Многопартийность — существенная характеристика демократического правового государства. У каждой страны свой путь к демократии, парламентаризму и многопартийности. В России же в силу ее особенностей исторического развития, процесс становления политических партий имел свои отличительные особенности.
В настоящее время вопрос о периодизации развития правового института политических партий в России не имеет однозначного решения. Нечеткая периодизация исторических этапов развития политических партий во многом определяется тем, что универсальные общепринятые критерии выделения этапов отсутствуют. Поэтому за исходную точку отсчета российской многопартийности обычно берется 1993 год — год первых многопартийных выборов. Так, Б.И. Макаренко выделяет два этапа развития партийной системы: от появления первых конкурентных выборов до принятия Конституции России (1989-1993 годы) и от принятия Конституции до принятия Федерального закона «О политических партиях» (1993-2001 годы)1.
Попытаемся условно классифицировать исторические этапы развития в России многопаргийной системы на четыре временных отрезка, на каждом из которых процесс правовой и политической институционализации политических партий осуществлялся с разной интенсивностью и подходами. Это:
1) зарождение правовых основ организации и деятельности политических партий России в 1906 – 1922 годах;
2) становление института политических партий России в 1989-1993 годах;
3)развитие многопартийной системы России и эволюция законодательства о политических партиях в 1994 – 2001 годах;
3) принятие Федеральною закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 и обновление партийной системы па новой законодательной основе.
Как известно, российская партийная система в своем развитии фактически миновала исторический этап либеральной демократии, имевший место в большинстве постфеодальных европейских государств. Поэтому корни российской многопартийности следует искать не в парламентских институтах, которые в политической системе абсолютной монархии XVIII — XIX веков отсутствовали, а в духовно-идеологической сфере. В этой связи особую роль выполняли редакции журналов, вестников, иных периодических изданий, традиционно формировавших общественное мнение высшего образованного слоя. Что касается попыток формирования организаций, ставящих перед собой политические цели, то последние могли существовать лишь в качестве нелегальных внесистемных организаций (тайных обществ), сам факт создания которых уже означал вызов государственному строю. В связи с этим в России процесс организационного оформления политических партий начался значительно позже — на рубеже XIX-XX веков.
К середине 20-х годов в основном сложилась единая партийно-советская система управления, стержнем которой являлись партийные комитеты компартии, образуемые по территориально-производственному принципу. Принятые в 1930 и 1932 годах совместными постановлениями ЦИК и СНК РСФСР Положения о добровольных обществах и союзах (объединениях, клубах, ассоциациях, федерациях) официально закрепили систему административно-партийного контроля за общественными объединениями. Советы же, номинально совмещавшие исполнительные, контрольные и распорядительные функции, на деле являлись проводниками решений, принимаемых партийными органами. Сложившаяся система правового регулирования, создания и деятельности общественных объединений в целом сохранялась до начала 90-х годов.
Фактически из политической организации, объединяющей граждан на основе приверженности коммунистическим идеалам и ценностям, КПСС превратилась в монопольную «партию власти» с многослойной внутренней иерархией — «на внешнюю партию», объединяющую в своих рядах огромную массу рядовых членов, и «внутреннюю партию» фактически определяющую стратегию развития КПСС и страны в целом.
Переход от однопартийной системы к системе, основанной на принципе состязательности различных политических сил, был задан процессами общественных преобразований, осуществлявшихся в России, а также в странах так называемого «социалистического лагеря». Становление российской многопартийности, как известно, осуществлялась довольно бурно.
В марте 1991 г. Министерство юстиции РСФСР зарегистрировало уставь. Демократической и Республиканской партий России, а в апреле — уставы КПСС и Либерально-демократической партии СССР. К июню 1993 г. в России было уже 35 всероссийских партий, уставы которых зарегистрированы, и примерно столько же незарегистрированных партий.
В целом, советский период следует охарактеризовать как период слияния органов государственной и партийной власти. Хотя советская Конституция и позволяла существовать в обществе многопартийности, с руководящей ролью одной партии – Коммунистической партией Советского Союза, на практике – все хозяйственные и законодательные вопросы решались с обязательным участием руководящих органов партийной власти. На этой же основе формировались и исполнительные и публичные органы власти всех уровней.