Строительство новой партийной системы в России

Оцените статью

082414 1444 1 Строительство новой партийной системы в России Однако, говоря о влиянии партий на реформы в России, следует особо обратить внимание на то, что основную лепту в построение новой партийно-политической системы внесли две организации — «Единство» и КПРФ. «Единство» за 2000-2003 года вкупе с союзниками по думскому центру пусть и с некоторыми сложностями, провело через нижнюю палату парламента все необходимые исполнительной власти законопроекты. КПРФ, в свою очередь, за все 90-е годы сделала все от нее зависящее, чтобы в Государственной Думе на первые роли вышли именно представители ненавистной коммунистам исполнительной власти. Именно нерешительность и соглашательство КПРФ привели к оттоку избирателей и усилению позиций проправительственных партий и объединений в Госдуме. Более того, КПРФ начала «сдавать» позиции и в регионах, что не могло не сказаться на состоянии дел внутри партии, выразившееся в многочисленных попытках раскола, создании всяческих оппозиций лидеру КПРФ Геннадию Зюганову, потере авторитета среди рядовых партийцев, и, в конечном итоге, ослаблению партии. Кроме того, процессы, происходящие в стане КПРФ, негативно отразились и на состоянии ее союзника — Народно-патриотического союза России, где КПРФ играла важную роль.

Тем не менее, партии отнюдь не возглавили процесс очередных российских реформ. Они, в конкретном случае центристы, явились лишь подобием кукол, которыми «управляют кукловоды»1 Поэтому их влияние на реформы распространилось лишь в той степени, в которой это было необходимо исполнительной власти. И никакой импровизации от них ждать не приходилось.

Собственно, политические партии сыграли в реформах немаловажную роль, однако и реформы сыграли огромную роль в жизнедеятельности партийно-политической системы России. Пожалуй, на этом стоит остановиться подробней.

Несмотря на то, что партии до сих пор не получили реальных рычагов воздействия на ситуацию в стране (допустим, формирование Правительства РФ победившей на выборах партией или коалицией партий, прошедших в нижнюю палату парламента), о состоянии дел партийно-политической системы страны можно судить именно по итогам выборов в Государственную Думу РФ. В данном случае, по итогам парламентских выборов 2 декабря 2007 года, проходившим по новой избирательной системе, то есть по той системе, которую в процессе реформ установили для себя сами политические партии.

Из 11 партий, допущенных к участию в выборах, 7% барьер преодолели лишь четыре — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

Новая Государственная Дума оказалась «птицей с двумя крыльями», причем, с явным перекосом в сторону центра. Теперь постараемся разобраться в последствиях выборов. Для анализа их итогов удобнее всего использовать критерии партийно-политической системы по вертикали: левые, центристы, правые. В конце концов, этот критерий наиболее отчетливо характеризует состояние дел в партийном хозяйстве России1.

В целом же, выборы в Государственную Думу показали, что положение на правом фланге партийно-политической системы России просто катастрофическое. И если неудачи ДПР и «Гражданской силы» можно объяснить отсутствием популярности, то СПС и РОДП «Яблоко» просто антипопулярны в стране. Поэтому отдельные успехи правых на региональных парламентских выборах и вызывают искренний интерес, поскольку победы от демократов давным-давно никто не ожидает.

Рейтинг «Единой России» сильно возрос после того, как Президент РФ Владимир Путин дал согласие стать первым номером федерального списка партии на думских выборах 2007 года. Особо стоит подчеркнуть, что Путин не стал членом партии, а лишь возглавил предвыборный список. Однако для полной и окончательной победы на выборах этого шага «Единой России» хватило сполна.

Тем не менее, у партии существуют ярко выраженные проблемы, свойственные всем «партиям власти». Партия «не является самостоятельным субъектом российской политики»2. После завершения внутрипартийных дискуссий о путях развития партии, «Единая Россия», по сути, окончательно превратилась в послушное орудие исполнительной власти. Более того, лидер партии Борис Грызлов на волне эйфории от бесконечных побед «Единой России» стал делать заявления, которые никак не связаны с демократическим развитием страны и гражданского общества. Как отмечала радиостанция «Эхо Москвы», «Лидер «Единой России» и спикер Госдумы Борис Грызлов. расширил свое понимание мест, где не может быть политической дискуссии и выступлений. Если раньше, едва став председателем нижней палаты, куда он пришел из МВД, он заявлял, что Дума не является политической дискуссионной площадкой, то теперь таковой не должна быть, по его мнению, и улица»1. Справедливости ради, стоит отметить, что эти заявления нисколько не пошатнули популярность «Единой России». На парламентских выборах партия не только уверенно преодолела 7% барьер, но и получила более 60% голосов избирателей2. Но у такой популярности есть и другая сторона медали.

«Партии власти» в России создавались четыре раза. С 1993 по 1995 года эту функцию выполнял «Выбор России», с 1996 по 1999 «Наш дом — Россия», с 2000 по 2003 «Единство», и с 2004 — «Единая Россия». Если внимательно взглянуть на эти партии, то приходится констатировать, что состав четырех «партий власти» из года в год не претерпевал каких-либо серьезных изменений. Все также в партиях состояли многочисленные чиновники, звезды эстрады, губернаторы и мэры (здесь даже можно обойтись без персонального перечисления). Во многом одни и те же люди постоянно перебегали из одной «партии власти» в другую. И случись что, «Единая Россия» также может остаться без поддержки и кадров, обеспечивающих сегодня жизнедеятельность организации.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
x