Вопросы правового обеспечения социальной работы и современной системы социального обслуживания в России очень актуальны. В статье 7 (2) Конституции РФ говорится «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается территориальный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
На данный период времени можно говорить о двух уровнях правового обеспечения социального обслуживания почти во всех субъектах Российской Федерации. Но не везде сформировалось достаточное правовое поле и «правовая технология», т.е. определена сфера действия права в области социального обслуживания применительно к конкретной социально-экономической обстановке и произведен отбор правовых структур и средств, способствующих рациональному и устойчивому развитию сети учреждений социального обслуживания.
В ст. 39 Конституции РФ говорится: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом».
Сущность права на социальное обеспечение заключается в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств для жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.
Практически оно закрепляет право граждан на социальную защиту от всех известных в мировой практике видов социального риска, т.е. риска утраты, неполучение заработка или его недостаточности по объективным причинам.
Вообще Конституция ориентирует законодательство и социальную практику на всемерное развитие негосударственных форм социального обеспечения.
Такой подход свидетельствует о стремлении к постепенному формированию многоуровневой системы социальной защиты, включающей выплаты от государства, от предприятий, организаций, в порядке личного страхования, из других частных источников.
Согласно ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом право на пенсию имеют:
граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, — на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости;
2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости;
3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);
4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 ФЗ № 166-ФЗ (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);
5) гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 ФЗ № 166-ФЗ. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 ФЗ № 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 ФЗ № 166-ФЗ, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 ФЗ № 166-ФЗ (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).
6) гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 ФЗ № 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости.
Пенсии, предусмотренные ФЗ № 166-ФЗ, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» накопительной части трудовой пенсии.
В статье 4 ФЗ № 166-ФЗ перечислены граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Так правом на пенсию по государственному пенсионному обеспечению обладают:
1) федеральные государственные служащие;
2) военнослужащие;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
Члены семей граждан, указанных в пункте 1 статьи 4, имеют право на пенсию в случаях, предусмотренных ФЗ № 166-ФЗ.
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Государственные стандарты социального обслуживания устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания1.
Основные положения по данному вопросу указаны в статье 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Согласно ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ
«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями от 22 августа 2004 г.)
Социальное обслуживание основывается на принципах:
1) адресности;
2) доступности;
3) добровольности;
4) гуманности;
5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
6) конфиденциальности;
7) профилактической направленности.
Государственные стандарты социального обслуживания установлены в ст. 6 ФЗ № 195-ФЗ.
Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. К ним относятся:
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», принятый постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. N 327-ст, и Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения», принятый постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. N 326-ст
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 декабря 2006 г. N 899
Установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации1.
Согласно ст. 6 Краевого Закона от 29 декабря 2004 г. № 825-КЗ «О социальном обслуживании населения Краснодарского края» социальное обслуживание населения Краснодарского края организуется и предоставляется в соответствии с государственными стандартами, устанавливающими основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания, краевым перечнем гарантированных государственных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Государственные стандарты социального обслуживания населения Краснодарского края утверждаются администрацией Краснодарского края.
Краевой перечень гарантированных государственных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями и предприятиями социального обслуживания, утверждается администрацией Краснодарского края.
Форма «Сведения о соблюдении государственных стандартов социального обслуживания (объемах и качестве социальных услуг, порядке и условиях их оказания), а также о наличии государственных стандартов социального обслуживания, действующих в соответствующем субъекте Российской Федерации» утверждена приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 24 июля 2007 года № 1697-Пр/07.
Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (социальное обслуживание ) должно соответствовать государственным стандартам1 и может включать в себя предоставление следующих основных видов социальных услуг:
— материальную помощь, предоставляемую гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе, по основаниям и в порядке, устанавливаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе с учетом требований законодательства, предъявляемым к социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов;
— социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании , включая, в случаях, определенных законодательством, социально-бытовые , социально-медицинские услуги и иную помощь, в том числе с учетом требований законодательства, предъявляемым к социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов;
— социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга, в том числе с учетом требований законодательства, предъявляемым к социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов;
— предоставление временного приюта, который предоставляется в специализированном учреждении социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта, в том числе с учетом требований законодательства, предъявляемым к социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов;
— организацию дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания в учреждениях социального обслуживания в дневное время, включающую социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе с учетом требований законодательства, предъявляемым к социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов;
— консультативную помощь, которая предоставляется в учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы в виде консультаций по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты, в том числе с учетом требований законодательства, предъявляемым к социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов;
— реабилитационные услуги, оказываемые социальными службами, и включающие помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах, в том числе, с учетом требований законодательства, предъявляемым к социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов1.
Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания , предоставляется: гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, — если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают; гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с инвалидностью, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, конфликтами и жестоким обращением в семье и тому подобным2.
Контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальными органами (Управлениями Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации), а также Межрегиональными инспекционными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, являющимися территориальными органами Росздравнадзора1.
3. ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА: 1) ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ; 2) КРУГ ЛИЦ
Предмет регулирования – Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых и иных социальных услуг и материальной помощи гражданам, семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, по содействию в их социализации, реабилитации и социальной адаптации. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина или его законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения (ст. 1 ФЗ № 825-КЗ).
Согласно ст. 2 ФЗ № 825-КЗ социальные службы Краснодарского края — учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги населению, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица; социальные услуги — действия по оказанию гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, социальной помощи, предусмотренной законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края. Круг лиц, в отношении которых действует ФЗ № 825-КЗ:
работник социальной службы — гражданин, непосредственно осуществляющий деятельность по предоставлению социальных услуг либо организующий социальное обслуживание населения, состоящий в трудовых отношениях с учреждением, предприятием социального обслуживания (ст. 2 ФЗ 825-КЗ);
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию (ст. 2 ФЗ 825-КЗ);
клиент социальной службы — гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги (ст. 2 ФЗ 825-КЗ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Согласно ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом право на пенсию имеют:
граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, — на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2. Государственные стандарты социального обслуживания устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Государственные стандарты социального обслуживания установлены в ст. 6 ФЗ № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Государственные стандарты социального обслуживания населения Краснодарского края утверждаются администрацией Краснодарского края. Краевой перечень гарантированных государственных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями и предприятиями социального обслуживания, утверждается администрацией Краснодарского края.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. в ред. ФЗ от 9 апреля 2007 г. № 43-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
-
ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 21 декабря 2001 г. № 173-ФЗ в ред. ФЗ от 3 июня 2006 г. № 77 ФЗ, изм. от 10 июля 2007 г. // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4920.
-
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ
«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.
-
Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2006 года № 899.
-
Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 года № 739.
-
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 323.
-
Положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации (Управлении Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 205.
-
Положение о межрегиональном инспекционном управлении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 года № 48.
-
Закон Краснодарского края от 29.12.2004 № 825-КЗ «О социальном обслуживании населения Краснодарского края» от 22.12.2004 ред. на 10 июля 2006 г. // КонсультантПлюс. Региональный Выпуск.
-