ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ

Оцените статью

040115 1230 1 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИВпервые термин «социология» был введен французским социологом Контом в середине XIXв. и означал «обществоведение». На протяжении века предмет социологии менялся. С одной стороны он уточнялся, что выражалось в отделении социологии от философии. А с другой стороны увеличивалось число концепций, каждая из которых рассматривала под своим углом социальные отношения.

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

Термин социологии, введенный основоположником новой науки О. Контом, сконструирован из слов двух разных языков: латинского— socium, societas (общество) и греческого — logos (изучение). Он отражает основной замысел Конта: социология — это изучение общества. Как видим, термин «социология» состоит из двух корней и он переводится «как наука об обществе». 1

Однако такого определения явно недостаточно, поскольку изучением общества занимаются и другие науки, например: история, экономика и т. п. Более того, общество в разных его аспектах изучалось задолго до появления этого названия, достаточно вспомнить мыслителей Древней Греции, Древнего Рима, непосредственных предшественников О. Конта — философов эпохи Просвещения и др.

Для понимания сути науки важно точно определить ее предмет. На протяжении полутора веков существовало и существует много различных определений социологии, и все они зависят от того, что именно выдвигалось в качестве предмета социологии на том или ином этапе общественного развития.

Главное же отличие социологии от предшествующих учений об обществе хорошо показано в одном из современных определений: «Социология — это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа» (Н. Смелзер).2

Именно научность, получение нового знания при помощи особым способом сконструированных методов и методик, обеспечивающих достоверность результатов, является основой современной социологии.

Итак, научное знание в целом — это знание достоверное. Однако достоверность, особенно в общественных науках, — вещь чрезвычайно тонкая, предъявляющая к исследователю особые требования.

Расцвет естественных наук в XVII – XVIII вв. в значительной мере был обеспечен выработкой определенных принципов, которым должны были соответствовать процесс и результаты научных исследований.

В первую очередь, это возможность эмпирической проверки (от греч. emperia — опыт). Знание должно быть основано на наблюдении и опыте, результаты исследования должны поддаваться измерению и количественному выражению. Однако эти результаты могут быть признаны достоверными, только если какой-либо другой опыт (опыты), проведенный по аналогичной методике, давал такие же результаты. Это требование получило название «воспроизводимость».1

И последний принцип научного исследования — каузальность (от лат. causa — причина). Научное знание должно выявлять и объяснять причины возникновения того или иного изучаемого явления.

Совокупность перечисленных принципов получила название естественнонаучной, впоследствии названной «позитивистской», парадигмы научного познания, принципы которой О. Конт заложил в концепцию новой науки.

Термин «парадигма» (от греч. paragdima — пример, образец) применительно к науке вообще — это совокупность наиболее общих принципов восприятия и осмысления мира, методов получения информации о нем. В социологии это слово часто употребляется также для обозначения самостоятельных отдельных школ и течений, разрабатывающих собственные теории и методы получения информации, например: парадигма структурного функционализма. В повседневном обиходе это слово может использоваться для характеристики особенностей мышления (познания) от дельного человека.

Для социологии, как и для всех социальных наук, важную роль играет также соблюдение принципа историчности, т. е. требование обязательного учета более широкого контекста особенностей временного периода, к которому относится изучаемое событие.

Так, в частности, для социолога, в отличие от историка, на первый взгляд, не должно иметь особого значения знание страны, в которой жил и работал тот или иной ученый, дат его рождения и смерти, года опубликования той или иной работы и др.

Однако подобные данные, в сопоставлении с конкретно-историческими условиями того времени, страны, позволяют лучше понять возможные предпосылки выдвижения именно тех проблем в центр научного анализа, появления именно таких путей их решения, которые связаны в истории социологии с именем исследователя.

Более того, зачастую для выявления факторов, предопределивших выбор тем или иным социологом проблем для изучения и подходов к их решению, важными являются особенности его жизненного пути: образование, род занятий, личные особенности и пр. Хорошим примером здесь может служить научная деятельность П. Сорокина. Он был непосредственным участником Февральской революции, свидетелем Октябрьской революции 1917 г. Впоследствии им была разработана концепция социологии революций и опубликована книга с таким названием (1925). 1

Сама социология как современная наука возникла не ранее, чем в евроатлантической цивилизации начались радикальные перемены во всех сферах общественной жизни; экономике, науке, обществе (этот период сейчас принято называть началом эпохи модернизации, или модерна). Известный французский социолог А. Турен отмечал, что социологию часто определяли именно как критический анализ модерна.

Иногда начало этой эпохи связывают с индустриализацией, однако индустриализация является лишь одним из аспектов модернизации как более широкого процесса. Общества наиболее быстро развивавшихся в то время стран столкнулись с необходимостью получения возможно более точного научного знания о самом обществе, принципах его построения, путях и направлениях дальнейшего развития и пр. Именно в этих странах (Франция, Великобритания, Германия) и возникла социология.

«Cоциальная» проблема – это проблема, которая осознается обществом как значимая для его существования, без решения которой затруднено или невозможно дальнейшее развитие.

Осознание обществом той или иной проблемы происходит следующим образом

Первым этапом является формулирование некоего феномена как социальной проблемы наиболее продвинутыми представителями общества. Далеко не всегда это осуществляется социологами, но почти всегда — людьми, обладающими социологическим подходом, под которым понимается способность увидеть общее в частном. Затем следуют проявление общественного интереса, выработка общественного мнения по отношению к выдвинутой проблеме и поиск решения, как правило, с помощью науки.

Предметом широкого обсуждения в европейских государствах ХVIII – ХIХ вв. стали базовые социальные проблемы общественного переустройства, поиск решения которых и предопределил появление новой науки — социологии.

Впоследствии многообразие, возраставшая и возрастающая сложность и изменчивость явлений и процессов социального мира выдвигали перед исследователями все новые задачи, которые не удавалось разрешить в рамках одной парадигмы. В социологии XX в..получили развитие новые парадигмы, например парадигма качественного изучения, снимающая, в частности, требование количественного измерения результатов.

На протяжении всего XX в. продолжалась бурная полемика между различными течениями, претендующими на истинную «научность». Лишь к концу века большинство представителей мирового социологического сообщества пришли к единому мнению — содержательная научная дискуссия возможна лишь в рамках одной парадигмы, полемика в понятиях разных парадигм — бессмысленна.

Поскольку социология, таким образом, была фактически признана полипарадигмальной наукой, в тексте ответов часто приводятся точки зрения представителей основных социологических течений.

К настоящему времени принято, в качестве наиболее крупных, выделять три парадигмы современной социологической теории: структурно-функциональную, социального конфликта и символического интеракционизма.

Существует и другой подход, который выделяет парадигмы по основному объекту исследования: социальной структуре, социальным фактам, социальному действию, поведению и т. п.

Любая научная дисциплина имеет свой объект и предмет исследования. Более того, именно точное определение собственного предмета исследования дает основания для появления новой науки. Так, например, социология выделилась как самостоятельная наука лишь после определения О. Контом предмета ее изучения.

Под объектом науки понимается феномен или круг явлений, который она изучает. Чем шире круг этих явлений, тем более общий характер она имеет. Так, биология исследует все, что относится к процессам живой природы. Поскольку их многообразие огромно, биологию часто определяют как «совокупность наук о живой природе».

На объект изучения социологии прямо указывает ее название, составленное из слов двух разных языков: латинского — socium, societas (общество) и греческого — logos (изучение). Следовательно, объектом изучения социологии, как и других общественных, социальных наук, является человеческого общество. Как известно, общество изучается многими научными дисциплинами, например: историей, экономикой, политологией и др., но каждая выделяет для себя какой-либо специфический срез, аспект исследуемого объекта, который и называется предметом данной науки. 1

Так, история занимается конкретными событиями, локализованными в пространстве и времени, т. е, каждое историческое событие имеет определенное место, дату и конкретных участников, вплоть до указания имен, фамилий, прозвищ. Социология же, в отличие от истории, имеет дело с типичными чертами, общими для явлений и процессов, происходивших или происходящих в разное время и (или) в разных местах.

На самом деле вопрос о предмете социологии достаточно сложен. Трудно дать определение, с которым были бы согласны все представители этой научной дисциплины. Отчасти это связано с молодостью самой науки, отчасти — с существенной эволюцией ее предмета на разных этапах познания. Теоретическое социологическое изучение общества затруднено также вследствие быстрых изменений в общественной жизни на протяжении последних 150 лет. Происходившие изменения форм общественного устройства, социальных институтов и социальных (общественных) потребностей существенно повлияли на направления исследований, что вызывает необходимость периодического уточнения предмета науки. Дискуссии на эту тему продолжаются до сих пор. ,

В значительной степени ситуация осложняется тем, что среди самих социологов нет единого мнения, является ли социология отдельной, самостоятельной научной дисциплиной.

Если для О. Конта и Э. Дюркгейма в этом не было никакого сомнения, О, Конт даже считал ее высшей из всех наук, то впоследствии появились другие мнения. В частности:

– социология — не отдельная наука, а дисциплина, интегрирующая данные других наук, таких как экономика, психология, статистика и пр., поскольку «социальное» не является автономным понятием, а образуется на пересечении характеристик экономических, географических, психологических и др.;

– социология представляет собой не отдельную науку, а лишь специфический подход («социологический подход», «социологическое воображение»), рассматривающий отдельные факты или явления в максимально широком социальном контексте (принцип «общее в частном»), которым пользуются и представители других наук.

Оригинальное мнение приводится в английском словаре по социологии, изданном в 1988 г.; поскольку социология не имеет определенного объекта анализа, собственной методологии и научной системы анализа, она должна рассматриваться не как отдельная наука, а скорее как идеология, соответствующая конкретной стадии развития капитализма.

Конечно, отсутствие единой социологической теории и методологии, равно пригодной для изучения на всех уровнях социологического анализа, от личностей до цивилизации в целом, осложняет ситуацию. Отношения социологии с идеологией и политикой также весьма непросты, особенно это заметно в социологических исследованиях общественного мнения. Хотя, как упоминалось выше, вопрос о предмете социологии остается не до конца решенным, можно говорить о его несомненном наличии и автономности социологии как научной дисциплины.

Так, для родоначальника социологии О. Конта предметом социологии являлись универсальные законы развития и функционирования общества, поскольку перед французским и в целом — европейским обществом в то время остро стояла проблема выбора форм общественного устройства. В другие времена и в других условиях более актуальными являлись другие проблемы. Поиск обобщающего определения предмета социологии не закончен.

Например, в 1999 г. на 34 Конгрессе Международного Института Социологии (МИС) — старейшей международной социологической организации, возникшей на базе Сорбонны в 1893 г., было предложено считать им «социальный порядок».

Предметом науки называются «взаимодействия между входящими в состав общества людьми», что оставляет за пределами рассмотрения взаимодействия между обществами, цивилизационный уровень социологического анализа и пр.

Предметом социологии являются социальные связи, общественные отношения. 1

Более широкое содержание имеет выдвижение в этом качестве «совокупности социальных отношений», однако здесь необходимы уточнения. «Отношения» в данном контексте понимаются в широком смысле, как включающие в себя:

– отношения как соотношение чего-то с чем-то. Так, незнакомые люди или группы людей, находящиеся в разных местах, занимающие разные позиции в обществе, тем не менее, могут быть соотнесены между собой по сходству или различию позиций и, значит, находятся в каком-то отношении друг к другу;

– отношение как связь, когда между людьми, группами людей или обществами существует одно- или двусторонний обмен, хотя бы информацией;

– отношение как взаимодействие, когда между сторонами наличествует какая-либо координация действий или даже односторонний учет действий другой стороны с коррекцией собственных. В таком понимании контовские «законы» можно рассматривать тоже как «отношения», складывающиеся в обществе, и поэтому определение О. Конта не противоречит последнему.

Еще сложнее ситуация со словом «социальное». В русском языке оно используется в различных значениях. Первоначально «социальное» означало «общественное», но впоследствии приобрело дополнительные смыслы, в частности, каритативный — «социальное обеспечение», «социальная поддержка». В последнее время в российском политическом лексиконе широко используется словосочетание «затраты на социальную сферу» для определения той части расходов общества, которая направляется на удовлетворение потребностей населения в здравоохранении, образовании и пр.

В советской социологической литературе под «социальными» («общественными») отношениями в широком смысле понимались все отношения людей в обществе. В узком — отношения между группами людей, занимающими различное положение в обществе.

Согласно концепции М. Вебера, не всякое действие социально — оно становится социальным, только поскольку содержит ориентацию на ожидания других людей. Следовательно, можно определить, что «социальными», в узком смысле слова, отношения становятся также лишь при их ориентации на других. А эта ориентация в явном или опосредованном виде закладывается обществом в виде норм, ценностей, обязанностей социализированных индивидов. При этом социальные отношения могут существовать и без непосредственного взаимодействия людей, через институционализированные учреждения более широких общностей.

В то же время, подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма объединяют то, что они, как и подавляющие число других социологов, считают поведение человека в обществе обусловленным связями, которые он имеет с окружающими его людьми и предметами, его предыдущим опытом общения, образованием, воспитанием, местом в общественной жизни, общественных институтах и т.д.

Таким образом, можно говорить о том, что социальные отношения – это отношения между людьми, нормированные обществом. Именно такие отношения и являются предметом социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СОЦИОЛОГИЯ И ДРУГИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

 

Общество является объектом изучения целого ряда научных дисциплин, поэтому важно уточнить, каким образом соотносятся и чем отличаются предметные области социологии, истории, политологии, экономической науки. При этом мы будем исходить из наиболее общего современного определения предмета социологии — изучение социальных отношений (включающих разного рода взаимодействия как особый вид отношений).

Итак, история, в первую очередь, интересуется фиксацией, описанием и интерпретацией конкретных событий и фактов, имевших место в прошлом и настоящем человечества. Отражаемые историей факты реальной жизни всегда конкретны и неповторимы. Не в том смысле, что, скажем, войны не повторяются, а в том, что никогда не было двух одинаковых войн. Каждая война отличается от другой — участниками, временем, местом, течением военных действий и последствиями. 1

По замечанию Макса Вебера, историк имеет дело с событиями, локализованными в пространстве и времени, т. е. каждое историческое событие имеет определенное место, дату и конкретных участников, вплоть до указания имен, фамилий, прозвищ отдельных заметных личностей.

Те же самые исторические события могут служить предметом изучения и для социологов. Но их привлекают общие характеристики, типичные для войн вообще или для войн определенных эпох и т. п. В изучении общественного мнения (отражающего, кстати, те самые «социальные отношения») для социолога важными являются такие характеристики респондента, которые позволяют отнести его к определенной группе, определенному типу.

Теоретической основой, фундаментом социологии является философия, в рамках которой социологическая проблематика решалась в течение 2,5 тыс. лет, пока в XIX в. не стала самостоятельной наукой. Именно их философии черпает социология парадигмы, концепции, подходы, отдельные идеи, мтеоды и терминологии. Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать история, этика, правовая наука. Наиболее близкими к социологии науками и по возрасту, и по историческому развитию, и по отношению к философии как к прарородительнице можно считать психологию и политологию. Очень тесные связи социология имеет с такими науками, как экономика, этнография, антропология. Менее тесные, хотя и не менее значимые для своего развития связи у социологии с физиологией, математикой, статистикой, географией и другими науками (рис. 1). 1

040115 1230 2 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ040115 1230 3 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ040115 1230 4 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ

040115 1230 5 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ040115 1230 6 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ040115 1230 7 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ

 

 

040115 1230 8 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ040115 1230 9 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ040115 1230 10 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ040115 1230 11 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ040115 1230 12 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ

040115 1230 13 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ040115 1230 14 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ040115 1230 15 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ

 

040115 1230 16 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ040115 1230 17 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ040115 1230 18 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ

 

 

Рисунок 1 – Место социологии в системе наук

 

Сферой научных интересов политологии, также недавно оформившейся в самостоятельную дисциплину, является изучение взаимоотношений (сравните — тоже «отношений», как и в социологии) людей, различных социальных групп, связанных с завоеванием и удержанием политической власти, а также ее использованием. Политология изучает социальные отношения в отдельной, специфической сфере общественной жизни. Любые факты, явления или процессы, информация о которых может предоставляться историей и социологией, рассматриваются политологами лишь постольку, поскольку они оказывают (прямо или опосредованно) влияние на политику. В этой связи следует отметить, что современная западная политология – в значительной мере «выросла» из политической социологии. 1

Предметной областью исследований экономической науки, так же, как и социологии и политологии, являются отношения, но уже в другой сфере жизнедеятельности общества — в экономике. Экономическая наука изучает отношения, в которые вступают люди, социальные группы в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Как и социология, экономическая наука имеет дело с устойчиво повторяющимися, типичными процессами и явлениями,

В отличие от политологии и экономики, социология исследует все сферы общественной жизни в их тесной взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга.

Определенные трудности представляет разведение предметов социологии и психологии (и социальной психологии) — наук, занимающихся изучением поведения людей и их групп. Дело в том, что в реальном поведении человека крайне сложно выделить влияние собственно социальных или психологических факторов, В самом общем виде можно сказать, что психология изучает характеристики и механизмы регуляции поведения отдельных индивидов.

Социальная психология ориентирована на исследование поведения человека в группе и изучение малых групп, рассматриваемых как единое целое. Члены малых групп находятся, преимущественно, в непосредственном контакте между собой и испытывают взаимное влияние. Важное место здесь занимает учет личных особенностей индивидов.

Социологию, активно использующую субъективные оценки, особенно в эмпирических исследованиях, не интересуют взаимосвязи этих оценок с личными характеристиками опрашиваемых. Главное для социолога — выявление закономерностей формирования и изменения субъективных мнений респондентов и их связь с показателями, характеризующими их принадлежность к той или иной социальной, профессиональной и т. д. групп. Так, например: удовлетворенность (работой, качеством жизни и пр.) представителей различных слоев и групп — субъективное психологическое оценочное отношение — является одним из самых популярных показателей в эмпирических социологических исследованиях.

Явной тенденцией XX в., развивающейся и сейчас, стало использование общесоциологических принципов и знаний в других общественных науках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ

 

Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействия с общественной практикой. В степени развитости отражаются потребности общества в данной науке.

Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы. Социология как наука является не только элементом системы паук, но и частицей всеохватывающей системы человеческого общества. Перечислим функции, которые выполняет социология в обществе1:

– гносеологическая (теоретико-познавательная) функция позволяет получать повое социологическое знание, создавать и уточнять теории, концепции, выработать общий взгляд на общество, его социальные связи;

– информационная функция дает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности;

– управленческая функция не означает, что социологи непосредственно управляют обществом. Их задача состоит в выработке рекомендаций для социального управления, в объяснении социальных явлений, в поиске их причин и возможных решений;

– организационная функция социологии заключается в организации различных групп: на производстве, в политической сфере, в воинских частях, па отдыхе и т. д.;

– прогностическая функция позволяет предсказывать будущее. Особенно ценна она для тех, кто составляет и утверждает долгосрочные планы, принимает ответственные решения, касающиеся отдаленного будущего;

– пропагандистская функция социологии дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения. Особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой информации, в военной сфере.

Наличие этих функций показывает значимость, полезность социологии для общества, ее функциональность.

В последние годы деление современной науки на фундаментальную и прикладную части признано некорректным: каждая из них вносит определенный вклад в решение и научных, и практических задач. Точно так же выглядит устаревшим и деление – функций на фундаментальные и прикладные.

К основным функциям социологии принято относить 1:

– познавательную;

– прогностическую;

– социального проектирования;    

– организационно-технологическую;

– управленческую;

– инструментальную.

Познавательная функция присуща любой науке. Для социологии это — познание социального. В самом широком смысле социальное можно определить как имманентное (внутренне присущее, неотъемлемое) качество, отражающее процесс и результат человеческого взаимодействия. Теоретический и эмпирический анализ социальных фактов является познавательной функцией социологии. Она может выступать в дескриптивной (описательной) и диагностической формах.

Еще одним направлением реализации познавательной функции является разработка методологии, методики и техники социологических исследований. От того, насколько теория, способы и приемы изучения будут адекватны изучаемым социальным процессам и явлениям, зависит достоверность научного знания. Следующая функция — прогностическая — также тесно связана с познавательной функцией, дающей материал о состоянии и тенденциях изменения социальной реальности.

Прогностическая функция социологии отражает потребность общества или социальных институтов в выработке и осуществлении научно обоснованных решений общественного развития.

Принято выделять два типа социальных прогнозов: поисковый и нормативный. В поисковом прогнозе описывается возможное будущее состояние объекта с учетом управляющих воздействий. В нормативном рассматриваются желаемое состояние объекта, пути и средства его достижения, необходимые управляющие воздействия.

Социальное проектирование — это научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественно нового состояния объекта существующего. Такая система должна обеспечивать оптимальное сочетание экономической эффективности, социальной интеграции и условий социального развития. 1

Организационно-технологическая функция тесно связана с предыдущей и обеспечивает практические средства и действия, необходимые для реализации социальных проектов. Ее продуктом являются социальные технологии.

Под управленческой функцией социологии следует понимать использование социологических знаний, методик и способов анализа ситуации в управлении. Одним направлением ее реализации является проведение исследований специалистами-социологами с представлением результатов и рекомендаций лицам, принимающим решения. Вторым — использование социологических знаний и умений самими управленцами в своей повседневной деятельности.

Известный отечественный специалист В. В. Щербина вообще считает деятельность любого современного руководителя «социологической практикой», а самого управленца— «социологом-практиком». Теоретически это абсолютно верно, однако в отечественной действительности это далеко не так. Большинство наших руководителей имеют отдаленное представление о социологии. Предпосылкой успешной реализации этого практического направления является улучшение социологической подготовки менеджеров разного уровня.

Самостоятельной функцией социологии как отдельной науки является инструментальная функция — выработка собственно социологических методов познания, анализа и преобразования социальной реальности.

Социология для своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др

Кроме того, социология выработала и собственные специфические методы исследования1:

наблюдение;

изучение документальных источников;

опрос;

тестирование;

социометрия;

социальный эксперимент.

Таким образом, социология имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, свою структуру и функции, методы исследования. Социология не дублирует и не отменяет других наук. Это самостоятельная наука и учебная дисциплина, занимающая достойное место в системе научного знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них.

Социология — это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей общество-знания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности.

Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. – М., 2009.
  2. Здравомыслов А.Г. Специальные социологические теории // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 2006.
  4. Смелзер Н. Социология. М., 2008.
  5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 2010.
  6. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М., 1980.
  7. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. 5-е изд. М., 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
x