ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Оцените статью

033115 2003 1 ОРГАНИЗАЦИОННО АДМИНИСТРАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫСубъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи осуществляется управленческое воздействие от субъекта к объекту управления. По каналу обратной связи от объекта к субъекту управления передается информация о результатах деятельности и состоянии объекта управления. Объектами управления становятся социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также система взаимосвязей, складывающаяся между людьми при оказании социальной помощи населению. Субъектами управления является руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые им органы управления, наделенные управленческими функциями.

Субъект и объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления, например, по оказанию социальной помощи.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.

Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируется принцип его работы, дается определение самых важных характеристик организации. Конкретные цели управления социальной работы формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Так, центр помощи семье и детям считает своей основной целью способствование реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействие развитию и укреплению семьи как социального института, улучшение социально-экономических условии жизни. Среди важнейших направлений деятельности этого центра отмечается посредничество между семьями, отдельными гражданами, организациями, действующими в интересах семьи и детей; особо выделяется ответственность персонала за сохранение конфиденциальности полученной информации

Миссия образует фундамент для установления целей организации в целом. Цели — это конкретная миссия организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Или же цели можно определить как желаемый результат, которого стремится достичь организация, это конечные состояния организации. Для них характерны следующие черты и свойства:

  • четкая ориентация на определенный интервал времени;
  • конкретность и измеримость;
  • непротиворечивость и согласованность с другими целями ресурсами;
  • адресность и контролируемость

Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно планирование включает в себя:

  • установление целей и задач;
  • разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;
  • определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
  • доведение планов до тех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

В условиях командно-административной системы планирование осуществлялось на основе задаваемых целей сверху. Организация не обладала самостоятельностью и не могла осуществлять деятельность, в качестве ответов на вызовы внешней среды. Главной чертой такого управления была директивность, требующая точного выполнения предписанных планов. В условиях рыночной экономики все больше появляется организаций, независимых от государства и живущих по законам рыночной экономики. Но поскольку социальная работа требует больших материальных ресурсов и затрагивает многочисленные слои населения, постольку организации, осуществляющие свою деятельность в этой социальной сфере, не могут обойтись без значительной поддержки государства и, следовательно, государственное планирование играет в их деятельности определяющую роль. Таковым выступает социальная политика, включающая в себя целый комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей.

В процессе управления возникают ситуации, когда то или иное направление деятельности необходимо выделить особо. Тогда оно приобретает форму целевой программы.

Организация — вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. Организовать — это, значит, разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. Другой важной задачей функции организовывания является создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу. Здесь главное — это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей.

В социальной работе эффективность социальных служб во многом зависит от типа используемой организационной структуры управления. Под организационной структурой управления (ОСУ) социальной работой понимается функция, которую должны осуществлять все руководители — независимо от их ранга, с целью делегирования прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали. С понятием «организационная структура» непосредственно соотносятся такие определения, как «подразделение», «звено», «орган», «формальная» и «неформальная структура».

Руководители должны найти ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внешним и внутренним факторам. Основные требования к ОСУ: минимальное количество звеньев и уровней управления, четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.

Основными типами ОСУ, которые могут быть использованы при управлении социальной работой, являются следующие: линейные, функциональные, дивизионные, проектные и матричные. Линейные структуры самые простые и экономичные могут быть использованы на нижних уровнях управления однотипной деятельностью. Для управления разнотипными видами социальной работы на нижних уровнях применяются функциональные организационные структуры управления, на верхних — дивизионные. Каждая структура имеет свои недостатки и достоинства. Так, преимуществами функциональной структуры является стимулирование деловой и профессиональной специализации, уменьшение дублирования усилий и потребления материальных ресурсов в функциональных отраслях; улучшение координации. В качестве недостатков можно назвать заинтересованность отделов в реализации целей и задач своих подразделений в большей степени, чем всей организации, а также большую цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя. Достаточно часто центры социального обслуживания имеют дивизиональную структуру. Ее достоинством является специализации деятельности, что позволяет качественно и квалифицированно выполнять работу, создавать новые специализированные отделения сообразно выявленным потребностям, увеличивать количество отделений в зависимости от увеличения количества обслуживаемых. Недостатком можно считать «привязку» аппарата управления к каждому отделению, что может привести к искусственному раздуванию штатов.

Для создания эффективной системы социальной защиты населения выделяют три уровня управления социальной работой:

  • верхний, институциональный, уровень — это РФ и автономная республика
  • средний, управленческий, уровень — это регион, т. е. органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, районов, округов,
    префектур, муниципалитетов;
  • низовой уровень — это социальные организации, различные негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Основным государственным органом в области социальной защиты населения в РФ и автономных республик является Министерство труда и социального развития. Исполнительными органами управления социальной работой на региональном уровне, органов социальной защиты краев и пр. являются, например, такие учреждения т как:

  • центр, обеспечивающий оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населении;
  • центр, осуществляющий социальную реабилитацию несовершеннолетних;
  • центр помощи детям, оставшимся без родителей.

Социальная помощь населению оказывается также по
линии негосударственных организаций: частных и благотворительных. Они также имеют свои структуры управления, свои учредительные документы, где указываются состав и функции органов управления, их права и обязанности.

Это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Процесс мотивации включает:

  • установление или оценку (понимание) неудовлетворенных потребностей;
  • формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей;
  • определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто должен это сделать. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее и здесь не последнее место занимает мотивация труда.

В науке управления теории мотивации делятся на два вида — содержательные и процессуальные. Теории первого вида (Маслоу, Мак Клелланд, Герцберг) делают основной упор на определение перечня и структуры потребностей людей. Потребности — это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта.

Согласно теории Маслоу, основные тины потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично, потребности низшего уровня. Руководители должны иметь в виду, что относительная значимость различных потребностей людей может меняться.

Специалисты в области управления кроме материальной мотивации выделяют и другие. Организационную, которая включает в себя мотив: удобно добираться до места работы, близость дома к месту работы позволяет более полно выполнять функцию материнства. Социальная мотивация определяется достаточно большой общественной значимостью выполняемой работы. В основе информационной мотивации лежит доступность к необходимой информации, возможность предоставления нужной информации людям, которые испытывают в ней потребность. Можно сделать вывод, что за исключением материальной мотивации, другие играют значительную роль в выборе людьми данной профессии, что должны учитывать руководители при приеме на работу. Однако и в рамках низких зарплат можно поощрять хорошую работу сотрудников через премирование, систему надбавок, через четкое и справедливое распределение обязанностей.

Контроль — это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два основных направления:

  • контроль за выполнением работ, намеченных планом;
  • меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

Цели, поставленные перед организациями, не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности, И здесь не обойтись без контроля. Слова «контроль» и «власть» рождают прежде всего отрицательные эмоции, потому что это связано с ограничениями для людей. Но главное, во имя чего вводится контроль — это достижение организацией своих целей. Контроль следует рассматривать как процесс, состоящий из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

В процедуре контроля есть три этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий.

Рассмотрим, как можно реализовать контроль на примере работы службы социальной помощи на дому. Были установлены следующие нормы нагрузки на одного социального работника: 8 человек в городском секторе и 4 человека в сельской местности и количество обязательных посещений не реже двух раз в неделю каждого взятого на обслуживание.

Раз в полгода проводилась проверка работы с выходом на участок заведующей отделением. Заведующая на основании беседы с клиентами делала вывод о соответствии занимаемой должности на оснований двух оценок — нравится — не нравится», «регулярно ходит — нерегулярно ходит». Такой подход не позволял в полной мере контролировать качество выполняемой работы, поскольку параметры работы «размыты», носят очень условный характер- Для контроля должны существовать жесткие нормативы, критерии, стандарты и пр. Чтобы повысить качество работы и заинтересовать в труде работников, во Фрунзенском районе г. Владимира была выработана система оценки труда социального работника, которая позволила осуществить контроль по следующим параметрам:

  1. работа с клиентами (нагрузка, сложность контингента, оказанные услуги);
  2. повышение профессионального уровня — обучение в учебных заведениях;
  3. активность в работе — готовность к взаимозаменяемости, участие в делах коллектива.

Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность» ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ ФУНКЦИЙ ПО ЗАЩИТЕ И ОБСЛУЖИВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ

 

 

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» (ст. 1).

При этом «трудная жизненная ситуация» определяется как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.

Закон раскрывает также понятие «социальные услуги» как действия по оказанию помощи клиенту социальной службы, т. е. гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

С позиций законодателя субъектами социального обслуживания считаются граждане: не способные обслуживать себя в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью и не имеющие родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, а также лица, пострадавшие от стихийных бедствий, вооруженных и межэтнических конфликтов, радиационных и техногенных катастроф.

Основные виды социального обслуживания: социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж семей, детей и отдельных граждан, социальная адаптация и реабилитация граждан с асоциальным (девиантным) поведением, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, социальная помощь детям, оставшимся без попечения родителей, специальная помощь беженцам и вынужденным переселенцам.

Специальное законодательство определяет также условия и порядок предоставления социального обслуживания по каждой из указанных групп его субъектов.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан престарелого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. Раскрывает
права этих категорий лиц на социальное обслуживание. Так, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 г. предусматривает в качестве приоритета социальной политики государства в отношении инвалидов их реабилитацию как систему мероприятий, направленных на устранение или Возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости.

С этой целью законодатель закрепляет специальные виды социального обслуживания инвалидов: профессиональная подготовка, трудоустройство, обеспечение транспортными средствами и средствами передвижения, протезирование, создание городской инфраструктуры, приспособленной для их нормальной жизни.

Особенности социального обслуживания детей устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998. Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001 г. № 374 «О первоочередных мерах по улучшению положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» и др. При этом подчеркивается, что социальное обслуживание для них предоставляется в случае попадания в такую трудную жизненную ситуацию, которую они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью родителей (ст. 1).

Законодательство устанавливает специальные виды учреждений социального обслуживания для детей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Социальное обслуживание оказывается в таких учреждениях детям-сиротам, детям, отобранным у родителей по решению суда, детям, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено, детям одиноких матерей (отцов), детям безработных, беженцев, вынужденных переселенцев и детям из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства.

Особенности социального обслуживания беженцев и вынужденных переселенцев определены специальными законами. Так, Федеральным законом «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. (в ред. от 7 ноября 2000 г.) и Федеральным законом «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. устанавливаются специальные виды социального обслуживания для таких лиц (размещение в центрах временного проживания, трудоустройство, питание и т.д.).

Законодательством устанавливаются государственные стандарты социального обслуживания, в соответствии с которыми государство гарантирует предоставление социальных услуг в определенном объеме по каждому из установленных видов обслуживания.

Социальное обслуживание осуществляется бесплатно и на условиях ее оплаты. При этом социальной услугой (в прямом смысле этого слова) можно признать лишь такую из них, которая предоставляется бесплатно или на условиях частичной оплаты.

«Социальное обслуживание» представляет собой установленную в законе деятельность специальных организаций по предоставлению различного рода социальных услуг бесплатно или безэквивалентно в соответствии с установленными государственными стандартами по социальной адаптации и реабилитации для лиц, находящихся по не зависящим от них обстоятельствам в ситуации, нарушающей их жизнедеятельность и которую они не могут преодолеть самостоятельно (или с помощью лиц, обязанных по закону их содержать).

Законом выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан:

  • адресность;
  • доступность;
  • добровольность;
  • гуманность;
  • приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • конфиденциальность;
  • профилактическая направленность.

Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Однако независимо от форм собственности социальное обслуживание осуществляется в учреждениях следующих типов:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры психолого-педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • центры социальной помощи на дому;
  • дома ночного пребывания;
  • специальные дома для одиноких престарелых;
  • стационарные учреждения социального обслуживания;
  • геронтологические центры;
  • иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

    Законодательство о социальном обслуживании четко не выделяет его виды и формы. Так, ст. 16 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и -инвалидов» от 2 августа 1995 г. устанавливает следующие формы социального обслуживания: 1) социальное обслуживание на дому; 2) полустационарное социальное обслуживание; 3) стационарное социальное обслуживание; 4) срочное социальное обслуживание; 5) социально-консультативная помощь.

    Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. (гл. 2) закрепляет виды социального обслуживания: 1) материальная помощь; 2) социальная помощь на дому; 3) социальное обслуживание в стационарных учреждениях; 4) предоставление временного приюта; 5) организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; 6) консультативная помощь; 7) реабилитационные услуги.

    По характеру предоставляемых услуг социальное обслуживание следует подразделять на следующие виды: 1) стационарное обслуживание; 2) полустационарное обслуживание; 3) социальное обслуживание на дому; 4) социально-консультативная помощь; 5) реабилитационное обслуживание.

    Стационарное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи в специализированных учреждениях (вне дома) и включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечения ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

    Полустационарное обслуживание – вид социального обслуживания предполагает комбинирование обслуживания на дому и в специализированных учреждениях и нацелено на предоставление услуг социально-бытового, медицинского, культурного характера, организацию питания, отдыха, обеспечения участия граждан в посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.

    Надомное обслуживание включает в себя предоставление комплекса социальных услуг по месту жительства гражданина. На дому обычно предоставляются следующие виды социальных услуг: организация питания, включая доставку продуктов на дом: помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения; поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; помощь в организации юридической помощи и иных правовых услуг; содействие в организации ритуальных услуг; другие надомные социальные услуги.

    Социально-консультативная помощь – такое обслуживание оказывается клиентам социальных служб в форме консультаций по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

    Реабилитационные услуги включает в. себя реабилитационное обслуживание для специальных субъектов, нуждающихся в восстановлении утраченных прав и функций организма (инвалидов, детей, потерявших родителей, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, пострадавших от военных конфликтов и межэтнических отношений, от радиационных и техногенных катастроф).

    А. Реабилитация инвалидов – реабилитация инвалидов предусмотрена в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г., в Законе РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. Основой для этих законов послужила Конвенция № 159 МОТ «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов», ратифицированная Российской Федерацией 3 июня 1988 г.

    Реабилитационное обслуживание инвалидов включает в себя комплекс мероприятий, состоящий из социально-медицинских, профессиональных, психолого-педагогических, социально-правовых и иных услуг, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма; восстановление и компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. К ней следует отнести и такие услуги, как предоставление протезно-ортопедической помощи и обеспечение инвалидов транспортными средствами, закрепленными в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 27), а также в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    Б. Реабилитация детей – социальное обслуживание детей дошкольного и школьного возраста в детских учреждениях предусмотрено в Семейном кодексе Российской Федерации (гл. 21), Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. Указанные законодательные акты предусматривают оказание детям, потерявшим одного или обоих родителей, подвергшимся насилию в семье, различного рода помощи: социально-бытовой, психолого-педагогической, услуг по социальной адаптации и социальной реабилитации.

    Для детей-инвалидов дополнительно предусматриваются такие услуги, как протезно-ортопедическая помощь, выдача средств передвижения и т. д.

    В. Реабилитация лиц, попавших в чрезвычайную ситуацию – данный подвид социального обслуживания состоит из услуг, предоставляемых: беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, пострадавшим от межнациональных и межэтнических конфликтов; лицам, пострадавшим от военных конфликтов; лицам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.

    Социальное обслуживание беженцев и вынужденных переселенцев регулируется Федеральным законом –«О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 г. № 202-ФЗ; Федеральным законом «О беженцах» от 28 июня 1997 г. МЬ95-ФЗ; Постановлением Правительства РФ «О получении питания и пользовании коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами» от 7 июня 2001 г. №3448′; Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2000г. № 8452; приказом Миннаца РФ от 6 апреля 2001 г. № 293.

    Соответствующие комплексы услуг предоставляются и лицам, пострадавшим от военных конфликтов, от национальных и межэтнических отношений, от радиационных и техногенных катастроф.

    Внутри основных видов обслуживания существуют подвиды. Так, реабилитационное обслуживание делится па подвиды но субъектам обслуживания (инвалиды, дети, вынужденные переселенцы, беженцы). Соответственно каждый вид и подвид содержат в себе определенный комплекс услуг. Так, реабилитационное обслуживание инвалидов включает в себя услуги по их начальному обучению и трудоустройству; обеспечению транспортными средствами и средствами передвижения; услуги по протезированию, социально-бытовые услуги и т. д.

    К обеспечительным видам социального обслуживания можно отнести те, которые предназначены для обеспечения лиц, попавших под воздействие наступившего социального риска: стационарное, полустационарное обслуживание, обслуживание на дому: социально-консультативное обслуживание.

    Среди государственных учреждений социальное обслуживание оказывают:

  • государственные службы медико-социальной экспертизы (реабилитация инвалидов);
  • государственные образовательные учреждения (дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, предоставление им среднего общего и профессионального образования, обучение ребенка-инвалида на дому, профессиональное обучение инвалидов); органы социальной защиты населения (социально-бытовые, психолого-педагогические, социально-правовые услуги).

    Муниципальный сектор социального обслуживания – к муниципальным учреждениям, предоставляющим социальное обслуживание, относятся: муниципальные _системы здравоохранения (социально-медицинские услуги, социальная реабилитация); муниципальные центры социального обслуживания (различные виды социальной, помощи); муниципальные учебные заведения (обучение инвалидов, в том числе профессиональное).

    Стационарное социальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для инвалидов, психоневрологических интернатах и др.). Направляются в эти учреждения граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении. Кроме того, создана сеть специализированных учреждений для детей-инвалидов.

    В последние годы широкое распространение получили дома для престарелых, содержание в которых происходит на платной основе за счет самих престарелых или предприятий, на которых они трудились.

    В дома-интернаты принимаются граждане пенсионного возраста (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет), а также инвалиды I и II групп старше 18 лет при условии, если у них нет трудоспособных детей или родителей, обязанных но закону их содержать.

    В дома-интернаты для инвалидов принимаются только инвалиды I и II групп в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособных детей и родителей, обязанных по закону их содержать.

    В психоневрологический интернат принимаются лица, страдающие хроническими психическими заболеваниями, нуждающиеся в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, независимо от того, есть ли у них родственники, обязанные по закону их содержать, или нет.

    В стационарных учреждениях осуществляются не только уход и необходимая медицинская помощь, но и реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно трудового характера.

    В соответствии с федеральным Перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденным Постановлением Правительства РФ 25 ноября 1995 г. № 1151′, гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставляются:

  1. материально-бытовые услуги (предоставление жилой площади, организация реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания);
  2. услуги по организации питания, быта, досуга (горячее питание, в том числе диетическое, обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями, создание условий для проведения религиозных обрядов и т. д.);
  3. социально-медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание (бесплатная медицинская помощь, обеспечение ухода, содействие в проведении медико-социальной экспертизы, проведение реабилитационных мероприятий, оказание помощи в госпитализации, содействие в протезировании, обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях);
  4. организация получения образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей;
  5. услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией (создание условий для использования остаточных трудовых возможностей);
  6. правовые услуги;
  7. содействие в организации ритуальных услуг.

    Учреждения социального обслуживания оказывают помощь не только пожилым гражданам и инвалидам, но и детям-сиротам, а также активно работают над решением проблем детской безнадзорности, профилактики правонарушений среди подростков, «социального сиротства», социальной помощи лицам без определенного места жительства.

    В детский дом-интернат принимаются дети от 4 до 18 лет с аномалиями умственного или физического развития. При этом не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

    Полустационарное обслуживание – одной из разновидностей социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста являются полустационары, создаваемые в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

    В отделениях дневного (ночного) пребывания осуществляется социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.

    Полустационарное социальное обслуживание предусмотрено для лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению и не имеющих медицинских противопоказаний к зачислению на такое социальное обслуживание, а также детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

    Для лиц без определенного места жительства и занятий в системе органов социальной защиты создаются специальные учреждения пол у стационарного типа — дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации (Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 6701). В указанных учреждениях предоставляются:

  • ночлег;
  • талоны на одноразовое (один раз в сутки) бесплатное питание;
  • первая доврачебная помощь;
  • предметы личной гигиены, санитарная обработка;
  • направление на лечение;
  • содействие в обеспечении протезирования;    
  • оформление в дом-интернат;
  • оказание содействия в оформлении и перерасчете пенсии;
  • содействие в трудоустройстве, в оформлении документов, удостоверяющих личность;
  • содействие в получении страхового медицинского полиса;
  • оказание разносторонней помощи (консультации по юридическим вопросам, бытовые услуги и т. д.).

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором предусмотрены следующие виды образовательных учреждений для детей:

  • детский дом;
  • детский дом-школа;
  • школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении;
  • специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
  • специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

    Учредителями государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителями муниципального учреждения являются органы местного самоуправления.

    В специальные учреждения принимаются несовершеннолетние лица: оставшиеся без попечения родителей; нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи; испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами; подвергшиеся физическому или психологическому насилию; отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Основы социальной работы / Под ред. Басова Н. Ф. – М.: Академия, 2007.
  2. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа». — М.: ИНФРА-М, 2002.
  3. Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  4. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.–М.: ИНФРА-М, 2003.
  5. Теория и методика социальной работы/Под ред. П.Д. Павленка. — М.: ГАСБУ, 2003.
  6. Теория и методика социальной работы/Под ред. И.Г. Зайнышева. — Ч. 1, 2.- М.: МГСУ, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
x