Бюджетная политика как неотъемлемая составляющая финансовой политики играет важную роль в реформировании системы государственных финансов и требует постоянной актуализации. Исходя из определенной финансовой доктрины государства, задачу построения и реализации эффективной бюджетной политики нельзя решить без научно обоснованного анализа ее сущности. Научный поиск как повышение теоретико-методологического уровня бюджетной политики, так и разработка эффективных направлений и инструментов регулирования экономических процессов продолжается. Учитывая это, исследования теоретических аспектов сущности бюджетной политики как неотъемлемой составляющей финансовой политики в свете достижений современной финансовой науки является актуальным. Теоретические основы современных подходов к определению понятия «бюджетная политика» были заложены еще в середине XIX в. представителями отечественной и зарубежной финансовой науки. В их трудах вопросы бюджетной политики рассматривались в рамках финансовой политики, как объекта научного исследования отдельно выделялась только налоговая политика. И это не случайно, ведь интересы наполнения казны государства были определяющими. Объекты управления и политики того времени также существенно не различались. Во времена правления царя Александра I законодательное утверждение бюджета осуществлялось систематически, о бюджете и политике в отношении доходов и расходов бюджета не сообщалось. В период отделения финансов в самостоятельную науку большинство европейских ученых финансовую политику считали ее неотъемлемой частью. Представитель итальянской финансовой науки конца XIX в. Л. Косса к источникам науки о финансах относил общие принципы государственного права и политики, при этом вопросы финансовой политики у него неотделимы от предмета науки о финансах. Ученые того времени акцентировали внимание преимущественно на практической стороне реализации финполитики, что было закономерным для уровня развития финансовой науки того времени. Именно потребностями практики определялись задачи финансовой политики.
Российские ученые подошли к пониманию влияния бюджетной политики, а затем и государства, как ее главного субъекта, на темпы роста экономики. Поэтому нужно согласиться с В. Пушкаревым, что «кейнсианская революция» осуществилась не вдруг, а была основательно подготовлена предшествующим развитием, особенно во второй половине XIX в.
Сущностные признаки каждого из понятий — «бюджет» и «политика» — накладывают определенную специфику, свой оттенок на экономическое содержание целостного понятия. Если в широком смысле политика — это система отношений между людьми, которые возникают по организации и использованию государственной власти в обществе, то закономерно, что основным институтом любого вида политики должно выступать государство как выразитель интересов населения в своей политике, институт, исполняющий роль интегрирующей силы в обществе. Бюджетная политика как подсистема финансовой является категорией государственных финансов, которая реализует одну из важнейших функций госуправления в условиях рыночных отношений — функцию регулирования. Поэтому государство является отправной точкой процесса разработки оптимальной бюджетной политики, оно является обязательным субъектом бюджетных отношений, а особенностью бюджетной политики выступает ее императивный характер, то есть властный, приказной, такой, что ограничивает выбор способов действия определенным набором установленных в государстве правил и норм. Бюджетная политика считается весомой подсистемой финансовой политики, ведь реализация функций государства, согласование интересов требует определенного объема бюджетных средств. Без преувеличения можно сказать, что концепция бюджетной политики формирует другие виды политик с позиции их финансового обеспечения. Поэтому вопрос зрелости демократических принципов в обществе и становление института общественного контроля являются важнейшими в бюджетном процессе, ведь другой подход в случае роста финансовых потребностей провоцирует возможность реализации фискальной экспансии государства. Современные взгляды ученых на финансовую политику расходятся в плоскости определения уровня ее формирования только макроэкономического (как «комплекс действий и мероприятий государства в пределах предоставленных ему функций и полномочий в сфере финансов») или дополнительно и микроэкономического (аргументация более полного подхода к сфере функционирования финансовой политики). Если придерживаться четкого разграничения субъектов финансовой политики, по нашему мнению, априори понятие финансовая политика без соответствующего уточнения субъекта отражает уровень макроэкономики. Такой подход является правомерным и для бюджетной политики. Определяя сущность бюджетной политики, отметим, что обнаружить все ее многогранные свойства очень сложно, особенно путем механического «приложения» к слову «политика» содержания — «бюджетная». Поэтому прилагательное «бюджетная» в словосочетании «бюджетная политика» указывает не только на сферу приложения усилий в процессе выработки и реализации политики, а отражает глубинные пласты сущности влияния государства как института власти на финансовые отношения в обществе и определяет используемые для этого рычаги. Бюджет и бюджетные отношения в данном случае можно рассматривать как макрообъекты государственной политики.