Под ним понимается комплекс мероприятий реализованных в конструкции транспортных средств, направленных на смягчение тяжести последствий свершившегося дорожно-транспортного происшествия, особенно тяжести травм, получаемых водителем и пассажирами.
В момент столкновения, в случае, если водитель (пассажир) имеет свободу перемещения в салоне, он под действием сил инерции продолжает двигаться вперёд со скоростью, которую имел автомобиль в первоначальный момент. Удар тела человека о детали интерьера автомобиля происходит с этой же скоростью. Пространственно-временная модель развития событий, когда на скорости 80 км/ч автомобиль совершает наезд на какое-либо неподвижное препятствие, выглядит следующим образом:
— спустя 0,026 секунды после удара вдавливается бампер; сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля, останавливает его, тогда как его пассажиры, если они не пристёгнуты ремнями безопасности, продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч.
— спустя 0,039 секунды водитель движется вперёд на 15 см;
— спустя 0,044 секунды водитель грудной клеткой ломает руль;
— спустя 0,068 секунды он с силой в 9 тонн(!) ударяется о приборный щиток;
— спустя 0,092 секунды водитель и сидящий рядом с ним пассажир одновременно врезаются головой в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа;
— спустя 0,100 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад — он уже мёртв.
Проводимые в мире исследования в области пассивной безопасности автомобиля позволили выявить распределение количества травм по различным органам получаемых человеком в результате ДТП и распределение травмирования человека по элементам интерьера автомобиля.
Таблица 1. Распределение количества травм наносимых человеку в результате ДТП по основным элементам интерьера автомобиля
№ п/п |
Элемент конструкции салона автомобиля |
Количество травм, % |
|||||
Италия |
Германия |
США |
Россия |
Среднее значение |
|||
* |
** |
||||||
1. |
Ветровое стекло |
28 |
15,9 |
13,8 |
21,1 |
28,4 |
21,44 |
2. |
Рулевое управление |
3 |
14,6 |
26,6 |
45,6 |
— |
17,96 |
3. |
Щиток приборов |
19 |
19,4 |
22,3 |
13,4> |
38,4 |
22,5 |
4. |
Двери |
9 |
18,6 |
10,4 |
10,4 |
20,4 |
13,76 |
>5. |
Спинка сиденья |
11 |
6,0 |
3,0 |
1,0 |
3,6 |
4,92 |
6. |
Крыша |
2 |
4,5 |
4,2 |
5,2 |
4,0 |
3,98 |
7. |
Зеркало |
7 |
3,5 |
1,3 |
2,3 |
5,4 |
3,93 |
8. |
Боковая стойка |
7 |
— |
5,5 |
4,17 |
||
9. |
Детали пола |
— |
5,5 |
3,5 |
3,0 |
||
10. |
Боковое стекло |
1 |
— |
3,2 |
1,4 |
||
11. |
Рычаг КПП |
2 |
— |
— |
0,67 |
||
12. |
Педали |
4 |
— |
— |
1,33 |
||
13. |
Ручка дверей |
4 |
— |
— |
1,33 |
||
14. |
Центральная стойка кузова |
— |
— |
0,9 |
0,3 |
||
15. |
Задняя часть боковины кузова |
— |
— |
2,3 |
0,77 |
||
16. |
Подвижные предметы |
— |
1,0 |
3,1 |
1,37 |
||
17. |
Неизвестные причины |
— |
11,0 |
— |
3,67 |
* — данные для водителей
** — данные для пассажиров
Результаты исследований показывают, что отдельные части тела человека при ДТП травмируются неодинаково. Так наиболее часто травмируется голова — 65.5%, затем следуют травмы ног и рук — 10.9% и 8.1% соответственно. Аналогичные по характеру данные получены и в других странах мира, например, в Италии, США.
Согласно статистических данных итальянских, немецких и американских исследователей, среди элементов конструкции салона автомобиля наиболее травмоопасными для человека при ДТП являются ветровое стекло; рулевая колонка; щиток приборов; боковые двери; спинка сиденья; зеркало заднего вида; крыша; боковая стойка. При этом основная причина получения тяжёлых и смертельных травм — удары о передний щиток, рулевую колонку и ветровое стекло. С ударами о ветровое стекло связаны такие травмы как повреждение черепа, сотрясение мозга и т.п.
Одна из основных проблем обеспечения безопасности водителя и пассажиров при ДТП — уменьшение их перемещения при столкновении. Это можно обеспечить в том случае, когда водитель связан с автомобилем каким-либо удерживающим приспособлением. Одно из наиболее распространённых средств, которое выполняет данную функцию, — ремни безопасности. Общепризнанно, что ремни безопасности являются одним из простых, дешёвых и эффективных средств пассивной безопасности автомобиля.
Исследования эффективности использования ремней безопасности проводились во многих странах мира.
В Финляндии анализ шести с лишним миллионов ДТП, в которых участвовало около 12 млн. человек, показал, что при использовании ремней безопасности в сложных условиях смертельных исходов в 2 раза меньше. Для людей, выброшенных из автомобиля, вероятность погибнуть в 40-50 раз больше, чем для оставшихся в машине. В вестибюле страховой компании «Сампо» в городе Турку установлено устройство, моделирующее столкновение автомобилей на скорости 7 км/ч и показывающее пользу ремня безопасности. Все желающие убедиться в этом садятся в тележку, пристегиваются и совершают в тренажере путь в несколько метров. В конце пробега тележка резко тормозится. Ощущения при этом не особенно приятные, однако ущерба для здоровья нет. Зато каждый убеждается, как важен ремень безопасности.
В Польше статистика ДТП показала, что 80% водителей и пассажиров, которые пользовались ремнем безопасности, попав в ДТП, не получили никаких ранений.
Согласно исследованиям высшего института здравоохранения Италии, применение ремней безопасности в 21 стране способствовало сокращению числа ДТП с тяжелыми травмами и смертельным исходом на 60-80%, а с менее тяжелыми — на 40-60%. В самой Италии на дорогах ежегодно погибает в среднем более 10 тыс. человек, а свыше 180 тыс. получают ранения. В связи с этим многие подчеркивали необходимость введения обязательного пользования ремнем безопасности. Специалисты считают, что если бы применение ремней безопасности было всеобщим, то ежегодно спасали бы себе жизнь при ДТП 1900 человек. 150 тыс. не получали бы ранений.
Французские специалисты в области пассивной безопасности автомобиля установили, что в случае фронтального столкновения применение ремней безопасности в 9 раз снижает вероятность получения тяжёлых или смертельных ранений головы у пассажиров, находящихся на передних сиденьях. При изучении ряда ДТП были получены следующие результаты:
— из 300 пассажиров, пользовавшихся ремнём безопасности, только в одном случае был зафиксирован удар о ветровое стекло;
— из 643 пассажиров, не пользовавшихся ремнём безопасности, такого рода случае было отмечено 263.
В среднем процент смертности среди водителей, выброшенных из салона автомобиля, в 10 раз выше, чем у тех, кто пользовался безопасности и остался в салоне.
По расчетам Европейского совета безопасности транспорта (ЕТ5С), если бы в странах — членах Европейского союза 95% водителей и пассажиров транспортных средств применяли ремни безопасности, ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибало бы на 7 тыс. человек меньше.
В ходе эксперимента в Мичиганском университете (США) исследовано 104 автомобильные аварии, в которых погибло 136 человек. В результате были сделаны выводы:
— основных причин смерти пассажиров — четыре: выброс с сиденья, удары о рулевое управление, удары о дверь и о щиток приборов;
— в целом 50% жертв могли бы спастись, если бы пассажиры и водители были закреплены ремнями безопасности;
— из 136 пострадавших 38 человек были выброшены из автомобиля. Если бы они были пристёгнуты ремнями безопасности, то 18 из 28 выброшенных водителей и 6 из 10 пассажиров, располагавшихся на переднем сиденье, были бы спасены;
— 18 водителей было убито от удара о рулевое колесо и спицы, причём 16 водителей не сумели бы спастись даже в том случае, если бы были пристёгнуты ремнями безопасности. Рулевая колонка и рулевое колесо настолько выдвинулись в зону водителя, что шансы спастись сводились к минимуму;
— в 19 случаях смертельным для водителей и пассажиров явился удар о дверь кузова. И в данном случае предохранительный ремень безопасности мог дать только минимальную защиту, так как только 2 пассажира, размещавшихся на переднем сиденье, могли быть спасены при их применении;
— панель приборов явилась причиной смертельного исхода в 15 случаях (5 водителей и 10 пассажиров переднего сиденья). Как утверждают исследователи, большинство из них могло бы спастись, используя ремни безопасности.
Данные исследований в области пассивной безопасности автомобилей, проводимых во многих странах мира, ещё раз подтверждают тот факт, что ремни безопасности являются одним из простых, дешёвых и эффективных средств индивидуальной защиты водителей и пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях. Тем не менее, не смотря на неопровержимость статистических данных, не смотря на простоту в использовании, когда дело доходит до использования ремней безопасности во время движения, люди по разным причинам не всегда соблюдают собственную безопасность. Как показывают данные исследований во многих странах, водители и пассажиры пренебрегают использованием данного средства индивидуальной защиты.
В тех штатах США, где водитель может быть остановлен полицией за рассматриваемое нарушение — уровень применения ремней безопасности составляет в среднем 78%; а в штатах, где у полиции такого права нет — в среднем не многим более 60%.
В Литве ремнями безопасности пользуется менее 30% водителей и пассажиров. В России процент использования ремней колеблется в пределах 13-18%.
В настоящее время в Европе примерно 75% водителей и пассажиров на передних сиденьях автомобилей применяют ремни безопасности, причем этот показатель колеблется в пределах от 50% до 90% в зависимости от страны. Как правило, на автомагистралях люди чаще пристегиваются ремнями, чем на обычных дорогах в сельской местности и городах.
Ремень безопасности сам по себе не предотвращает ДТП, равно как и то, что не пристегнутый ремень не является его причиной. Действие ремня направлено на смягчение последствий свершившегося дорожно-транспортного происшествия, особенно тяжести травм, получаемых водителем и пассажирами. Вследствие этого, многие водители и пассажиры полагают, что использование ремня безопасности — это их личное дело. Однако, так как в случае с использованием ремней безопасности, на карту поставлено много жизней, — данную проблему необходимо считать не только индивидуальной проблемой пострадавшего в ДТП, но и социальной. Поэтому одним из самых эффективных и действенных способов решения этой проблемы (заставить водителя и пассажиров использовать ремни безопасности) является введение специального законодательства об обязательном их использовании. Законодательные нормы, обязывающие лиц, едущих в автомобилях, пользоваться ремнями безопасности, действуют уже длительное время во многих странах и приносят свои положительные результаты.
В Швейцарии введение в стране закона об обязательном применении ремней безопасности, ограничение скорости в городах до 50 км/ч и ряд других мероприятий, как считают специалисты, обеспечили сокращение ДТП в населенных пунктах и числа пострадавших в них. В частности, в Цюрихе за последние 15 лет Число ДТП снизилось на 33%.
В Канаде (провинция Онтарио) смертность в автомобильных авариях сократилась на 17 процентов после того, как там был принят закон об обязательном использовании ремней безопасности. Во Франции после принятия закона об обязательном применении ремней безопасности уровень смертности в автодорожных авариях снизился на 25 процентов.
Таблица 2. Время вступления в силу законов об обязательном применении ремней безопасности в некоторых странах
Страна |
На переднем сидень |
На заднем сиденье |
Франция |
1973 вне городов |
1990 |
Финляндия |
1975 без санкций |
1987 |
Швеция |
1975 |
1986 |
Бельгия |
1975 |
1991 |
Испания |
1975 вне населенных пунктов |
1992 |
Нидерланды |
1975 |
1992 |
Германия |
1976 без санкций |
1984 без санкций |
Дания |
1976 |
1990 |
Австрия |
1976 без санкций |
1984 |
Греция |
1979 |
не принят |
Ирландия |
1979 |
1993 |
Великобритания |
1983 |
1991 |
Италия |
1989 |
1990 |
В соответствии с дорожным законодательством неприменение ремней безопасности в большинстве государств признано административным правонарушением, совершение которого влечет ответственность водителя в виде штрафа.
Таблица 2 — Сводная таблица показателей
Страна |
Размер штрафа |
Ктяж. |
|
Национальная валюта |
USD* |
||
Великобритания |
До 500 фунтов стерлингов |
до 722 |
» 1,9 |
Израиль |
380 шекелей |
88 |
— |
США (штат Джорджия) |
15 долларов |
15 |
— |
Франция |
До 1 тыс. франков |
до 134 |
» 5,2 |
Германия |
80 марок |
— |
» 2,4 |
Швейцария |
60 франков |
36 |
» 3,5 |
Швеция |
300 крон |
28 |
» 3,7 |
Латвия |
До 3 лат |
до 4,75 |
» 14 |
Литва |
До 25 лит |
до 6,25 |
» 14 |
Россия |
500 рублей |
— |
» 14 |
Украина |
8,5-17 гривен |
1,6-,2 |
» 14 |
Беларусь |
0,2 МЗП |
1,27 |
» 20 |
В некоторых странах к ответственности привлекаются и пассажиры транспортных средств. Например, в Швеции санкции в виде штрафа указанного размера применяются и в отношении водителей, и в отношении пассажиров. В Израиле штраф в размере 190 шекелей взимается с сидящего на заднем сиденье пассажира, не пристегнувшего ремни безопасности. В отдельных странах только водитель несет ответственность за неприменение ремней пассажирами.
Не во всех европейских государствах полиция имеет право останавливать транспортное средство за неиспользование ремней безопасности. Аналогичная ситуация сложилась и в США. Только в 13 штатах полиция вправе остановить и наказать водителя за неприменение ремней безопасности. В остальных штатах основанием для остановки может служить лишь иное нарушение правил дорожного движения, при этом в случае не пристегнутых ремней безопасности составляется дополнительный протокол о нарушении.
На международном семинаре Европейского совета безопасности транспорта (ЕТ8С) «Стратегия надзорной деятельности полиции по снижению числа пострадавших в ДТП в Европе«, состоявшемся в 1999 г. В г. Брюссель (Бельгия) надзор за обязательным применением ремней безопасности водителями и пассажирами транспортных средств определен в качестве одного из наиболее важных направлений работы дорожной полиции. Довольно распространенной как в европейских, так и в североамериканских странах тактикой надзорной деятельности, получившей название «блиц-надзор», является проведение несколько раз в год специальных операций (интенсивное выявление нарушителей на дороге в течение 1-4 недель). Такая организация надзора признана эффективной и рекомендована для распространения. Непременное условие ее успеха — сопровождение мероприятий на дороге широкомасштабными пропагандистскими кампаниями с постоянным освещением в местных Средствах массовой информации результатов работы полиции по выявлению и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении дорожного законодательства. Уровень применяемости ремней безопасности автомобилистами резко повышается во время операций и сохраняется повышенным еще в течение некоторого времени после их окончания.
Ремни безопасности стали лучшим из когда-либо придуманных устройств защиты водителя и пассажиров. Разработанные в 50-х годах 20 века, они стали в обязательном порядке применяться с 1967 года. Вначале они мало использовались (только 20% в 1970), но опыт и законодательные меры расширили их применение до 70% в 1987 году.
Современные системы ремней безопасности имеют автоматические преднатяжители, которые при аварии выбирают провисания ремней, повышая защиту человека, и сохраняют место для раскрытия подушек безопасности. Важно знать, что хотя подушки безопасности и защищают от серьезных травм, ремни безопасности абсолютно необходимы для обеспечения полной безопасности водителя и пассажиров.
Исследования говорят, что более 50% водителей в возрасте до 25 лет не используют ремни безопасности на регулярной основе. В России эти цифры могут быть еще хуже, и не только в отношении молодых водителей. А между тем американская организация безопасности движения NHTSA на основании своих исследований сообщает, что использование ремней безопасности снижает риск смертельного исхода на 45-60% в зависимости от типа автомобиля.
C начала мая 2006 года в странах Евросоюза существенно ужесточены правила безопасности на автотранспорте. Теперь водители и пассажиры всех видов машин на территории ЕС обязаны ездить, пристегнувшись ремнями безопасности. Согласно требованиям нового закона, пристегиваться должны все пассажиры автомобилей любого тоннажа, оборудованные ремнями безопасности. Правила распространяются также на грузовики и микроавтобусы. Единственным исключением являются пассажирские, в том числе, международные автобусы. Ужесточаются и нормы перевозки детей, рост которых не превышает 1м 35 см. Для них теперь необходимо использовать специальные системы детских ремней или съемные детские кресла безопасности – в любом транспорте, кроме вышеупомянутых исключений. Ранее мая 2006 г. использование ремня безопасности являлось обязательным только на передних сидениях в автомобилях, вес которых не превышал 3 т. Пассажиры же автобусов с более чем девятью посадочными местами и коммерческого автотранспорта могли не пристегиваться вовсе.
Целью данного нововведения является, прежде всего, желание спасти жизни многих людей. Директива входит в комплекс мер, которые европейские власти намерены предпринять, чтобы выполнить ранее поставленную цель: уменьшить число смертей на дорогах вдвое к 2010 году по сравнению с 2001-м, когда в дорожно-транспортных происшествиях в странах ЕС погибли 50 тыс человек. По мнению экспертов Евросоюза, соблюдение нового закона поможет достичь этой цели — к 2010 г количество жертв ДТП должно сократиться как минимум до 25 тыс человек в год. Списки погибших в автомобильных авариях в странах ЕС и так ежегодно уменьшаются – в 2005 г в авариях на дорогах Европы погибли 41 тыс человек, в 2008 году — менее 32 тыс. руб.
В России же дело с ремнями безопасности обстоит несколько иначе. В России в Правилах дорожного движения положение об обязательном пристегивании водителя и пассажиров ремнями безопасности перед началом движения во всех легковых автомобилей было введено с 1 апреля 1975 г.
Действующие российские ПДД предусматривают обязательное «пристегивание» всех пассажиров – там, где комплектация автомобиля позволяет сделать это. Однако, половина российского автопарка – это транспортные средства со сроком эксплуатации более 10 лет и далеко не все оборудованы ремнями безопасности. Глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что ужесточить требования, предъявляемые к «пристегиванию», необходимо и на территории России. По его словам, в нашей стране до сих пор не удалось добиться, чтобы водители и пассажиры пристегивались ремнями безопасности. «Россия отстала от нас как минимум на 30 лет в плане ответственности за соблюдение элементарных норм безопасности за рулем». Российские водители считают, что ремни бесполезны, и иногда могут лишь усугубить тяжесть последствий аварии. Между тем, эксперты давно утверждают, что пренебрежение этой мерой серьезно усугубляет тяжесть последствий ДТП. Например, подушки безопасности срабатывают только при пристегнутом ремне, и статистика показывает, что пристегнутые водители и пассажиры несравненно чаще остаются в живых.
Власти уже неоднократно предлагали ужесточить наказание за непристегнутые ремни безопасности. Однако для того, чтобы заставить водителя раскошелиться, необходимо застигнуть его на «месте преступления». А останавливать каждую машину для осмотра на предмет использования водителем и пассажирами ремней безопасности ни одному ГИБДД не под силу. Сами же автовладельцы вряд ли проникнутся идеей о необходимости использования данной меры. Гражданская сознательность в российском обществе находится в зачаточном состоянии, и главной мерой воздействия на водителей до сих пор остается нахождение в зоне видимости патрульной машины или инспектора с полосатой палочкой.
Почему же российские водители не пристегиваются, несмотря на высокий риск смертности?
Раскрытая подушка безопасности останавливает непроизвольное движение головы и предотвращает удар о торпеду, рулевое колесо или лобовое стекло. Начиная с 1998 года все продаваемые в США автомобили обязательно имеют две подушки безопасности (для водителя и переднего пассажира). По сведениям американской организации NHTSA использование подушек безопасности снижает риск смертельного исхода при аварии на 30-35% в зависимости от типа автомобиля.
Во время столкновения ремни и подушки безопасности работают совместно. Комбинация их работы на 75% более эффективна в предотвращении серьезных травм головы и на 66% более эффективна в предотвращении травм грудной клетки.
Итак, при фронтальном ударе зад автомобиля подбрасывает вверх, вы увидите это, если просмотрите любой видео-ролик ДТП или крэш-теста. Именно то же самое происходит с телом человеком, и для того, чтобы этого не происходило, создана поясная лямка ремня.
Часто проблема небезопастности дорожного движения подаётся через драматичные, а порой и вовсе шокирующие формы, что, в принципе, вполне объяснимо в ситуации, когда цена беспечности и невнимательности на дороге — человеческая жизнь.
Основные задачи социальной рекламы по безопасности дорожного движения – донести до участников дорожного движения адекватное понимание возможных причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, привлечь население к деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, сформировать у общества значимые стереотипы транспортной культуры и повысить правосознание граждан.
Прежде всего, необходимо менять стереотипы у водителей. Имеется в виду отношение к обязательному использованию ремней безопасности. Доля владельцев транспорта, которые в России пристегиваются ремнями безопасности, до смешного мала, а о пассажирах вообще говорить не приходится. Хотя на сегодня это самое простое, дешевое и эффективное средство безопасности.
14 октября 2008 года в Париже состоялось награждение номинантов Второго Всемирного Фестиваля фильмов по безопасности дорожного движения (Global Road Safety Film Awards). Российский ролик «Пристегни ремень!» победил в номинации «Коммуникации и кампании». В Фестивале приняли участия представители более чем из 30 стран из всех регионов мира.
Фестиваль Global Road Safety Film Awards продюсируется организацией LASER EUROPE, лично курируется Принцем Майклом Кентским и проводится под эгидой Всемирной Организации Здравоохранения и Экономической комиссии ООН для Европы (UNECE).
«Пристегни ремень!» снят в этом году в числе пяти новых роликов кампании за безопасность движения в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Инициатором и идейным вдохновителем кампании стал начальник Департамента ОБДД МВД России — главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов. Он лично принимал участие в разработке и утверждении сценариев роликов. Предварительно вместе с агентством-разработчиком был основательно изучен богатый опыт зарубежной социальной рекламы в сфере безопасности движения.
Производство роликов финансировал Российский Союз Автостраховщиков. Автором является агентство «Естественно», которое входит в группу Media Arts Group. «Мы уже более двух лет сотрудничаем с Госавтоинспекцией, — рассказывает Наталья Агре, генеральный директор агентства «Естественно», — снято в общей сложности восемь роликов, каждый из которых направлен на решение конкретной задачи. Ролик «Пристегни ремень!» наиболее наглядно демонстрирует необходимость использования ремней безопасности. Интернациональное жюри оценило идею, которая очень красноречиво объясняет необходимость использования ремня безопасности.
Для участия в фестивале Global Road Safety Film Awards принимаются фильмы из всех стран мира, направленные на безопасность дорожного движения. Продолжительность фильмов может составлять от 30 секунд до 10 минут. В этом году оценивался целый ряд номинаций: репортажи, коммуникации и кампании, образование в сфере безопасности дорожного движения, тренинговые фильмы по вождению, инновации в сфере обеспечения безопасности. Международное жюри оценивает работы по следующим критериям: доходчивость сообщения, соответствие целевой аудитории, оригинальность сценария, техническое исполнение.
В 2005 году Ассамблея Организации Объединенных Наций выпустила резолюцию по усовершенствованию системы безопасности дорожного движения в мире, призывающую Национальные структуры безопасности дорожного движения и Организацию Всемирного Здравоохранения организовать Всемирную Неделю безопасности дорожного движения как платформы для увеличения активности и повышения осведомленности в сфере безопасности движения как во всемирном, так и в национальном и локальном масштабах.
Первая Неделя безопасности прошла в апреле 2007 года во Дворце Наций в Женеве, Швейцария. Темой первой Недели безопасности на дорогах стали юные участники дорожного движения, включая молодых водителей, так как именно они очень часто становятся виновниками ДТП. Тогда же была организована Всемирная Молодежная Ассамблея безопасности на дорогах, включающая представительства от всех регионов мира. Именно в рамках этой Ассамблеи и был организован регулярный смотр лучших фильмов по безопасности дорожного движения — Global Road Safety Film Award.
Летом 2008 года на экраны России вышла социальная реклама о безопасности дорожного движения. Рекламные ролики сняты в поддержку реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» при содействии Госавтоинспекции и финансовой поддержке Российского Союза Автостраховщиков. Новые ролики стали частью уже третьей социальной кампании, созданной агентством «Естественно» по заказу Госавтоинспекции. В предыдущих кампаниях было задействовано три ролика, два из которых – «Пристегнись» и «Везучий» — вызвали активные дискуссии, так как стали первыми отечественными социальными роликами, с документальной точностью демонстрирующими печальные последствия человеческих пороков.
Перед разработкой новой кампании агентство «Естественно» провело тщательное исследование результатов предыдущей. Наиболее красноречивыми результатами эффективности проводимой пропагандистской кампании являются данные статистики ГИБДД, сообщает «AdMe.ru». В пяти городах – Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Екатеринбурге – в которых кампания проходила в полном объеме, то есть на кабельном телевидении и в кинотеатрах, показатель количества раненных и погибших в расчете на одно ДТП снизился на 10—15% больше, чем в среднем по стране. На этот показатель, прежде всего, влияет использование ремней безопасности, то есть именно тот аспект, на который была направлена кампания.
Первые данные измерялись еще до увеличения штрафных санкций за нарушении ПДД. В совокупности же с административными мерами результаты социальной кампании превысили даже запланированные в Целевой программе показатели. За первые 7 месяцев 2008 года гибель людей на дорогах сократилась более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
И хотя руководство Госавтоинспекции отмечает значимость всего комплекса мер, заказчики социальной рекламы решили не снижать активности в деле пропаганды. «Если для того, чтобы остановить вал смертей на дорогах, нужно разбудить сильные эмоции, значит это надо сделать, — говорит генерал-лейтенант Внутренних сил Главный Государственный инспектор Безопасности Дорожного Движения Российской Федерации Виктор Кирьянов, — Я сам ознакомился с зарубежным опытом таких кампаний и не считаю, что в России мы сможем добиться существенных успехов одними только мягкими уговорами».
13 июня 2009 года стартовал первый этап первой социальной рекламной кампании «Пристегнись или пристегнут вас!» по безопасности движения на дороге в России. Проект был полностью реализован креативным агентством Yes Taste Win Now, входящим в Media Arts Group, при поддержке ГИБДД, Российского Союза Автостраховщиков и Российской Автомобильной Ассоциации. Шокирующий, жесткий, страшный – такими были главные эпитеты, которые ему сразу же присвоила аудитория. Однако с тем, что именно таким, эмоциональным и отрезвляющим, должен быть посыл, способный остановить беспредел на дорогах, согласились все участники дискуссии. Сюжет видеоролика посвящен тем, кто пренебрег ремнями безопасности: «Пристегнись, или пристегнут Вас» – эти слова звучат рефреном в тот момент, когда медики закрепляют на носилках пластиковые мешки с останками погибших в автокатастрофе.
Компания, которая продлилась в течение двух месяцев, пройдет в кинотеатрах и на кабельных каналах телевиденья. Он также должен появился и в социальном блоке федеральных каналов. Кроме того были использованы различные POS-материалы: листовки, плакаты, открытки, буклеты, которые будут использоваться во время BTL- мероприятий в июле и августе. Акции в поддержку использования ремней безопасности пройдут на дорогах, крупных парковках и стоянках автотранспорта, в детских учреждениях
Эффектные картинки не играют роли сами по себе. Они отлично выделяются, их замечают в рекламном «шуме», но они не продают нужную идею. Если речь идет о сознательном изменении поведения людей — отказе от курения и употребления наркотиков, обязательном использовании ремней безопасности в машинах и так далее, необходимо построение целостной креативной стратегии. Она должна включать в себя как негативные, так и положительные мотиваторы — демонстрацию результатов того поведения, которого хотят добиться от людей. Одной лишь «чернухой» обходиться нельзя — включаются подсознательные механизмы защиты психики (какой человек даже в мыслях допустит, что он, например, водит машину опасно для себя и окружающих): «все так ездят», «со мной это не случится», «вон сколько людей курит — и ничего». Отличный образец — сделанный «на коленке» фильм Requiem for a biker (ссылки на него появились практически на всех мотофорумах российской части Интернета). Очень жесткие документальные видео- и фотокадры десятков мотоаварий, сопровождаемые великолепной песней Джонни Кэша. Фильм сделан как идеальное пособие по социальной рекламе. Он не навязывает свою точку зрения. Он демонстрирует реальные ситуации и шокирующий, катастрофический вред, к которому может привести безалаберность на дороге. Причем как со стороны мотоциклистов, так и со стороны водителей автомобилей. Но самое главное — в конце фильма мотоциклист избегает страшнейших аварий только за счет соблюдения правил дорожного движения, а также благодаря собственной внимательности и предусмотрительности.
Как бы цинично это ни звучало, в некоторых случаях при разработке социальной рекламы имеет смысл расширить границы целевой аудитории. Ведь «медиавес», необходимый для того, чтобы убедить человека, никогда не считавшего нужным пристегиваться ремнем безопасности, наконец-то начать это делать, будет на порядок выше затрат на то, чтобы другой водитель (который пристегивается иногда, «под настроение») стал пользоваться ремнем постоянно. С точки зрения максимизации ROI рекламы, направленной против никотиновой, алкогольной и наркозависимости, гораздо эффективнее обращаться к тем, кто еще не начал «употреблять», — для того чтобы поддержать их уверенность в правильном выборе. Если мы обращаемся к молодежной аудитории (как это происходит в большинстве медицинских социальных кампаний), то крайне важно учитывать, что эта аудитория противится любым попыткам жесткого диктата. Бесполезно говорить с теми, кому еще нет 20, о том, что после 50 их ждет рак легких в случае активного курения с ранних лет. Их может затронуть только то, что относится к «здесь и сейчас»: неодобрение со стороны своей группы общения, несвежесть дыхания, желтые пальцы. Вот что надо продавать — ярко, современно, динамично. А не «сигарета душит тебя».
Нет разницы между социальной и обычной рекламой. Они обе должны быть релевантными целевой аудитории, создавать ясную и логичную коммуникацию, отличаться высоким уровнем исполнения и соответствовать требованиям заказчика. К сожалению, социальная реклама в России удовлетворяет пока только последнему критерию.
Список литературы
-
ГОСТ Р 41.16-2005 Единообразные предписания, касающиеся: I. Ремней безопасности и удерживающих систем для пассажиров и водителей механических транспортных средств; II. Транспортных средств, оснащенных ремнями безопасности
-
ГИБДД запускает новый цикл социальной рекламы // www.adme.ru/
-
Европейцев заставили пристегивать ремни безопасности даже в автобусе, дойдет ли очередь до России: Агентство экономической информации «Прайм-Тасс» // https://www.prime-tass.ru/
-
Митько В. Социальная реклама в России соответствует пока лишь пожеланиям заказчика, а не канонам самой рекламы // SamrtMoney-Ведомости. 2007. № 12(53).
-
Ремни безопасности – как средство снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий // https://www.auto-instructors.ru/need/strap/125.html
-
Отечественная рекламная кампания по безопасности дорожного движения признана лучшей в мире…: Официальный сайт ГИБД РФ //https://www.gibdd.ru/news/main/?20081021_rolik