В литературе, посвященной стратегическому планированию, достаточно широко описывается технология организационного процесса планирующей деятельности. В то же время, не уделяется особого внимания маркетинговому обеспечению стратегических планов. Таким образом, необходимо решить вопрос, как увязать стратегический и маркетинговый планы в территориальном управлении.
Стратегия не сразу и не обязательно напрямую трансформируется в текущие планы и задачи, но ее идеология, став известной и общепризнанной, будет влиять на принятие ответственных решений, принимаемых как городскими чиновниками, так и предпринимателями [5].
Но практика последних лет показывает низкую эффективность стратегического планирования без детального рассмотрения территории в рамках рыночной среды. Таким образом, на первый план выходит необходимость поиска процедур, которые обеспечили бы результативность стратегических планов местного развития.
По критерию эффективности стратегии можно разделить на три вида: бесполезные (провальные) стратегии, нулевые и положительные стратегии[62].
Провальные (бесполезные) стратегии не оказывают позитивного влияния на территорию, при этом они ведут к бесполезной трате ресурсов. «Нулевые» стратегии оказывают положительное влияние на местную экономику и сообщество, но негативно влияют на региональный уровень. Положительные стратегии влияют на развитие, как на местном уровне, так и на региональном.
Как правило, большую часть стратегии, которые разрабатываются сегодня в России, можно отнести к провальным (бесполезным) стратегиям. Иллюстрацией такого планирования являются стратегии Краснодарского края. В 2006 году при Администрации Краснодарского края было создано государственное учреждение региональный «Центр стратегических разработок». В рамках деятельности ЦСР в целях повышения эффективности стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов. В соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края от 14.06. 2007г. под №505-Р, каждое муниципальное образование края разработало стратегию социально-экономического развития территории до 2020 года.
Департамент экономического развития Краснодарского края подготовил методические рекомендации по стратегическому планированию, также была предложена примерная структура стратегии развития муниципального образования:
1. Анализ социально-экономического развития муниципального образования.
2. Стратегические цели и приоритеты развития муниципального образования.
3. Направления деятельности по достижению стратегических целей, ресурсы и механизм реализации.
4. Стратегия инвестиционного развития муниципального образования.
5. Мониторинг реализации стратегии.
7. План мероприятий.
Для многих муниципальных образований края такого рода деятельность незнакома и примером для написания собственного стратегического плана служила стратегия развития Краснодарского края. Такая ситуация привела к низкому качеству представленных планов стратегического развития муниципальных образований.
Автор участвовал в процессе экспертизы стратегий развития муниципальных образований края на предмет согласованности приоритетов социально-экономического развития Краснодарского края и муниципальных образований края. Государственным учреждением Краснодарского края «Центр стратегических разработок» совместно со специалистами Кубанского Государственного Университета была разработана система оценки стратегий развития, которая позволила выявить недостатки и предложить рекомендации по повышению эффективности стратегического планирования.
Наиболее типичными ошибками при стратегическом планировании на муниципальном уровне в Краснодарском крае являются:.
Муниципальные образования используют лишь минимальный набор инструментов, часто не рассматривая статистические данные, а основываются на информации последних двух-трех лет.
В стратегиях развития Туапсе, Белореченского, Курганинского районов и многих других при анализе внешних условий территории не рассматриваются мировые, а иногда и общероссийские тенденции, что в период глобализации и вступления России во всемирные организации является несерьезным. Полный анализ внешних условий развития муниципального образования производился лишь в стратегиях города-курорта Сочи и Усть-Лабинского района.
Анализ уровня развития территорий требует информации, полученной в результате специальных обследований (интервью, опросы, консультации). Однако, как показывает опыт планирования в Армавире, Геленджике и Новопокровском районе местные власти ограничиваются личными суждениями и не изучают мнение экспертов и местных жителей.
Во многих стратегиях анализ ситуации выглядит как отчет о проделанной работе. В лучшем случае декларируются проблемы, но без подкрепления анализом причин их возникновения.
Например, в стратегиях Новопокровского района и города Армавир не проводится сопоставление сильных, слабых сторон с возможностями и угрозами развития. В стратегии развития города-курорта Геленджик не указаны основные проблемы территории и нет четкой связи результатов SWOT-анализа со сценариями развития. В Усть-Лабинском районе SWOT-анализ не проводился.
3. Не определяются необходимые ресурсы. Муниципальные образования города-курорта Геленджик, Новопокропокровский, Крымский районы и многие другие при написании стратегического плана опускают вопросы обеспечения ресурсами, необходимыми для реализации предложенных мер, не указываются источники финансирования и способы привлечения ресурсов.. А с тратегии развития города Туапсе, Крымский район просто не содержат стратегических целей развития территорий.. В стратегиях города Армавир, Крымского, Курганинского районов он отсутствует. Сценарии развития включены в стратегиях города-курорта Сочи, Краснодара, Геленджика. Наиболее удачной в этом отношении является Стратегия Усть-Лабинского района, которая содержит «консервативный» и «альтернативный» сценарии развития, качественные и количественные показатели, с помощью которых выбирается более эффективный сценарий.
Разработка и принятие стратегического плана еще не означает, что территории начнут развиваться. Результативность плана зависит и от мониторинга реализации стратегии.
Успешное планирование мониторинга предполагает следующие действия:
— Определить систему управления реализации стратегии
— Определить структурное подразделение, ответственное за реализацию стратегии в целом, и порядок его взаимодействия с остальными структурными подразделениями органов местного самоуправления
— Описать процедуры осуществления мониторинга выполнения плана мероприятий по реализации стратегии и достижения целевых показателей
— Определить порядок и сроки предоставления отчетности о реализации стратегии.
Многие территории не уделяют данной деятельности особого внимания. В лучшем случае определяется структурное подразделение администрации, на которое возлагается ответственность за реализацию стратегии развития в целом, и устанавливается порядок его взаимодействия с остальными структурными подразделениями органов местного самоуправления. Такую ситуацию можно наблюдать в стратегиях развития города-курорта Геленджик, в Новопокровском районе, это не сделано в стратегиях Усть-Лабинского, Курганенского районов. Такой пункт плана попросту отсутствует у Крымского района.
Таким образом, если территории не занимаются мониторингом реализации стратегии, то стратегический план перестает работать и остается просто бумагой.
7. Фактором, сдерживающим территориальное развитие, является отсутствие маркетингового сопровождения стратегического планирования. Стратегические планы разрабатываются вне зависимости от маркетинговых исследований. В крае проводится достаточно большое количество маркетинговых исследований. Однако их результаты редко используются при стратегическом планировании, поскольку еще нет понимания взаимосвязи стратегического и маркетингового планирования. Это существенно снижает реалистичность и реализуемость стратегий развития муниципальных образований.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что главным недостатком практики стратегического планирования является слабое маркетинговое обеспечение.
В-четвертых, отсутствует методология и технология маркетингового обеспечения стратегического планирования территориального развития.