К социальным объектам термин «организация» употребляется в различных смыслах. Так, во-первых, организацию можно рассматривать как социальный институт с
определенным статусом и как стационарный объект, В таком ракурсе можно, например, представить социальную службу, включающую в себя три важнейшие институциональные составляющие: правовой статус, организационную структуру и функции. В 90-е гг. в Российской Федерации сложились такие виды социальных служб, как государственные, коммерческие, смешанные, службы, работающие при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях. Организация может, с одной стороны, проявляться в определенных организационных формах (министерство, департамент, центр и др.)» а с другой — в характере специализированной деятельности (благотворительная, финансовая и пр.).
Второе значение понятия «организация» используется в смысле совокупности действий, включающей в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию, систематизацию, объединение и другие для достижения целей, выполнения задач. Здесь организация рассматривается как процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. в этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление».
Третье значение «организации» отражает уровень (качество) взаимодействия, взаимосвязи, то есть речь идет об определенной структуре, строении и типе связей как способов соединения частей в целое, специфическое для каждого рода объектов. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная» и «неформальная» организация, политическая организация и др. В дальнейшем понятие «организация» будет употребляться во всех трех значениях.
Организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только при достижении индивидуальных целей или когда достижение индивидуальных целей возможно лишь путем достижения общих целей.
Если кратко дать определение организации, то ее надо рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Таким образом, определяющим признаком организации является цель; коллективное целедостижение образуют два производственных признака — иерархия и управление. Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. В качестве таковой могут выступать Центры социального обслуживания населения, центры дневного пребывания пенсионеров, детские дома и пр. К признакам формализации организаций можно отнести:
-
административно-правовые атрибуты, определяющие статус и компетенцию организации (юридическая ответственность, правовое положение работника и др.);
-
экономические, плановые, стоимостные и другие показатели;
-
социокультурные, включающие принятые в данной среде нормы поведения и взаимоотношений.
Таким образом, формализация здесь выступает в виде сознательно задаваемых постоянных образцов поведения (статус, режим, связи и т. д.) и в качестве элементов организованности.
Организационные отношения в системе управленческих отношений приобретают ныне особую значимость. Являясь их органической частью, они пронизывают все управленческие отношения и управленческую деятельность от целеполагания до осуществления социального контроля, оценки эффективности управления и осуществления регулирующих и корригирующих воздействий.
Особое место в системе организационной деятельности занимают социальные организации (формальные и неформальные), значение которых постоянно возрастает. Технологии их построения и проектирования изучает особая отрасль управленческой науки — организационная культура. Сохранить и поддержать состояние упорядоченности самой системы управления — важнейшая функция организации, которая реализуется через регулирование, отношения субординации, координации и высокий профессионализм кадров управления. Выделяя уровень измерения результативности социальной работы — уровень организации — необходимо иметь в виду, что эффективность социальной работы не может измеряться только количеством изданных нормативных актов и распорядительных документов, количеством проведенных мероприятий и числом обслуженных клиентов по основным видам социальной работы, количеством созданных социальных служб и числом профессиональных социальных работников. Особый интерес для специалистов представляют положения нового определения социальной работы, сформулированные в Монреале на Всемирном конгрессе социальных работников (25—27 июля 2000 г.). В них излагается точка зрения, согласно которой, во-первых, социальная работа ведется на разных уровнях, начиная с вовлеченности в психолого-социальные процессы человеческой личности и заканчивая социальной политикой, планированием и развитием. И, во-вторых, в эти процессы включены управленческие структуры, организации по месту жительства, влияющие на формирование социальной политики и экономическое развитие. Совершенно очевидно, что в рамках данного подхода практика социальной работы рассматривается как действенное средство воздействия не только на личность и социальные группы, человеческое бытие и поведение людей, но и как важный инструментвоздействия на функционирование социальных систем в целом. Выводы и комментарии Международной федерации социальных работников значительно расширяют наше представление о месте и роли социальной работы в жизни общества, а, следовательно, продвигают наши представления об эффективности социальной работы и критериях ее оценки. Объяснения такого подхода, видимо, надо искать в глобализации социальных перемен, в изменении характера жизни человеческого общества, в усложнении внутренней структуры общественного устройства, в необходимости повышения роли социальной работы в гуманизации социальной природы общества.
2. ОАР В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ, СТИЛЬ РУКОВОДСТВА, КАДРЫ, ФОРМЫ, СПОСОБЫ ВЫРАБОТКИ ЦЕЛЕЙ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ. РАЗРАБОТКА И ОСВОЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.
Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.
Институт учреждений и организаций социальной работы является многоуровневой подсистемой и органично входит в общую систему социальной защиты населения.
Целью деятельности организаций социальной работы в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.
Выделяя систему социальной защиты населения как гаранта его благосостояния, нужно отметить что фактически все структуры общества, т. е. институты государственной власти общественного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком смысле осуществляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасности и др.
В общем виде организационную структуру институтов социальной защиты населения можно охарактеризовать как устойчивую и упорядоченную систему взаимодействия организаций социальной работы и ее субъектов, обеспечивающую общие условия полноценной жизнедеятельности и рациональной организации социальной защиты нуждающихся в помощи людей в соответствии с их интересами и потребностями.
Важнейшим условием создания эффективной системы социальной защиты является деятельность органов социальной защиты на уровне Федерации, региона, трудового коллектива и негосударственных общественных организаций.
Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы, различные социальные группы, а также система взаимоотношений, которая складывается между людьми, нуждающимися в помощи.
Субъектами управления в системе социальной защиты населения являются организации, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению: министерства, главки, комитеты, производственные коллективы. Человек, являясь объектом воздействия со стороны органов социальной работы, сам является субъектом социального управления, так как генерирует и формирует через свои интересы и потребности структурно-функциональные задачи системы социальной защиты.
Функции органов социальной работы — это объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности, характеризующаяся специфическим содержанием, универсальностью осуществления, особой пространственно-временной формой выражения. Для органов социальной работы характерными функциями являются:
♦ осуществление защищенности, страховки и гарантии социальной обеспеченности, покровительства;
♦ реализация государственной политики по созданию необходимых предпосылок для улучшения материального положения и условий жуизни различных слоев и групп населения, нуждающихся в помощи.
Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования.
3.ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Рассмотрим как функционирует Департамена социальной защиты населения.
-
Департамент и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения, труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.
-
Депармент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, сбербанками, узлами связи, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами. Управление в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Краснодарского края, главы администрации края и города, актами Законодательного собрания края, приказами, указаниями, постановлениями вышестоящего органа социальной защиты населения края и другими нормативными актами.
Основные задачи Департамента социальной защиты населения
-
Участие в разработке прогнозов социально-экономического развития города.
-
Разработка на основе прогнозирования социальных процессов и реализация городских программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспеченных групп населения.
-
Разработка мер, направленных на реализацию законодательства Российской Федерации в области социальной защиты населения.
-
Организация социальной поддержки семьи, материнства и детства, пожилых граждан, ветеранов, людей, оказавшихся в экстремальных ситуациях.
-
Обеспечение реализации государственной политики в области пенсионного обеспечения, проведения пенсионной реформы.
-
Защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством.
-
Осуществление мер по практической реализации государственной политики в социально-трудовой сфере.
-
Развитие системы социального партнерства и договорного регулирования трудовых отношений.
-
Координация вопросов охраны и условий труда.
-
Согласно закону Краснодарского края от 15.12.2004 № 806-КЗ «Об органах социальной защиты населения Краснодарского края» органы социальной защиты населения Краснодарского края образуют единую систему органов социальной защиты населения Краснодарского края, обеспечивающую реализацию мер государственной политики в области трудовых отношений, охраны труда, социальной поддержки и социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе несовершеннолетних (ст. 1).
-
Система органов социальной защиты населения Краснодарского края состоит из департамента социальной защиты населения Краснодарского края и управлений социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в муниципальных образованиях Краснодарского края(ст. 2).
-
Согласно ст. 3 Закона органы социальной защиты населения Краснодарского края в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, а также настоящим Законом.
-
Департамент социальной защиты населения Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, обладает правами юридического лица и возглавляет систему органов социальной защиты населения Краснодарского края (ст. 4 Закона).
-
Департамент социальной защиты населения Краснодарского края образуется в соответствии с Законом Краснодарского края «О структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - администрации Краснодарского края и системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края» и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым главой администрации (губернатором) Краснодарского края.
-
Руководитель департамента социальной защиты населения Краснодарского края назначается на должность и освобождается от должности главой администрации (губернатором) Краснодарского края.
-
Управления социальной защиты населения являются территориальными органами департамента социальной защиты населения Краснодарского края в муниципальных образованиях Краснодарского края, обладают правами юридического лица (ст. 5).
-
Управления социальной защиты населения осуществляют свою деятельность на основании настоящего Закона и в соответствии с положением, утверждаемым руководителем департамента социальной защиты населения Краснодарского края.
-
Финансирование расходов по содержанию управлений социальной защиты населения осуществляется за счет средств краевого бюджета.
-
Управления социальной защиты населения подчиняются департаменту социальной защиты населения Краснодарского края. Руководители управлений социальной защиты населения назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем департамента социальной защиты населения Краснодарского края.
-
Положение, структура и штатное расписание управлений социальной защиты населения утверждаются руководителем департамента социальной защиты населения Краснодарского края по представлению руководителей управлений социальной защиты населения в пределах установленного фонда оплаты труда в соответствии с действующим законодательством (ст. 6)
-
Управления социальной защиты населения осуществляют полномочия на территории муниципального образования в области трудовых отношений и охраны труда, социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, в том числе детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, социальной поддержки ветеранов войны и труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, жертв политических репрессий, малоимущих и других категорий граждан (ст. 7)
-
Основными задачами управлений социальной защиты населения являются (ст. 8):
-
участие в реализации на территории муниципального образования государственной политики в области социальной поддержки населения, трудовых отношений, охраны труда;
-
развитие системы социального партнерства договорного регулирования трудовых отношений в муниципальном образовании;
-
организация работы по урегулированию коллективных трудовых споров, участие в примирительных процедурах;
-
осуществление мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров в организациях;
-
реализация краевых целевых программ по улучшению условий и охраны труда, социальной поддержки пожилых граждан, семей с несовершеннолетними детьми и малообеспеченных категорий населения;
-
организация работы по обеспечению граждан социальными выплатами;
-
организация социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и ветеранов;
-
оказание адресной социальной помощи гражданам, нуждающимся в государственной поддержке;
-
осуществление мер по предупреждению нарушений норм трудового законодательства в отношении граждан, работающих в организациях различных форм собственности и у работодателей-физических лиц.
-
Основными функциями управлений социальной защиты населения являются (ст. 9):
-
осуществление назначения, перерасчета, выплаты социальных выплат гражданам;
-
осуществление контроля за целевым использованием средств краевого бюджета, выделенных на реализацию мер по социальной поддержке населения в муниципальных образованиях;
-
взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями, гражданами по вопросам социальной поддержки населения;
-
формирование автоматизированного персонифицированного учета граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе
-
находящихся в трудной жизненной ситуации, несовершеннолетних и их потребностей в социальной поддержке;
-
взаимодействие с организациями по возмещению расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством отдельным категориям граждан;
-
осуществление контроля за выполнением территориальных соглашений и коллективных договоров в организациях, обеспечением минимального размера заработной платы, установленного в Российской Федерации, а также определением среднего заработка работающих;
-
проведение мониторинга и анализа в сфере социально-трудовых отношений, уровня жизни и доходов населения, нормирования и оплаты труда, задолженности по оплате труда;
-
координация и методическое руководство работой служб охраны труда организаций, расположенных на территориях муниципальных образований;
-
осуществление контроля за деятельностью государственных учреждений социального обслуживания Краснодарского края, расположенных на территориях муниципальных образований;
-
осуществление мероприятий по организации оздоровления детей и подростков, нуждающихся в особой защите государства.
-
Управления социальной защиты населения имеют право (ст. 10):
-
запрашивать и получать в установленном порядке от организаций независимо от форм собственности материалы, необходимые для решения вопросов, отнесенных к их компетенции;
-
во взаимодействии с органами местного самоуправления принимать решения по вопросам трудовых отношений и охраны труда, социальной поддержки населения;
-
информировать население по вопросам социальной поддержки населения, трудовых отношений и охраны труда;
-
проверять в случаях, предусмотренных законодательством, обоснованность выдачи документов, дающих право на меры социальной
-
поддержки, в организациях всех форм собственности.
-
Основными задачами департамента социальной защиты населения Краснодарского края в части реализации Закона являются (ст. 10):
-
реализация государственной политики в отношении граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите их трудовых прав на территории края;
-
взаимодействие с органами местного самоуправления по реализации государственной политики в области социальной поддержки населения, трудовых отношений и охраны труда на территориях муниципальных образований края.
-
Основными функциями департамента социальной защиты населения Краснодарского края в части реализации Закона являются (ст. 11):
-
осуществление контроля за целевым расходованием средств краевого бюджета управлениями социальной защиты населения и государственными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края;
-
организация внедрения и сопровождение программных комплексов автоматизации различных процессов деятельности управлений социальной защиты населения;
-
управление, координация, организационно-методическое обеспечение, контроль за деятельностью управлений социальной защиты населения и государственных учреждений социального обслуживания Краснодарского края;
-
организация подготовки и переподготовки кадров для управлений социальной защиты населения и государственных учреждений социального обслуживания Краснодарского края;
-
осуществление контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов в сфере социального обслуживания, краевого перечня гарантированных социальных услуг;
-
обеспечение финансирования управлений социальной защиты населения и государственных учреждений социального обслуживания Краснодарского края, подведомственных департаменту, осуществление контроля за целевым расходованием выделенных средств краевого бюджета.
-
Согласно ст. 13 Закона департамент социальной защиты населения Краснодарского края имеет право:
-
запрашивать и получать в установленном порядке от организаций независимо от формы собственности материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
-
во взаимодействии с органами местного самоуправления принимать решения по вопросам реализации государственной социальной политики на территории края;
-
информировать население по вопросам социальной поддержки населения, трудовых отношений, охраны труда.
-
Должностные лица департамента социальной защиты населения Краснодарского края и управлений социальной защиты населения несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей в соответствии с действующим законодательством (ст. 14).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Конституция РФ от 12.12 1993 // КонсультантПлюс.
-
Федеральный закон от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» // КонсультантПлюс.
-
Закон Краснодарского края от 15.12.2004 № 806-КЗ «Об органах социальной защиты населения Краснодарского края // КонсультантПлюс.
-
Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника// Российский журнал социальной работы.- 1999. – №1.
-
Основы социальной работы / Под ред. Басова Н. Ф. – М.: Академия, 2007.
-
Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа». — М.: ИНФРА-М, 2002.
-
Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т./Под ред. А.М. Панова. Е.И. Холостовой. М., 2001.
-
Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
-
Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.–М.: ИНФРА-М, 2003.
-
Теория и методика социальной работы/Под ред. П.Д. Павленка. — М.: ГАСБУ, 2003.
-
Теория и методика социальной работы/Под ред. И.Г. Зайнышева. — Ч. 1, 2.- М.: МГСУ, 1999.