Становление российской мысли и развитие российской социологической мысли

Оцените статью

040415 2350 1 Становление российской мысли и развитие российской социологической мыслиСоциологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. Развитие социологии в России представляет собой весьма увлекательный и вместе с тем во многом драматичный процесс. Во второй половине XIX века, по мере становления социологии на Западе, новая социальная наука стала проникать и в Россию. Российское научное сообщество быстро обнаружило новаторский характер теорий Конта, Спенсера, Милля. Эти представители ранней классической социологической мысли превратились в самых читаемых авторов в среде просвещенной публики. Одновременно росло и влияние марксистской теории, которая к концу XIX века приобрела не только академический вес, но и превратилась в политическое движение. На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба. Однако для ведущих российских социологов были характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии, высокая духовная культура, стремление найти и выделить специфические черты российской социальной мысли, отражавшие историческое и социальное своеобразие России.

На рубеже веков российская социологическая мысль стала постепенно выходить на уровень мировой социальной науки. Это прогрессивное развитие было связано с именами замечательных мыслителей П. А. Кропоткина, Н. К. Михайловского, Л.И. Мечникова, М.М. Ковалевского, Е.И. Де, Л. Петражицкого и др.

Теории русских социологов отражали не только современные для того времени теории западных ученых, но и практические социально-политические и экономические проблемы российской действительности, реалии общественных движений, направленных прежде всего на установление в России демократического строя.

В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап – с середины XIX века до 1918 года XX века, второй – с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий – с начала 60-х до наших дней.

«Социология – одна из самых молодых и содержательных наук об обществе.»1 Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что социология представляет собой систему внутренне организованного и проведенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Это означает, что знание о любом социологическом феномене должно быть основано на проверенных и подтвержденных сведениях и научных доказательствах. В отличие от таких наук как физика, химия или биология, социология оперирует ясными понятиями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни.

Становление российской традиции анализа общественной жизни по форме прошло те же этапы, что и на Западе, но имело значительное своеобразие по содержанию, так как было сосредоточено вокруг ключевой для существования российского общества проблемы – проблемы целостности огромной страны, создания из разноплеменных, рассредоточенных по необъятной территории людей единого общества, складывания структуры общения как условия самосохранения и развития россиян. Анализ этой проблемы начат в XI в. в «Слове о законе и благодати» Иллариона и продолжается по сей день. Он присущ изучению общественного устройства В. Н. Татищевым, М. В. Ломоносовым, А. Н. Радищевым, декабристами, западниками и славянофилами, революционерами-демократами, А. И. Герценым, блестящей плеядой русских философов рубежа XIX– XX вв.

Данный анализ явился организующим при формировании во второй половине XIX в. русской социологической школы. С основными идеями О. Конта русская публика знакомилась по публикациям В. А. Милютина, П. Л. Лаврова, Д. И. Писарева, Е. В. Де Роберти практически одновременно с европейской. Авторы этих статей (среди них в качестве одного из первых русских социологов и родоначальника особого «субъективного» направления, рассматривавшего укрепление солидарности как закономерность развития общества, следует выделить П. Л. Лаврова) относились весьма критично к концепции основателя социологии и давали ей собственную оценку.

Н. К. Михайловский (1842 – 1904 гг.) одним из первых обобщил явления психического взаимодействия людей в толпе, исследовал социально-психологические закономерности взаимоотношений лидеров и масс (теория «героя и толпы»), явился одним из создателей субъективной социологии, автором «субъективного метода» в социологии. Данный метод исключает беспристрастность, отстраненность исследователя от объекта социологического анализа, отделение социологии от этики, социолог-наблюдатель не может, по Михайловскому, не ставить себя в положение наблюдаемого. Социальный идеал Михайловского – развитие всесторонней, «разнородной» личности, осуществимое только при преодолении «разнородности» общества, торжество личного начала видится возможным лишь при посредничестве начала общинного.

Религиозно-консервативное панславистское течение в русской социологии представлено Н. Я. Данилевским (1822 – 1885 гг.), выдвинувшим в работе «Россия и Европа» теорию обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Самым перспективным в истории культурно-историческим типом Данилевский считал «славянский», наиболее выраженный в русском народе. Эта концепция была подвергнута жесткой критике со стороны российских социологов.

На начальном этапе становления социологии в России (60 – 80-е годы XIX в.) развивались одновременно два направления – объективная и субъективная школы, принципиальные разногласия и борьба между которыми сохранялись до начала XX в.

Школа русского объективизма оформлена в трудах М. М. Ковалевского (1851 – 1916 гг.), Е. В. Де Роберти (1843– 1915 гг.), П. Ф. Лилиенфельда (1829-1903 гг.), А. И. Стронина (1827 – 1889 гг.) и др. В центре социологической концепции Ковалевского – учение о солидарности как основе общественного процесса. Он одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии, подходя к социальным процессам с точки зрения анализа своеобразия каждого цивилизационного уклада.

В 80-е годы XIX в. в российской социологии наиболее активно развивались неокантианские, антипозитивистские идеи — в трудах Б. А. Кистяковского, В. М. Хвостова, Л. И. Петражицкого, П. И. Новгородцева, П. Б. Струве.

Начало XX в. связано в российской социологии с утверждением неопозитивизма (А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, П. А. Сорокин). В отличие от позитивизма 60-х годов XIX в., который исходным моментом социологического анализа считал «факт», неопозитивизм начала XX в. делает акцент на законах функционирования социальных структур, институтов, явлений. Подобный анализ, с одной стороны, требует эмпирических исследований, а с другой — теоретических обоснований, так как само вычленение того или иного социального процесса или социального института должно быть теоретически обосновано.

Один из виднейших представителей неопозитивизма П. А. Сорокин (1889 – 1968 гг.) оказал громадное влияние на развитие всей социологии XX в. Ученик М. М. Ковалевского, основателя русской социологической школы, Сорокин еще до 1922 г. (года высылки из России) вполне сформировал свою социологическую позицию, отраженную в двухтомной «Системе социологии», изданной в 1920 г. Этот труд явился основой для разработки им в дальнейшем теории социальной стратификации и мобильности.

До конца жизни Сорокин работал в США, где приобрел авторитет одного из ведущих социологов, стал первым деканом социологического факультета Гарвардского университета; его влияние испытали создатели основных школ современной социологии Т. Парсонс, Р. Мертон и др. Здесь он осуществляет анализ социокультурной динамики, стремясь проследить всемирно-историческое развитие человечества и возникновение социокультурной «суперсистемы». Сорокин выделяет три стадии – «чувственную», «умозрительную» и «идеалистическую» – выступающие одновременно как своеобразные парадигмы социокультурного существования, воспроизводящиеся в циклической эволюции суперсистемы. В поздних работах Сорокина возрождаются на новом уровне в социологическом контексте идеи альтруистической любви, нравственного возрождения, этической ответственности и солидарности, т. е. те идеи, которые определяют этическую направленность всей российской социологии.

Становление социологической мысли в России проходило в обстановке острой конфронтации немарксистской и марксистской социологии. Она охватывала как идейные, теоретические, так и политические проблемы, поскольку большинство русских социологов активно занимались политической деятельностью или были с ней связаны (народники П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский, «легальный марксист» П. Б. Струве, эсер П. А. Сорокин и др.). Видными учеными и политиками была представлена марксистская социология. Среди них назовем Г. В. Плеханова (1856 – 1918 гг.), В. И. Ленина (1870 – 1924 гг.) А. А. Богданова (1873 – 1928 гг.).

Решающую роль в определении места социологии в кругу других общественных дисциплин сыграли труды М. М. Ковалевского «Социология», «Современные социологии», работы по сравнительной истории права и политических институтов. В них отразилось стремление к синтезу воззрений Маркса, Спенсера, Конта, Дюркгейма, Зиммеля и других ведущих европейских социологов. Определяя социологию по Конту как «науку о порядке и прогрессе или, точнее, организации и эволюции общества», Ковалевский подчеркивал специфику ее предмета в отношении как философских дисциплин (философия истории, история цивилизации, социальная психология), так и конкретных общественных наук (этнография, этнология, политическая экономия, археология и др.). Важное значение в развитии социологии Ковалевский придавал исследованию сходных и типичных черт в истории различных стран и народов, а главную задачу социологии видел в отыскании законов эволюции общества и его устройства. В фундаментальных политических трудах «Происхождение современной демократии», «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму», «История монархии и монархических доктрин» Ковалевский разрабатывал теорию факторов общественного развития, концепцию расширения солидарности как фактора прогресса, стадий социального и экономического роста, сравнительно-исторического изучения права и институтов.

Большой вклад в развитие политических исследований в России был сделан представителями социологической школы права С. А. Муромцевым, В. И. Сергеевичем, Н. М. Коркуновым, изучавшими типологически сходные фазы развития права у разных народов.

Определение метода и места социологии в совокупности наук, изучающих общество, дал Н. И. Кареев. В работах «Введение в изучение социологии», «Общие основы социологии» он показал классификацию наук об обществе, в основу которой положил степень обобщения этими науками социальных явлений, или уровень абстракции. Он выделяет три основные науки — историю (и другие родственные ей идеографические дисциплины), социологию и философию истории, каждая из которых различается предметом, методом и уровнем обобщения информации. Социологии в этой классификации отводится среднее место, поскольку она опирается на эмпирические наблюдения истории и обобщает их с помощью сравнительного метода, в то время как философия дает оценку этих обобщений с позиции этики и теории прогресса. «Социология, — писал он, — есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элементах, факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в нем совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило».

С начала XX в. в России интенсивно осуществлялась институционализация социологии. В 1901 г. в Париже М. М. Ковалевским была основана русская Высшая школа социальных наук, в 1908 г. в Психоневрологическом институте была создана первая кафедра по социологии, где работали М. М. Ковалевский, Е. В. Де Роберти, П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев, в 1912 г. в Петербургском университете при Историческом обществе – секция по социологии. После Февральской революции в России вводятся ученые степени по социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации, появляются первые учебники по социологии.

Дальнейшее развитие представлений о предмете социологии в России в конце XIX — начале XX вв. связано с поиском его оснований в сфере социального поведения, взаимоотношения людей, социальной психологии. С точки зрения юриспруденции эту проблему рассматривал в «Социологии» Г. Ф. Шершеневич. Методологическое обоснование нового подхода с позиций марбургской школы неокантианства и эмпириокритицизма дал Б. А. Кистяковский в книге «Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права». Крупнейший русский юрист Л. И. Петражицкий подошел к этой проблеме, определяя соотношение права и нравственности в качестве мотивов человеческого поведения. Основатель Психоневрологического института Е. В. де Роберти посвятил ей свои основные труды — «Социология» и «Новая постановка основных вопросов социологии». Главную задачу социологии он усматривал в «открытии законов, управляющих возникновением, образованием и постепенным развитием высшей, надорганической или духовной формы мировой энергии». Под влиянием идей этих мыслителей происходило становление взглядов таких крупнейших русских, а затем западных мыслителей, как П. Сорокин и Ж. Гурвич.

Переломный этап в развитии русской социологии знаменует собой творчество П. Сорокина. Отталкиваясь от идей своих предшественников и учителей Ковалевского, Петражицкого и де Роберти, Сорокин создал первое собственно социологическое учение, наметил программу как эмпирических исследований по социологии, а так и ее преподавания в высшей школе. Основной труд Сорокина русского периода — «Система социологии», — а также более популярный «Общедоступный учебник социологии». Методологические основы социологии Сорокина существенным образом повлияли на понимание предмета этой науки. «Социология, — считал он, — изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, — с другой». Исходя из этого были сформулированы руководящие принципы социологической концепции: следует преодолеть традиционное противопоставление наук о природе и культуре и строить социологию, опираясь на методы обеих наук; социология является теоретической наукой, изучающей реальные социальные отношения. Изучая явления, доступные наблюдению, а также проверке и измерению, она должна быть объективной дисциплиной в смысле как свободы от оценочных суждений, так и точности и доказательности. Считая традиционные политико-правовые понятия («нация», «класс», «государство») слишком широкими для объяснения явлений конкретной действительности, ученый стремился выработать для анализа противоречий и взаимодействий элементов социальной структуры на различных уровнях соответствующий понятийный аппарат. Чтобы достичь общих истин, считал он, социология должна перейти от масс к молекулам. С этих позиций разрабатывалась теория социальной стратификации, социального конфликта и мобильности, исследовалась правящая элита. Важным вкладом в развитие социологии стала программа конкретных социологических исследований разнообразных социальных и профессиональных групп общества.

После Октябрьской революции в развитии отечественной социологической школы еще некоторое время действовала инерция мощногоподъема, характерного для предшествующего периода. Однако к концу 20-х годов доминирование в обществознании марксизма вылилось в его узаконение в
качестве единственно верной теории, что наряду с тотальными гонениями социологов сделало окончательно невозможным существование социологии в России как официально изучаемой и разрабатываемой науки. Последнее обстоятельство, разумеется, не могло привести к полному прекращению развития социологической мысли, однако существенно исказило процесс изучения социальных теорий. Официальный статус не утратила лишь статистика, но и она попала под жесточайший административный контроль.

В советский период официально развивалась лишь марксистская социологическая традиция. В 20-е годы С. Г. Струмилиным (1877 – 1974 гг.) был проведен ряд новаторских эмпирических исследований, посвященных изучению внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность труда. В дальнейшем на фоне сворачивания социологических исследований, официального запрещения социологии как «буржуазной науки» продолжалась индивидуальная, преодолевающая государственное противодействие разработка отечественными учеными закономерностей социального развития.

Всемирную известность и прежде всего зарубежное признание получили теоретические работы Н. Д. Кондратьева (1892 – 1938 гг.), в которых выявлена волновая природа экономического и всего социального развития в целом; А. В. Чаянова (1888 – 1939 гг.) по проблемам кооперации, ее экономической и социальной эффективности, принципов ее оптимизации. Эти блестящие ученые были репрессированы и посмертно реабилитированы.

Одним из наиболее ярких, своеобразных, увлекательных общественно-научных построений XX в. является созданная выдающимся русским ученым Л. Н. Гумилевым теория этногенеза. Теоретические возможности, вскрытые в концепции Гумилева, лишь начинают использоваться. Это же можно сказать и о развитии социологии культуры и социологии языка в трудах М. М. Бахтина (1895 – 1975 гг.), разработавшего концепцию диалогового общения.

В 60-е годы в результате «оттепели» в СССР возрождаются социологические исследования. В 1968 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (ныне – Институт социологии). Разработка социологических проблем советскими социологами В. А. Ядовым, Г. В. Осиновым, Т. И. Заславской и другими осуществлялась параллельно с переводом, изучением социологических теорий западных ученых. Однако на состоянии социологии сказалась общая обстановка застоя. В последние годы стали складываться благоприятные условия для развития социологии в России. Серьезные успехи достигнуты в сфере институционализации науки, в преподавании ее в вузах.

В первые годы после Октябрьской революции (1917-1921) в значительной мере под влиянием сложившейся прежде социокультурной традиции развитие российской социологической науки продолжалось. Как уже говорилось, в 1920 г. в Петербургском университете был создан социологический факультет, возглавляемый П. А. Сорокиным. Социологические кафедры были открыты и в ряде других университетов страны. Продолжали также работать различные исследовательские лаборатории социологической ориентации, публиковались труды известных социологов — Н. И. Кареева, 3. М. Хвостова, П. А. Сорокина, К. М. Тахтарева и др. В значительной мере под влиянием дореволюционных традиций проведения в России социально-статистических исследований, а также в связи с потребностями государственной власти в получении объективной информации о происходящих в стране процессах в 20-е годы проводилось немало интересных эмпирических социальных исследований. Среди них следует отметить исследования в области методологии и методики социальных исследований (С. Г. Струмилин, С. Г. Василевский, А. В. Чазов, А. П. Болтунов и др.), изучение бюджета времени рабочих (С. Г. Струмилин, Е. О. Кабо и др.), социальных проблем города и деревни, духовной культуры и др.

В 1922 г. начинается крестовый поход большевистских идеологов против «буржуазных ученых-обществоведов», к числу которых причислялась большая часть прежнего профессорско-преподавательского корпуса. Многие из них изгонялись из учебных заведений и насильно депортировались за границу. Среди эмигрантов, ставших известными на Западе, социологи — П. А. Сорокин, Ж. Д. Гурвич, Н. С. Тимашов. Русская духовная культура, таким образом, понесла невосполнимый урон. К сказанному следует добавить, что впоследствии ряд известных ученых-обществоведов, в том числе признанные в мире А. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, были репрессированы. В то же время определенная часть обществоведов, позитивно оценивавших марксистско-ленинскую теорию (Н. И. Кареев, К. М. Тахтарев, 3. М. Хвостов), оставались на прежних местах и сумели сохранить свой авторитет.

Характерной особенностью первой половины 20-х годов явилась дискуссия о статусе теории исторического материализма, развернувшаяся в печати после выхода в свет книги Н. И. Бухарина «Исторический материализм. Популярный учебник марксистской социологии». В книге обосновывалась мысль о выделении социологии в качестве частной научной дисциплины, независимой от философии. Эта концепция подверглась критике со стороны ортодоксальных марксистов, обвинивших Н. И. Бухарина в механицизме, позитивизме, недооценке роли философии диалектического материализма. Итогом многолетней дискуссии было появление официальной точки зрения, рассматривающей социологию как составную часть марксистско-ленинской философии. Фактически это означало отождествление социологии с социальной философией, ее отрыв от эмпирических социальных исследований.

Другая негативная сторона дискуссии заключалась в том, что марксистская социология (исторический материализм) объявлялась единственно научной, выражающей «мировоззрение передового рабочего класса». Эта идеологическая позиция вела к искусственной изоляции отечественной социологии от мировой общественной мысли, вносила односторонний классовый подход в оценку достижений западной социологии, что в итоге негативно отразилось на дальнейшем развитии социологии в СССР. Усиление идеологического контроля над духовной жизнью общества в целом и возвеличивание культа Сталина с середины 20-х годов привели к тому, что в результате проведения ряда идеологических кампаний была осуществлена полная идейная переориентация обществоведов на рельсы марксистско-ленинской идеологии. В обстановке усиления культа личности Сталина в 30-е годы, навязывания авторитарных и бюрократических методов управления, превращения страны в закрытую тоталитарную систему конкретные социальные исследования проводились в очень ограниченном объеме. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, а сам термин на многие годы был исключен из научного обихода.

Новый этап оживления социологии в СССР начинается лишь в 60-е годы. Либерализация тоталитарного режима, начатая в годы правления Н. С. Хрущева, стимулировала потребность управленческих структур в получении объективной информации о различных сторонах жизни общества. Это послужило первопричиной развертывания эмпирических социальных исследований, охвативших в первую очередь сферу производства, а затем и другие области — социальную структуру общества, город и село, культуру, печать, телевидение. Среди этих исследований следует особо отметить труд ленинградских социологов под руководством В. А, Ядова и А. Г. Здравомыслова «Человек и его работа», на многие годы ставший своеобразной социологической классикой, моделью проведения эмпирического социологического исследования с хорошо продуманной процедурой, методикой и методологией. Значитальный вклад в развитие отечественной социологии внесли исследования в области экономической социологии (Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина), социологии образования и молодежи (В. И. Шубкин, Р. В. Филиппов), в сфере методологии и методики социологических исследований (Г. М. Андреева, А. Г. Здравомыслов, Г. В. Осипов, Ю. А. Левада, 8. А. Ядов и др.). В Москве и других городах страны предпринимаются попытки изучения общественного мнения и деятельности средств массовой коммуникации (Б. А. Грушин, В. С. Коробейников). В 1968 г. создается Институт конкретных социальных исследований, а в 1974 г. начинает выходить в свет журнал «Социологические исследования». В ряде университетов, в различных исследовательских учреждениях гуманитарного профиля создаются лаборатории, отделы, службы социологии.

Таким образом, по всем объективным показателям в 60—70-х годах отечественная социология выходит на второй этап институционализации. Однако его нельзя считать полноценным, так как, во-первых, социология в те годы находилась под мощным прессом господствующей идеологии и партийной власти, что не могло не привести к известным деформациям социологического знания. Во-вторых, партийный диктат в отношении социологической науки привел к тому, что социология была, по сути, превращена в прикладную дисциплину, лишенную способности в тот период развивать свою собственную теорию, свое собственное объективно-научное видение общественной жизни, ибо оно могло противоречить господствующей идеологической доктрине. В-третьих, в стране отсутствовала отечественная система социологического образования, несмотря на многочисленные попытки многих видных ученых добиться его открытия. Власти, да и некоторые консервативно мыслящие обществоведы утверждали, что подобной необходимости нет, так как в СССР социологи, по их мнению, существуют. Они представлены специалистами в области исторического материализма и научного коммунизма. Что же касается конкретных эмпирических исследований, которые нередко назывались комплексными, то их проведение, дескать, требует совместных усилий всех обществоведов.

В 70—80-е годы конкретные социальные исследования в стране продолжали развиваться, но проводились под жестким контролем со стороны партийных органов, а их результаты подвергались строгой цензуре и не всегда доводились до общественности. Тем не менее конкретные социальные исследования осуществлялись во многих сферах общества, советские социологи расширяли международные связи, участвовали в международных социологических конгрессах.

Наконец, современный этап развития социологии в СССР начинается во второй половине 80-х годов — в эпоху перестройки и последующий период. Политическая и экономическая реформы, осуществляемые в постсоветский период в России, создают благоприятные условия для развертывания социологических исследований. Свидетельством этому служит отсутствие идеологических запретов, широкое изучение общественного мнения, формирование системы социологического образования, выход в свет целой серии социологических журналов, перевод на русский язык трудов многих известных зарубежных социологов, выпуск нового поколения учебной литературы. Однако процесс институционализации социологии как самостоятельной науки об обществе находится в России только в самом начале пути по причине отсутствия теоретических разработок, недостатка высокопрофессиональных кадров. Предстоит большая работа по усвоению достижений западной социологической мысли и формированию собственных социологических теорий и подходов, что позволит сократить сохраняющийся разрыв между отечественной и мировой социологией.

Таким образом, имеются все основания говорить о том, что российская социология переживает в настоящее время, будем надеяться, завершающий период своей институционализации в качестве самостоятельной научной дисциплины, имеющей свой предмет и метод исследования и формирующей собственное социологическое видение жизни в стране. Своеобразным символом завершения нового этапа институализации социологии в России можно считать выход в свет в 1996 г. книги «Социология в России»10, подводящей итоги многочисленных исследований российских ученых в самых разных областях социологии, начиная с дореволюционного периода вплоть до настоящего времени.

Итак, социология – это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов. Социология одна из конкретных наук и имеет практический характер. Социология непосредственно изучает практические отрасли человеческой деятельности и прямо отвечает на вопрос: для чего? – для социального развития, для совершенствования социальных отношений, для формирования всесторонне развитой личности, для социального управления и так далее. Знание проблем социального развития, социального управления, планирования и прогнозирования, а также специальные отрасли социологического знания связаны с социальной политикой партии и государства, то есть ориентированы на решение социальных проблем.

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются теми функциями, которые она выполняет. Наиболее важными среди них являются познавательная, связанная с изучением закономерностей социального развития, тенденцией изменения различных социальных явлений и процессов; практическая, определяется степенью участия социологии в разработке практических рекомендаций и предложений по повышению эффективности управления различными социальными процессами; идеологическая, обусловленная участием социологии в идеологической деятельности.

Практическая функция социологии тесно связана с познавательной. Единство теории и практики – характерная черта социологии. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами и выдвигают научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития.

Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования; во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что способствует совершенствованию общественных отношений.

    
 

 

 

 

 

 


 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
x