МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, СИСТЕМА

Оцените статью

093014 0318 1 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, СИСТЕМАМестное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления – объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целями. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. В нашей стране местному самоуправлению уделяют все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства.

Местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как государственного, так и общественного образования, что нашло свое отражение в современной трактовке этого понятия.

  1. Местное самоуправление есть явление демократии, форма народовластия, и его необходимо развивать в системе демократии и с позиций обеспечения принадлежности власти народу.
  2. Местное самоуправление олицетворяет собой пограничное явление между государством и обществом, соединяющее их между собой, в нем имеет место сочленение общественных форм (в организации) и властных полномочий (в юридической силе управленческих решений)
  3. Местное самоуправление относится к ряду управленческих явлений, призванных целенаправлять, организовывать и регулировать общественную жизнедеятельность
  4. Местное самоуправление является средством реализации инициативы и практического осуществления самодеятельности, воплощения творческой энергии и ответственности населения по месту жительства, это — одна из форм реализации прав и свобод человека и гражданина.

    В организационной структуре государственного управления местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и другими элементами. Но только эта подсистема, которая «снизу» связана с населением — носителем и источником власти, а «сверху» — с органами государственной власти субъектов Федерации и в целом Федерации.

    обществом и государством, через самостоятельное решение вопросов местного значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан.

    С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления: 1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; 2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;

    3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования; 4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах; 5) охрана общественного порядка;

    6) защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской федерации, федеральными законами.

     

    Принципы местного самоуправления ¾ это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.

    В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее:

  5. Принципы предопределяют построение и функционирование муниципальной власти.
  6. Принципы помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки.
  7. Принципы выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления.
  8. Принципы местного самоуправления, отражая сущностные признаки и черты местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

    Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран ¾ членов Совета Европы.

    Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

    Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.

    К общим принципам местного самоуправления относятся: а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения; б) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; в) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; г) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; д) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; е) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; ж) законность в организации и деятельности местного самоуправления; з) гласность деятельности местного самоуправления; и) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления; к) государственная гарантия местного самоуправления.

    Для Российской Федерации характерно многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления, что обусловлено рядом причин.

    Во-первых, на организацию местного самоуправления в Российской Федерации оказывает влияние федеративное устройство нашего государства. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих принципов организации местного самоуправления. В этих рамках субъекты Российской Федерации самостоятельно осуществляют более детальную регламентацию организации местного самоуправления.

    Во-вторых, Российская Федерация ¾ многонациональная страна, многие регионы которой отличаются самобытностью, особенностью исторических и иных местных традиций. Все это не может не накладывать отпечаток на формы и организации и осуществления местного самоуправления.

    Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулирование законами в соответствии с федеральным законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Существуют особенности организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях. Право регулирования этих вопросов Федеральный закон закрепил за федеральными органами государственной власти.

    Особенности организации местного самоуправления в Российской Федерации обусловлены и разнообразием основных типов поселений, которых можно выделить 9, и 80 специальных типов. Наконец, многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления связано с возможностью самого населения избрать ту или иную организационную модель местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право муниципального образования самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; наименования и полномочия выборных, других органов местного самоуправления, а так же вопросы организации местного самоуправления, обусловленные проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций, и другие вопросы организации местного самоуправления.

    Городское  самоуправление  на территории города Краснодара -  форма    осуществления   его   жителями   своего   волеизъявления,   признаваемая   и   гарантируемая   действующим  законодательством,   обеспечивающая    возможность    самостоятельно    и    под   свою  ответственность  решать  вопросы  городского  значения,  исходя из   интересов населения, исторических традиций и иных местных условий. 
    

    Обладателем  всех  прав  самоуправления в городе является   население города, обладающее избирательными правами. 
    

    Население города осуществляет права самоуправления:  путем референдумов; путем выборов; через выборные органы городского самоуправления; через органы территориального общественного самоуправления; путем других форм волеизъявления граждан. 
    

    Структуру органов городского самоуправления составляют:   представительный орган – Городская Дума;  исполнительный орган - администрация города (мэрия). 
    

    Территориальное  общественное самоуправление как   форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления  Территориальное  общественное  самоуправление  в г. Краснодаре -   самоорганизация граждан, самостоятельно и под свою ответственность осуществляющая   деятельность   в   вопросах   местного  значения,   отвечающую   требованиям   и   интересам  граждан,  проживающих  в   определенной  части территории города, не являющейся муниципальным   образованием. 
    

    На  территориальных  собраниях  граждан  формируются выборные   органы,  которые  непосредственно проводят работу по организации и   осуществлению   на  основе  утверждаемого  Городской думой   города Положения о территориальном общественном самоуправлении. 
    

    В каждом округе города действуют также представительный орган – районная Дума;  исполнительный орган - администрация округа. 
    

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЛИТЕРАТУРА

     

    1. Демьянченко А.Н., Обушенков А. Л. Муниципальное управление: учебное пособие. -М. -1998.
    2. Теория государства и права/Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова.– М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
x