ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Оцените статью

040115 1235 1 ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИСоциология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии.

Постепенно, по мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретических социологических концепций, каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений, давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией социологии. Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность. Социология как определенный тип знаний об обществе выходя из недр социальной философии, перенимает философскую культуру, признавая особое значение теоретического обобщения, целостного концептуального осмысления социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится к преодолению той ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе реальных социальных проблем. Внутри социологии складываются течения: позитивизм — сводивший социальное к природному, антипозитивизм — настаивающий на специфике социального.

Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология определяется как наука о различных социальных общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них..

Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» — общество и греческого «logos» — учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество — это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.

Предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной — социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая — вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:

как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия — США);

как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Социальные роли и ролевая концепция личности

 

Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Г. Д. С. Мейн.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями

Ральфом Линтоном были введены два понятия — ascriptive status (предписанный, приписываемый, прирождённый статус) и achieved status (достигаемый, достигнутый, приобретенный статус).

Приписываемый статус — социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.).

Достигаемый статус — социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека.

Если положение занимаемое человеком обладает одновременно свойствами приписываемого и достигаемого статуса, то говорят о смешанном статусе.

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими статусами. Совокупность социальных статусов называется статусным набором. Понятие «социальный набор» введено американским социологом Мертоном. В социальный набор входят: социальный статус и статусный набор.

В качестве примера можно привести модель статусных групп Л. Уорнера:

– высший класс («higher class»): верхний-высший класс включал так называемые старые семьи; нижний-высший класс, не включал старые родовые семьи;

средний класс («middle class»): верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов; нижний-средний класс составляли низшие служащие, приказчики, клерки;

Низший класс («lower class»): верхний-низший класс включал рабочих; нижний-низший класс — «социальное дно»

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит: из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными. Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены). Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

– фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

– функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

– общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);

– поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;

– обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;

– устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;

– совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;

– социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

– существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;

– система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

– открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

– представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

– предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

– набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Представители структурного функционализма разработали так называемую ролевую концепцию личности, которая сводится к тому, что личность является функцией от того множества ролей, которые выполняются индивидом. Они считали, что основной единицей анализа в социологии является не личность, а роль — совокупность тех ожиданий относительно поведения человека, которые имеет его окружение. С этой точки зрения индивид, чтобы стать личностью, должен принять на себя роли.

Согласно К.Р.Роджерсу, человек под влиянием окружения ставит себе «внешне» те задачи, цели, которые ему оказываются не нужны, непонятны, которые не способствуют его развитию. Понять себя и свои желания, цели человек способен, но для этого необходимы условия принятия и понимания другим. Это и составляет суть психотерапии.

Личность можно рассматривать теоретически, как явление, но можно ставить и задачи изучения реальной личности.

Гордон Олпорт, первым выдвинувший теорию черт личности, главной задачей психологии считал объяснение уникальности индивидуума. Личность он рассматривал как динамическую организацию тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.

Олпорт считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности. В его системе черта личности определяется как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов. Говоря кратко, черты личности объясняют устойчивость поведения человека во времени и в различных ситуациях. Они могут быть классифицированы как кардинальные, центральные и вторичные в зависимости от широты спектра их влияния. Олпорт также выделял общие и индивидуальные склонности. Первые – это общие черты, по которым можно сопоставить большинство людей в пределах данной культуры, в то время как последние относятся к характеристикам, свойственным какому-либо человеку, и не могут быть критерием для сравнения людей. Его теория черт личности отражает:

– сильную приверженность таким исходным положениям, как рациональность, проактивность и гетеростаз;

– умеренную приверженность холизму и познаваемости;

– слабое предпочтение положений свободы и субъективности;

– среднюю позицию по положениям конституционализма-инвайронментализма и изменяемости-неизменности.

Структурная теория личности (Раймонд Кеттел) основана на использовании точных эмпирических методов исследования. Кеттел конструирует научную модель поведения  с целью раскрыть основные черты личности с помощью факторного анализа.

Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение. Он утверждает, что адекватная теория функционирования и развития личности должна непременно строиться на строгих методах исследования и точных измерениях. Его излюбленными методами изучения личности являются мультивариативная статистика и факторный анализ

Черты личности, согласно Кеттелу, — гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени; они отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики. Основополагающими структурами Кеттел считает исходные черты, образующие блоки самого здания личности.

В отличие от поверхностных черт, которые не имеют единой основы, исходные определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени Кеттел выделяет 16 исходных черт – отзывчивость/отчужденность, интеллект, доминантность/подчиненность и др. Исходные черты Кеттел делит в зависимости от их источника на конституциональные (развивающиеся из биологических и физиологических данных индивидуума) и черты, сформированные окружающей средой (обусловленные влияниями в социальном и физическом окружении).

Английский ученый немецкого происхождения Ханс Айзенк (Hans Eysenck) вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р. Кэттелу, Айзенк пользовался для своих построений математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кэттела по нескольким важнейшим пунктам. Во-первых, он применял гипотетико-дедуктивный (hypothetico-deductive) метод обработки материала, перед тем как использовать факторный анализ. Во-вторых, он выделял не 35 черт, а только три базовых типа (types). В третьих, считал факторный анализ лишь одним из способов нахождения ответа на важнейшие вопросы, касающиеся теории личности.

В своей самой знаменитой книгой «Структура человеческой личности» (The Structure of Human Personality, 1952), в которой он обосновал эффективность факторного анализа как лучшего метода представления.

Личность Р.Кеттелл представил в виде иерархической модели свойств,
среди которых — эмоциональная стабильность, экспансивность, само
уверенность. Благодаря установлению корреляционных связей свойств
личности были выделены такие факторы личности, как интроверсия,
нейтротизм, выступающие вершиной факторной иерархии свойств. Это
послужило началом номотетического подхода к личности, выражающегося в изучении общих свойств, по которым можно сравнивать между собой разных людей.

В повседневной практической деятельности человек сталкивается не с абстрактной необходимостью, а с ее конкретно-историческим воплощением в виде реально существующих естественных условий, а так же экономических и социальных отношений, которые обуславливают круг его интересов, а так люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, но они обладают известной свободой в выборе целей, так как в каждый конкретный момент существует несколько реальных возможностей, хотя и с разной долей вероятности. Даже когда нет альтернативы, они в состоянии замедлить наступление нежелательных и ускорить наступление желательных событий.

Наконец, они вольны в выборе средств достижения цели. Свобода, следовательно, не абсолютна, а относительна и предваряется в жизнь путем выбора определенного плана действий. Она больше, если люди осознают свои возможности, если больше средств в их распоряжении, ли больше их интересы совпадают с объективными тенденциями общественного процесса, со стремлением больших масс людей. Это относительная исторически и с тем реальная практически свобода личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах возлагает на нее моральную и социальную ответственность за свои поступки т.к. отрицает свободу (от лишений эксплуатации, гнета) являющуюся условием положительной свободы (для творческого труда и личного роста).

Свобода не равнозначна произволу. Человек свободен в своих мыслях и поступках не, потому что он причинно ничем не обусловлен. Причинная обусловленность человеческих поступков и мыслей не отменяет свободу, так как они не детерминированы однозначно. Независимо от происхождения своих целей и намерения люди обладают свободой, поскольку они сохраняют реальную возможность выбора и предпочтения, которая объективно соответствует их интересам, поскольку внешние обстоятельства не вынуждают их поступать вопреки их личным интересам и потребностям.

Абсолютной свободы не существует, свобода всегда конкретна и относительна. В зависимости от объективных условий и конкретных обстоятельств люди могут обладать свободой или же быть лишены ее. Степень свободы может быть весьма различной: от свободы в выборе целей через свободу в выборе средств, до свободы приспособления к действительности.

В реальной действительности свобода присутствует в необходимости в виде непрерывной цепи свободы выбора, которая была осуществлена прошлыми поколениями и привела общество к должному состоянию; в свою очередь и необходимость присутствует в свободе в виде объективных обстоятельств и не может претвориться в жизнь иначе как благодаря свободной деятельности людей. Исторический детерминизм, следовательно, не отрицает свободу выбора в общественной деятельности людей, но предполагает ее и включает в себя как ее результат.

Свобода выбора играет такую же роль в общественном процессе как естественный отбор в биологической эволюции. Благодаря свободе выбора в различных сферах общественной деятельности человек становится активным субъектом общественной деятельности, человек становится активным субъектом общественного развития, а не пассивным объектом эволюции.

Обладая свободой выбора, человек может усваивать и использовать в своей деятельности не только накопленный опыт, но и достижения материально-духовной культуры, а так же передавать эти достижения другим поколениям. Это сопровождалось ускорением темпов общественного прогресса по сравнению с биологической эволюцией, ибо достижения отдельных людей становятся культурным достоянием всего человечества.

Если объем человеческой свободы может служить мерой общественного прогресса, то в свою очередь его темпы непосредственно зависят от степени свободы, которой располагают люди в прочей свободной деятельности.

Мера свободы, которой в каждую конкретную историческую эпоху обладают люди, в общем, склонно определятся уровнем развития производственных сил, степенью познания или объективных процессов в природе и обществе и социальным и политическим строем данного общества.

Свобода личности всегда представляет собой лишь часть постоянной свободы, которой располагает общество в целом.

Являясь элементами единой системы, личность и общество представляют собой противоположности, из которых состоит противоречие этой системы. Другими словами, личность и общество являются противоположными полюсами цикла взаимодействия, носителями противоположно направленных сил. Это противоречие выступает так же источником развития системы «личность — общество».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. – М., 2007.
  2. Здравомыслов А.Г. Специальные социологические теории // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 2007.
  4. Смелзер Н. Социология. М., 2009.
  5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 2008.
  6. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М., 1980.
  7. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 2009.

 

 

 

 

 

 

 


 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
x