Регулирование государством финансового рынка – это одна из самых важных задач любого государства. При грамотном контроле и управлении финансовых рынков достигается успешное функционирование и развитие экономики страны.
На сегодняшний день для регулирования финансовых рынков существует две модели: первая основана на том, что государство осуществляет полный контроль и может в любой момент вмешаться в процесс, а основные функции будут переданы саморегулирующимся организациям. Вторая модель предполагает, что малая часть полномочий будет передана саморегулирующимся организациям – объединениям профессиональных участников рынка, а государственные органы будут осуществлять основное доминирование.
В странах СНГ на сегодняшний день полноценного закона касающегося рынка финансов еще не существует. К государственным органам, занимающимся регулированием финансовых рынков, относятся управление по финансовым рынкам, Министерство финансов, Центральный банк, антимонопольная служба. Одновременно с тем, как развивается регулирование финансовых рынков на уровне государства, происходит стремительное развитие негосударственных форм занимающихся контролем финансовых рынков.
В связи с тем, что на сегодняшний день отсутствует единый закон о деятельности финансовых рынков, сами участники стремятся своей самостоятельной активностью привести финансовые рынки к облику достойному цивилизованной страны, в том числе и в своей отдельной сфере к осуществлению контроля за рынком. Создания и разработка нормативно-правового поля – это очень длительный и сложный процесс, который требует полной самоотдачи от всех участников финансового рынка. Как будут распределены полномочия, за осуществлением контроля финансового рынка в странах СНГ, между саморегулирующимися организациями и государством покажет время, главное, что процесс движется к тому, чтобы выйти на мировой уровень и соответствовать мировым нормам и стандартам.