населения

    Рисунок 2.9 – Государственные пособия на детей, руб.

     

  • единовременное пособие при рождении ребенка — 9 989,86 руб;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком — 1 873,10 руб на первого ребенка, 3 746,20 рублей на второго и последующих детей;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, призванного на военную службу по призыву, — 15 820 руб;
  • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (пособие предоставляется до достижения ребенком возраста трех лет), — 6 780 руб.

    В 2009 году выплачено: пособие по беременности и родам 5 женщинам на сумму 6 712,59 руб; единовременное пособие вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, 2 женщинам на сумму 749,24 руб; единовременное пособие при рождении ребенка 16 668 женщинам на сумму 165 129,9 тыс руб; ежемесячное пособие по уходу за ребенком 66 317 женщинам на общую сумму 1 414 898,5 тыс руб (включая средства федерального бюджета); единовременное пособие 264 женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, ежемесячное пособие — на 779 детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на общую сумму 41 048,4 тыс руб.

    Органами социальной защиты населения производится назначение ежемесячных компенсационных выплат в размере 50 руб нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенным в связи с ликвидацией организации.

    Реабилитационная помощь инвалидам. В Краснодарском крае социальные гарантии лицам с ограничениями жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья реализуются в рамках краевых целевых программ «Оказание социальной поддержки и реабилитационной помощи инвалидам в Краснодарском крае на 2009-2010 годы» и «Социальная поддержка инвалидов боевых действий, военнослужащих, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы, и семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, на 2009-2010 годы».

    На реализацию мероприятий программы «Оказание социальной поддержки и реабилитационной помощи инвалидам в Краснодарском крае на 2009-2010 годы» в 2009 году департаменту социальной защиты населения предусмотрены расходы в сумме 2,4 милл руб (в 2008 году — 3,45 млн. руб.).

    Социальная поддержка ветеранов. В 2009 году в установленном порядке осуществлялась работа по установлению статуса различным категориям граждан и выдаче им документов, удостоверяющих статус; по организации предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и социальной помощи ветеранам войны и боевых действий, семьям и вдовам погибших воинов; по взаимодействию с общественными организациями.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

    В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом. Это подтверждается обострением социальных проблем в связи с вовлечением России в мировой финансовый кризис.

    Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни — начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

    В условиях кризиса приоритетное внимание необходимо уделять решению социальных проблем общества.

    Выделим следующие основные проблемы социальной защиты.

    Во-первых, социальная защита не обеспечена достаточным числом нормативных актов. В частности, необходим закон о социальном страховании в России, который стал бы базой для развития различных видов страхования с самостоятельными фондами.

    Во-вторых, существующая система не обеспечивает социальной защиты работников,  пострадавших на производстве, при ликвидации, банкротстве, неплатежеспособности предприятия, и их семей.

    В-третьих, несбалансированная общая величина страховых платежей, что возлагает на предприятия непомерное бремя платежей. Так, величина страховых взносов по всем фондам страхования составляет в последние годы около 40 % (в развитых странах – около 30 %, остальное – из государственного бюджета).

    В-четвертых, действующий в стране механизм социального страхования не оценивает финансовую нагрузку на плательщика, страхователь отстранён от участия в управлении фондами, размер страховых взносов не увязан с уровнем  профессионального и социального риска, с объёмом прав и гарантий страхователей и застрахованных. Так, при равных страховых взносах по социальному страхованию и по старости защита отдельных категорий трудящихся оказывается несопоставимой.

    Серьёзное внимание должно быть уделено не только финансовым вопросам социальной защиты, но  и созданию системы возмещения утраты трудоспособности, формированию соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей приемлемый уровень социальных услуг по реабилитации пострадавших работников.

    Следует сохранить самостоятельность фондов социального страхования, не передавать так называемые внебюджетные фонды в бюджет. В страховании должно участвовать и государство, и работодатель, и работник.

    Социальная защита – дело, прежде всего государственное, и основную нагрузку в этом вопросе должен нести федеральный бюджет. Дело в том, что уровень благополучия регионов очень разный, некоторые регионы не смогут обеспечить нормального уровня социальной защиты, что приведёт к значительному обнищанию населения.

    Очень серьёзная проблема – незначительный размер государственных пособий, так как они связаны с минимальным размером зарплаты. Это касается и социального страхования.

    В-шестых, несбалансированность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи с имеющимися финансовыми ресурсами. Как следствие этого нарастает платность медицинской помощи, причем в неконтролируемых формах. Доступность медицинской помощи для населения снижается, причем в наиболее сложном положении оказываются наименее обеспеченные слои граждан. Назрела необходимость в уточнении системы государственных гарантий.

    Сложившаяся система обязательного медицинского страхования (ОМС) не обеспечивает существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Субъекты Российской Федерации не выполняют свои обязательства по уплате страховых взносов на неработающее население в полном объеме. Существенно обострилась проблема неравенства регионов по уровню финансирования здравоохранения. Централизуемая в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования часть налоговых платежей недостаточна для выравнивания условий финансирования территориальных программ ОМС. Деятельность страховых медицинских организаций не смогла существенно повлиять на эффективность использования средств ОМС. Отсутствуют действенные рычаги привлечения средств граждан и организаций.

    Особое значение следует уделить разработке государственных социальных стандартов. Краеугольным становится вопрос о минимальных стандартах. В правовом отношении минимизация помощи человеку, нуждающемуся в таковой, абстрактна, а в морально-этическом плане — во многих случаях абсурдна.

    Определяющее значение в успехе решения проблем социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей. Сложившееся государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непомерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обязательств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе. Для изменения такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального налогообложения и социального обязательного и добровольного страхования при условии сохранения социального вспомоществования только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социального патернализма. Законодательно следует четко определить критерии социального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, аккумуляции и использования. Необходимо постепенно отойти от государственных дотаций по тем или иным социальным направлениям и ввести государственные заказы на решения конкретных социальных задач. Привлекать к выполнению социального заказа следует всех желающих юридических и физических лиц на конкурсной основе. Такой подход позволит упорядочить, целенаправить финансовые потоки, сделать их управляемыми и контролируемыми соответствующими государственными органами и общественностью.

    Решение проблем социальной защиты населения России потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.

    В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

    В различных территориях России отмечаются разительные отличия в материальном положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения.

    В настоящее время в связи с разным экономическим положением одни предприятия оказывают защиту сверх меры, другие минимальную. Это вызывает определённую социальную напряжённость. Однако система социальной защиты должна выстраиваться таким образом, чтобы приоритеты были отданы человеку труда. Работающий должен быть максимально защищён в труде и после выхода из процесса труда, у него должны быть стимулы к производственной работе, а не к иждивенчеству. Развитие различных форм занятости, увеличение числа рабочих мест, установление заработной платы и трансфертов в соответствии со стоимостью жизни снимет часть вопросов в области социальной защиты. Следует сказать, что система социальной защиты ещё формируется, чем и вызвано наличие ряда недостатков.

    Крайне необходимым шагом представляется создание и поддержание благоприятного правового режима для развития негосударственных форм социального обеспечения, включая благотворительность, позволит гармонично дополнить усилия государства по созданию нормального уровня жизни для миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан страны.

    Социальная защита в настоящих условиях – это не только и не столько обеспечение гарантированных государством социальных выплат, сколько развитые системы социальных услуг, предоставляемых с учетом особенностей положения различных категорий населения, т.е. адресность. Такая социальная защита требует новых подходов к деятельности в сфере социального обслуживания населения, соответствия этой деятельности требованиям государственных социальных стандартов, а также расширения спектра платных услуг.

    Совершенствование социальной политики и реформирование социальной сферы должны осуществляться в рамках общей стратегии социально-экономического развития страны в следующих основных направлениях:

    — признать необходимым, что реформирование политики формирования доходов должно осуществляться с учетом всех видов доходов населения (заработной платы, доходов от собственности, предпринимательской деятельности и других).

    Для этого в первую очередь осуществить систему мер по легализации «теневых» доходов в целях их мобилизации в качестве одного из основных источников финансирования мероприятий по реформированию социальной политики.

    — разработать и осуществить систему мер по реформированию системы оплаты труда (установление в законодательном порядке минимального размера оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума, рационализация соотношений между минимальной, средней и максимальной заработной платой, упорядочение оплаты труда работников бюджетной сферы и др.) в сочетании с мерами по обеспечению занятости населения.

    — осуществить меры по усилению государственного регулирования цен и ценообразования (прежде всего на товары и услуги, имеющие большую социальную значимость и массовый характер потребления).

    — принять меры по совершенствованию системы социальной защиты населения (усиление ее адресности, упорядочение системы льгот и т.д.).

    — усилить роль социального партнерства в решении основных вопросов совершенствования социально-трудовых отношений.

    — разработать, утвердить и установить контроль за выполнением федеральных (общероссийских) и региональных комплексных программ развития и реформирования важнейших отраслей социальной сферы.

    Направления дальнейшего реформирования системы социальной защиты населения в Краснодарском крае должны включать следующие направления:

    1. Совершенствование методик проверки нуждаемости: активные контакты с налоговыми службами.

    2. Переход от безадресных категориальных льгот к адресной форме социальной защиты там, где это возможно и рационально.

    3. Переход от различных видов социальной помощи, предоставляемой на основе проверки нуждаемости, к единому пособию по нуждаемости.

    4. Переход от дотаций производителям — ЖКХ, транспортным предприятиям — являющихся одной из самых неэффективных форм социальной защиты населения, к адресной поддержке самого населения.

    5. Поиск дополнительных средств и источников финансирования системы социальной защиты населения: использование средств и усилий благотворительных организаций, международной помощи, бесплатного или низкооплачиваемого труда добровольцев позволит улучшить ситуацию с финансированием сферы социальной помощи и повысить эффективность ее функционирования.

    На современном этапе главная задача государства заключается в том, чтобы сократить масштабы бедности и смягчить сопутствующие ей негативные социальные процессы, а в последующем, по мере увеличения экономических возможностей государства, способствовать росту реальных денежных доходов населения, устранению коренных причин массовой бедности. В рамках реализации этой задачи появилась необходимость в развитии современной концепции системы социальной защиты населения.

    Реализация вышеперечисленных мер по реформированию системы социальной защиты населения позволит:

    — определив стратегию социальной политики, реализовать системный подход к решению вопросов бедности в рамках социальной защиты населения,

    — повысить эффективность социального обеспечения, перенеся основную финансовую нагрузку на страховую составляющую,

    — избежать социального отторжения бедных, при условии увеличения прожиточного минимума как счет его социальной составляющей,

    — предотвратить дальнейшее усиления социальной напряженности в обществе вследствие поляризации населения по уровню доходов.

    Таким образом, можно сделать вывод, что основная задача государства в рамках социальной политики — принимать на себя значительную долю ответственности за наступление определенных обстоятельств в жизни человека — болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и др., и через систему социальной защиты населения осуществлять компенсацию, обеспечивая при этом достойный уровень жизни.

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Важнейшим аспектом государственной социальной политики является социальная защита населения. В современных условиях принят ряд законов, декларирующих предоставление нуждающимся категориям населения равных с другими гражданами прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Однако, из-за тяжелого финансового положения на федеральном и региональном уровнях их реализация часто ограничена.

    Основными задачами социальной защиты населения выступают: защита от факторов, снижающих жизненный уровень; защита от негативных воздействий индустриального производства; обеспечение членам общества прожиточного минимума; оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных обстоятельств она необходима; создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать для жизни; обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.

    В сложившихся экономических условиях предпринимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Создаются механизмы социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу и других категорий населения.

    Однако, многие льготы, компенсации, социальные выплаты и пособия вводятся нередко без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. В результате ограничивается возможность для оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждается.

    Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств — нормативно-правовых, социально-психологических, экономических и т. д. — обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

    В этом смысле социальная защита населения, включающая в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    На современном этапе в социальной защите населения Российской Федерации выделяется четыре приоритетных направления, которые базируются на соответствующих нормативно-правовых актах. Во-первых, это социальная защита детей, детства и отрочества, во-вторых, это социальная защита трудоспособного населения, в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан, в-четвертых, это социальная защита семьи.

    Практика социальной работы показывает, что наиболее экономичным и гуманным является территориальный подход к созданию системы социальных служб. При таком подходе службы социальной помощи населению максимально приближены к семье, поэтому наиболее соответствуют особенностям социума, каждого конкретного человека.

    Важным направлением реформирования оказания социальной поддержки населения является изменение принципов социальной защиты различных категорий нуждающихся:

    В целом изменения должны идти, прежде всего, а в направлении изменения взаимодействия органов государственного и муниципального управления с некоммерческими и общественными организациями, развитием такой формы социального партнерства как социальный заказ, использование опыта зарубежных стран в плане развития социального партнерства.

    Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что бескомплексное, включающее в себя государственный, региональный, местный уровни и коммерческий сектор программы социальной защиты населения во всех ее проявлениях, ее реальная реализация никогда не достигнет пропагандируемых целей предполагаемые нами по улучшению социальной защиты населения несмотря на общественный характер их положения, тем не менее, в условиях любого региона или местности при своевременном и полном выполнении способны на наш взгляд коренным образом изменить ситуацию.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список использованных источников

     

  1. Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г.: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2007. – 23 с.
  2. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» 22 июля 1993 г. // СЗ РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.
  3. ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.
  4. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР / Андреев В.С. – М.: Плитиздат, 1974. – 310 с.
  5. Виленский А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт/ Виленский А., Домнина И. // Вопросы экономики. -2006.-№12. С.29-34.
  6. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под редакцией Ш. Рамон. М: «Аспект-Пресс», 2009. – 481 с.
  7. Гембаренко В. Десять лет по пути становления и развития системы социальной защиты населения / Гембаренко В. // Социальное обеспечение. — 2005 — № 9-10. С.14 – 21.
  8. Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (Теория и практика) / Глущенко П.П. СПб., 2006. – 538 с.
  9. Гончаров П.К. Российская модель социального государства: постановка проблемы и вариант решения// Социология власти. Информационно-аналитический бюллетень. 1999. № 4. С. 55– 59.
  10. Гронь Е.Н. Внедрение инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов // Старшее поколение. Доступность и качество социальных услуг / Сборник материалов региональной конференции Юга России по проблемам граждан пожилого возраста и инвалидов – Краснодар: Кн. изд-во «Stadtgespraech». 2007. – С. 67 – 69.
  11. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. – М.: НОРМА, 2010.– 610 с.
  12. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника// Российский журнал социальной работы. – 1999. – №1. – С. 7 – 8.
  13. Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня и завтра / Карелова Г. // Человек и труд .-2006.-№6.-С.24-28.
  14. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика / Ламперт Х. –М.: Дело, 2006. – 241 с.
  15. Основные показатели работы органов и учреждений социальной защиты населения Краснодарского края в 2009 году / Под обще. Ред. Г.Д. Золиной. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2010.
  16. Панов А. М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. – 2006. – № 1. – С. 21 – 22.
    1. Шарков Ф.И. Социальная политика в России (региональный аспект). Учебное пособие. –М.: Асадаль, 2009.
    2. Финансы / Под ред. В.М.Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 2008.
    3. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И.Архипова. — М.: Проспект, 2005.
    4. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2007.
    5. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л. А. Дробозиной. — М.: Финансы, 2008.
    6. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б.М. Сабанти. — М.: Перспектива: Юрайт, 2005.
    7. http://www.forecast.ru/mai№frame.asp Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования
    8. www.mi.ru Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.

    9. http://www.polit.ru


      Сайт Центра Экономической Политики

Комментирование закрыто.

Вверх страницы