Поскольку управление носит общий характер, оно существует везде и всегда. Лидерство же не существует отдельно, и его нельзя заменить управлением, потому что оно лишь дополняет управления в тех случаях, когда традиционные методы не дают высоких результатов и не позволяют эффективно достигать поставленной цели. Важной квалификационной характеристикой для менеджера любой сферы деятельности (экономической в т.ч.) есть системное мышление — наиболее пригоден в сфере менеджмента инструмент противодействия парадоксам. Системное мышление не избегает сложностей и охотно воспринимает «непредвиденность» многих явлений и процессов. Менеджер сам является элементом системы, одним из ее самых подвижных элементов. «Зигзаги» его сознания в зависимости от развития событий являются непредсказуемыми. Жестокий деловой мир требует искать компромиссы с деловыми партнерами, развивать коммуникативные умения, дипломатическое умение, дипломатичность, умение сглаживать конфликтные ситуации, мотивационные навыки. Ведь задача менеджера преодолеть трудности; задача лидера справиться с изменениями. Менеджер в отличие от лидера чаще ориентируется на управленческие цели, что были кем-то определены, и, таким образом занимает пассивную позицию по отношению к ним. Лидеры сами определяют цели и используют их для изменения отношения людей к делу. Постепенные шаги лидера в XXI в. — это новые подходы к управлению, обусловленные современными изменениями (экономическими, социальными, политическими и т.д.). Что необходимо научиться лидеру сегодня, и какое значение это будут иметь, чтобы вдохновлять других на достижение успеха в новом тысячелетии? Исследователи в области управления Джеймс М. Коузес и Барри 3. Познер сопоставляют лидера с двухголовим Янусом (the Janusian Leader), способным смотреть вперед и назад, контролировать начало и конец. В новом цифровом глобализационном будущем станут способными инновационные, страстные, сенсационные руководители — лидеры. Они считают, что «самым ценным активом» лидера настоящего времени будет способность мечтать, иметь уникальные идеи с искусно отработанными технологиями их эффективной реализации, которые станут основой истинного конкурентного преимущества. Мы не можем не согласиться с такой точкой зрения зарубежных коллег, ибо реалии прочат — обычное традиционное лидерство в новом тысячелетии не выживет. Опрос проведении среди людей в различных сферах деятельности более чем в 30 странах о том, за каким бы лидером они пошли — сводятся к одному — люди хотят, чтобы ими управляли честные, справедливые, компетентные лидеры, которые имеют концепцию будущего, ставят высокие цели, обладают способностью развивать таланты и вдохновлять на работу.
Американские ученые уже давно предпочитают «ведение будущего», ведь все предприятия и их проекты, большие и малые начинаются в голове, из представления и веры, что простая иллюзия может стать реальностью. Систематизируя традиционные взгляды ученых и собственный опыт на лидерство, попробуем обрисовать черты личности лидера — ум, способность к эмпатии, уверенность в себе, природный шарм, экстравертность, ярко выраженные эвристические и интеллектуальные способности, что является отличием харизмы, объективность, терпимость и вежливость, разумное восприятие критики; благоразумие и уравновешенность, техническая компетентность, жизненный опыт, неординарность, доброта, тактичность, признание успехов других, отсутствие мелочности, коммуникабельность, умение слушать и слышать, развитое чувство юмора, авторитет. Такой набор черт можно назвать просто идеальным. И хотя людям свойственно считать, что лидерство — это черта с которой человек рождается или нет, практика показывает, что лидерство это не ген и не что-то мистическое и недоступное обычным людям. Лидерство — это набор практических инструментов, которые подвергаются изучению, которым можно научиться, и которые нужно в себе развивать. Зарубежный и отечественный опыт доказывает, что сочетание управленческой компетенции менеджера и черт личности лидера — это большой потенциал для достижения реальных и долгосрочных целей организации.