Потребность в познании мира и построении его индивидуальной картины возникает в дошкольном возрасте. Малыш стремится к осмыслению действительности, ознакомлению с основными законами жизни (природными, предметными, социальными), осознанию смысла собственного существования и поиска своего места в сложном и противоречивом мире. Мир, есть действительность, считает Каган М.С., он охватывает, во-первых, природу, во-вторых, общество как сферу социальных отношений, в-третьих, собственно человека как синтез природной и социальной «субстанций», в-четвертых, культуру, которая является совокупным способом и продуктом деятельности общественного человека. Поэтому дошкольник, как и взрослый человек, открывает мир в его целостности и разнообразия как единство четырех миров — «Природы», «Культуры», «Человека» и «Самого себя», выстраивая при этом целостную картину мира. Эти миры являются основными, специфическими, соразмерными друг другу, сбалансированными между собой сферами жизни. Предметный мир является одной из важных сфер, которые ребенок познает прежде. В предметах материализован многовековой опыт человечества, который ребенок воспринимает в обобщенном виде через физические и динамические свойства предмета, его связи с другими объектами действительности. Предметный мир как составная культуры является совокупностью искусственно созданных человеком вещей и сооружений с целью выполнения самых разнообразных функций. Эту совокупность артефактов еще называют предметной средой (миром вещей, материальной культурой, материально-технической культурой, предметной культурой). Проблема формирования у детей, начиная с дошкольного возраста, целостных представлений о мире предметов и вещей как одной из основных сфер жизнедеятельности человека соответствует запросам, которые ставит современный социум перед педагогической наукой. Под представлениями детей о мире предметов будем понимать чувственно-наглядный образ предметного мира, который сохраняется и воспроизводится в сознании ребенка и базируется на его предыдущем опыте. В структуре представлений о предметах определены когнитивный (совокупность представлений и знаний о предметах, их группы, назначение, возможности использования, роль в жизни человека), эмоционально-ценностный (наличие познавательного интереса, эмоциональное отношение к окружающим предметам) и деятельностный (умение использовать предметы по назначению, в необычных условиях, конструировать предметы из подручных материалов) компоненты.
Количественно-качественный анализ представлений старших дошкольников о предметном мире показал:
Когнитивный компонент. Представления о предметах недостаточно структурированы в воображении детей, есть проблемы в дифференциации природных и предметных объектов. Старшие дошкольники знают названия предметов, которые есть в их окружении, однако у значительной части детей есть трудности в назывании различий между ними. Среди старших дошкольников преобладает прагматизм в восприятии предметного мира, они почти не замечают эстетического в предмете. Они различают материалы, из которых они изготавливаются, кстати, могут классифицировать предметы по определенным признакам. Хорошо ориентируются в: возможности использования предметов в самых понятных и типичных для них ситуациях и особенностях использования предметов лицами разного пола и разной профессии.
Старшие дошкольники пока слабо ориентируются в истории возникновения предметов и в национальных особенностях различных предметов.
Эмоционально-ценностный компонент. Старшие дошкольники умеют выделять в среде наиболее значимые предметы для человека в целом и для себя лично, в том числе и обосновывают свое мнение. Однако они пока неосознанно подходят к выбору вещей, которые им необходимы, часто хотят иметь то, что есть у других детей. Обидно, но значительная часть детей готова поступиться моральными нормами и взять чужую вещь, которая нравится, без разрешения. В ситуации, когда есть потребность поделиться своими вещами с другими, значительная часть детей обнаруживает эгоизм. Положительно, что в выборе друзей материальные достояния другого ребенка не является доминирующим фактором.
Деятельностный компонент. Дети умеют пользоваться элементарными предметами и признают необходимость ухода за ними, однако имеют незначительный опыт их творческого использования. Таким образом, несмотря на удовлетворительный уровень представлений старших дошкольников о предметах, есть проблемы, которые требуют решения и усиление внимания как со стороны родителей, так и со стороны методистов и воспитателей дошкольных учебных заведений.