Фискальная консолидация в странах Европы

Фискальная консолидация в странах Европы 5.00/5, 1 голос.

080914 1319 1 Фискальная консолидация в странах Европы Международная экономика стран Европы оказались в сложной ситуации в связи с высоким долгом и дефицитом государственного бюджета. Для восстановления устойчивости долговой ситуации странам следует применять фискальную (бюджетную) консолидацию — меры политики, направленные на сокращение бремени задолженности путем повышения доходов и сокращением расходов государственного бюджета. 

Наша страна тоже испытывает потребность в восстановлении бюджетной устойчивости, поэтому внедрение эффективных мер фискальной консолидации должны быть рассмотренными директивными органами. Современная бюджетная консолидация будет проходить на фоне более высокого уровня риска, беспокойных финансовых рынков и слабого спроса, возможности денежно-кредитной политики для поддержания роста ограничены низким уровнем ставок интервенции во многих странах с развитой экономикой. В то же время, директивным органам будет трудно использовать меры курсовой политики для поддержки конкурентоспособности, поскольку многие страны требуют одновременного проведения бюджетной консолидации. В странах еврозоны этот механизм не сможет решить проблем. Основными экономическими последствиями проведения фискальной консолидации является то, что: консолидация в размере 1% от ВВП, как правило, ведет к снижению ВВП примерно на 0,5% в течение 2 лет; повышению уровня безработицы примерно на 0,3%; сокращению совокупного внутреннего спроса примерно на 1%; снижение национальной валюты на 1,1% . Во время проведения бюджетной консолидации снижение процентных ставок обычно поддерживает объем производства. Центральные банки нейтрализуют часть негативного сдерживающего влияния на экономику за счет снижения процентных ставок для того, чтобы эти меры позволили амортизировать влияние бюджетной консолидации на потребление и инвестиции. В условиях низких процентных ставок проведение фискальной консолидации ведет к еще большему снижению объема производства, поэтому данный механизм не стоит применять в странах ЕС. Ограничения бюджета, которые базируются на уменьшении расходов, имеют менее сдерживающее влияние на экономику, чем меры в сфере налогообложения. Денежно-кредитные стимулы оказываются особенно слабыми после повышения косвенных налогов, которые ведут к росту цен. В странах с высоким риском дефолта повышение объемов производства вследствие бюджетной консолидации возникает редко.

При разработке стратегий консолидации долга директивным органам следует обратить внимание на два вопроса: 1. Снижение неприоритетных расходов способствует проведению бюджетной корректировки: успешная консолидация долга в целом более вероятна, когда она направлена на сокращение текущих расходов. Это также касается стран, в которых повышение уровня долга не связано с финансовым кризисом, поскольку ограничение расходов на трансферты (пенсии, субсидии и другие) и заработную плату снижает давление на дискреционные статьи расходов, которые имеют тенденцию к росту с течением времени. Ограничение расходов, связанных со старением населения, в том числе на здравоохранение и пенсии, может иметь особое значение на фоне демографических проблем, которые будут сопровождать бюджетную консолидацию во многих странах. В этом контексте первоочередное внимание следует уделять реформе социальных пособий, которая также оказывает положительное влияние на рост. Увеличение доли государственных инвестиций повышает вероятность успешного сокращения задолженности за счет переориентации структуры бюджета на программы, способствующие экономическому росту, которые могут поднять среднесрочную производительность путем совершенствования инфраструктуры. 2. Может потребоваться увеличение налоговых поступлений. Увеличение налоговых доходов является важнейшим условием для успешного сокращения задолженности в странах, которые испытывают значительную потребность в бюджетной консолидации. Это обусловлено необходимостью поддержания баланса между экономией в области расходов и мерами, направленными на увеличение доходов. Мероприятия по повышению налогообложения должны быть построены таким образом, чтобы избежать снижения эффективности и свести к минимуму искажения, особенно если уровень налогов высок. Упрощение налоговой системы путем снижения чрезмерно высоких ставок налогов и расширение налоговой базы могли бы помочь улучшить показатели сбора дохода и при этом уменьшить относительное налоговую нагрузку на производственные ресурсы. Например, налоги на финансовый сектор и выбросы углерода могут укрепить бюджет и в то же время способствовать решению проблем экономической эффективности. Почти все страны Европы начали разработку национальных планов по проведению фискальной консолидации. Реальные меры политики внедряются уже с 2012 г. Некоторые страны стремятся осуществить более жесткую 3-летнюю консолидацию бюджетов, другие стремятся внедрять постепенные, умеренные меры для плавного перехода к целевым показателям путем проведения более длительной фискальной консолидации. Опыт показывает, что более радикальные меры могут вызывать обострение проблем в краткосрочной перспективе, однако в долгосрочной перспективе будет получено более позитивные результаты. Страны, которые будут принимать менее радикальные меры, смогут достичь менее эффективного результата, однако они смогут решить проблему социальной стабильности. 
Для обеспечения стабильности и возвращения к устойчивому росту нашей стране срочно необходимо решить структурные фискальные дисбалансы. Необходимые меры включают параметрические изменения в пенсионной системе, повышение тарифов на энергоносители и коммунальные услуги для домохозяйств, сокращения налоговых льгот и лазеек в налоге на прибыль предприятий. Корректирующие фискальные меры являются не только критическими для возвращения доверия инвесторов, но также позволят своевременное возмещение НДС экспортерам и создадут необходимое фискальное пространство для приоритетных инвестиций в инфраструктуру — и таким образом напрямую поддержат экономическое восстановление. Фискальная корректировка не должна поразить бедные слои граждан. Следовательно, инструментом стабилизации экономической активности в условиях кризиса является фискальная политика; стимулирование доходной части бюджета имеет более положительное влияние на преодоление долгового кризиса, чем уменьшение расходов; внедрение фискальной консолидации будет иметь как экономические, так и социальные последствия.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
x