Ритмопедагогические установки Н.Г. Александровой в работе с актерами и режиссерами

Оцените статью

081514 1038 1 Ритмопедагогические установки Н.Г. Александровой в работе с актерами и режиссерами Не менее интересной и поучительной представляется педагогическая деятельность Н.Г. Александровой в театральных учебных заведениях.

На начальном этапе обучения актерской профессии был введен курс ритмики, сориентированный на развитие профессиональных качеств студентов. Задача педагога-ритмиста состояла в том, чтобы на основе музыки и движения развить сценическую ритмичность. На важность ощущения сценического ритма указывал К.С. Станиславский. Он отмечал, что способность к творчеству возможная лишь при правильном ощущении ритма пьесы, ритма спектакля, ритма роли. Эти мысли нашли отражение в программе для театральных Вузов страны, составленной Александровой и ее коллегами. «Для развития актера чрезвычайно важно развитие особой ритмической устойчивости и абсолютного чувства метра и темпа, потому что в работе над ролью ему постоянно приходиться руководствоваться только своим ритмическим чувством для нахождения и сохранения верного ритма».1

В понятие «чувство ритма актера» входили такие его слагаемые, как способность к ощущению времени, пространства, веса, объема движений. Музыкальный ритм рассматривался Александровой «как способ организации движения в данных пространственных условиях, а движения как возможность наиболее рационального развития элементов чувства ритма, т.е. ощущения времени, пространства, веса, объема мускульной энергии».2

Эти целевые установки позволяли Александровой и ее коллегам добиваться работе с актерами оправданности в движениях, что максимально приближало ритмику к специальным дисциплинам актерского курса. Более того, некоторые вопросы подготовки актера рассматривались как специальными предметами, так и ритмикой. Однако ритмика не повторяла и не заменяла собой предметы воспитания актера, она лишь органично дополняла их.

Методы работы Н.Г. Александровой и режиссера были высоко оценены ведущими театральными педагогами того времени,. Ритмика была введена в программы обучения актеров и режиссеров МХАТа, ГИТИСа, театра Мейерхольда, малого театра.1 Кроме Н.Г. Александровой в разработке курса ритмики принимали участие: В.А. Гринер (театральное училище им. Щукина2), Н.А. Румер (член ученого совета Наркомпроса РСФСР), Н.П. Збруева (преподаватель ритмики в ГИТИСе), Н.В. Романова (ректор Ленинградского института ритмического воспитания), Е.В. Конорова (преподаватель театральной студии при камерном театре) и др.

В архиве Н.Г. Александровой сохранились многочисленные программы занятий с актерами и режиссерами. Не взирая на то, что многие моменты существующих программ едины в свое направленности и содержательности все же мы решили привести несколько программ для сравнительного анализа. Кроме того, интерес вызывает и расположение материала каждой программы, которая по-своему раскрывает смысл ритмопедагогики на разных уровнях высшего, среднего и низшего звена образовательной системы. Возможно, эти особенности будут необходимы педагогам и сегодня занимающимся по данной системе.

Первой мы публикуем практически без каких-либо редакторских изменений программу по курсу «Ритмика для актерских и режиссерских факультетов театрального искусства и театральных училищ».

Программе непосредственно предшествует пояснительная записка помогающая объяснить суть ритмопедагогики, далее идут методические пояснения к программе и непосредственно характеристики трех основных разделов, объединяющих ритмические упражнения, организующие упражнения и упражнения, развивающие музыкально-ритмические навыки в работе актера.

Распределение тем всех разделов несколько иное, чем в других программах, но по сути все темы, предлагаемых программ в том или ином варианте едины по своей ритмопедагогической направленности.

Особенность программы курса музыкально-ритмического воспитания для театральных училищ отличает большая акцентуация на профессиональную заданность актера. Достоянием программы являются методические указания по планированию работы и непосредственно сам метод работы с обучаемыми– концентрический.. Помимо этого программа позволяет обратиться к конкретными примерам сочетания музыки и сценического движения, что чрезвычайно важно. Вместе с тем даются отдельные методические указания о подборе музыкальных произведений и предлагаются варианты музыкальных сценических упражнений с конкретными примерами из музыкальной литературы.

Программа занятий ритмопедагогикой в театральных школах привлекает внимание начинающих заниматься по этой методике в соответствии с основами дисциплины, изложенными в программе предельно полно. Весь материал программы логически распределен в соответствии с музыкальной и сценической заданностью, охарактеризованы условия и методика занятий ритмопедагогикой в театральных школах.

Таким образом, все три предлагаемые программы публикуются нами в названной последовательности.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
x