УРОВЕНЬ ЖИЗНИ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Оцените статью

040415 2359 1 УРОВЕНЬ ЖИЗНИ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ1.1. Понятие «Уровень жизни населения», его составляющие

 

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически
потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д. В таком случае чаще употребляется термин «качество жизни».

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития.

Еще у древних римлян одним из главных девизов был такой: «Благо народа — высшая цель». Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой ставится человек. Рыночная экономика — экономика массового потребления, именно потребитель — король рынка с его
законом: нельзя производить что-либо, не имея в виду предстоящего потребления.

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Условия жизни можно укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта — это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время — часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни: 1) применительно ко всему населению; 2) к его социальным группам; 3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.

 

1.2. Социальные нормативы

 

Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и
платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей
среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.

Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.

К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее
уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики — прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Существующие нормативы отражают современные научные
представления о потребностях людей в благах и услугах — личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека.

Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические потребности являются определяющими — первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.

Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.

Социальные потребности связанны с функционированием человека в обществе — это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т. д.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Первые (рациональные) отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддерживания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с
помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных
норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Вторые (иррациональные) потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.

Внешней формой проявления личных потребностей выступает
спрос населения, хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.

Наряду с личными выделяют социальные потребности общества,
обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т. д.

 

1.3. Задачи изучения уровня жизни

 

Важнейшая задача статистики уровня жизни — выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных,
природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследований могут носить либо общий характер, либо частный, связанный, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами.

К задачам изучения уровня жизни относятся также: комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения его показателей; дифференциация различных групп населения по доходах и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на изменение уровня. Большое значение имеют оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни.

Источниками информации для решения поставленных задач выступают: текущий учет и отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей населения, разного рода социологических и других обследований социальных условий жизни и
деятельности людей.

Особое место в анализе уровня жизни населения занимает статистика бюджетов домашних хозяйств, основанная на ежедневных записях доходов и расходов 48,6 тыс. домохозяйств и ведущаяся в стране еще с конца прошлого века. Данные обследования обобщаются органами государственной статистики и используются для оценки уровня и динамики материальной обеспеченности домохозяйств с различными доходами. В целом здесь насчитывается около 3 тыс. показателей, в том числе характеризующих: состав домохозяйства по полу, возрасту, видам занятий; его доходы по источникам поступления; расходы по видам затрат; покупки и потребление продуктов питания и непродовольственных товаров; расходы на отдельные виды услуг, а также показатели жилищных условий, личного подсобного хозяйства и др.

Информация разрабатывается в территориальном, и федеральном разрезах: по отдельным категориям обследуемых домохозяйств; по размеру среднедушевого совокупного дохода; по размеру домохозяйства, наличию детей и т. п. Эти данные позволяют определить доходы населения, состав его денежных доходов и расходов, потребление продуктов питания, непродовольственных
товаров и услуг, показатели дифференциации доходов и расходов, эластичность потребления и т. д.

Вместе с тем имеется ряд проблем, связанных с совершенствованием бюджетных обследований. Прежде всего речь идет об улучшении выборки домохозяйств, от которой зависит репрезентативность данных. Выборка должна быть представлена и хозяйствами, ориентированными на предпринимательский доход, и домохозяйствами студентов, инвалидов, домашними хозяйствами с
главой семьи — безработным.

Важно также, чтобы в ней были представлены домохозяйства
всех сфер деятельности, включая торговлю, культуру, искусство,
науку, государственное управление всех уровней, защиту безопасности и охрану общественного порядка, оборону.

Необходима и плановая ротация наблюдаемых домашних хозяйств, что дает возможность исключить длительное пребывание в обследовании постоянного их круга и тем самым обеспечить большую адекватность социально-демографических характеристик домохозяйств аналогичным показателям по населению в целом.

 

1.4. Система показателей

 

Комплексное исследование уровня жизни населения возможно
только с помощью системы статистических показателей. В последние годы было предложено несколько систем, различающихся структурой и набором показателей.

Наиболее полной и отвечающей современным требованиям служит система «Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики», разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 39 показателей:

I. Обобщающие показатели.

1. Критерий уровня жизни.

2. Индекс стоимости жизни.

3. Валовой национальный продукт (фонд потребления, фонд личного потребления) в расчете на душу населения.

II. Доходы населения.

1. Реальные общие доходы населения.

2. Реальные располагаемые доходы населения.

3. Совокупные доходы населения.

4. Личные доходы населения.

5. Личные располагаемые доходы населения.

6. Денежные доходы населения.

7. Средний доход и средняя заработная плата работников.

8. Средний размер реальной заработной платы.

9. Средний размер пенсии, пособия, стипендии.

III. Потребление и расходы населения.

  1. Общий объем потребления населением материальных благ и услуг.

2. Денежные расходы населения.

3. Потребительские расходы населения.

4. Потребление населением основных продуктов питания.

5. Покупательная способность средней заработной платы.

6. Покупательная способность средней пенсии.

IV. Денежные сбережения населения.

V. Накопленное имущество и жилище.

1. Стоимость накопленного домашнего (личного) имущества.

2. Наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения.

3. Жилищные условия населения.

VI. Социальная дифференциация населения.

1. Распределение населения по размеру среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.

2. Потребление основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг населением с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.

3. Структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода.

4. Динамика стоимости фактической и нормативной потребительской корзин различных слоев населения.

5. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини).

6. Децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления населения.

7. Соотношение средних значений дохода и потребления в границах верхней и нижней децилей.

8. Доля квинтельных (децильных) групп населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода в совокупном доходе общества.

VII. Малообеспеченные слои населения.

1. Прожиточный минимум (порог бедности).

2. Минимальный потребительский бюджет.

3. Минимальный размер заработной платы.

4. Минимальный размер пенсии.

5. Покупательная способность минимальной заработной платы.

6. Покупательная способность минимальной пенсии.

7. Коэффициент (уровень) бедности.

8. Дефицит дохода.

9. Зоны бедности.

10. Социальный портрет бедности.

Методология исчисления показателей уровня жизни населения подробно рассматривается в соответствующих главах учебника.

Наиболее важные 12 показателей из перечисленных 39 включены в Систему показателей для оценки хода экономической реформы в России в раздел 10 «Социальная сфера, жизненный уровень населения» и в подраздел 10.3 «Уровень жизни». Эта система показателей разработана Министерством экономики РФ и Госкомстатом России, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами, администрациями регионов и введена в действие с 1993 г. Она рекомендована органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга для использования в анализе хода экономической реформы на соответствующих территориях. К 12 показателям относятся:

1. Средняя оплата труда работников.

2. Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией.

3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.

4. Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.

5. Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.

6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.

7. Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.

8. Показатели дифференциации населения.

9. Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.

10. Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).

11. Структура потребительских расходов различных социально-
демографических групп населения.

12. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

Система социальных показателей изменяется вместе с преобразованием социальных отношений. Так, развитие рынка жилья вызывает потребность в появлении такого показателя, как «число квартир, предназначенных для продажи (во вновь построенных домах, в домах после капитального ремонта)»; развитие платного обучения также должно быть отражено специальным показателем «доля обучающихся за плату» и т. д.

Международная статистика уровня жизни стала развиваться недавно. В 1960 г. рабочей группой ООН был подготовлен доклад о принципах определения и измерения уровня жизни в международном масштабе. Это была первая попытка создания системы показателей. Ранее уровень оценивался индексом реальной заработной платы (индексом номинальной заработной платы, де-
ленным на индекс цен), а затем индексами прожиточного минимума и стоимости жизни (индексом потребительских цен на товары и услуги определенного набора). Каждый из индексов значим, но применяемые индексы не дают всесторонней характеристики этого уровня. К тому же индексы реальной заработной платы и стоимости жизни относятся лишь к наемному труду, тог-
да как при нахождении уровня жизни некоторых категорий населения (например крестьян) указанные индексы не используются.

Последний вариант системы показателей уровня жизни в международной статистике ООН разработан в 1978 г. и включает 12 основных групп показателей: 1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения. 2. Санитарно-гигиенические условия жизни. 3. Потребление продовольственных товаров. 4. Жилищные условия. 5. Образование и культура. 6. Условия труда и занятость. 7. Доходы и расходы населения. 8. Стоимость жизни и потребительские цены. 9. Транспортные средства. 10. Организация отдыха. 11. Социальное обеспечение. 12. Свобода человека.

Кроме названных групп Статистической комиссией ООН был выделен общий раздел, охватывающий ряд информационных показателей, необходимых для оценки уровня жизни, но не являющихся, по мнению экспертов ООН, непосредственными его характеристиками. Сюда включены следующие показатели: национальный доход валовой внутренний продукт (ВВП) на душу на-
селения и среднегодовой коэффициент его роста; объем и виды
социального обслуживания; расходы на личное потребление на-
селения, их структура и средний годовой коэффициент роста,
плотность населения; транспортное обслуживание населения; работа средств связи, печать и др.

Система показателей США состоит из 13 разделов: 1. Окружающая
среда. 2. Демографическая ситуация. 3. Занятость. 4. Условия труда.
5. Уровень жизни. 6. Социальное обеспечение. 7. Здравоохранение.
8. Образование. 9. Жилищные условия. 10. Культура, отдых, развлечения. 11. Транспортное обеспечение. 12. Национальная оборона. 13. Правовая защита граждан.

Особой подробностью и завершенностью отличается Система
показателей социальной статистики Франции, разработанная Национальным институтом статистики и экономических исследований. В ней выделено 4 группы показателей, в каждой из которых большая часть показателей имеет прямое или косвенное отношение к оценке.

В группе 1 «Численность и состав населения, трудовых ресурсов и условия труда» значатся демографические показатели, а также численность и структура экономически активного населения, показатели занятости и безработицы, продолжительности и ритма работы, забастовок.

В группе 2 «Распределение, перераспределение и использование доходов» сосредоточены показатели доходов: первичные доходы, доходы от собственности, заработная плата, ее минимальная ставка, минимум пенсии, «потолок» социального обеспечения, покупательная способность франка, денежные и прочие поступления (по социальному обеспечению, по болезни, бесплатная медицинская помощь, рентные поступления, благотворительная помощь).

В группе 3 «Условия жизнедеятельности» выделены показатели потребления (объем — всего и на душу населения и число единиц потребления), жилищных условий, свободного времени и культурных развлечений, накопления имущества и ценностей.

В группе 4 «Социальные стороны уровня жизни населения» фигурируют показатели просвещения и образования населения, здравоохранения, формирования домашнего хозяйства, «социальной мобильности», а также правонарушений и охраны порядка.

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения и использования систем социальных показателей на различных уровнях агрегирования и в различных целях.

В разных публикациях можно найти и другие системы показателей, в частности Систему социальной и демографической статистики, разработанную Статистическим бюро ООН в 1975 г., Систему социальных показателей Организации экономического сотрудничества и развития (1979 г.) и др.

 

 

 

 

 

 

 

2. СТАТИСТИКА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

 

2.1. Состав доходов населения

 

Доходы служат основным источником удовлетворения личных потребностей населения в потребительских товарах и услугах, и именно с них начинается система показателей уровня жизни. Статистика изучает состав и реальное содержание доходов по направлениям их получения и использования. Особое
внимание уделяется части доходов, поступающей населению в порядке социального обеспечения и социальной защиты.

Большая часть доходов имеет денежное выражение, и одной из задач статистики является изучение их структуры. С помощью статистики оцениваются уровень и динамика доходов населения в целом, различных социальных групп и домохозяйств, в частности, определяется дифференциация доходов по отраслям экономики, территориям страны, типам домашних хозяйств, а также
среднедушевые доходы, дается оценка бедности населения.

В составе совокупного дохода одно из главных мест занимает оплата труда работников всех хозяйственных единиц, осуществляемая деньгами и натурой в качестве вознаграждения за выполненную по найму работу. В счете образования доходов системы национальных счетов оплата труда охватывает: начисленную заработную плату по сдельным расценкам, тарифным ставкам, должностным окладам или среднему заработку; доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам; выплаты за работу в особых условиях и т.д.

Существенную часть в доходах составляют выплаты работникам, не являющиеся вознаграждением за труд, а относящиеся, как правило, к пособиям по социальному обеспечению и социальной защите в составе социальных трансфертов.

Определенная и всевозрастающая часть доходов населения нашей страны приходится на личные подсобные хозяйства (ЛПХ), коллективные садоводства, индивидуальное и частное производство. До 70-х гг. преобладало негативное отношение к ЛПХ, и масштабы их развития были незначительны. Сейчас же ЛПХ являются одним из звеньев сельскохозяйственного производства,
существенно пополняющего продовольственные ресурсы страны и
повышающего реальные доходы населения. В основном ЛПХ сориентированы на удовлетворение личных потребностей владельцев (на получение доходов в натуральной форме), хотя и повышается доля хозяйств с целью производства товарной продукции (получения доходов в деньгах). В совокупном доходе населения натуральные поступления оцениваются по средним ценам реализации аналогичных товаров.

В совокупном доходе населения также значатся: единовременные выплаты и гонорары, доход от собственности (проценты по банковским кредитам и вкладам, дивиденды, рента, доход от собственности, относимый к владельцам страховых полисов), предпринимательский доход и денежные поступления из финансовой системы, кроме того, отдельные незаконные денежные доходы
граждан, полученные ими через «черный рынок» как одна из форм теневой экономики.

Отечественная статистика определяет объёмы денежных доходов от теневой экономики путем экспертных оценок, расчетов, производимых по данным микроэкономической статистики, социологических обследований и бюджетной статистики. По разным оценкам, с ней связаны от 10 до 60% всех структур в стране, и объемы теневого сектора экономики в середине 1996 г. составили, по статистическим оценкам, 20% валового внутреннего продукта.

Таков состав доходов населения, вместе образующих его совокупные денежные доходы. Они исчисляются в целом по населению, а также по отдельным социальным группам и группам населения с разным уровнем доходов.

Имеющиеся данные о составе доходов населения позволяют изучать их структуру по разным направлениям: по формам собственности источников формирования доходов (государственная, муниципальная, коллективная, акционерная, частная), по формам распределения дохода (доходы по труду, от ЛПХ, садоводства и огородничества, индивидуального и частного производства и т. д.); по видам доходов (заработная плата и доходы ее типа, доход от собственности и предпринимательский доход, пенсии, пособия, стипендии, материальная помощь, ссуды, проценты и дивиденды, незаконные денежные доходы).

Помимо структуры самих доходов определяется платежеспособный спрос населения, измеряемый показателем его покупательского фонда:

 

ПФ=СДП-НРС,

 

где СДП — совокупные денежные доходы населения;

НРС — нетоварные расходы и сбережения.

Тогда ПФ представляет собой товарную часть расходов населения в денежной форме, и его сопоставление с величиной совокупных доходов определяет долю платежеспособного спроса населения.

Действительный спрос ограничен реально предъявленным спросом населения на товары и услуги. Реализованный спрос – это та часть действительного спроса, которая фактически реализуется на рынке в купленных товарах и услугах. Остальная часть действительного спроса — нереализованная часть ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества
требованиям покупателя — составляет неудовлетворенный спрос. Последний может быть явным и скрытым. Явный спрос выступает в виде определенной части денежного дохода, не реализованной на рынке по причинам, приведенным ранее, и потому скапливаемой у покупателей или на их счетах в банках. Скрытый спрос представляет собой реализацию неудовлетворенного спроса при покупке других товаров и услуг, не являющихся полноценными заменителями отсутствующих либо вообще не связанных с ними отношениями взаимозаменяемости.

Величина явного неудовлетворенного спроса населения определяется суммой (в банках и на руках) избыточных сбережений как разность всех денежных и нормальных сбережений, т. е. сбережений, обусловленных ростом доходов, склонностью к накоплениям на старость, покупку дорогостоящих товаров и др.). Такой расчет отличается большой условностью, поскольку статистика не обладает информацией об истинном назначении отдельных компонентов сбережений в общей их сумме. Расчет будет более точным, если величину денежных сбережений скорректировать разницей между темпами прироста сбережений и всех денежных доходов населения.

 

2.2. Показатели доходов населения

 

Исходными в определении доходов выступают показатели совокупных, денежных, номинальных, располагаемых и реальных доходов населения.

Совокупные доходы — общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых населению за счет социальных фондов.

Показатели номинальных доходов всегда характеризуют сумму начисленных доходов. Таков и основной показатель денежных трудовых доходов — номинальная заработная плата как сумма денег, начисленная работникам и являющаяся вознаграждением за выполненную работу (в международной статистике труда это соответствует понятию заработка или вознаграждения — брутто). За вычетом налогов и обязательных платежей номинальные доходы
населения преобразуются в располагаемые доходы, т. е. доходы, фактически остающиеся в распоряжении населения. Поэтому их можно считать конечными доходами.

К ним относится показатель фактически выплаченной (чистой) заработной платы, что в международной статистике равнозначно заработку (вознаграждению) — нетто. В таком качестве эти доходы соответствуют части ВВП, поступающей на потребление и накопление. Если отсюда вычесть элементы накопления в секторе «Домашние хозяйства» в рамках Системы национальных счетов (прирост сельскохозяйственной продукции, скота, птицы, жилищного фонда и др.), то получим показатель потребления товаров и услуг.

Реальные доходы населения всегда характеризуются количеством
потребительских товаров и платных услуг, которые могут быть приобретены на конечные доходы населения в целях удовлетворения своих личных потребностей в потреблении и накоплении. Следовательно, реальные доходы зависят еще от динамики цен на потребительские товары и услуги, т. е. они будут повышаться при увеличении конечных доходов и неизменном уровне цен и будут понижаться при неизменных доходах и росте цен. Поэтому реальные
доходы населения за период определяются соотношением его конечных доходов за этот период и индекса потребительских цен.

Путем сравнения показателей реальных доходов за разные периоды исчисляют их индексы и определяют динамику доходов.

При исследовании доходов применяются как показатели доходов в целом и по основным социальным группам населения, так и средние душевые, иногда и средние по домашним хозяйствам показатели. Они рассчитываются путем деления соответствующих доходов за год на среднюю годовую численность населения (или числа домохозяйств) и выступают показателями уровня доходов.
Таковы средние душевые показатели совокупных, конечных и
реальных доходов всего населения, его социальных групп, работающих, пенсионеров, учащихся.

Особое значение имеют показатели средней номинальной и реальной заработной платы, средней пенсии, пособия, стипендии. Средняя номинальная заработная плата работников отдельных предприятий, организаций, фирм и отраслей, регионов и страны в целом рассчитывается по начисленному фонду оплаты труда и соответствующей численности работников (числа занятых). Средняя реальная заработная плата определяется исходя из средней номинальной за вычетом налогов и обязательных платежей, деленной на индекс потребительских цен на товары и услуги. Выраженная через количество основных продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, которые можно приобрести на среднюю заработную плату, она характеризует ее покупательную
способность.

Средняя пенсия за период рассчитывается исходя из суммы пенсий работающим пенсионерам, по старости, инвалидности, случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий и т. п. с учетом компенсационных выплат и средней численности пенсионеров за этот период. Среднее пособие определяется исходя из суммы выплат пособий многодетным и одиноким матерям, по беременности и родам, на рождение, на погребение, на детей в малообеспеченных семьях, на детей в возрасте до 1,5 лет, от 1,5 до 6 лет и т. д., единовременных выплат и средней численности населения, пользующегося этими пособиями. При определении среднего размера стипендии учитываются все виды стипендий учащимся вузов и средних специальных учебных заведений, технических училищ и школ, институтов усовершенствования, аспирантам и т. д., выплачиваемых за счет госбюджета, средств самих предприятий, организаций и фирм. Средние уровни реального пособия, пенсии и стипендии, т. е. их покупательная способность, рассчитываются аналогично покупательной способности средней заработной платы с использованием того же индекса потребительских цен на товары и услуги.

Органы государственной статистики и другие ведомства периодически публикуют данные по многим из перечисленных показателей доходов в целом по стране и отдельным регионам, народному хозяйству и отдельным отраслям, всему населению и отдельным его группам. В частности, освещаются такие показатели, как денежные доходы и расходы населения, денежные доходы на душу населения (в среднем за месяц), прирост сбережений населения во вкладах и ценных бумагах, среднемесячная заработная плата одного рабочего и служащего в народном хозяйстве и по отраслям экономики и др.

В целях более объективной оценки достигнутого уровня доходов все чаще используется сопоставимая валюта, а именно курса рубля декабря 1990 г. и доллара США. Сохранение неизменным курса рубля декабря 1990 г. обеспечивает надлежащую достоверность динамики реальных доходов населения (среднедушевого дохода и среднемесячной заработной платы). В этом
качестве меняющийся курс продажи долларов Сберегательным
банком менее пригоден, однако он более приемлем для оценки
реальности доходов населения за каждый отдельно взятый временной отрезок.

При изучении уровня жизни населения, как уже отмечалось ранее, большую роль играют социальные нормативы и среди них — минимальные доходы населения. Они утверждаются в законодательном порядке и не являются статистическими показателями, выступая своего рода базой для сравнительной оценки достигнутого уровня жизни. В части доходов речь идет о минимальном
доходе (прожиточном минимуме), минимальной заработной плате и минимальной пенсии по старости. Это важнейшие общегосударственные гарантии доходов населения, которые должны быть обеспечены исходя из достигнутого уровня социально-экономического развития страны.

Минимальный доход (прожиточный минимум) — уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека при определенном уровне развития экономики. В него включаются расходы на продукты питания из расчета минимальных размеров их потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные
платежи, при этом учитывается структура расходов на них у 10%
наименее обеспеченных семей.

«Корзиночный» подход к определению прожиточного минимума
применяется в России и в некоторых странах мира. Во многих
же странах по мере роста общественного богатства минимум определяется по фиксированной доле от достигнутого среднедушевого дохода. Для наших условий, по расчетам специалистов Всероссийского центра уровня жизни при Министерстве труда РФ, в перспективе это может быть доля в пределах 40%. Особо следует подчеркнуть, что прожиточный минимум является социально-
экономической категорией. В отличие от биологического минимума он динамичен и изменяется в процессе общественного развития и не только под влиянием цен и инфляции.

Прожиточный минимум становится основным инструментом социальной политики; с его помощью можно оценивать уровень жизни, регулировать доходы (в частности, увязывать и постепенно сближать минимальные оплату труда, трудовую пенсию, пособие и стипендию), наиболее эффективно производить социальные выплаты.

Федеральный Закон РФ «О прожиточном минимуме», принятый Государственной Думой в октябре 1996 г., предусматривает, что эти выплаты в виде государственной социальной помощи будут производиться семьям (домохозяйствам), имеющим доход ниже прожиточного минимума.

Прожиточный минимум рассчитывается не только в целом для населения, но и раздельно для трудоспособного населения (часто с выделением мужчин и женщин), пенсионеров и детей (с выделением возраста 0-6 лет и 7-15 лет). Причем регионы страны самостоятельно определяют свой прожиточный минимум.

В декабре 1995 г. прожиточный минимум составил 327,3 тыс. руб., или 70 долл. США; в августе 1996 г. — 400,9 тыс. руб., или 74 долл., в том числе: трудоспособного населения — 449,7 тыс. руб. (83 долл.), пенсионеров — 280,5 тыс. руб. (52 долл.) и детей — 404,9 тыс. руб. (75 долл.). За два года (с декабря 1993 г. по декабрь 1995 г.) долларовая оценка прожиточного минимума поднялась с 39 до
70 долл., а к середине 1996 г. еще увеличилась на 5 долл.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — нижний ее предел, устанавливаемый (по теории) за наименее квалифицированный, простой труд. Его величина является точкой отсчета для всех остальных ставок заработной платы.

Минимальный размер пенсии (пособия и стипендии) соответственно представляет собой ее нижний предел, устанавливаемый соответствующими нормативными актами. Он рассчитывается исходя из сложившегося уровня минимальной заработной платы и прожиточного минимума.

Реальный размер минимальных показателей заработной платы и пенсии (пособия и стипендии), т. е. их покупательная способность, определяется, как и вообще доходов, через количество продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, которые можно на них приобрести. Это называется товарным эквивалентом. Сам же расчет осуществляется как соотношение выбранного показателя дохода по стране (региону) и среднего по стране (региону) индекса цен на конкретные товары и услуги.

 

2.3. Дифференциация доходов

 

В части доходов дифференциация населения представляет
собой объективно обусловленное соотношение в доходах различных социально-демографических групп населения. Она есть результат комплексного взаимодействия экономических, демографических, социальных и географических факторов. Учитывая важное место в совокупных доходах населения денежной оплаты труда, их дифференциация близка к дифференциации заработной платы и во многом зависит от нее. Дифференциация доходов фактически вызывает различия в потреблении населением товаров и услуг, т. е. в его уровне жизни.

Дифференциация доходов, как правило, рассматривается по размеру среднедушевого совокупного дохода населения в целом, отдельных регионов и групп домохозяйств (проживающих в городской местности, в сельской местности, из них хозяйств пенсионеров; имеющих детей до 16 лет и т. д.). В статистике бюджетов домашних хозяйств используются среднемесячный совокупный доход и средний доход на члена домохозяйства. Среди работающих за основу берется среднемесячная начисленная заработная плата рабочих и служащих по отраслям экономики (без работников, занятых неполный рабочий день или неделю, и учеников).

Распределение населения по размеру среднедушевого (среднего на домохозяйство) совокупного дохода, по которому и определяется дифференциация доходов в обществе, может быть представлено группировками с использованием различных интервалов: квартильных (делящих сумму частот ряда распределения на четыре равные части), децильных (делящих ту же сумму частот на десять равных частей) и других, а также интервалов с заданными (фиксированными) границами.

На основании распределения населения по размеру доходов рассчитываются следующие статистические характеристики:

1. Показатели центральной тенденции ряда: модальное значение дохода, медианное значение дохода и средний доход.

2. Показатели структуры распределения дохода: квартильный уровень дохода (нижний и верхний), децильный и другие возможные уровни дохода (нижние и верхние), доля квартильных, децильных и других групп населения домохозяйств по уровню дохода в совокупном доходе общества, средний доход по выделенным группам населения.

3. Коэффициенты дифференциации доходов населения, устанавливающие размер превышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения. Различают коэффициент фондов (соотношение между средними значениями доходов внутри сравниваемых групп населения или их долями в общем объеме доходов) и децильный коэффициент дифференциации (отношение уровней доходов, ниже и выше которых находятся десятые доли совокупности в разных концах ряда распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов).

Дифференциация населения по доходам исследуется с помощью различных статистических моделей распределения доходов, в частности логарифмически-нормального распределения (логнормального). Это модель аппроксимизационного типа, за основу которой взята гипотеза о распределении населения по среднему душевому доходу в соответствии с логнормальным законом. Исходными данными для каждой социальной группы населения и каждого расчетного года служат: средний доход, численность населения, минимальный и максимальный доходы и границы интервалов распределения населения по группам обеспеченности доходами. Параметры логнормальной кривой (математическое ожидание и дисперсия) определяются из известной системы уравнений. В результате расчетов модели находятся значения численности населения и средний доход по каждому выделенному интервалу ряда распределения доходов, что и дает основания для оценки их дифференциации.

Рассмотренные показатели дифференциации (и простые, и более сложные) дают довольно грубую оценку дифференциации, неадекватно реагируя на ее изменения во времени. В них недостает и экономической определенности получаемых оценок в распределении доходов, предполагающей четкое выделение малообеспеченного, среднеобеспеченного и высокообеспеченного населения.

Существенное значение имеет вопрос о границах доходов таких групп. Как правило, они определяются нормативным методом с помощью разработки потребительских бюджетов. При расчете последних исходят либо из общественно признанных на данном этапе состава и размера потребления на уровне минимальной обеспеченности, либо на рациональном научно обоснованном
уровне. Подробнее потребительские бюджеты будут рассмотрены
в следующей главе.

К малообеспеченному относится население, не имеющее признаваемого минимума потребления. Граница (порог) малообеспеченное для конкретных экономических условий определяется в зарубежной практике несколькими методами: статистическим (берут либо первые 10-20%-ные группы распределения по доходам, либо данные тех, кто имеет доходы ниже среднего уровня) или нормативным (подсчитывается по нормативам минимально необходимая для жизни потребительская корзина с включением в нее товаров и услуг, производимых в массовом масштабе и по наиболее благоприятным ценам). Именно нормативным методом устанавливается стандарт бедности в США.

К двум другим методам нахождения границы малообеспеченности относятся: субъективный (опирается на мнение опрашиваемых по типу: «Я считаю, что такой-то доход для семьи, состоящей из стольких-то человек, низкий, достаточный, хороший, очень хороший»); качественный (учитывается не просто величина дохода, но и фактическое положение людей в общей системе производства и распределения). Так, во Франции бедными считаются трудоспособные, исчерпавшие законодательно установленные сроки получения пособия по безработице и имеющие иждивенца, или лица, которые лишены возможности участвовать в экономической деятельности, гарантирующей достаточный уровень жизни.

Отечественная практика руководствуется нормативным методом
определения границы малообеспеченности – разрабатывается нормативная потребительская корзина, денежная оценка которой и позволяет определить общественно признанный, обоснованный минимум дохода, т. е. прожиточный минимум, о котором речь шла ранее. Исходя из величины принятого минимума, размера и состава членов домохозяйства рассчитывается порог бедности для
домохозяйства в целом.

Прожиточный минимум для отдельного человека и порог бедности для домашнего хозяйства — это, по сути, черта выживания, за которой следует нищета.

Состав этой группы далеко не однороден, но, бесспорно, часть
населения (по оценке, не менее 5%) имеет доходы ниже физиологического минимума (среди них и собственно нищие, к которым, по методологии Международной организации труда (МОТ), относятся лица, чей совокупный доход в 2 раза ниже прожиточного минимума).

Особая задача социальной статистики сейчас — изучение бедности. Бедность — «обратная сторона» богатства. Объективный факт — дифференциация населения в доходах и потреблении, и у каждого свои проблемы: «у кого — жидкий суп, у кого – мелкий жемчуг». Совокупность обстоятельств диктует необходимость решения упомянутой задачи статистики. Она должна давать информацию о численности населения страны и регионов, проживающего ниже черты бедности, демографическом составе и других особенностях малообеспеченного населения, его среднем доходе, минимальных и средних размерах потребления продуктов питания, продолжительности пребывания в бедности, источниках дохода, занятости трудоспособных членов домохозяйства, размерах социальной помощи и др.

Отметим два относительно новых для социальной статистики
показателя, дающих дополнительную оценку дефицита доходов
домашних хозяйств. Первый (коэффициент глубины бедности)
характеризует дефицит дохода обследуемых домохозяйств в виде
среднего простого отклонения их доходов от прожиточного минимума в расчете на одно хозяйство. Второй (коэффициент остроты бедности) также отражает дефицит дохода обследуемых домохозяйств, но рассчитывается по средневзвешенному отклонению их доходов от прожиточного минимума. Здесь обоснованно придается больший вес домохозяйствам с более высоким дефицитом дохода.

 

2.4. Индексация доходов

 

Одной из составляющих доходов населения, как уже отмечалось ранее, являются компенсационные и дотационные выплаты в связи с повышением потребительских цен. Речь идет о защите доходов населения от инфляции, что практически осуществляется разными способами. Среди них: адаптация, т. е. Повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни; компенсация — прямой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определенные группы товаров широкого потребления; индексация доходов населения – основная форма социальной защиты населения.

Индексация — это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Она направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация доходов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различают индексацию ожидаемую (с учетом прогнозируемого повышения цен) и ретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошедший период) как наиболее частую. При
этом устанавливается порог индекса (повышения) цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки доходов.

Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия,
стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Индексации не подлежат денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите (от сдачи
в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, ведения
фермерского и личного подсобного хозяйства, предпринимательской и другой экономической деятельности). Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путем изменения процентных ставок в установленном порядке с учетом индекса цен, т. е. способом компенсации.

Размер повышенного в связи с индексацией денежного дохода определяется путем умножения величины дохода, подлежащего индексации, на индекс потребительских цен. При этом могут использоваться корректирующие коэффициенты, шкалы и иные нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации, а также условия, предусмотренные трудовыми соглашениями и коллективными договорами. Одно из важнейших условий применения любой формы защиты населения от повышения цен — функционирование службы регистрации этих цен в стране и систематическое наблюдение за их изменениями.

Механизм индексации доходов населения, заложенный Законом
РСФСР от 24 декабря 1991 г. «О государственных пенсиях в РСФСР», не остается неизменным. В соответствии с законом была введена «дифференцированная схема» индексации, по которой доход (пенсия) повышался частями.

Начиная с февраля 1992 г. правительство установило к пенсиям
компенсационные выплаты, определяемые в одинаковых для всех
пенсионеров фиксированных суммах, рассчитываемых с учетом роста
цен.

Интерес представляет и ситуация с денежными вкладами на-
селения в учреждениях Сберегательного банка. В наших условиях процент, выплачиваемый населению по вкладам, не выполняет присущих ему функций и не является реальной платой населению за использование его средств в качестве кредитных ресурсов. Он не только не приносит дохода вкладчикам, но и не. компенсирует их потери от возможной инфляции (хотя частично их снижает).

В экономически развитых странах индексация доходов населения выступает одной из форм их государственного регулирования наряду с налоговой системой и политикой цен. По некоторым видам доходов (в основном заработной платы наемных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 20-х гг. Сейчас индексация доходов в
связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских
странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СУБЪЕКТОВ РФ

 

Таблица 1

Комплексная оценка социально-экономического развития оценка регионов РФ в 1998 /2002 годах*

040415 2359 2 УРОВЕНЬ ЖИЗНИ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

*По данным доклада Минэкономики РФ «Уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ до 2002 года».

В прогнозе учтены параметры федерального бюджета на 2000 год, итоги функционирования экономики в 1999 году, последствия осуществления правительством комплекса мер по структурной перестройке экономики, обобщены материалы, поступившие от федеральных и региональных органов исполнительной власти.

В таблице 1 числитель/знаменатель — в числителе укачаны реальные параметры социально-экономического развития региона (за 1998 год), в знаменателе — прогнозируемые (на 2002 од):

0,0 — показатель настолько мал, что не составляет и десятой части единицы:

— — нет данных.

Разбивка регионов по группам дана по состоянию на 1998 год.

Финансовая обеспеченность региона указывает значение доходов региона (из сводного финансового баланса) на душу населения: уровень развития предпринимательства указывает долю занятых в секторе малого бизнеса к экономически активному населению региона; уровень покупательной способности населения указывает на соотношение среднедушевого дохода и среднедушевого прожиточного минимума уровне требования населения указывает сумму оборота розничной торговли и объема или услуг на душу населения; уровень развития социальной инфраструктуры средств как интегрированная суммарная оценка по показателям обеспеченности детей местами в дошкольных учреждениях (детей на 100 мест), обеспеченности населения врачами и средним медицинским персоналом (медработников на 10000 жителей), обеспечен
населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (число посещений в смену на 10 000 жителей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы