Миграционная политика Российской Федерации

Оцените статью

083014 0224 1 Миграционная политика Российской ФедерацииПо классификации, составленной в 1994 году совместно Международной Организацией Труда, Международной Организаций по Миграции и Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, Россия характеризуется одновременно как страна эмиграции и иммиграции. Причем, по отношению к ближнему зарубежью Россию можно отнести к стране иммиграции, а если ориентироваться на дальнее зарубежье, то Россия выступает в качестве страны эмиграции. Согласно официальной статистике, в настоящий момент, масштабы притока трудовых ресурсов в Россию намного более значимы, чем показатели внешней трудовой миграции собственно россиян, которые в большинстве своем стремятся выехать за границу на постоянное место жительства, либо занимаются там нелегальной трудовой деятельностью, и поэтому, не попадают в поле зрения статистиков.

В общем виде, все иммигранты, направляющиеся в Россию, подразделяются на три основных потока: экономические мигранты, ищущие в России заработков и работы; политические иммигранты — беженцы и лица, ищущие убежища в России; транзитные мигранты — для которых Россия — перевалочный пункт на пути в развитые западные страны. Предметом исследования настоящей работы является изучение внешней трудовой миграции населения, информация о которой доступна благодаря данным организаций, получивших лицензию на деятельность, связанную с трудоустройством российских граждан за границей, или заключивших договоры подряда с иностранными юридическими лицами.

Развитие официальной внешней трудовой миграции обусловлено, несколькими причинами. Во-первых, несмотря на относительно высокий уровень безработицы в РФ, в отдельных регионах и отраслях существуют рабочие места малопривлекательные для местного населения. Во-вторых, растет число предприятий с участием иностранного капитала. Число действующих организаций в 2005 году составило -12 418, а в 2006 году 13229, в 2010 году – более 20000 Если оборот организаций в 2006 году составил 13578,7 млрд. руб., то в 2011 г. их оборот превысил 25500 млрд.руб. В-третьих, сохраняется практика деятельности иностранных компаний на территории России в форме реализации ими договоров подряда.

Очевидно, что доля российских организаций, работающих на международном рынке труда легально, составляет очень небольшую пропорцию. Более того, к трудовым мигрантам следует относить также иностранных работников, работающих не по найму, а также коммерческих мигрантов (мелкие торговцы, «челноки»), статистическая информации о которых отсутствует. Поэтому в дальнейшем, рассматривая масштабы вовлечения России во внешнюю трудовую миграцию, нам придется, в том числе, опираться и на данные о численности экономических мигрантов, в том числе и тех, кто изменил место своего постоянного жительства.

Распад Советского Союза создал новую миграционную ситуацию на постсоветском пространстве, прежде всего в регионе Содружества независимых государств (СНГ). Несмотря на быстрое становление новых государств и сложные межгосударственные отношения, миграционное пространство бывшей страны для значительной части ее населения остается общим. Пересечение границ стран СНГ за редким исключением не требует визы. Основная часть внешних по отношению к каждой стране миграционных перемещений осуществляется внутри региона. Этому способствуют семейные и культурные связи между населениями новых стран, общие системы транспорта и коммуникаций, наличие общего языка общения (русского языка), похожие образовательные системы, взаимодополняемость рынков труда, схожие ментальности и поведенческие черты. Вместе с тем сложное историческое наследие, разные стартовые возможности, различия государственного устройства, политические курсы и геополитические ситуации каждой из стран обусловливают дезинтеграционные процессы в СНГ. Некоторые новые страны пытаются самостоятельно встраиваться в мировой порядок, в том числе в систему международной миграции, обнаруживая при этом много схожих черт. Одна из таких общих черт — это разрыв между устремлениями правящих элит выстроить свои политические ориентации в одном направлении и направленность миграционных процессов под воздействием выбора миллионов участников миграции. Для России это проявилось, прежде всего, в том, что политики стран нового зарубежья проводили курс на дистанцирование от России, а миграция из этих стран шла, прежде всего, в Россию.

Последствия безразличия к бывшим согражданам преодолеваются медленно, так как наталкиваются на новое отчуждение между жителями стран бывшего СССР, недружелюбное отношение к ми-грантам, мелочную финансовую расчетливость новых государств и стремление работодателя недоплатить за выполняемый труд. Чем дальше дистанция от СССР, тем труднее его бывшим гражданам при приезде получить гражданство принимающей страны и подтвердить свои трудовые и имущественные права, так как законодательства новых стран все дальше расходятся друг от друга.

После распада СССР за пределами России оказалось 25 миллионов русских и несколько миллионов: представителей других коренных народов РФ: Распад, Советского Союза привел к разрушению сложившихся к тому моменту между союзными республиками не только политических, но и экономических связей (в том числе и общего рынка труда). Это в совокупности с переходом республик на рыночную систему хозяйствования крайне негативно повлияло на социально-экономическую и политическую обстановку. Резко упал жизненный: уровень, подавляющей части населения, вынуждая людей покидать насиженные места и отправляться за границу в поисках работы. Не только у русскоязычных жителей, проживающих: в республиках бывшего СССР, но и у абсолютного большинства коренного населения, возникло чувство неуверенности в завтрашнем дне, что привело к оттоку этнических русских на историческую родину.

Миллионы бывших соотечественников; ставших для; республик, некогда входивших в СССР, иностранцами или лицами без гражданства, сменили место постоянного жительства и уехали в другие государства: бывшего Союза, в основном в Россию. За период с 1991-го по 2010 гг., только по данным официальной: статистики в Россию приехали на постоянное жительство 10,6 миллионов человек, а объем миграционного прироста составил около 7 млн. человек. В условиях демографического кризиса и естественной убыли населения миграция стала основным; источником пополнения трудовых ресурсов и фактором компенсации демографических потерь, составивших за тот же период более 15 миллионов человек.

Вопреки распространенным представлениям, общие объемы переселений между странами СНГ после распада СССР сократились по причине системного кризиса новых государств и сужения возможностей для легитимной миграции.

В таблице 3.8 приведен динамика международной иммиграции и эмиграции в России за период с 2000 до 2010 гг.

Как видим, за анализируемый период объем иммиграции в Российскую Федерацию снизилась на 154621 чел (снижение составила 46,36%), в том числе из стран СНГ, количество иммигрантов составило 171940 чел. в 2010 г., что на 154621 чел. меньше показателя 2000 г., снизившись на 47,35%. В Российскую Федерации также иммигрируют и жители (граждане) из стран дальнего зарубежья, число которых также снизилось на 13053 чел. (снижение составило 39,83%). Аналогичная динамика отмечается и по количеству эмигрирующих из России в зарубежные страны. Если в 2000 г. количество выбывших из Российской Федерации составляло 80510 чел., то в 2010 г. их величина равна 33578 человек. В целом количество эмигрирующих из России сократилось на 112142 чел. (на 66,96%). В страны СНГ эмигрировало 25542 чел. в 2010 г., что на 59304 чел. в 2010 г., что на 73,66%, в страны дальнего зарубежья в 2000 г. выехало 65210 чел., в 2010 г. количество эмигрантов в страны дальнего зарубежья составило 12372 чел. (сокращение эмиграции в дальние зарубежные страны составило 52838 чел. или на 80,13%).

Сравнив величину прибывших и выбывших за анализируемый период, отметим следующее. В 2000 – 2010 гг. отмечалось превышение иммиграции над эмиграцией, которое составило 213610 чел. в 2000 г. и 242106 чел. в 2010 г. При этом иммиграция из стран СНГ превышало эмиграцию в страны СНГ на протяжении всего анализируемого десятилетнего периода

В то время, в период 2000 – 2006 гг. число эмигрантов в страны дальнего зарубежья превышало число иммигрантов из этих стран в Россию.

Уже начиная с 2007 г. данная динамика изменилась и в период с 2007 по 2010 г. Отмечается превышение иммиграции в Россию из стран дальнего зарубежья над эмиграцией в них: на 7392 чел. в 2007 г., 6478 чел. в 2009 г., 6280 чел. в 2009 г., 7344 чел. в 2010 г.
Для более глубокого анализа динамики международной иммиграции и эмиграции в Российской Федерации за период с 2000 по 2010 гг. проведем анализ структуры ее, составив таблице 3.9, из которой видно, что в структуре иммиграции и в структуре эмигрантов отмечается наибольший удельный вес стран СНГ. В структуре иммиграции отмечается наибольший удельный вес иммигрантов, прибывающих из стран СНГ, удельный вес которых равен 90,88% в 2000 г., 92,03% в 2005 г., 91,67% в 2006 г., 91,75% в 2007 г., 92,74% в 2008 г., 93,42% в 2009 г. и 89,71% в отчетном 2010 г. При этом отмечается снижение доли иммигрантов из СНГ в России на 1,17% и увеличение доли иммигрантов из дальнего зарубежья на 1,17%.

Проанализировав структуру эмиграции из Российской Федерации, отметим, что отмечается более высокая доля эмигрантов в страны СНГ, доля которых составила 55,25% в 2000 г., 50,74% в 2005 г., 64,13% в 2006 г., 65,36% в 2007 г., 64,65% в 2008 г., 62,62% в 2009 г. и 63,15% в 2010 г. Увеличение доли эмигрантов в страны СНГ составило 7,90%, соответственно, снизилась доля эмигрантов в страны дальнего зарубежья на 7,90%.

В 2010 г. среди стран СНГ наиболее привлекательны были для выезжающих – Казахстан (34,6%), Украина (29,6%), Беларусь (13,7%), Азербайджан (5,2%), Узбекистан (3,9%).

Среди страны дальнего зарубежья наиболее привлекательными в 2010 г. стали: Германия 30,1%, США (11,8%), Израиль (7,7%) – эти страны входят в тройку наиболее популярных стран для эмиграции из России на протяжении последних двадцати лет, при этом Германия стабильно занимает первое местое. Четвертое и пятое место – на протяжении последних двадцати лет занимали четыре страны: Австралия, Греция, Канада и Финляндия, но последние 10 лет Финляндия занимает четвертое место (4,2% в 2010 г.) и Канада – пятое место (4,1% в 2010 г.).<

Комментирование закрыто.

Вверх страницы