В наше непростое время перед обществом особенно остро предстают различные проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения. Кто ответственен за то, кем вырастет ребенок, сможет ли он стать полноценным членом общества, цельной личностью? В какой мере на становление личности влияет семья, школа, улица? Какое воздействие семья оказывает на социальную направленность личности, мотивы поведения, формирование самооценки ребёнка? Размышляя над этими вопросами, я решила изучить литературу по данной проблеме и выяснить мнения специалистов. Изучением проблемы семейного воспитания, занимались как отечественные, так и зарубежные учёные, педагоги. Среди них можно выделить такие имена, как Белинский В.Г., Добролюбов Н.А, Макаренко А.С, Спиваковская А.С., Джон Локк, Лесгафт П.Ф., Лангмейер Й., Матейчек З., Добсон Д., Корчак Я., Лисина М.А., Острогорский А.Н. и другие.
Проблема:
почему у детей младшего школьного возраста формируется неадекватная самооценка собственного развития.
Исходя из проблемы, можно выделить объект исследования:
Процесс воспитания в семье.
Предмет исследования:
Особенности формирования самооценки младшего школьника.
Гипотеза:
Самооценка ребёнка младшего школьного возраста изменчива. Изменчивость во многом определяется стилем семейного воспитания. В авторитарном и попустительском стилях самооценка ребёнка будет неадекватна. В демократических стилях воспитания она скорее соответствует реальной действительности.
Цель исследования:
Выявить зависимость между стилями семейного воспитания и формирования самооценки у ребёнка младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1.изучить литературу по данной тематике.
2.определить особенности самооценки детей из разных семей.
3.педагогическая поддержка в формировании опыта самооценки младшего школьника.
База исследования: 4 «В» класс средней школы № 6 ст.Саратовской Краснодарского края.
Методы исследования: тестирование, анкетирование, беседа.
1 Семья
как
институт
воспитания
1.1.Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья в нашем современном обществе имеет центральное значение для развития ребенка. Являясь для него микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Человек испытывает воздействия семьи со дня рождения до конца своей жизни. Таким образом, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьёй не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребёнку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Здесь каждый отдельный член выполняет естественным, спонтанным образом определенную роль и удовлетворяет жизненные потребности ребенка – физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные. В первый период при обычных условиях – это мать, которая за ребенком не только ухаживает, но и предоставляет ему первые интенсивные эмоциональные стимулы, нянча его на руках, лаская, улыбаясь ему и разговаривая с ним.
Роль отца, представляющего определенный пример поведения, а также источник уверенности и авторитета, осознается в более позднем возрасте, но она существенна уже в ранние годы жизни ребенка.
Нельзя приуменьшать также значение братьев и сестер. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создаёт благоприятную обстановку для успешного выполнения семьёй воспитательной функции. В семье, где один ребенок, всё это значительно усложняется. А.С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребёнка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребёнком». Общая атмосфера семьи, которая интенсивно формирует развивающуюся личность ребенка, находится в очевидной зависимости от непрестанного, тесного контакта в совместной жизни всех членов семьи.
Важность личностного общения, здоровой социальной среды подчеркивают чехословацкие исследователи И. Лангмейер и З. Матейчек в своем труде «Психическая депривация в детском возрасте».
Для изучения психической депривации в детстве поворотным пунктом явилась монография Боулби «Материнская забота и психическое здоровье», в которой собраны результаты проведенных исследований.
Заключения, выводимые Боулби из собственных и чужих исследований, можно подытожить следующим образом: ребенок в раннем возрасте должен воспитываться в атмосфере эмоциональной теплоты и должен быть привязан к матери на основании интимных и стойких эмоциональных связей, которые для них обоих представляют источник удовлетворения и радости. Ситуация, при которой ребенок страдает от недостатка подобной эмоциональной связи, приводит к целому ряду нарушений развития.
В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиции), стилей воспитания, а также их следствий – формирования индивидуальных характерологических особенностей ребёнка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвящённые влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация.
Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребёнком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребёнок живёт в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребёнке в виде общих нарушений психического развития. Нередко эти нарушения необратимы.
Так, дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, уплощённостью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности к взрослым («прилипчивы», быстро привязываются к любому лицу, но столь же быстро отвыкают). Отдельные последствия материнской депривации проявляются на уровне личных искажений. В этой связи привлекает внимание описанный впервые Д. Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувственности – неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений. Другой вариант искажённого развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» — с низким самоуважением, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности.
Но не только грубые нарушения родительского поведения сказываются на ходе психического развития ребёнка. Разные стили ухода и обращения с ребёнком начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви — поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.
Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
При взаимодействии у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
-
Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
-
Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
-
Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)
Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. Когда хорошо учится и ведет себя. Но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь).
Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.)
Родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка.
Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка — это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.
Некоторые авторы пытались проследить, как связаны черты характера родителей с чертами характера ребенка. Они полагали, что особенности характера или поведения родителей прямо проецируются на поведение ребенка. Думали, что если мать проявляет склонность к тоске, подавленности, то и у её детей будут заметны такие же способности. При более пристальном изучении этого вопроса все оказалось значительно сложнее. Связь личности родителей и воспитанных особенностей поведения ребенка не столь непосредственна. Многое зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи. Теперь психологам понятно, что одна и та же доминирующая черта личности или поведения родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в своем ребенке как аналогичные черты — грубость, несдержанность, так и прямо противоположные, а именно подавленность, робость. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека — все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.
Именно поэтому родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.
1.2.Типы семейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
1.3.Характеристика стилей семейного воспитания
Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребёнку, восприятие ребёнка родителем и способов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребёнком, а характеризуют отношение к детям вообще.
В литературе, посвящённой данной теме, мы встречаем три стиля семейного воспитания:
— демократический;
— авторитарный;
— попустительский.
Однако в реальной практике крайне редко встречаются стили воспитания в чистом виде. Поэтому мы решили увеличить промежуточные стили, наиболее часто встречающиеся в действительности.
В семьях зачастую наблюдаются смешанные стили воспитания. Например, отец придерживается авторитарных принципов воспитания, а мать, обладая мягким характером, относится к ребёнку более снисходительно. Либо отец не вмешивается в процесс воспитания, не вникает в проблемы ребёнка, держится как бы на расстоянии, а мать держит всё в своих руках. Такой стиль воспитания можно назвать авторитарно-попустительский.
Имеют место ситуации, когда в расширенных семьях старшее поколение (бабушка и дедушка) всячески балуют ребёнка, а родители стараются воспитывать ребёнка в демократическом стиле, разумно согласуя поощрение и наказания. Такой смешанный стиль можно условно назвать демократично-попустительский.
Стиль семейного воспитания, в котором сочетаются авторитаризм одного родителя и демократизм другого, обозначим как авторитарно-демократический.
Таким образом, в нашей курсовой работе мы попытались расширить известные понятия для получения наиболее реальной картины.
Рассмотрим характеристики других стилей семейного воспитания:
При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. ( Стиль «согласия».)
Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем чётко и рационально:
— родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их обсуждение ребёнком;
-
власть используется ими в меру необходимости;
-
в ребёнке ценится не только послушание, но и самостоятельность;
-
родители устанавливают правила и твёрдо приводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми;
-
родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются только его желаниями.
Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это стиль, или попустительский, дают нежелательные результаты.
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. ( Стиль «подавления».)
Авторитарный стиль вызывает отчуждение детей от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и пассивность.
При попустительском стиле воспитания ребёнок предоставляется сам себе. ( Стиль « невмешательства » )
Попустительский стиль воспитания вызывает у ребёнка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные и незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния- школы, сверстников, средств массовой информации, не могут восполнить этот пробел, оставляя ребёнка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым « Я ».
Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений, развитие ребёнка как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.
Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.
Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.
После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.
Таким образом, для того, чтобы максимализировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
-
Принимать активное участие в жизни семьи;
-
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
-
Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
-
Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
-
Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
-
Уважать право ребенка на собственное мнение;
-
Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
-
С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
1.4. Особенности развития ребёнка младшего школьного возраста.
Основной предпосылкой для формирования личности в этом возрасте является переход к новому положению ребёнка в обществе, которое обязывает его к ответственной, общественно контролируемой, целенаправленной деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед окружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает в ребёнке волевые качества. Новое положение ребёнка наполняет его жизнь глубоким содержанием, что сказывается на общей направленности его личности. Новая направленность, появляющаяся у детей младшего школьного возраста, выражается также и в том, что они активно стремятся найти своё место в коллективе, завоевать уважение и авторитет у товарищей. Это стремление к определённому положению в коллективе в условиях обучения и воспитания в школе является огромным стимулом в учебной работе. Младшие школьники начинают сознательно добиваться звания отличника, так как в хорошо организованных коллективах именно это звание в первую очередь даёт им право на уважение товарищей.
В младшем школьном возрасте изменяется и система взаимоотношений ребёнка с окружающей действительностью, а потому изменяется и углубляется его эмоциональная сфера, возникает впечатление меньшей эмоциональности младших школьников по сравнению с дошкольниками. Это объясняется тем, что, чем старше ребёнок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями. В младшем школьном возрасте не только появляются новые эмоции, но и те, которые имели место до школы, изменяют свой характер и содержание. В этом отношении очень показательны исследования детских страхов. У малышей чаще всего страх вызывается тем, что может непосредственно угрожать ребёнку. У младших школьников по отношению к обстоятельствам такого рода появляется даже некое бравирование бесстрашием, так как умение преодолеть свой страх поднимает школьника, как в глазах его товарищей, так и в его собственных глазах.
Качество учебной работы школьника, а также и всё его поведение оценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений – учителями, родителями, друзьями. К ребёнку, небрежно относящемуся к учёбе, пропускающему занятия, не желающему учиться, окружающие, естественно, относятся иначе, чем к школьнику, прилежно выполняющему свои обязанности. Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права. Очень важным для младшего школьника является также и то, что, получая хорошие оценки за свой учебный труд, он может ждать со стороны окружающих не только похвалы, но и уважения. Особую роль играет поощрение, награда. Заканчивая разговор о младших школьниках, стоит сказать о том, что уже в дошкольный период происходит накопление ребёнком знаний о преимуществах и правах школьника. В связи с тем, что новое положение школьника накладывает на него и новые обязанности, в его сознании возникают представления о труде. Чтобы выполнять обязанности (а их у младших школьников много, и школьных, и домашних), нужно приложить усилие. Обучение в школе предъявляет к ребёнку принципиальные требования. Во-первых, оно требует от ребёнка сознательно поставленной специальной цели – учиться. Во- вторых, оно требует подчинять свои умственные процессы этой цели. В начале школьного обучения дети ещё не умеют активно заучивать учебный материал, быть постоянно внимательными. Мышление младшего школьника имеет образный характер, с предпосылкой к абстрактному мышлению.
2. Соотношение стиля семейного воспитания и самооценки младшего школьника
2.1.Диагностика самооценки младшего школьника
« Самое большое зло, которое могут причинить родители своему ребёнку, это лишить его верного представления о себе ». Эту мысль, высказанную писательницей Ричи Дастян можно считать справедливой.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
Самооценка – это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становится самооценкой. Самосознание – это знание о себе, отношение к этому знанию, и как результат, отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки. Самосознание может принимать различные формы: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие. Самосознание тесно связано с уровнем притязаний, который проявляется в степени трудностей целей задач, которые человек для себя ставит. Уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки. Самооценку подразделяют на:
— завышенную;
-заниженную;
-адекватную.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное представление ребёнка о себе. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать ребёнку те личные качества, которые следует развивать в себе. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не завышая их и в то же время не занижая. Дифференцированная самооценка предполагает осознание и выделение тех областей, в которых могут быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может претендовать на них, чёткое выделение своих сильных и слабых сторон. Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на личность ребёнка. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, а могут вообще не проявляться.
Для личности младшего школьника, как показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, но уровень самосознания ещё не достаточно высок. Младшие школьники могут охарактеризовать свой поступок, но они не в состоянии установить связи между своими поступками и особенностями своей личности. Они зачастую объясняют своё поведение лишь внешними обстоятельствами. На вопрос: «Почему ты постоянно нарушаешь дисциплину на уроке?»; они могут ответить: « Петя мне рожки показал, вот я и рассмеялся, а потом стал рассказывать, как мы ездили в лес ». С возрастом ребёнок учиться устанавливать связь между особенностями личности и своими поступками.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
М. И. Лисина проследила развитие самосознания школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при ребёнке. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с заниженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.
Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.
Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.
Третий
вариант —
«уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать её не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию ещё большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно лёгкая коррекция их развития.
Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого, он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие. Таким образом, адекватная самооценка является итогом поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки и без излишней критичности к своему общению, деятельности и поведению. Такая самооценка является наилучшей.
Я убедилась, что самооценка играет большую роль в становлении личности человека. Исходя из этого, я провела эксперимент по выявлению самооценки учащихся 4 «В» класса средней школы № 6 ст. Саратовской.
Методика называется «Уровень самооценки личности »:
Ученикам был предложен ряд качеств личности человека. В него входили моральные и волевые качества. Ученикам надо было выбрать из них от 5 до 20 качеств и расположить их в два столбика. Эти качества должны быть расположены в том порядке, по убыванию их значимости, в котором, по мнению учеников, они должны присутствовать в идеале человека. Затем, дети должны были обвести в кружок те качества, которые присутствуют в их характере.
Моя цель заключалась в установлении уровня самооценки учеников 4 класса и выявление качеств личности, по которым они оценивают себя и окружающих.
Предложенные качества: аккуратность, доброта, уступчивость, терпеливость, решительность осторожность, отзывчивость, искренность, заботливость, жизнерадостность, сдержанность, сострадание, настойчивость, вежливость, чуткость, справедливость, приветливость, смелость, порядочность, уверенность, честность, самостоятельность, добросовестность.
Результаты:
Доброта |
100% |
Справедливость, заботливость |
99% |
Вежливость, смелость, твёрдость, порядочность, добросовестность |
88% |
Отзывчивость, уверенность |
77% |
Чуткость, сочувствие, решительность |
55% |
Ответственность |
44% |
Самостоятельность |
44% |
Искренность, трудолюбие |
11% |
Активность |
66% |
Любовь |
22% |
1.Для идеала:
По важности: первостепенное место занимают: доброта, справедливость, заботливость, смелость, честность.
второстепенное место занимают: самостоятельность, вежливость, твёрдость, ответственность, сочувствие, чуткость, искренность, решительность, добросовестность, порядочность, приветливость, отзывчивость.
Уровень самооценки подсчитывается по формуле П = Р*100% где Р – реальные качества, И – идеальные качества. И
Результаты сопоставляются с оценочной шкалой:
Пол |
Уровни самооценки |
||||||
|
Неадекватно низкий |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
Неадекватно высокий |
Мужской |
0-10 |
11-34 |
35-45 |
46-54 |
55-63 |
64-66 |
67 |
Женский |
0-15 |
16-37 |
38-46 |
47-56 |
57-65 |
66-68 |
69 |
После обработки данных были получены следующие результаты уровня самооценки:
Бурлаченко Валя – выше среднего ( 62,5 )
Дрокина Наташа – низкий уровень самооценки (30)
Дрокина Аня – неадекватно высокий ( 68,7 )
Довбий Даша – средний ( 33,3 )
Дорох Ира – ниже среднего ( 38,3 )
Галотин Ваня – средний ( 47 )
Зырянов Миша – низкий ( 30 )
Калаев Арсен – низкий ( 27,2 )
Куценко Аня – средний ( 36,8 )
Ничитовкин Коля – низкий ( 17,6 )
Сущенко Денис – средний (45,5 )
Получилось, что в 4 «В» классе школы № 6 низкий уровень самооценки имеют 4 человека, ниже среднего – 1 человек, средний – 4 человека, выше среднего – 1 человек и неадекватно высокий – 1 человек.
Но для того, чтобы получить более полную картину о самооценке младших школьников, я решила предложить детям тест Будасси. Суть теста состоит в том, что ребёнок оценивает себя, используя десятибальную шкалу, по следующим критериям: ум, доброта, красота, умелые руки, способности, трудолюбие, общительность.
Были получены такие результаты самооценки:
Бурлаченко Валя — средняя
Дрокина Наташа – ниже среднего
Дрокина Аня — высокая
Довбий Даша – высокий
Дорох Ира — средняя
Галотин Ваня – средняя
Зырянов Миша — низкая
Ничитовкин Коля – низкая
Калаев Арсен – средняя
Куценко Аня– высокая
Сущенко Денис – высокая
Таким образом, у троих учеников результаты тестов не совпали в сторону завышения самооценки.
2.2. Определение стилей семейного воспитания
Родителям детей, учащихся в 4 «В» классе школы №6 было предложено ответить на 12 вопросов анкеты « Ваш стиль воспитания ».
Цель анкеты: определить стили воспитания в семьях обследуемых учеников.
Обработав полученные данные, я обнаружила следующие результаты:
Из десяти семей, участвующих в эксперименте, авторитарный стиль проявляется в одной семье, авторитарно-попустительский – в трёх, демократический – в трёх, авторитарно- демократический — в одной, демократично- попустительский – в одной и попустительский – в двух семьях.
Рассмотрим таблицу:
Ф.И. |
Уровень самооценки |
Стиль семейного воспитания |
Бурлаченко В. |
Выше среднего |
Авторитарно-демократический |
Дрокина Н. |
Низкий |
Авторитарно-попустительский |
Дрокина А. |
Неадекватно высокий |
Авторитарно-попустительский |
Довбий Д. |
Высокий |
Демократично-попустительский |
Дорох И. |
Ниже среднего
|
Попустительский
|
Голотин В. |
Средний |
Демократический |
Зырянов М. |
Низкий |
Авторитарный |
Калаев А. |
Низкий |
Авторитарно-попустительский |
Куценко А. |
Средний |
Демократический |
Ничитовкин К. |
Низкий |
Попустительский |
Сущенко Д. |
Средний |
Демократический |
Из выше приведённых данных можно сделать следующий вывод:
Низкий и ниже среднего уровни самооценки наблюдается у детей, воспитывающихся в семьях, где применяется авторитарный, попустительский и авторитарно-попустительский стили воспитания.
Средний уровень самооценки выявлен у детей из семей с демократическим и демократично-попустительским стилем воспитания.
Высокий и выше среднего уровень самооценки определён у детей, которых воспитывают в семьях с авторитарно-попустительским и демократично-попустительским стилем воспитания.
Примечателен тот факт, что у двух сестёр, воспитывающихся в одной семье, выявлен разный уровень самооценки (низкий и неадекватно высокий). В семье установлен авторитарно-попустительский стиль воспитания, причём, авторитарных принципов придерживается мать, а отец воспитанием детей практически не занимается. Но так как одна дочь похожа на него, то отец выделяет её и всячески балует. Из-за несогласованного взаимодействия родителей и различного отношения к детям наблюдается крайне неадекватная самооценка. Авторитаризм подавляет личность ребёнка, развивает в нём неуверенность, скованность, с другой стороны, бесконтрольное отношение, слишком низкие требования, предъявляемые к ребёнку, вызывает чувство вседозволенности. Необходимо этой семье оказать педагогическую поддержку с целью достижения единства требований, справедливого отношения к детям. Можно порекомендовать родителям вовлекать девочек в деятельность, в которой они смогут реализовать свои способности, больше внимания уделять детям, предъявлять одинаковые требования и осуществлять разумный контроль, соизмеряя поощрения и наказания.
2.3.Причины неадекватности самооценки младшего школьника
Причины неадекватной самооценки детей могут быть физиологического, психологического и социального характера. К физиологическим причинам относятся родовые травмы, физические недостатки, слабое здоровье. К психологическим причинам можно отнести фактор нежелательной беременности, трудности, связанные с рождением ребёнка, родители осознанно или неосознанно накладывают вину на ребёнка, нарушение эмоционального микроклимата в семье. Социальные причины несоответствующей действительности самооценки выражаются в нецелесообразности стиля семейного воспитания, педагогической запущенности, а также в отсутствии у ребёнка возможности познать самого себя: свои недостатки и достоинства. Как уже отмечалось раннее, несоответствие уровня притязаний, установленного родителями и реальными возможностями ребёнка также могут привести к неадекватности самооценки.
2.4. Педагогическая коррекция и предупреждение отклонений в самооценки младшего школьника
Педагогам следует быть наиболее внимательными к детям с неадекватной самооценкой, строить педагогическое общение так, чтобы формировать у ребёнка правильное о себе представление.
Большое значение для ребенка младшего школьного возраста имеет личность педагога. Влияние коммуникативных воздействий (как вербальных, так и невербальных) педагога на ребёнка также нельзя недооценивать. Вот что говорит об улыбке, как наиважнейшем невербальном воздействии И.М. Юсупов в книге «Психология взаимопонимания»: — «В педагогическом общении улыбка является непременным атрибутом диалога. Чем моложе собеседник, тем более нуждается он в поощрении своих действий молчаливой улыбкой старших. Не только в процессе обучения, но в условиях неофициального общения потребность детей младшего школьного в стимулировании улыбкой велика. Поэтому скупость педагога на этот мимический элемент невербального общения увеличивает и без того большую возрастную дистанцию между ними».
Различные формы обращения взрослых с ребенком и характер тех оценок, которые они ему дают, своим результатом имеют развитие у него той или иной самооценки. В одних случаях у ребёнка развивается убеждение, что он очень умен, в других — что он некрасив, глуп и тому подобное. Эта развивающаяся у ребёнка под прямым действием взрослых самооценка сказывается на складывании у него критериев оценки других людей. Характерной особенностью мнения, которое дошкольник высказывает о человеке, является его крайняя неустойчивость, большая изменчивость, ярко выраженная ситуативность. Большую роль в выработке «точки зрения» на людей у ребенка играют облик и поведение воспитателя и взаимоотношения между детьми. Первоначальная же оценка человека во многом складывается на основе мнения авторитетного взрослого (родители, знакомые).
С поступлением ребенка в школу одним из главных объектов познания становится поведения учителя, ребят. С выходом общения школьника с другими людьми за рамки учения, в формирующейся у него системе знания людей происходят новые важные изменения. Содержания формирующихся у ученика понятий о чертах и сторонах личности существенно изменяется, развивается умение все более глубоко и правильно расшифровывать психологический подтекст сложных действий и поступков и объективно оценивать личности в целом. Постоянная практика общения заставляет школьника размышлять о поступках и поведении людей; постоянно побуждает к активному применению формирующихся знаний в общении, и она же (практика) на каждом шагу показывает ребенку, какие из его обобщений и оценок верны, а какие – ошибочны.
К концу младшего школьного возраста отчетливо обнаруживается увеличения выделяемых в поведении сверстника особенностей, ребенок чаще замечает стороны личности, ранее ускользавшие от его внимания.
К эффективным средствам педагогической коррекции самооценки школьника можно отнести трудовую деятельность. Познакомимся с тем, как педагоги исследуют содержание трудового воспитания, в частности, формирование всесторонне развитой личности средствами труда. По каким показателям судит педагог об изменениях, происходящих в облике личности под влиянием труда? Прежде всего, по действиям и поступкам человека, по изменению производительности его труда, по отношению к труду, к своему коллективу, по сдвигам в его потребностях, интересах, самооценке и притязаниях. Психика работающего человека, особенно его отношение к труду, очень заметно проявляются в продуктах его деятельности. Школьник реагирует на неудачи и успехи в труде, на оценку качества его работы, когда его личные интересы сталкиваются с общественными.
Значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные условия развития психики человека?
Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.
Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.
Вторым условием развития психики человека под влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших — обучением
и
воспитанием.
Деятельность воспитателя является третьим условием развития психики в процессе труда.
Во все видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Ребёнок с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективе. Но в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.
Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка. Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.
Педагогический аспект деятельности учителя при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников.
В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность. Таким образом, неадекватная самооценка младшего школьника постепенно сменяется на более точное представление о себе.
Желательно, детям с заниженной самооценкой давать поручения, которые требуют ответственности и помогают проявить свои способности и умения. Например, подготовить доклад о том, что интересует ребёнка (о любимом животном, книге, спорте). Детей с завышенной самооценкой следует привлекать к коллективным видам деятельности, так как работа сообща исключает эгоцентризм, требует взаимных уступок и признания интересов каждого из членов коллектива. Можно рекомендовать: участие в команде на спортивных соревнованиях и олимпиадах, подготовка к праздникам, труд.
В задачу педагога входит разъяснительная работа с родителями по проблемам неадекватной самооценки детей младшего школьного возраста. Для этого можно использовать коллективные и индивидуальные формы работы с родителями: беседы, посещения на дому, родительские собрания.
Общение педагога с детьми должно осуществляться на позициях уважения, справедливости и демократизма. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно лёгкая коррекция их самооценки.
Заключение
Проанализировав полученные результаты нашей курсовой работы и сопоставив их с раннее обнародованной гипотезой, мы пришли к следующему выводу.
Мы предполагали, что изменчивость самооценки младшего школьника во многом определяется стилем семейного воспитания. Мы допускали, что при демократичном стиле самооценка скорее соответствует действительности, а при крайних стилях воспитания она не является адекватной. Данные предположения согласуются с полученными результатами.
В семьях с авторитарными и попустительскими проявлениями, наблюдается неадекватность самооценки, как в сторону завышения, так и занижения. Это доказывает, что как и жёсткий контроль и недоверие к ребёнку, так и бесконтрольность и вседозволенность приводят к нежелательным результатам.
Адекватное представление о себе, с реалистичным отношением к своим успехам и неудачам, встречается у детей, которых воспитывают на демократических принципах. Такие дети правильно оценивают свои способности, а также знают слабые стороны в себе. Обычно они верят в собственные силы, не боятся начинать новое дело, их уровень притязаний сообразуется с уровнем возможностей. По характеру эти дети открыты и дружелюбны, легко входят в контакты с окружающими людьми.
Сложность работы состоит в том, что из-за небольшого количества, участвующих в эксперименте детей, а также его непродолжительности, нельзя претендовать на точность и объективность результатов. Я предполагаю в дальнейшей работе изучить более углублённо проблему семейного воспитания в целом и самооценку младших школьников в частности. Считаю, что было бы целесообразно разработать программу педагогической поддержки семьям, где воспитываются дети с неадекватной самооценкой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Бодалева А.А. « Популярная психология для родителей » – М.: Педагогика, 1988.
-
Белинский В.Г. «О воспитании детей. Хрестоматия по истории педагогики»- М.: 1971.
3. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа. – М.: Издательство «Знание», 1994.
-
« Возрастная психология и педагогика » / Под ред. М.В. Гомезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик – М.: « Просвещение », 1984.
-
Добсон Д. Родителям и молодоженам. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1997
-
Ершова Н. М. Воспитание детей в неполной семье. – М.: Прогресс, 1980.
-
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога – М.: ТЦ «Сфера », 2001.
-
Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. — М.: Просвещение, 1988.
-
Ковалёв А.Г. «Психология семейного воспитания»- Минск, 1980.
-
Корчак Я. Воспитание личности. Книга для чтения / Сост. В. Ф. Кочков. – М.: Просвещение, 1992.
-
Краткий словарь системы психологических понятий / Под ред. К. К. Платонова. – М.: Высшая школа, 1984.
-
Кулик Л. А., Берестов Н. И. « Семейное воспитание ». – М.: Просвещение, 1990.
-
Лангмейер Й., Матейчек З. « Психическая депривация в детском возрасте » – Медицинское издательство Прага, ЧССР. Издание 1-ое русское, 1984.
-
Локк Д. «Мысли о воспитании» Педагогические сочинения – М.: 1979.
-
Мир детства: младший школьник – М.: Педагогика 1981.
-
Общая психология / Сост. Е. И. Рогов. – М.: Владос, 1995.
-
Острогорский А.Н. «Семейные отношения и их воспитательное значение» — М.: 1985.
-
« Подросток: Проблемы воспитания детей в семье» / Перевод с венгерского — М.: Прогресс 1972.
-
« Познакомьтесь с собой: Психологические тесты» / Сост. Степанов С. М.: 2000.
-
« Практикум по возрастной и педагогической психологии » / Под ред. А.И. Щербакова – М.: Просвещение, 1982.
-
Спиваковская А.С. «Как быть родителями» — М.: Педагогика 1986.
-
Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1995.
-
Учебное пособие для вузов: История социальной педагогики под ред. Галагузовой М.А. – М.: 2000.
-
Шейфельд Г. « Должны ли дети быть трудными?» / Перевод с немецкого — М.: Знание 1989.