Декрет президента должен был в течение пяти дней быть представлен на одобрение в Национальный Конгресс. Но, если необходимо было обеспечить выполнение федерального закона или судебного решения и было достаточно приостановить действие спорных актов, принятых органами штата, и штат соглашался с действиями президента, не было необходимости в одобрении со стороны Национального Конгресса. Если Конгресс не находился на сессии, он должен был быть созван на чрезвычайную сессию в течение пяти дней для решения вопроса о декрете президента о федеральной интервенции. В реформированную Конституцию 1969 года были включены положения о том, что федеральная интервенция, осуществляемая президентом в общенациональных интересах, не может быть подвергнута ограничениям, устанавливаемым конституцией. Это дополнение касалось интервенторов, назначаемых президентом и в этом качестве осуществляющих полномочия и обязанности губернаторов штатов, установленные законом.
Конституции 1946, 1967 и 1969 годов регулировали федеральную интервенцию с различными вариациями и модификациями, но суть оставалась прежней — предусматривалась значительная концентрация власти в руках федерального центра и усиление централизации государственного управления. Наиболее конкретно и развернуто институт федеральной интервенции был зафиксирован в ныне действующей конституции Бразилии 1988 года. Это одна из самых демократических конституций за всю историю государственного развития Бразилии. Принятая Учредительным собранием в конце 80-х годов XX века эта конституция закрепила новую расстановку политических сил в стране, которая отражала общую тенденцию демократизации политических систем большинства стран данного континента. В качестве основной цели государственного развития Конституция 1988 года называет построение демократического, социального и правового государства. Это стремление бразильских законодателей нашло свое отражение почти во всех разделах конституции, тем более, что за образец новой конституции были взяты демократические конституции Португалии 1976 года, Испании 1978 года, Основной Закон ФРГ 1949 года, которые оказали определенное влияние на структуру, формулировки и содержание целого ряда статей конституции Бразилии 1988 года.
Конституция 1988 года носит ярко выраженный социальный и демократический характер. Специальные главы и части посвящены экономическому и социальному порядку в стране, городской и аграрной политике, здравоохранению, спорту, науке и т.д. Много статей посвящено регулированию различных сторон общественной жизни, правовому статусу личности, довольно широким гарантиям прав и свобод человека и гражданина.
В вопросах внешнеполитического характера конституция исходит из общепризнанных принципов международного права (независимость, равенство, невмешательство во внутренние дела и др.), а также неприятие терроризма и расизма, предоставление политического убежища и т.п.
Конституция закрепила особо жесткий характер ее изменения. С инициативой внесения поправок могут выступать 1/3 членов палаты депутатов или сената, президент республики, более половины законодательных ассамблей федерации, причем в каждой из них за это должно проголосовать не менее половины депутатов. Поправка к конституции должна быть одобрена в двух чтениях в каждой из палат Национального конгресса, при этом в обоих случаях для вступления в силу она должна собрать 3/5 голосов членов каждой из палат (Сената и Палаты представителей). Кроме того, существуют ограничения по пересмотру конституции в связи с рядом обстоятельств: нельзя вносить в конституцию поправки во время действия состояния федеральной интервенции, состояния национальной защиты и осадного положения. Конституцией установлено, что поправки не должны быть нацелены на отмену федеративной формы государственного устройства, основных принципов избирательного права (всеобщие периодические прямые выборы при тайном голосовании), принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, изменение объема личных прав и их гарантий.
Конституция подтвердила федеративную форму государственного устройства Бразилии. В соответствии со статьей 18 действующей конституции политико-административная организация Федеративной республики Бразилии включает Союз, штаты, федеральный округ и муниципии, которые в рамках конституции обладают автономией. В территориальном отношении страна разделена на штаты и федеральный округ, которые являются субъектами федерации. Штаты имеют право объединяться с другими штатами, делиться на более мелкие, т.е. образовывать новые штаты или присоединяться к другим на основе плебисцита, проводимого среди населения заинтересованного штата и посредством принятия специального закона Национальным конгрессом страны.
Разделение компетенции между центром и субъектами федерации осуществлено на принципах европейского «кооперативного» федерализма. Нормы Конституции 1988 года закрепляют четыре вида компетенции: общесоюзную, совместную, конкурирующую и остаточную. За штатами остается компетенция, осуществление которой им не запрещено действующей конституцией. Союзная компетенция включает предметы ведения, по которым только Союз может законодательствовать. Кроме того, конституция устанавливает совместную сферу компетенции Союза, штатов, федерального округа и муниципий. При этом при осуществлении совместной компетенции на основе принципов «кооперативного» федерализма должно обеспечиваться сотрудничество между субъектами федерации и муниципиями, что приведет к сбалансированному развитию составных частей федерации и благосостоянию на общенациональном уровне.
Исключительная компетенция штатов носит остаточный характер и является достаточно ограниченной, носящей чисто местный, локальный характер.
Конституция Бразилии 1988 года детально регулирует основания для федеральной интервенции в дела штатов и интервенции штатов в дела муниципий, которых насчитывается около 5 тысяч и которые обладают значительным объемом автономии и имеют право самостоятельного управления во всех областях, непосредственно затрагивающих их интересы. Право на осуществление федеральной интервенции конституция предоставляет Союзу, который может вводить осадное или военное положение и осуществлять федеральную интервенцию.
Статьи 34 и 35 главы VI конституции Бразилии перечисляют основания для реализации федеральной интервенции в дела штатов и вмешательства штата в дела муниципий1. Эти конституционные основания носят достаточно широкий и не всегда конкретный характер, и представлены в форме исключения, поскольку общей нормой является все же невмешательство Союза в дела штатов или федерального округа. Такими основаниями являются: необходимость поддержания национальной целостности; отражение иностранного вторжения или вторжения одного штата в другой; прекращение серьезного нарушения общественного порядка; гарантирование деятельности любой из ветвей власти штата; реорганизация финансов штата в случае приостановки им в течение более чем двух лет выплат по долгам, за исключением возникновения форс-мажорных обстоятельств или в случае прекращения перевода муниципиям доходов от налогов в установленные законом сроки и в соответствии с нормами федеральной конституции; обеспечение исполнения федерального закона, судебного приказа или судебного решения; обеспечение соблюдения таких конституционных принципов, как республиканская форма правления, представительная система и демократический режим, права человека, муниципальная автономия, отчетность правительства.
Статья 35 Конституции Бразилии, регулирующая вопросы интервенции в дела муниципий, декларирует, что штат не может вмешиваться в дела муниципий, расположенных на его территории, также как Союз не может вмешиваться в дела муниципий, расположенных в федеральных территориях. Вмешательство (интервенция) рассматривается как исключение, а не правило, и может быть осуществлено по таким основаниям, как: невыплата долга штату в течение двух лет, за исключением возникновения форс-мажорных обстоятельств; не представление предусмотренной законом отчетности; не ассигнование минимально необходимых сумм из муниципальных доходов на организацию и развитие школьного образования; по требованию Аппеляционного суда с ходатайством о необходимости соблюдения принципов, закрепляемых конституцией штата, или об обеспечении действия закона, судебного приказа или судебного решения.
Конституция Бразилии устанавливает процедурные правила, связанные с принятием решения о федеральной интервенции. Например, для обеспечения нормального функционирования различных ветвей власти в штате решение может быть принято по просьбе законодательной или исполнительной власти штата или по требованию федерального верховного трибунала, если принуждение необходимо осуществить в отношении судебной власти штата.
В случае невыполнения судебного решения или приказа решение о федеральной интервенции принимается по требованию федерального верховного трибунала, Высшего трибунала правосудия или Высшего избирательного трибунала. Для обеспечения соблюдения конституционных принципов необходимо представление Генерального прокурора республики и решение федерального Верховного трибунала, а в случае невыполнения федерального закона — представление Генерального прокурора и решение Высшего трибунала правосудия.
Декрет президента о федеральной интервенции должен быть передан на утверждение Национального конгресса страны или Законодательной Ассамблеи штата в течение 24 часов. Если эти законодательные органы не заседают, то они должны быть созваны на чрезвычайную сессию в течение 24 часов. В случае необходимости исполнения федерального закона, судебного приказа или решения, а также принуждения к соблюдению конституционных принципов, декретом президента может быть приостановлено исполнение спорного акта, если этого будет достаточно для решения конфликта. В этом случае специального решения Национального конгресса или законодательного собрания не требуется.