СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ

Оцените статью

100814 1757 1 СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМАктуальность темы работы определяет сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в нашей стране и необходимость поиска путей ее снижения. В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан. Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целей макроэкономической политики государства.

В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:

– профессиональная ориентация как форма регулирования и содействия занятости населения;

– профессиональная ориентация как форма регулирования и содействия занятости населения.

 

Социальные гарантии по безработице в странах с развитой рыночной экономикой установлены законодательно. Это:

– пособия по безработице;

– помощь по безработице (денежная помощь не имеющим работы);

– поддержание минимального прожиточного минимум (для тех, кто не работает и не может по какой-либо причине получать пособие или помощь или уже перестал их получать, а работы нет, государство выделяет денежные средства в меньших размерах, чем пособие или помощь, но достаточные для поддержания прожиточного минимума).

Пособие по безработице
— наиболее крупное материальное вспомоществование. В развитых странах оно составляет:

в США — 50% учитываемого заработка, но не более 580 дол. в месяц (33% средней заработной платы по США); максимальная продолжительность выплаты пособия — 26—30 недель; фонд по безработице создается полностью за счет предпринимателей; условия выплаты пособия определяются законодательством штатов;

в Англии размер пособия рассчитывается следующим образом: минимальная заработная плата — 41 ф.ст. в неделю плюс надбавка на взрослого иждивенца 25,75 и на ребенка — 8,4 ф.ст.; продолжительность выплаты — 312 дней, далее необходимо отработать 13 недель; условие выплаты пособия — уплата взносов по безработице в течение 50 недель в год;

во Франции — 40% заработка плюс ежедневная надбавка 44 фр.; фонд по безработице создается за счет взносов трудящихся (30%) и предпринимателей (70%); максимальный срок получения пособия — 160 недель;

в Японии — от 60 до 80% заработка, но не более 7330 йен в месяц, продолжительность выплат от 90 до 300 дней в год в зависимости от страхового стажа и возраста, условия выплаты — страховка в течение года: 40% — трудящиеся, 60% — работодатели;

в ФРГ— 68% заработка (без учета премии); выплачивается в течение года при занятости 1 год за последние 3 года, далее в зависимости от стажа и возраста период выплаты по безработице возрастает; условиями выплаты пособия являются наличие заявки на бирже труда, 12 месяцев страхового стажа за последние 3 года, из которых 10 недель должно приходиться на последний год; в создании фонда по безработице на равных участвуют трудящиеся и работодатели;

в Канаде — 60% заработка, но не свыше 318 канадских дол. в неделю; выплачивается в течение 25 недель с продлением до 50 недель; условие выплаты пособия — уплата страховых взносов в течение 20 недель в год;

в Италии — 800 лир в день плюс 160 лир на супруга и 220 лир на ребенка; продолжительность выплаты — 180 дней, а в условиях кризиса правительство продлевает выплату на 90 дней; условием выплаты является уплата взносов страховки в течение 52 недель за 2 года; фонд создается полностью за счет предпринимателей;

в Швеции — 91,7% среднего заработка, но не более 495 крон в день, для незастрахованных — 175 крон вдень; продолжительность выплаты — 300дней для застрахованных и 150 дней для незастрахованных. Фонд создается: 5% — за счет трудящихся, оставшаяся часть на 67% — за счет работодателей и 33% — за счет госбюджета; условие выплаты — 12 недель страховки, в том числе 5 месяцев за последний год;

в Финляндии — 45% заработка в размере до 7290 марок в месяц и 20% — сверх того; продолжительность выплаты — 500 дней в течение 4 лет; условие выплаты пособия — страховые взносы в течение 6 месяцев;

в Бельгии — 60% среднего заработка, 40% — для одиноких; продолжительность выплаты — без ограничений, но условием выплаты является необходимость отработать 600 дней в течение 3 лет;

в Дании — 90% среднего заработка, но не более 2124 крон в неделю; продолжительность выплаты — 3,5 года; условие выплаты — 26 недель работы в течение 3 лет.

В Швеции безработные получают одно из наиболее высоких в мире ежемесячных пособий по безработице: по данным 1985 г., оно составляет 993 марки ФРГ, тогда как в США — 969, в Швейцарии — 946 (налог на соци-[альные пособия в Швеции 30%, США — 11, Швейцарии — 10%), во Фран-:ции — 925, но более всего пособие в Японии — 1053 марки ФРГ.

Длительность пособия по безработице в Швеции также продолжительна, колеблется от 60 до 90 недель, тогда как в США максимальный срок 26—30 недель, в Швейцарии — 50, в Японии — 43 недели. Только в ФРГ и Франции максимальные сроки получения пособий по безработице больше — 104 и 160 недель соответственно.

Пособие по безработице получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие установленный стаж работы, вносившие в установленное время страховые взносы в фонд по безработице, который формируется в различных странах по-разному.

Помощь по безработице — второй вид социальных гарантий существования безработных. В одних странах эта помощь выплачивается в виде твердой ставки (во Франции — от 65 до 130 франков на человеко-день в зависимости от возраста безработного), в других странах она составляет, как и пособие по безработице, долю заработка (в ФРГ — 56—58%). В других странах, в частности в США и Японии, помощь по безработице, в отличие от пособий по безработице, отсутствует.

Приведенные данные социальных гарантий помощи безработным характерны для самых богатых стран рыночной экономики,

Россия по уровню жизни и экономического развития отнесена ООН к разряду бедных стран. Тем не менее социальные гарантии помощи безработным Россия законодательно устанавливает примерно на уровне средних мировых стандартов.

В законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в ред. ФЗ от 30.12.2005 г. № 199-ФЗ) детально определены социальные гарантии помощи безработным в России.

Согласно ст.27 Закона работникам, увольняемым из организации предоставляются следующие гарантии и компенсации:

1. Работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.

2. При отсутствии у ликвидируемой организации средств, предназначенных для расчетов с увольняемыми гражданами, выплата компенсаций производится в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

В следующей статье (ст 28) Закона установлены гарантии социальной поддержки безработных:

Государство гарантирует безработным:

выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.

Государство обеспечивает стипендией безработных, которые проходят процессуальную подготовку, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, а размер стипендий определен в ст. 29 Закона.

Порядок определения размеров пособия по безработице определен в статье 30 Закона РФ. Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 статьи 30 Закона о занятости, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 настоящего Закона); уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Все виды удержаний с пособий по безработице производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

В статье 31 Закона определены условия и сроки выплаты пособия по безработице. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 настоящего Закона); уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенных из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено данным Законом. Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется (ст. 33 Закона о занятости):

в первом (12-месячном) периоде выплаты:

в первые три месяца — в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

в следующие четыре месяца — в размере 60 процентов;

в дальнейшем — в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

во втором (12-месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

В то же время в Законе (ст. 34) определены размеры пособия по безработице отдельным категориям безработных граждан

Статья 35 определяет порядок прекращения, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера. Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости. Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона;

прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

переезда безработного в другую местность;

попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 Закона, либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

В то же время выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в определенных законам случаях.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

отпуска по беременности и родам;

выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия по безработице может быть также сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца.

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь (ст. 36 Закона о занятости).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК ФОРМА РЕГУЛИРОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

Рынок труда регулируется путем государственного воздействия и саморегулированием. Основными рычагами саморегулирования рынка труда являются цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.

Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы.

Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.

Административные меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и отдыха

Среди общих экономических мер государственного регулирования выделим помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление государственных заказов промышленности в период спадов, организацию общественных работ.

Профессиональная ориентация, система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

К экономическим мерам, регулирующим структуру предложения, относится организация переподготовки населения. Основной системой является организация переподготовки за счет фонда занятости, которая охватывает официально зарегистрированных безработных. Для финансирования системы переподготовки необходимо привлекать средства предприятий, причем не только взимая с них взносы в фонд занятости, но и обязывая их платить за обучение работников, которым грозит безработица. Чтобы эти расходы не ложились бременем на предприятия, необходим механизм льготного налогообложения для них.

Профессиональная переподготовка кадров является одним из важнейших и эффективных средств активной политики занятости, направленным на устранение и смягчение причин, порождающих безработицу, способствующим сохранению высокого уровня квалификации рабочей силы страны, повышению конкурентоспособности безработных, обеспечению их социальной защищенности.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

– гражданин не имеет профессии (специальности);

–   невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

– необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

– гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и не имеющие профессии (специальности).

Такие меры имеют в основном экономический характер и являются специализированными, так как направлены на облегчение трудоустройства работников, вынужденных сменить место жительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи выделим два блока проблем:

  • оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
  • совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  1. Конституция РФ: Принята на всенародном референдуме 12 дек. 1993 г.
  2. О занятости населения в Российской Федерации: ФЗ № 1032-1 от 19 апр. 1991 г. (в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 N 36-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 20.11.1999 N 195-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ,от 29.12.2001 N 188-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П) // Российская газета 25 апр. 1991 г.
  3. Балацкий Е. Россия: проблема безработицы в переходный период // Проблемы теории и практики управления. № 1 –2000. С. 4– 5.
  4. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения. М., 2005.– 368 с.
  5. Монусова Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная?// Вопросы экономики, 2001, № 9. С. 21 – 22.
  6. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. –М.: Изд-во МГУ, 2004.– 521 с.
  7. Экономика труда / Под ред. Г.Р. Погосяна и Л.И. Жукова М.: Экономика, 2001. – 567 с.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК ФОРМА РЕГУЛИРОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ

     

     

     

     

     


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
x