Экономические и правовые основы хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта определены следующими правовыми актами: Федеральный закон от 10.01.03 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральный закон от 10.01.03 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Федеральный закон от 27.02.03 №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», Федеральный закон от 10.01.03 №16-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях».
Организационная структура и функции органов управления железнодорожным транспортом.
Управление производством – это управление кадрами, техникой, технологией перевозочного процесса, всеми вещественными, материальными частями отрасли, а также финансами, материально-техническим обеспечением, сбытом, взаимоотношениями с клиентами и населением.
Главными задачами управления в современных условиях являются:
-обеспечение соответствия системы управления рыночной экономике, требованиям маркетинга;
-придание ей уровня современных организационных структур;
-обеспечение роста эффективности, рентабельности работы транспорта на основе ускорения научно-технического прогресса.
Структура органов управления определяется на основе функций управленческой деятельности. Функции управления классифицируются на основные (общие), отражающие содержание процесса управления, и специфические.
К основным функциям относятся прогнозирование, планирование, организация, регулирование, стимулирование, контроль, координация, учет и анализ. Специфические функции отражают различные стороны производственно-хозяйственной деятельности: обеспечение линейного руководства, материально-техническое, финансовое, экономическое, технологическое и техническое обеспечение. Эти функции на каждом предприятии имеют свое специфическое содержание.
Современная модель управления железнодорожным транспортом предусматривает разделение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта находится в ведении Министерства транспорта и связи Российской Федерации.
Основные вопросы, относящиеся к сфере деятельности управления:
– реализация государственной политики, направленной на создание и поддержание равных условий доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта, для всех участников транспортного рынка.
– реализация государственной политики в области развития инфра-структуры железнодорожного транспорта, технических условий перевозок, подвижного состава и сертификации на железнодорожном транспорте;
– подготовка проектов решений об открытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций на основании предложений владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования;
– проработка и подготовка решений по предложениям владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования о закрытии малоинтенсивных железнодорожных линий и участков;
– подготовка предложений по повышению уровня транспортного обслуживания потребителей услуг железнодорожного транспорта общего и необщего пользования в области организации перевозок, технической, технологической, тарифной политики.
Хозяйствующим субъектом на железнодорожном транспорте является ОАО «РЖД». Учредителем общества является Правительство РФ. Доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций ОАО «РЖД» составляет 100%.
В составе общества образованы 17 территориальных филиалов – железных дорог, функциональные филиалы (заводы, проектно-конструкторские и т.д.) и представительства за рубежом.
Взаимоотношения ОАО «РЖД» и его филиалов строятся на основе взаимоувязанной системы их бюджетов, формирование которых осуществляется на основе производственных и финансовых планов.
В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте предусмотрено выделение из сферы естественной монополии конкурентных видов деятельности.
ОАО «РЖД» позиционируется как эффективный владелец инфраструктуры, представляющий на недискриминационной основе услуги всем перевозчикам. Другим основным видом бизнеса, осуществляемым ОАО «РЖД», будет оказание услуг по перевозке.
Корпоративное строительство ОАО «РЖД» направлено на достижение комплексной эффективности Компании, осуществляться поэтапно к целевому состоянию, обеспечивающему достижение следующих стратегических целей:
– увеличение масштабов транспортного бизнеса;
– повышение качества и безопасности перевозок железнодорожным транспортом общего пользования;
ОАО «РЖД» осуществляет планирование перевозок, решает важнейшие вопросы управления, определяет перспективы развития железнодорожного транспорта и всех его хозяйств, руководит разработкой организационно-технических мероприятий по внедрению достижений науки и техники, эффективным использованием финансовых средств на повышение технической оснащенности железных дорог, проведением мероприятий по повышению безопасности движения поездов и обеспечению сохранности перевозимых грузов, снижению себестоимости, росту прибыли и производительности труда.
Структура ОАО «РЖД» весьма динамична. На отдельных этапах реструктуризации отрасли создавались Департаменты, призванные решать важнейшие текущие проблемы функционирования железнодорожного транспорта в режиме рыночной экономики. Структура аппарата управления ОАО «РЖД» на 1 июля 2011 г. представлена на рисунке 1.
Систему управления железнодорожным транспортом возглавляет Президент ОАО «РЖД». Ему непосредственно подчиняются два первых вице-президента, один из которых курирует управление производством, а второй — вопросы экономики и корпоративного развития. В свою очередь, курирование деятельностью от одного до трех-четырех департаментов осуществляют 14 вице-президентов.
В ОАО «РЖД» функционирует коллегия в составе: Президента (председатель), первых вице-президентов, вице-президентов и других руководящих работников. На заседаниях коллегии рассматриваются основные вопросы развития железнодорожного транспорта, обеспечения выполнения объемных и качественных показателей работы отрасли и др.
Структура аппарата ОАО «РЖД» сформировалась с учетом масштабов, сложности и специфики производства на железнодорожном транспорте, его роли в экономическом развитии страны. Аппарат ОАО «РЖД» состоит из отраслевых и функциональных подразделений (Департаментов).
Отраслевые подразделения отвечают за состояние и техническое развитие соответствующих хозяйств железнодорожного транспорта, решают многочисленные производственные вопросы, связанные с деятельностью подчиненных им служб и предприятий.
Функциональные подразделения выполняют определенные, за-крепленные за ними функции тут.
Департаменты ОАО «РЖД» возглавляют начальники, назначаемые Президентом. Они отвечают за определенный набор функций, возлагаемых на данное подразделение.
Руководители важнейших департаментов одновременно являются вице-президентами.
Рассмотрим функции отдельных департаментов, обеспечивающих управление производством.
Департамент управления перевозками (ЦД) руководит всей эксплуатационной работой железных дорог и обеспечивает:
– организацию выполнения плана перевозок, заданий по выгрузке вагонов, контроль за погрузкой грузов железными дорогами;
– планирование и комплексное регулирование вагонного парка, правильное размещение вагонного парка, контроль за выполнением регулировочных заданий железными дорогами;
– организацию работы и контроля за использованием локомотивов и работой локомотивных бригад;
– разработку технических норм эксплуатационной работы железных дорог, графиков движения и планов формирования поездов;
– разработку и проведение мероприятий по ускорению оборота вагонов, улучшению использования локомотивного парка;
– другое.
Руководство эксплуатационной работой железных дорог Департамент управления перевозками осуществляет через соответствующие службы управления перевозками железных дорог.
Департамент грузовой работы (ЦМ) руководит грузовой и коммерческой работой железных дорог, осуществляет оперативное планирование перевозок грузов по железным дорогам, проводит мероприятия по обеспечению сохранности перевозимых грузов, рационализации и маршрутизации перевозок, улучшению использования грузоподъемности и вместимости вагонов, организует погрузочно-разгрузочные работы на местах общего пользования и пр.
Департамент путевого хозяйства (ЦП) осуществляет руководство эксплуатацией и развитием хозяйства пути и обеспечивает содержание всех его элементов в исправном состоянии, безопасность движения поездов.
Департамент локомотивного хозяйства руководит внедрением на железнодорожном транспорте новых видов тяги, устройств и оборудования для эксплуатации и ремонта локомотивов, дальнейшим развитием локомотивного хозяйства; обеспечивает снабжение локомотивов топливом, разрабатывает основные параметры и рассматривает технические задания и проекты новых локомотивов и т.д.
Департамент вагонного хозяйства организует и обеспечивает выполнение плана ремонта вагонов, разрабатывает мероприятия по реконструкции и дальнейшему развитию вагонного хозяйства, обеспечивает содержание вагонного парка в исправном состоянии для безопасного и бесперебойного движения поездов с установленными скоростями и т. д.
По состоянию на 1 июля 2011 г. вся сеть железнодорожного транспорта Российской Федерации разделена на 17 железных дорог: Московская; Северо-Кавказская; Октябрьская; Юго-Восточная; Северная; Куйбышевская; Приволжская; Южно-Уральская; Горьковская; Западно-Сибирская; Калининградская; Восточно-Сибирская; Свердловская; Красноярская; Забайкальская; Дальневосточная; Сахалинская.
Железная дорога является филиалом ОАО «РЖД» и имеет основные фонды и производственные средства.
Железную дорогу возглавляет начальник дороги, назначаемый Президентом ОАО «РЖД». Начальник дороги руководит дорогой на основе принципа единоначалия и подчиняется непосредственно Президенту ОАО «РЖД». Он несет полную ответственность за работу дороги в целом, выполнение планов перевозок, безопасность движения, а также за сохранность перевозимых грузов и своевременную их доставку.
В настоящее время отсутствует типовая структура аппарата управления железной дорогой. В зависимости от особенностей функционирования, важности тех или иных направлений деятельности на отдельных дорогах создаются специализированные отделы, вводятся дополнительные должности, отдельным руководителям подразделений придается статус заместителей и первых заместителей начальника дороги.
В аппарате управления дорог организованы отраслевые и функци-ональные подразделения — службы и отделы. К отраслевым относятся службы: перевозок (Д), локомотивного хозяйства (Т), вагонного хозяйства (В), грузовой работы (М), сигнализации и связи (Ш), пути (П) и др. К функциональным подразделениям относятся службы: материально-технического снабжения (МТС), экономическая (Э), юридическая (НЮ), финансовая (Ф) и др., а также отделы: экономической защиты, внешних связей и т.д.
Как и отраслевые Департаменты ОАО «РЖД», службы и отделы руководят соответствующей деятельностью, но только в пределах дороги. Все подразделения подчиняются начальнику дороги и, кроме того, по оперативно-техническим и методическим вопросам — соответствующим Департаментам.
Основными задачами аппарата управления дороги являются:
– выполнение заданий по перевозкам грузов;
– обеспечение перевозок пассажиров, сохранности и своевременности доставки перевозимых грузов, багажа и почты;
– эффективное использование и содержание в исправном состоянии;
– техническое руководство, обеспечение комплексного развития на высоком техническом уровне всех отраслей хозяйства дороги в целях полного удовлетворения потребностей в перевозках;
–обеспечение безопасного и бесперебойного движения поездов, соблюдения Правил технической эксплуатации и инструкций;
– организация ритмичной работы дороги, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, внедрение вычислительной техники;
– повышение эффективности перевозок, улучшение использования основных фондов, трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
операциями;
– другое.
Среди всех служб особое место занимает служба перевозок. Эта служба осуществляет оперативное руководство движением поездов, а также совместно с другими службами руководит перевозочной работой на дороге. Ее указания являются обязательными для всех работников, связанных с движением поездов.