Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации [1] каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Таким образом, законодательство Российской Федерации признает права налогоплательщика и предоставляет ему возможность для реализации мер защиты его собственности, в том числе направленных на уменьшение налоговых обязательств, но только при условии, что эти действия не приводят к нарушению законодательства.
Исходя из того, что налоги представляют собой достаточно сложный феномен общественного развития, необходимо выделить две группы противодействующих и одновременно сотрудничающих субъектов налоговых отношений:
– государство;
– налогоплательщики.
Налогоплательщики четко понимают, что налоги неизбежны и платить их необходимо, в чем и проявляется их сотрудничество с государством.
Противодействие же налогоплательщиков действиям государства заключается в том, что налогоплательщики хотят платить как можно меньше налогов и предпринимают любые попытки для исполнения своего желания.
Конституция Российской Федерации закрепляет право частной собственности и его охрану законом. Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации [1] каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Налоговое планирование (tax planning) представляет собой целенаправленные правомерные действия налогоплательщика, целью которых является повышение финансовой устойчивости организации [34, C. 145]
Взаимосвязь налогового планирования с финансовым менеджментом
1. Налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами хозяйствующих субъектов
2. Налоговое планирование имеет ограниченную самостоятельность, но оказывает существенное влияние на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности
3. Налоговая экономия увеличивает собственные финансовые ресурсы организации
Цель налогового планирования – повышение финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта в целом
Процесс налогового планирования – это творческий аналитический процесс. При этом следует помнить, что цель налогового планирования должна заключаться не только во всемерном поиске способов уменьшения сумм налогов, уплачиваемые в отдельные периоды, что сиюминутно сохраняет оборотные средства организации, но и в своевременной и полной уплате налогов в соответствии с требованиями законодательства, что в долгосрочной перспективе сохраняет оборотные средства организации, снижая суммы возможных штрафных санкций к организации со стороны налоговых органов.
Тем не менее, современное налоговое законодательство включает в себя достаточно большое количество дифференцированных подходов к расчету налоговой базы практически по всем видам налогов, что позволяет при высоком уровне знаний с успехом использовать их для уменьшения налоговых обязательств. Этому же способствуют и пробелы, недочеты нормативных актов.
Уменьшение налогов в рамках законодательной базы позволяет организациям увеличить размер денежных средств, остающихся в их распоряжении, направить их на свое развитие, что, в конечном итоге, как это не парадоксально, ведет к расширению налоговой базы.
Факторы, определяющие потребность в налоговом планировании:
1. Скорейшее достижение конечной цели развития предприятия.
2. Тяжесть налогового бремени.
3. Увеличение размеров фирмы.
4. Подвижность внешней среды (нестабильность социально-политической сферы).
5. Новый стиль руководства.
6. Сложность и изменчивость налогового законодательства.
Направления налогового планирования:
— управление реальными инвестициями;
— управление нематериальными активами;
— управление финансовыми инвестициями;
— управление оборотным капиталом;
— управление финансовым результатом;
— управление денежными потоками;
— снижение налогового бремени.
Принципы налогового планирования
1. Принцип разумности – означает запрет на применение грубых и необдуманных способов.
При применении данного способа особенно тщательно следует подходить к экономическому обоснованию расходов, включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль, учитывая их экономическую оправданность, в том числе с точки зрения размера и разумности.
2. Цена решения – выгода, получаемая от налогового планирования, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осущест-вить для реализации данного решения.
Практически реализация данного принципа означает необходимость расчета эффективности схем налогового планирования с учетом всех затрат, в том числе и организационных.
3. Принцип учета взаимосвязи норм отраслей права – предполагает за-прет строить способы налогового планирования только на смежных с налоговым отраслях права (финансового, банковского, гражданского и др.).
Реализация данного принципа состоит в наличии приоритета для целей налогообложения понятийного аппарата налогового права над другим вида-ми права.
4. Принцип комплексного подхода – заключается в подробном анализе всех последствий внедрения конкретного метода налогового планирования с точки зрения возможного изменения величины всей совокупности налогов.
5. Принцип индивидуального подхода – заключается в учете всех индивидуальных особенностей конкретного предприятия, в том числе политических, региональных, экономических аспектов.
Не следует механически переносить одну и ту же схему налогового планирования с одного предприятия на другое.
6. Принцип юридической чистоты – заключается в строгом оформлении документации в соответствии с требованиями законодательства.
Практическая реализация данного принципа заключается в необходимости анализировать все используемые в том или ином методе юридически значимые документы на предмет соответствия их требованиям действующего законодательства, как с точки зрения формы, так и с точки зрения содержания.
7. Принцип «золотой середины» – заключается в дозировании информации о применяемых сменах налогового планирования
Практическая реализация данного принципа состоит в том, что сотрудники организации в некоторых случаях должны четко представлять свою роль, но не осознавать ее цель и мотивы
8. Принцип точности документального оформления – предполагает четкое соблюдение наличия тождества цифр и формулировок документации.
Недооценка данного принципа может служить формальным основанием для переквалификации сделок с негативными налоговыми последствиями.
9. Принцип конфиденциальности – заключается в требовании соблюдать определенный уровень конфиденциальности и нежелательности распространения информации о применяемых схемах.
Нарушение данного принципа влечет за собой ряд негативных налоговых последствий различного характера.
10. Принцип комплексной налоговой экономии заключается в многообразии применяемых способов налогового планирования
Практическая реализация данного принципа во многом зависит от качества постановки бухгалтерского и налогового учета, мотивации сотрудников, эффективности документооборота.
Поскольку налоговое планирование — это управленческая деятельность, направленная на достижение краткосрочных, среднесрочных и долго-срочных (стратегических) целей (результатов), то, исходя из направленности на перспективу, можно выделить:
— оперативное;
— текущее;
— стратегическое.
По масштабу действий:
— личное (в рамках одного предприятия, физического лица);
— обобщенное (в рамках сферы деятельности, отрасли);
— национальное;
— международное
— В зависимости от вида легитимных применяемых методов:
— учетная политика;
— экономико-правовая договорная экспертиза
— специальные методы налогового планирования (методы замены отношений, методы разделения отношений, метод прямого сокращения объекта налогообложения и др.);
— применение льгот и освобождений
Действия по налоговому планированию могут быть классифицированы в зависимости от условий применяемого налогового режима:
— в рамках общего налогового режима;
— в рамках специальных налоговых режимов (главы 26.1, 26.2, 26.3, 26.4 НК РФ).
В зависимости от уплачиваемых видов налогов:
— планирование, направленное на прямые налоги (налоги на доходы);
— планирование, направленное на косвенные налоги (налоги на расходы).
Таким образом, целью налогового планирования является повышение финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта в целом. В то же время цель налогового планирования заключается не только во всемерном поиске способов уменьшения сумм налогов, уплачиваемых в отдельные периоды, что сиюминутно сохраняет оборотные средства организации, но и в своевременной и полной уплате налогов в соответствии с требованиями законодательства, что в долгосрочной перспективе сохраняет оборотные средства организации, снижая суммы возможных штрафных санкций к организации со стороны налоговых органов. В свою очередь, уменьшение налогов в рамках законодательной базы позволяет организациям увеличить размер денежных средств, остающихся в их распоряжении, направить их на свое развитие, что, в конечном итоге, как это не парадоксально, ведет к расширению налоговой базы.