Одним из приоритетных направлений взаимодействия политических партий с государством является государственная поддержка деятельности политических партий. Государственная поддержка оказывается партиям на равных условиях, что предполагает единые условия доступа к материально-техническим, финансовым и иным ресурсам, предоставляемым государством как на платной, так и на безвозмездной основе.
Результаты выборов продемонстрировали две особенности избирательной компании 2003 года.
Решающим фактором политических настроений накануне выборов оказалась фигура действующего президента В.В. Путина и все, что связано с его именем и действиями. Это означало, что на парламентских выборах 2003 года большинство политических партий, за исключением оппозиционных, в той или иной мере пытались искать поддержку или, по крайней мере, конструктивный диалог с В.В. Путиным в части проводимым им политическим курсом.
В этой связи представляют интерес попытки измерить, как могла повлиять на позиции и степень поддержки избирателями той или иной политической партии поддержка, оказанная Президентом России.
Результаты массового опроса населения 43 субъектов РФ, проведенному Центром социального прогнозирования в марте 2003 года (см. Приложение № 4) позволяют утверждать, что избиратели готовы были оказать большую поддержку политическим партиям различной ориентации, если этим партиям окажет соответствующую поддержку Президент России В.В. Путин. Как известно, Президент дважды публично высказался в поддержку партии «Единая Россия», которая по итогам голосования по федеральному списку кандидатов получила 37,6 % голосов избирателей.
1. В соответствии с законом выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации следующего, пятого созыва, будут проходить исключительно по партийным спискам, то есть с применением только пропорциональной избирательной системы. Федеральный закон не предусматривает проведение голосования на выборах депутатов Государственной Думы в одномандатных избирательных округах.
Кроме указанных политических партий, на данных выборах выдвинула своего кандидата и политическая партия «Партия российских регионов» (входящая в блок «Родина»), но в соответствии решением Верховного Суда РФ от 06.02.2004 № ГКПИ 04-142 кандидату В. В. Геращенко, выдвинутого «Партией российских регионов» было отказано, так как указанной партией не осуществлялся сбор подписей избирателей в поддержку кандидата.
Большое значение фактора личности кандидата на должность президента, характерное для любых президентских выборов, в нашей стране существенно усиливается, поскольку Россия относится к так называемому лидерскому типу общества, традиционно очень сильно зависимому от личностных особенностей главы государства. И хотя в последние годы специалисты отмечают заметное изменение массового сознания россиян с харизматических ориентации на более взвешенное и рациональное отношение к своим политическим лидерам, тем не менее эта тенденция носит, скорее всего, еще весьма поверхностный характер, и было бы неверным недооценивать традиционные взгляды российских избирателей.
При рассмотрении вопроса об участии политических партий в выборах Президента Российской Федерации, у многих исследователей вызывает острую дискуссию тезис о возможности членства в политической партии (в том числе на правах ее лидера) Президента России.
С одной стороны, Президент РФ — гражданин Российской Федерации, который в соответствии со статьей 30 Конституции России, имеет право на объединение. С другой стороны, он не просто гражданин, он еще и лицо, занимающее высшую государственную должность и наделенное Конституцией собственными полномочиями по управлению государством, в том числе определяет его основные направления внутренней и внешней политики (ст.80 Конституции России).
С данной позицией законодателя мы склонны не согласиться. В случае, если лидером или сторонником определенной политической партии становится глава государства, вполне возможно это приведет к нарушению равенства других политических партий перед органами государственной власти, так как Президент России, являясь членом партии, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О политических партиях» обязан участвовать в политической деятельности данной партии. Полагаем, что сам факт участия Президента России в съездах, конференциях, иных политических мероприятиях, проводимых партией в соответствии с ее идеологической программой или избирательной компанией на выборах (даже если при этом Президент не использует преимущества своего должностного положения), предоставляет политической партии, лидером либо членом которой является глава государства дополнительные преференции и лояльность со стороны органов государственной власти. Данное обстоятельство ставит под сомнения конституционный принцип равенства добровольных общественных объединений перед законом и государством (ч. 4 ст. 13 Конституции РФ).
Дискуссия о том, может ли действующий Президент Российской Федерации В.В. Путин стать членом какой-либо партии, развернулась после того, как заместитель руководителя администрации Президента РФ – помощник Президента РФ Владислав Сурков в конце июня 2006 года заявил, что беспартийность главы государства в нашей стране — «дело поправимое в ближайшей исторической перспективе»1.
Комментируя высказанное мнение помощника Президента РФ, обратимся к результатам социологического опроса граждан, проведенного Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) в июле 2006 года2. Согласно опросу, на данный момент лишь 18 % граждан России считают, что для их страны будет лучше, если во главе государства будет партийный президент. Одновременно 41 % респондентов уверены, в том, что президентом должен быть человек беспартийный, а потому имеющий возможность быть верховным политическим арбитром и оставаться вне политической борьбы. Еще 41 % затруднились ответить на поставленный вопрос. При этом более всего хотят видеть Президента России партийным лидером, сторонники однопартийной системы, в этой группе их насчитывается более 30 % опрошенных. Всего же высказались за руководящую и направляющую роль только одной политической партии почти четверть (24 %) опрошенных. Сторонников наличия в России многопартийной системы оказалось около 37 % из числа респондентов, еще 39 % затруднились ответить на вопрос: «сколько политических партий нужно России».
Таким образом, результаты социологического исследования показали, что на сегодняшний день среди населения России относительное большинство граждан не хотели бы видеть Президента Российской Федерации членом какой-либо политической партии.
Довольно низкий уровень доверия населения к политическим партиям можно объяснить объективными обстоятельствами. Подавляющее большинство российских политических партий долгое время в течение всего избирательного цикла ведут достаточно пассивную политическую деятельность и, как правило, активизируются непосредственно перед избирательными кампаниями. После проведенных выборов многие программные заявления политических партий откладываются в реализации, либо вовсе не исполняются, что не способствует росту доверия к партиям среди избирателей. Существуют и другие объективные причины недостаточного доверия граждан к политическим партиям. В числе указанных причин относительно короткий исторический этап российского парламентаризма (в общей сложности около 30 лет), не достаточное развитие отдельных демократических институтов и гражданского общества, в том числе существующей политической системы, заложенной в действующей Конституции России, о чем было выше отмечено.
Вместе с тем, поводя итог, отметим, что на протяжении последних семнадцати лет российской истории развитие политических партий неразрывно сопряжено с выборами. Выборы федеральных органов государственной власти России не просто формируют конфигурацию политических сил в партийной системе страны, они фактически формируют саму партийную систему, стимулируя создание новых политических партий, содействуя усилению объединительных тенденций в партийном строительстве, способствуя расширению и укреплению сферы взаимодействия политический партий с государственными и общественными институтами.