Консульское право как самостоятельная отрасль международного публичного права сформировалось только к середине XX в. Как и в других отраслях системы международного права, в консульском праве проявляют свое действие основополагающие принципы и нормы международного публичного права. Оно непосредственно связано с дипломатическим правом, поскольку консульские отношения между государствами, имея определенную самостоятельность и специфический характер, неразрывно связаны с дипломатическими отношениями.
Предметом консульского права являются вопросы официальной деятельности государств-участников международного общения в области консульских отношений. Консульское право создает правовую основу деятельности консульского учреждения и его работников в государстве пребывания, четко определяя границы их компетенции, и способствуют выполнению надлежащим образом консульских функций, предоставляя соответствующие юридические гарантии самому консульскому учреждению и его работникам в форме привилегий и иммунитетов1.
«Консульское право,— считает болгарский юрист-международник М. Геновски, — являясь отраслью международного права, представляет собой совокупность норм и правил, которые регламентируют консульские отношения, учреждение и функционирование консулов, правовой статус консулов и их персонала»2.
Основная задача источников международного консульского права состоит в том, что они формируют нормы консульского права, которые способствуют развитию экономических, торговых, научных, а также дружественных отношений между государствами независимо от различия в общественном строе и государственном устройстве, отношений, основанных на соблюдении основных принципов и норм международного права.
Современное консульское право — это в основном конвенционное право. Его основу составляют: Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года, имеющая универсальный характер, двусторонние консульские конвенции, общее число которых исчисляется сотнями, а также многосторонние консульские конвенции, имеющие региональный характер. К ним относятся: Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г., Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г. и Европейская конвенция о консульских функциях 1967 г.
Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. сыграла большую роль в кодификации международного консульского права и его прогрессивного развития. Она состоит из преамбулы и 79 статей, которые объединены в 5 глав1. К Конвенции прилагаются два протокола: Факультативный протокол об обязательном разрешении гражданства и Факультативный протокол об обязательном разрешении споров. В преамбуле Конвенции указываются цели ее заключения. Прежде всего, подчеркивается, что заключение Конвенции «будет способствовать развитию дружественных отношений между государствами, независимо от различий в их государственном и общественном строе». Преамбула также содержит положение о том, что привилегии и иммунитеты, предоставляемые в соответствии с Конвенцией, служат не для «выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульским учреждением функций от имени государства». Необходимо отметить, что в положениях Конвенции регламентируются все основные вопросы консульских от-ношений: их установление, порядок открытия консульских учреждений, консульские функции; привилегии и иммунитеты консульских учреждений и их работников, деятельность, права и привилегии почетных (нештатных) консулов.
Важную роль играет статья 73 Конвенции (Отношение Конвенции к другим международным соглашениям), в которой говорится, что положения настоящей Конвенции не отражаются на других международных соглашениях, действующих между участвующими в них государствами, и что «ни одно из положений настоящей Конвенции не препятствует государствам заключать международные соглашения, подтверждающие, дополняющие, распространяющие или расширяющие её положения». Всё это позволяет государствам оставлять в силе действующие двусторонние консульские конвенции и заключать новые.
Существенным моментом для характеристики Венской конвенции 1963 г. как источника консульского права является то, что предусмотренные в ней нормы не отражаются на других международных договорах по консульским вопросам.
В частности, в статье 3 Конвенций говорится: «Ни одно из положений настоящей Конвенции не должно истолковываться как препятствующее выполнению дипломатическим представительством консульских функций».
Источником консульского права служит Конвенция предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г., так как её положения распространяются и на консульских должностных лиц.
Особенностью консульского права является то, что вплоть до XX в. оно опиралось преимущественно на нормы международного обычного права, хотя имело место и заключение двусторонних консульских конвенций.
И сегодня в качестве источника консульского права нормы международного обычного права сохраняют своё значение. Международно-правовой обычай в отношении консульского права представляет собой сложившееся в международной консульской практике неписаное правило, за которым субъектами международного права признают обязательный характер. В консульском праве, несмотря на то, что оно стало в основе конвенционным, обычай продолжает заполнять пробелы, держащиеся в консульских конвенциях1. В преамбуле Вене конвенции 1963 г. сказано: «Нормы международного права продолжают регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоящей Конвенции».
Консульская деятельность основывается не только на нормах международного консульского права, но и на внутреннем законодательстве государств (Конституция, Консульский устав, Положение о консульском учреждении, почетном консуле, законы о въезде и выезде, правовом положении иностранце т.д.). Внутригосударственное право может в этой связи рассматриваться в качестве косвенного источника консульского права. Нормы международного консульского права и внутригосударственного права, регулируя консульскую деятельность, находящегося в постоянном взаимодействии и влияют друг на друга в процессе своего развития.
Вопрос о соотношении международного договора и внутреннего закона в Российской Федерации, как и во многих государствах, решается внутренним законодательством, которое, как правило, предусматривает приоритет за международным договором2.
Внутреннее законодательство государств выполняет двойную роль: оно регулирует те элементы статуса и деятельности консулов, которые носят внутригосударственный характер и обычно не подвергаются международно-правовому регулированию; оно может также иметь отношение к статусу и деятельности иностранных консульских учреждений и их работников, на-пример, в области их привилегий и иммунитетов, разумеется, в той мере, в какой это не создает ограничений, противоречащих соответственным международным нормам3.
Из всего сказанного вытекает следующее определение международного консульского права: «Консульское право представляет собой совокупность норм, выраженных в международных договорах и обычаях и сочетающихся в необходимых случаях с нормами внутреннего права государств, по вопросам статуса и функционирования консульских учреждений и их работников».
Большое значение для деятельности российской консульской службы (особенно в странах СНГ) имеет новый Закон «О гражданстве Российской Федерации», вступивший в силу 1 июля 2002 г. и его изменения и дополнения. В Законе дается определение российского гражданства, указаны государственные органы, ведающие проблемами гражданства, подробно расписан порядок производства и исполнения решений по делам о российском гражданстве, рассматриваются проблемы двойного гражданства и т.д. Наиболее приоритетными в практической консульской работе являются вопросы выезда из РФ и въезда в РФ. В этой связи необходимо, прежде всего, упомянуть о Федеральном законе «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г., который определяет правила выезда – въезда российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства.
В консульской работе используют:
– Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г.;
– Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г.;
– Основы законодательства РФ «О нотариате» от 11 февраля 1993 г.
Для консульских учреждений России (особенно в бывших союзных республиках) существенной правовой помощью в практической работе являются Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 г., Закон «О беженцах» от 28 июля 1997 г. и Закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотече-ственников за рубежом» от 24 мая 1999 г.
Из нормативных актов, непосредственно определяющих деятельность консульской службы в России и за границей, следует отметить:
— Положение о Департаменте консульской службы МИД РФ, утвержденное приказом по МИД России от 16 августа 1996 г. № 6430;
— Положение о консульском учреждении Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. № 1330;
— Положение о представительствах МИД России на территории РФ от 2006 г.
Среди многочисленных задач консульского Департамента необходимо выделить следующие:
— участие в консульском обеспечении внешних связей РФ в пределах своей компетенции;
— участие в защите прав и интересов России, ее граждан и юридических лиц за границей;
— участие в формировании и укреплении договорно-правовой базы консульских сношений РФ с иностранными государствами, разработка проектов консульских конвенций и других соглашений по консульским вопросам;
— участие в решении вопросов, связанных с учреждением консульских представительств РФ за рубежом и иностранных консульских представительств на территории РФ.
Положение о консульском учреждении РФ до принятия нового Консульского устава РФ является главным профессиональным руководством в деятельности наших консульских работников за границей.