Актуальность темы. ГК РФ проводит различие между коммерцией как торговлей и предпринимательством как любой деятельностью, нацеленной на получение прибыли. Поэтому, когда в гл. 4 ГК РФ все предпринимательские организации называют коммерческими, подобное решение нельзя признать приемлемым. Создавая путаницу в простейших исходных понятиях, некоторые группы людей порождают непонимание и трудности у широких слоев общества, у тех, кому приходится пользоваться такими понятиями. Даже в юридической науке смешение предпринимательства и коммерции создало затруднения и противоречия.
Поэтому курс коммерческого права строится как отраслевая, а не как комплексная юридическая дисциплина. С целью отмежевания, отделения от комплексных разработок по торговле приходится использовать название «коммерческое право». Размежевание необходимо, поскольку коммерческое право имеет принципиально иное содержание, качественно отличается оттого, что изучают в торговых вузах и училищах.
Коммерческое право в содержательном отношении представляет собой под отрасль гражданского права, ведь торговый оборот — это часть имущественного оборота, регулируемого гражданским правом.
По отношению к нормам гражданского права нормы торгового права считаются специальными. Это означает, что к коммерческим отношениям они подлежат применению в первую очередь, имеют приоритет в случаях противоречий с гражданско-правовыми нормами. Последние действуют субсидиарно, то есть применяются лишь при отсутствии надлежащих норм торгового права.
Торговая деятельность, или, иначе говоря, товарное обращение, в самом общем виде представляет собой совокупность действий людей по продвижению товаров от изготовителей к потребителям. Сразу же возникают вопросы о начальном и конечном пунктах движения товара и об участниках торговой деятельности. Это одни из узловых вопросов. Уже здесь коренятся принципиальные расхождения позиций, взглядов на коммерческое право. Торговый оборот начинается с продажи изготовителем произведенного им продукта. Продажа созданного продукта представляет первый и необходимый этап продвижения его к потребителю. Не будет акта продажи созданного продукта — не будет рыночных отношений. Возникает вопрос: в чем практическое значение такой позиции? Дело в том, что посредник может и не закупить товар у отдельных изготовителей или закупить лишь часть товара. Между тем для каждого предприятия важно обеспечить сбыт своего товара. Кроме того, товар может, быть реализован без участия посредников, и такие операции тоже образуют торговлю, товарное обращение.
Коммерческое право непосредственно связано с актуальными и жизненно значимыми проблемами общества.
По традиции, сложившейся столетия назад, в качестве основной фигуры, главного субъекта торгового оборота рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. С учетом этого в зарубежных торговых кодексах и литературе по коммерческому праву в качестве центрального при характеристике субъектов торговых отношений выделялось понятие «коммерсант». Однако развитие товарного обращения потребовало пересмотра такого подхода.
В современном торговом обороте помимо собственно торговцев активно участвуют и играют значимую роль и другие группы лиц. Огромные масштабы и постоянное развитие торговли создали значительное разнообразие ее субъективного состава.
Так, участниками торговой деятельности являются все организации, изготавливающие товары для реализации. Еще в XIX в. К. Маркс писал: «Коммерческая деятельность, включая сбытовую, отнюдь не побочная операция изготовителя, а является теперь исключительной операцией особого рода»1. Увеличение объемов производства и насыщение рынка резко повысили значение сбытовой функции, повлекли подчинение производства задаче реализации товара. В результате организации-изготовители стали обязательными участниками торгового оборота.
Расширилось участие в торговой деятельности профессиональных торговых организаций и индивидуальных предпринимателей. Наш великий писатель А. И. Солженицын называет русское купечество «сгустком национальной энергии» — это очень высокая оценка. В развитых странах торговля относится к престижным видам деятельности, она имеет устойчиво высокий статус в шкале социальных оценок.
Торговля в настоящее время превратилась в один из ведущих секторов российской экономики. В 2003 г. более трети от общего числа зарегистрированных юридических лиц составляли торговые организации. Доля торговли в составе ВВП превышает 20%, тогда как в советский период она составляла 5 процентов. За последнее десятилетие торговля превратилась в одну из крупных бюджетообразующих отраслей.
С точки зрения отраслевой структуры товарного обращения в круг участников торговой деятельности входят организации оптовой торговли, розничной торговли, общественного питания, а также иные организации, участвующие в торговле или оказывающие услуги по продвижению товаров на рынке.
Как отмечалось ранее, участниками коммерческой деятельности признаются также все организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары, материалы, комплектующие изделия для использования в производственном процессе или иного хозяйственного потребления.
Участие огромного круга субъектов в совершении торговых операций, различие выполняемых при этом функций сняло необходимость использования для обозначения участников торговой деятельности термина «коммерсант», закрепленного в зарубежных торговых кодексах. Этот термин приобретает новое назначение, стал служить иным целям. Коммерсантом может называться любое лицо, осуществляющее торговлю товарами в виде предпринимательства. Вместе с тем действия в качестве коммерсант налагают на лицо определенные обязанности.
Так, например, согласно ст. 2-104 ЕТК США коммерсантом признается тот, кто совершает операции с товарами определенного рода или может рассматриваться как обладающий особыми знаниями и опытом в отношении предмета сделки по роду своих занятий, характеру поведения или использованию посредника. Следовательно, понятие «коммерсант» означает лицо, сведущее в отношении предмета сделки, в отличие от другой стороны (некоммерсанта), которая не обладает соответствующими знаниями и опытом. В отношениях с коммерсантом такое лицо (некоммерсант) в силу общеправовых требований равенства и справедливости подлежит повышенной защите со стороны закона.
В большинстве зарубежных торговых кодексов состав участников торгового оборота определен достаточно детально. Так, Германское торговое уложение закрепляет 4 вида своих субъектов. Это: 1) надлежащие коммерсанты, т. е. те, кто осуществляет Торговую деятельность в виде промысла; 2) коммерсанты по форме — все акционерные и хозяйственные общества, независимо от содержания деятельности; 3) коммерсанты по необходимости; 4) так называемые «неполные купцы» — мелкие товаропроизводители и торговцы. Любое лицо для совершения торговых сделок должно быть зарегистрировано в торговом реестре.
Приведенная классификация чрезвычайно условна и мало применима.
Важно, однако, другое. По германскому закону все лица, участвующие в
торговле, руководствуются правилами деятельности коммерсантов, в том числе особыми правилами заключения и исполнения договоров. Они обязаны вести по единым требованиям документацию о торговых операциях. Такой порядок значительно упрощает доказывание при возникновении споров и контроль в фискальных целях.
2. ВИДЫ СУБЪЕКТОВ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА
Названные в предыдущей главе участники торговой деятельности одновременно являются участниками общегражданского оборота. Между тем для торгового права важно выявить и закрепить организационное и имущественное своеобразие лиц, обусловленное характером их участия в коммерческой деятельности. Такое своеобразие реально существует, оно имеет существенное значение. Однако четко выразить и законодательно закрепить эту специфику правоведение пока не сумело.
Обозначим вначале круг субъектов коммерческого права. Он не совпадает с общим составом субъектов гражданского права. Различной оказывается также торговая и гражданская правоспособность отдельных видов лиц.
Отличия начинаются с того, что в торговом обороте не могут участвовать любые субъекты гражданского права. Так, физические лица, граждане не являются субъектами торгового права.
Отдельный гражданин может стать участником коммерческой деятельности, лишь если он получит статус индивидуального предпринимателя. Для этого гражданин обязан: подать заявление по установленной форме в регистрационный орган; уплатить сбор; получить свидетельство о государственной регистрации как индивидуального предпринимателя; встать на учет в налоговом органе; при необходимости — получить лицензию на торговлю соответствующими видами товаров.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ).
За рубежом распространен порядок, согласно которому физическое лицо, желающее стать коммерсантом, должно зарегистрироваться в торговом реестре. Многими торговыми кодексами требование о специальной регистрации в торговом реестре предусмотрено и для организаций. В России действует общий для осуществления коммерческой и иной предпринимательской деятельности порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Предпринимательские и непредпринимательские организации вправе выступать субъектами коммерческого права с момента регистрации их в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Имеющийся опыт не свидетельствует о необходимости установления в России специальной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для занятия торговой деятельностью.
Коммерческие организации образуются в основном в виде хозяйственных товариществ и обществ. Статья 50 ГК РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов (организационно-правовых форм) коммерческих организаций. Виды (организационно-правовые формы) некоммерческих организаций определены в ГК РФ, Федеральном законе от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иных федеральных законах.
Возможности участия коммерческих и некоммерческих организаций в торговом обороте, т. е. их коммерческая правоспособность, является неодинаковой.
Коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели в полном объеме могут участвовать в торговом обороте.
Некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, вправе продавать производимые ими изделия. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей. Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков и могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи. Существенные ограничения устанавливаются для таких организаций также при лицензировании для занятия специальными видами деятельности, получении экспортных лицензий и квот, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах.
Юридические лица могут создавать филиалы и открывать представительства, что позволяет значительно расширять возможности участия в торговом обороте, ускоряет и облегчает продвижение товаров в различные точки страны. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом. Филиалы западных компаний образуются преимущественно в зонах активной коммерческой деятельности и являются основным элементом производственной структуры фирм.
Коммерческие и некоммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций, союзов и др. Объединения являются некоммерческими организациями и содержатся за счет отчислений (взносов) их участников. Объединения образуются в целях координации деятельности их участников, для выполнения совместных программ, представительства в органах законодательной и исполнительной власти, содействия защите, интересов участников.
Опыт показывает высокую эффективность таких объединений. Они могут заниматься разработкой конкурентной стратегии и анализом рынка, вопросами проведения рекламных кампаний, помогают улаживать конфликты с налоговыми и надзорными органами.
Содействуя участникам в решении хозяйственных задач, сами союзы и ассоциации не вправе заниматься торговой и иной предпринимательской деятельностью. Исключение составляют союзы потребительских обществ, которые наряду с предпринимательской деятельностью могут выполнять также контрольные и распорядительные функции в отношении нижестоящих союзов и потребительских обществ (ст. 31 Закона РФ от 19.07.92 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»).
Наряду с отечественными организациями в торговом обороте участвуют коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные юридические лица и граждане. Для создания коммерческой организации с иностранными инвестициями необходимо приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале созданного на территории России хозяйственного товарищества или общества. Организации с иностранными инвестициями пользуются дополнительной правовой защитой, гарантиями и льготами, предусмотренными Федеральным законом от 09.07,99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Наконец, в качестве самостоятельной группы надо выделить субъекты Российской Федерации, территориальные и муниципальные образования. Они участвуют в торговых отношениях через свои исполнительные органы. Причем они не просто приобретают определенные товары для нужд собственной деятельности. Возможности их влияния на развитие торгового оборота поистине огромны. Однако эти возможности пока не осознаны и потому почти не задействованы.
3. ОПТОВЫЕ ТОРГОВЫЕ И ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Среди организаций, участвующих в торговой деятельности, необходимо выделить особую группу лиц, называемых организаторами (специальными субъектами) товарного рынка. Их основная характеристика и назначение в сфере торгового оборота состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Помимо формирования рынков такие субъекты осуществляют содействие развитию коммерции, торгово-хозяйственных связей и др.
Организациями, призванными формировать товарный рынок, являются товарные биржи. Согласно Закону РФ от 20.02.92 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» биржа организует и регулирует биржевую торговлю, осуществляемую в форме гласных и публичных торгов, производимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным правилам. В соответствии со ст. 3 названного Закона биржа вправе осуществлять только деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли.
Товарная биржа создается юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, число которых не может быть менее 10, Члены (учредители) биржи участвуют в формирований уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10 процентов.
Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участницей сделок, совершаемых в ходе биржевой торговли, и не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам.
Из-за серьезных просчетов в правовом регулировании и организации деятельности товарные биржи в России не выполняют функции, свойственные биржам в мировой практике, и потому вообще не могут считаться биржами. В связи с этим нет смысла рассматривать вопросы построения бирж и совершения биржевых сделок, поскольку они не имеют отношения к российской действительности.
Оптовые ярмарки представляют важный инструмент организации оптовых продаж и закупок товаров. Ярмарка также не может ничем торговать от своего имени. Ее задача — создать условия для совершения торговых сделок посетителями (гостями) ярмарки, организовать проведение торгов.
Достоинством ярмарок является заключение на них в сжатые сроки большого числа договоров, возможность выбора товаров по выставленным образцам, одновременного решения вопросов сбыта и снабжения. Ярмарки обеспечивают установление как прямых связей между изготовителями и потребителями товаров, так и отношений с участием посредников. Они служат пунктами, узлами, где концентрируется установление множества договорно-хозяйственных связей, причем в краткие сроки, обычно не более 20—30 дней. Сроки заключения договоров на оптовых ярмарках в А—5 раз быстрее, чем в обычных условиях.
Значительные организационные достоинства ярмарок обусловили широкое их распространение. В дооктябрьской России ежегодно проводилось до 18 тыс. ярмарок. Наши крупнейшие ярмарки Нижегородская (Макарьевская), Ильинская, Ирбитская и др. по объемам продаж превосходили годовые обороты западных бирж, влияли на определение цен на соответствующие товары во всей Европе. В советский период ярмарки стали возрождаться в 70-е годы. Однако ярмарочная торговля была подчинена системе планового распределения товаров и ее организационные функции не могли проявляться.
В настоящее время в стране ежегодно проводится 1500 – 1600 ярмарок на различном уровне — от районных до всероссийских. Ярмарочно-выставочную деятельность организуют около 100 фирм, объединенных в Союз выставок и ярмарок СНГ. Вместе с тем полностью отсутствует законодательная база деятельности оптовых ярмарок, что сдерживает их развитие.
Мировой опыт свидетельствует о жизненности оптовых ярмарок. Так, в ФРГ ежегодно проводится более 100 международных и общегосударственных ярмарок, не считая ярмарок в отдельных землях. В России также требуется регулярное проведение ярмарок, которые эффективно позволяют сводить отечественных производителей и потребителей.
Оптовые продовольственные рынки выполняют все более значимую роль в организации торговой деятельности. Их задача состоит в создании условий для продажи сельскохозяйственных товаров фермерами и иными производителями для оптовых покупателей: магазинов, организаций общественного питания и др.
В отличие от ярмарок оптовые рынки работают постоянно, круглогодично. Они обычно создаются за чертой или на границе городов, чтобы облегчить завоз сельхозпродуктов из прилегающих районов и областей. Порядок и время проведения торгов определяются правилами, разрабатываемыми администрацией рынка. Администрация обязана создать условия для торговли и обеспечить контроль за качеством продуктов, соответствием их санитарным требованиям.
Правовое регулирование деятельности оптовых рынков отсутствует. Имеются лишь ведомственные акты: Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке, утвержденные приказом Минсельхозпрода России и Роскомторга от 01.12.94 № 292/95, и Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения, утвержденные Минсельхозпродом России 10.02.97. Отсутствие законодательной базы деятельности сдерживает процесс развития оптовых рынков и одновременно — самой торговли продуктами, производимыми сельскохозяйственными организациями.
Коммерческие торги выступают организаторами оптового оборота. Самые общие правила осуществления торгов предусмотрены ст. 447—449 ГК РФ.
В качестве организаторов торгов могут выступать специализированные организации, действующие на основании договора с собственником товаров, либо непосредственно собственники продаваемых товаров. Торги осуществляются в форме конкурса или аукциона. Торги все более широко применяются не только в общеторговой практике, но и для реализации имущества в процессе приватизации, при процедуре банкротства и в других сферах.
Торгово-промышленные выставки служат для организации продаж изготавливаемых или впервые освоенных в производстве товаров по выставляемым образцам. На выставках устанавливаются торгово-хозяйственные связи между изготовителями и различными покупателями, осуществляется рекламный показ изделий новых видов или с улучшенными свойствами для организации сбыта. Нормативная база организации торгово-промышленных выставок отсутствует.
Отдельного рассмотрения требуют такие организаторы торговой деятельности, как торгово-промышленные палаты (ТИП). Особенности их правового положения определяются Законом РФ от 07.07.93 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».
Согласно названному Закону ТПП являются некоммерческими общественными организациями, образуемыми на началах членства коммерческими и некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями. ТПП могут образовываться на территории одного или нескольких субъектов Федерации, но на одной территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.
Целями деятельности ТГШ являются содействие развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, всемерному развитию предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей с предпринимателями других стран. Торгово-промышленная палата РФ и ТПП в регионах страны выполняют значительную разнообразную работу, содействуя формированию национального товарного рынка.
4. ОПТОВЫЕ ТОРГОВЫЕ И ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
От организационно-правовой формы субъектов торговой деятельности, регламентируемой гражданским законодательством, следует отличать их функциональный вид, определяемый местом в торговом обороте и основным содержанием деятельности. Эти различения почти не разработаны юридической наукой, хотя они стали уже общепринятыми в практике. Итак, следует различать юридический вид (или, иначе говоря, организационно-правовую форму) и функциональный вид организации как субъекта торгового права.
Выше были показаны виды специальных участников рынка, являющихся организаторами торговой деятельности. Наряду с ними достаточно четко функциональные различия закрепились в оптовой торговой и посреднической деятельности. Это объяснимо, поскольку на посредников приходится 75% товарооборота, как внутреннего, так и внешнего.
Торгово-посреднические организации подразделяются на виды в зависимости от выполняемых ими на товарном рынке функций, характера совершаемых операций с товаром, основных видов используемых договоров и других оснований.
В зависимости от того, приобретает ли торгово-посредническое звено право собственности на товар, выделяют: 1) оптовые торговые и посреднические организации, приобретающие право собственности на реализуемый с их участием товар; 2) посреднические организации, не приобретающие прав собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида своей деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю.
В группу независимых торгово-посреднических звеньев входят организации, приобретающие и реализующие товар от своего имени и за свой счет. С учетом характера совершаемых операций среди них различают: фирмы-дилеры, торговые дома, дистрибьюторов, трейдеров и ряд других. Прохождение через них товаров от изготовителей к потребителям оформляется цепочкой договоров.
Дилерами называются оптовые организации, специализирующиеся на торговле товарами определенных видов (товарных групп). При принятии на себя обязанностей продажи товаров какой-либо организации-изготовителя по соглашению с ней посредник становится дилером этой фирмы или, как чаще говорят, ее официальным дилером. Дилеры должны быть юридическими лицами. Другой их признак — самостоятельное, т. е. от своего имени и за собственный счет, совершение покупок и продаж товара. Они могут принимать на себя по договору с изготовителем сервисные обязанности, обеспечение покупателей сменными узлами и деталями к техническим изделиям.
Торговые дома представляют собой многофункциональные организации. Наряду с приобретением и последующей продажей товаров они осуществляют производственную деятельность по обработке, расфасовке, упаковке, подсортировке реализуемых товаров и др.
Торговые дома строятся как единое юридическое лицо либо в форме контрактных объединений, т. е. связанных договорами о совместной деятельности сообществ торговых, производственных, складских, транспортных и иных организаций.
Международными соглашениями с участием России и нормативными актами субъектов Российской Федерации предусматривается создание торговых домов для внешнеторговой деятельности. Такие торговые дома образуются для содействия выходу отечественных производителей на зарубежные рынки.
В качестве достоинств торговых домов в литературе отмечается оперативное реагирование на изменения конъюнктуры рынка, выполнение важных дополнительных функций в связи с производством и сбытом товаров, объединение мелких и средних оптовых организаций, достигаемое на этой-основе снижение издержек обращения, стоимости маркетинговых исследований и рекламных мероприятий.
Трейдеры — специализированные посредники, они совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. В отличие от дилеров трейдерами могут быть не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Другое важное отличие в том, что трейдеры специализируются на краткосрочных сделках, коротких операциях.
Дистрибьюторские фирмы являются участниками внешнеторгового оборота. Дистрибьюторы выступают реализаторами закупленного по импорту товара на территории своей страны. Для них показательным является долгосрочный характер отношений с иностранным поставщиком. Дистрибьюторы создают свою сбытовую сеть, формируют складские запасы товаров, занимаются изучением спроса и рекламой. Крупные производители и сбытовые фирмы нередко осуществляют реализацию своих товаров в других странах, подыскивая дистрибьюторов и заключая с ними дистрибьюторский контракт.
В коммерческой практике дистрибьюторов различают в зависимости от наличия складских площадей на: 1) имеющие склады (регулярные) и 2) арендующие склады либо не имеющие складских помещений. Регулярные дистрибьюторы выполняют функции накопления и хранения товаров, заключают договоры на поставку в будущих периодах, оказывают услуги по подсортировке и подбору ассортиментных групп товаров. Дистрибьюторы, не имеющие складов, в основном участвуют в транзитных поставках.
У нас в стране производители порой ошибочно заключают дис-трибьюторские контракты с посредниками для сбыта товара здесь же, в России. В этих случаях дистрибьютор на самом деле является дилером, а вместо дистрибьюторского контракта с ним должен заключаться договор на исключительную продажу товара.
Организации перечисленных видов занимаются самостоятельной покупкой и последующей продажей товаров. От них следует отличать субъектов, не приобретающих прав собственности на товар, а лишь содействующих реализации товаров. Таковы комиссионеры, фирмы-стокисты, брокеры, торговые агенты и др.
Так, фирмы, действующие во внешнеторговом обороте, нередко выступают в качестве комиссионеров, совершая сделки от своего имени, но по поручению клиентов и за их счет.
Специализированными посредниками являются фирмы-стокисты. Они осуществляют по договору комиссии исключительную продажу товара определенного экспортера. Поступающий от иностранного комитента товар хранится на так называемом консигнационном складе. Но в отличие от товара, получаемого дистрибьютором, право собственности на этот товар сохраняется за иностранным поставщиком (консигнантом). Этот товар реализуется по договорам средним и мелким покупателям.
Распространенный вид посредников — брокеры. Они заключают договоры от имени и за счет принципала. На биржах товары продаются в основном при посредничестве брокеров. Они действуют в качестве фирм, нередко имеющих свою филиальную сеть, либо в качестве независимых брокеров. Роль брокеров на рынке определяется доскональным знанием спроса и предложения на определенные товары и способностью оперативно выполнять поручения.
Важная группа субъектов — торговые агентства и агенты. Их функции состоят в подыскивании покупателей для фирмы-продавца, в пользу которой работает агент. Агент проводит переговоры с возможным покупателем и сообщает информацию фирме-продавцу для заключения договора.
Имеется ряд других видов организаций, специализированных по функциям в сфере торгового оборота.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует отметить, что имеется еще одна, совершенно особая, теоретическая и практическая задача коммерческого права — правовое содействие становлению российского товарного рынка. Не построив рынок, не создав необходимые основные звенья рыночной системы, нечего пытаться регулировать рыночные отношения. Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка, налаживание устойчивых торгово-хозяйственных связей имеют решающее значение для преодоления нынешнего затяжного кризиса, для нормального развития экономики. От успешного решения этих задач, без преувеличения, зависит будущее страны. Названные проблемы с необходимостью должны включаться в предмет науки коммерческого права и сферу регулирования торгового законодательства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
-
Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
-
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
-
Джоунз Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять. М., 1996.
-
Илюшина М. Н., Челышев М. Ю., Ситдикова Р. И. Коммерческое право: Учебное пособие / Под ред. Н. А. Баринова. М., 2002.
-
Коуз Р. Фирма. Рынок. Право. М., 1991.
-
Коммерческое право: Учебное пособие / Под ред. проф. М. М. Рассолова. М., 2001.
-
Коммерческое право: Учебник / Под ред. Ю. Е. Булатецкого и В. А. Язева. М., 2002.
-
Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2005.