Стимулирование инвестиционной деятельности в Краснодарском крае осуществляется путем:
а)предоставления налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим инвестиционные проекты, одобренные исполнительным органом государственной власти края, а также установления для них льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации и Краснодарского края;
б) передачи субъектам инвестиционной деятельности объектов недвижимости, являющихся краевой собственностью, на льготных условиях;
в) участия органов государственной власти края в разработке приоритетных инвестиционных проектов, имеющих важное экономическое и социальное значение, их государственной экспертизе и реализации;
д) создания различных видов локальных зон экономического благоприятствования;
е) предоставления исполнительным органом государственной власти Краснодарского края на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам;
ж) предоставления исполнительным органом государственной власти Краснодарского края на конкурсной основе инвесторам инвестиционных кредитов из краевого бюджета;
и) выпуска облигационных займов для финансирования приоритетных инвестиционных проектов;
к) поддержки ходатайств и обращений инвесторов в федеральные органы власти, кредитные учреждения о применении в отношении инвесторов режима наибольшего благоприятствования
л) субсидирования на конкурсной основе за счет средств краевого бюджета части процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями в кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов;
м) сопровождения инвестиционных проектов.
По приоритетным направлениям развития отраслей хозяйственного комплекса Краснодарского края инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности законодательным органом государственной власти Краснодарского края могут предоставляться дополнительно другие льготы.
Таким образом, законодательная база для привлечения инвестиций достаточно неплоха, но явно недостаточна для муниципальных образований в частности. Администрация каждого муниципального образования должна создавать максимально благоприятные условия, способствующие активному притоку инвестиционных ресурсов в экономику.
При рассмотрении инвестиционных проектов администрацией г.Горячий Ключ используются схемы согласования инвестиционных проектов в г.Горячий Ключ (приложения В, Д, Е ), схема работы центров содействия развитию предпринимательства на территории муниципальных образований Краснодарского края (приложение Ж) и схема — путеводитель соискателя инвестиций в Краснодарском крае (приложение И).
Анализ инвестиционной деятельности администрации г.Горячий Ключ показал:
Поддержка инвестиций в г.Горячий Ключ осуществляется местной администрацией на основе следующих механизмов:
— предоставление бюджетных гарантий;
— страхование инвестиций;
— урегулирование инвестиционных споров;
— административная и консультационная поддержка.
Сбор информации об инвестиционных проектах организаций города, а также ведение базы данных потенциальных инвесторов, ее обработку, пополнение и хранение на территории г.Горячий Ключ не осуществляется. В связи с этим предлагаем создать специальное муниципальное унитарное предприятие при содействии структурных подразделений администрации города, которое бы занималось данными вопросами.
проектов, подготовка квалифицированных кадров для работы с инвесторами.
На сегодняшний день администрацией города разработана целевая программа «Развитие санаторно-курортного комплекса и туризма в городе Горячий Ключ».
Муниципальные образования Российской федерации, в частности г.Горячий Ключ, имеют возможность, используя свой административный ресурс, оказывать поддержку предприятиям и организациям в привлечении инвестиций. Ниже приводятся основные направления возможной поддержки [34]:
а) привлечение финансовых вложений из федерального и регионального бюджетов посредством лоббирования участия МО в федеральных программах с использованием государственного инвестирования и в международных программах с участием федеральных властей;
б) муниципальные внешние заимствования (выпуск муниципальных
облигаций, займов и других ценных бумаг) обеспеченные имуществом,
находящимся в собственности муниципального образования, позволяют
привлекать кредитные ресурсы для финансирования краткосрочных проектов
муниципального образования. Использование внешних заимствований
требует обеспечения прозрачности бюджета и мер по формированию доверия
к займам и облигациям муниципального образования.
Анализ нормативно-творческой работы администрации г.Горячий Ключ свидетельствует:
Механизм согласования интересов города и инвестора достаточно сложен, не всегда понятен и прозрачен, и самое главное не позволяет
инвесторам уже на старте определить результаты своей деятельности. В этих условиях инвестор не спешит вкладывать капитал. В этом можно убедиться, рассмотрев показатели инвестиционной деятельности по городу за период 2003 – 2007 годы (приложение К).
Поэтому действующая нормативно-правовая база нуждается в совершенствовании.
На сегодняшний день, как уже было сказано, администрацией города разработана целевая программа «Развитие санаторно-курортного комплекса и туризма в городе Горячий Ключ». На наш взгляд, это только первый шаг, который был сделан для привлечения инвестиций в город, и этого явно не достаточно. Практически вся деятельность по привлечению инвестиций осуществляется только на основании регионального и федерального законодательства. Не издано ни одного нормативно-правового акта, регулирующего инвестиционную деятельность в городе. Предоставление льгот для инвесторов решается в индивидуальном порядке.
Среди информации, которую чаще всего запрашивают инвесторы, находятся:
а) общие макроэкономические сведения (экономическая структура и мощности, занятость населения, инфляция, банковские процентные ставки, обменные курсы валют, и прочее);
б) близость к рынкам и их характер (демография, уровень доходов населения, и прочее);
в) местные конкуренты;
д) степень законодательного регулирования экономической деятельности в соответствующем секторе экономики;
е) наличие, качество и стоимость рабочей силы;
ж наличие, качество и стоимость сырья и комплектующих, наличие и
стоимость места для предприятия;
и) стоимость и качество транспортной и коммуникационной инфраструктур;
к) наличие поддерживающих инвестиции программ;
л) уровень налогообложения;
м) соответствующие законодательные требования;
н) сведения о таможне и таможенных процедурах;
о) сведения о местной социально-культурной среде.
п) обеспечение максимальной эффективности инвестирования бюджетных средств, приоритетность, прозрачность, тщательная оценка объектов поддержки.
Исходя из вышесказанного, необходимо не только получение этих данных, но и создание информационной инфраструктуры, формирующей у иностранных инвесторов представление об уровне развития бизнес — процессов и менеджмента на территории МО, что обеспечит прозрачность действий ОМСУ, позволит инвестору легко и быстро получить интересующую информацию и наладить обратную связь.
Также необходимо использование следующих возможностей для привлечения инвестиций в муниципальное образование:
а) связанных кредитных линий как инструмента создания и развития быстроокупаемых проектов в городе;
б) проектного финансирования, которое представляет собой привлечение средств инвестора на развитие определенного объекта;
в) компьютерных технологий в инвестиционных и инновационных проектах.
д) объединенных кредитных ресурсов финансовых учреждений (СФУМК) в тех случаях, когда городу необходимы долгосрочные кредиты.
Целесообразно привлекать средства международных донорских организаций. Среди основных видов деятельности, которые могут претендовать на получение гранта из национальных и донорских организаций, можно назвать: развитие бизнеса и экономическое развитие, укрепление гражданского общества, образование, здравоохранение, СМИ, социальная защита, трудоустройство и профессиональное обучение, наука, искусство и культура, экология. В приложении М приведен список из 6 крупных международных донорских организаций с краткими характеристиками и информацией об объемах предоставляемых грантов. Этот список, безусловно, не является полным.
Также, городские власти могут привлекать средства отечественных и зарубежных инвесторов через залоговое кредитование, использование финансового и фондового рынков, займы, финансовый лизинг, вексельные кредиты с выходом, в том числе и на зарубежные финансовые рынки, другие инструменты.
Управление инвестиционными проектами не означает обязательного вмешательства органов исполнительной власти МО в инвестиционный процесс, а в идеале предполагает передачу этих функций специализированным управляющим кампаниям.