Информация о подготовленных инвестиционных проектах должна быть доступна для потенциальных инвесторов. Необходимо отметить, что для успешного продвижения проекта немаловажное значение имеет представление потенциального инвестора о регионе или месте реализации проекта, возможностях поддержки местной администрацией проекта вне зависимости от смены местных политических лидеров и их взглядов. Поэтому при выборе каналов продвижения инвестиционных проектов к реальным источникам финансирования необходимо помнить об основных критериях, которыми обычно руководствуется потенциальный инвестор при выборе места реализации проекта [30].
Конкретные каналы продвижения инвестиционных проектов необходимо выбирать, используя следующие основные технологии [31]:
а)прямая почтовая рассылка — достаточно известный и распространенный способ извещения потенциальных инвесторов о проектах.
Эффективность этого способа напрямую зависит от правильно 1 выбранной базы-данных потенциальных инвесторов и от привлекательности и качества представленного инвестиционного предложения.
б) использование средств массовой информации – важнейший способ информирования о проектах. В рамках данной технологии необходимо использовать прежде всего специализированные средства массовой информации, поскольку привлечение инвестиций осуществляется в конкретный проект определенной отрасли экономики — пищеперерабатывающей, горнодобывающей, медицинской и так далее. Существует множество отраслевых, торговых, технических и других специализированных средств массовой информации, через которые потенциальный инвестор может узнать об интересующем его проекте.
Таблица 6 — Критерии выбора места реализации инвестиционного проекта
Критерий Содержание
Позиция региональной администрации Мнения и решения главы администрации по отношению к инвестициям
Инвестиционные возможности Наличие приватизированных предприятий с ресурсами (здания оборудование, доступ к ресурсам, квалифицированные кадры товары с рыночным потенциалом)
Позиция руководства и собственника Четкое представление о возможном характере инвестиций Y желание работать с инвестором
Ресурсно-сырьевая база Наличие недостаточно или неэффективно используемых ресурсов (полезные ископаемые, древесина, сельскохозяйственные угодья и т.д.)
Взаимоотношения региональной администрации и Политическая стабильность и прогнозируемость таких взаимоотношений
Деловой климат Небольшие эксплуатационные расходы на ведение бизнеса (регистрационные и бюрократические процедуры, стоимость услуг инфраструктуры -аренда помещений, транспорт, связь, проживание), личная безопасность и отсутствие межнациональных конфликтов
Инфраструктура Транспорт, финансово-кредитные учреждения, торговые палаты и т.д.
Наряду с традиционными средствами массовой информации, таки ми, как газеты, журналы, радио и телевидение, следует особое внимание обратить на возможности международной компьютерной сети Internet, которую можно использовать не только как средство поиска необходимой информации о потенциальных инвесторах, но и как средство про движения проектов. Это размещение информации и рекламы о проектах на уже существующих и известных страницах (сайтах) и создание собственной с продвижением ее по сети.
в) участие в международных, региональных и отраслевых выставках, биржах с представлением на них специально подготовленных, красочно оформленных каталогов и буклетов. Например, участие в Международной бирже проектов по кооперации, экономическому развитию и инвестициям («BORITEC»), проводимой ежегодно в Италии;
д)привлечение соответствующих государственных, коммерческих и некоммерческих агентств, торгово-промышленных палат, профессиональных ассоциаций производителей, консалтинговых фирм и консультантов для поиска потенциальных инвесторов;
е)организация миссий потенциальных инвесторов на территории региона — для их организации необходимо привлечение отраслевых ассоциаций и торгово-промышленных палат;
ж)прямой маркетинг проектов — достаточно сложная технология, успех которой зависит не только от «прямого» попадания в целевую группу инвесторов по продвигаемому проекту, но и от способности найти личный контакт с потенциальным инвестором, к которому можно прийти, лишь «отполировав» многие ручки кабинетов.
Кроме того, при планировании привлечения иностранных инвестиций необходимо знать о специализации международных производственных и
финансовых рынков, чтобы правильно определить возможных инвесторов. Так, например, немецкие фирмы активно вкладывают капитал в машиностроение, химическое и фармацевтическое производство, финские — в лесозаготовку и деревообработку, итальянские — в отрасли легкой промышленности
Организуя работу по привлечению инвестиций в муниципальное образование, не следует «замыкаться» только в кругу своих специалистов. Внешние консультанты, имеющие значительный опыт и большое количество контактов с различными партнерами, в состоянии привлечь заинтересованных инвесторов в муниципальное образование, поскольку на первом этапе именно авторитет внешнего консультанта может служить гарантией для инвестора. Другими словами, следует использовать максимально широкий круг возможностей для привлечения инвесторов в муниципальное образование.
Муниципальное образование или предприятие, имеющее подготовленные инвестиционные проекты, может использовать следующие возможные каналы для привлечения реальных инвестиций: а) участие в открытых конкурсах Министерства экономики РФ по размещению централизованных бюджетных средств по статье «капитальные вложения»; при этом условия и порядок представления документов определяются требованиями Министерства экономики РФ; б) подготовка и проведение эмиссии ценных бумаг (муниципальные облигации или акции предприятий-эмитентов) в соответствии с требованиями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ; в) привлечение инвестиций через механизмы государственной поддержки (по линии Министерства науки и технологий РФ, Государственной Инвестиционной Корпорации, Российской Финансовой Корпорации и других); Государственной Инвестиционной Корпорации, Российской Финансовой Корпорации и других); д) участие в международных проектах инвестирования по линии Европейского банка реконструкции и развития, технического содействия по линии Европейского Сообщества, программы TACIS, проекты содействия реструктурированию предприятий Международного банка реконструкции и развития и другие; е) направление инвестиционных проектов или предложений в различные международные государственные или частные фонды, заинтересованные в инвестировании в конкретные отрасли или предприятия; таких фондов насчитывается на сегодняшний день свыше 10 тысяч.
При наличии подготовленных инвестиционных проектов имеет смысл привлечь квалифицированных консультантов, которые окажут содействие в выборе конкретных каналов инвестирования и подготовке документов в соответствии с требованиями инвестора. При этом главным вопросом окажется традиционная рыночная истина: «Кому это выгодно?» [32].