НКВД СССР

Оцените статью

093014 1526 1 НКВД СССР В целях объединения усилий и централизованного руководства в масштабах страны деятельностью органов, занимающихся охраной общественного порядка, защитой государственных границ, пожарной охраной, картографией, переселенческим делом, исправительно-трудовыми учреждениями, паспортной системой, записью актов гражданского состояния и др., постановлением ЦИК СССР был создан Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). Этот союзно-республиканский наркомат включил в себя ОГПУ в качестве одного из структурных подразделений, которое после реорганизации стало называться Главным Управлением государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР. Основу ГУГБ составили: 1-е Главное управление (внешняя разведка), 2-е Главное управление (контрразведка), 3-е управление (секретно-политическое). Главное экономическое управление, Главное транспортное управление, Управление особых отделов и др.

НКВД СССР также включал в себя Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУМ), Главное управление пограничной и внутренней охраны, пожарную охрану, Главное управление лагерей (ГУЛАГ), Управление особого строительства. Главное управление государственной съемки и картографии. Главное управление мер и весов. Главное управление строительства шоссейных и железных дорог (ГУУШОСДОР и ГУЛЖДС), главное управление строительства аэродромов и др.

Именно в 30-е годы ХХ столетия НКВД СССР превратилось в один из самых жестоких инструментов сталинских репрессий, которые явились проявлением авторитарной власти И. Сталина, пришедшего к власти после смерти В.И. Ленина в 1924 году и который задал резкий, непримиримый тон критике своих политических противников.

С образованием НКВД в его составе начал действовать орган внесудебной расправы — Особое Совещание при наркоме внутренних дел, которому предоставлялось право выносить приговоры о заключении в исправительно-трудовые учреждения, ссылке или высылке на срок до 5 лет, или выдворению за пределы СССР лиц, признаваемых «общественно опасными».

27 мая 1935 г. приказом НКВД СССР в республиках, краях и областях были организованы «тройки» НКВД, в состав которых входили начальник Управления НКВД, начальник Управления милиции и областной прокурор. «Тройки» принимали решения о высылке, ссылке или заключении в лагерь сроком до 5 лет.

Дела в отношении лиц, обвиняемых в контрреволюционных преступлениях, органы внесудебной расправы рассматривали по четырем спискам. В 1-й список входили ответственные партийные и советские работники, во 2-й — военнослужащие Красной Армии и Военно-Морского Флота, в 3-й — работники НКВД и в 4-й — родственники репрессированных «врагов народа».

Репрессии продолжались вплоть до начала Второй мировой войны в 1939 году, и начала Великой Отечественной, нанеся непоправимый урон обществу, армии, ухудшили экономическую ситуацию в стране.

Накануне войны была проведена очередная реорганизация силовых ведомств. В специальном постановлении Политбюро ЦК ВКП/б от 3 февраля 1941 г. разъяснялось, что изменения осуществляются «в целях максимального улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и возросшим объемом работы, проводимой Народным комиссариатом внутренних дел СССР». В этот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР НКВД был разделен на два наркомата — Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР) и Народный комиссариат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР)7′. Таким образом ведомство, обеспечивающее государственную безопасность страны, вновь обрело самостоятельность. К числу основных направлений деятельности НКГБ СССР были отнесены:

— осуществление разведывательной работы за границей;

— ведение борьбы со шпионажем, диверсионной, террористической и иной деятельностью иностранных разведок внутри СССР;

— оперативная разработка и ликвидация остатков всяких антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоев населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи и др.;

— обеспечение охраны партийно-советского руководства.

В республиках, областях и краях центральное ведомство опиралось на наркоматы и управления госбезопасности.

8 февраля 1941 г. ЦК ВКП/б и СНК СССР было принято решение о передаче подразделений военной контрразведки из системы НКВД СССР в подчинение Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота СССР (третьи управления НКО и НКВМФ). Задачи, решаемые военной контрразведкой, включали в себя борьбу с контрреволюцией, шпионажем, диверсией, вредительством и всякого рода антисоветскими проявлениями в Красной Армии и на Военно-Морском Флоте; выявление и информирование Народного комиссариата обороны и Народного комиссариата Военно-Морского Флота о всех недочетах в состоянии частей армии и флота и о всех имеющихся компрометирующих материалах и сведениях на военнослужащих армии и флота.

Таким образом, в результате реорганизации НКВД СССР образца 1934 г. в стране стали функционировать сразу четыре самостоятельных органа охраны государственной безопасности, общественного порядка, контрразведывательного обеспечения Красной Армии и Военно-Морского Флота: НКВД СССР, НКГБ СССР, третьи управления НКО и НКВМФ.

Для координации и взаимодействия этих органов постановлением ЦК ВКП/б и СНК СССР от 8 февраля 1941 г. был образован Центральный Совет в составе наркомов государственной безопасности и внутренних дел, начальников третьих управлений НКО и НКВМФ. Аналогичные советы в составе руководителей местных органов НКГБ СССР и НКВД СССР и начальников соответствующих периферийных органов третьих управлений НКО и НКВМФ образовывались на местах в военных округах.

Выделение органов обеспечения государственной безопасности из НКВД СССР преследовало цель освободить спецслужбы от функций, которые на данном этапе развития государства и общества входили в противоречие с основными задачами органа безопасности (вскрытие недостатков на промышленных предприятиях, транспортных объектах, в сельском хозяйстве и др.). Передача органов военной контрразведки из НУВД СССР в подчинение НКО и НКВМФ создавала условия для более эффективного выполнения функций по контрразведывательному обеспечению Вооруженных Сил, подготовке органов безопасности к работе в военное время.

Оценивая реорганизацию органов НКВД СССР, осуществленную накануне войны, следует отметить, что она имела как позитивные, так и негативные стороны.

Органы государственной безопасности вошли в предвоенный ослабленными в результате массовых репрессий в 1937 – 1938 г.г.

22 июня 1941 года началась Великая отечественная война.

Основной задачей советских спецслужб на фронтах Великой Отечественной войны было ограждение войсковых структур от проникновения немецко-фашистских шпионов, диверсантов, террористов, сохранение в тайне оперативных планов и замыслов командования, пресечение предательства. Эти задачи возлагались на военных контрразведчиков. 17 июля 1941 г. в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны органы Третьего управления НКО СССР были преобразованы в особые отделы НКВД СССР. Особым отделам, помимо указанных выше задач, предоставлялось право ареста дезертиров, «а в необходимых случаях и расстрела их на месте». Согласно данному постановлению особые отделы (до этого органы Третьего управления НКО) выходили из подчинения Наркомата обороны и вновь, как это было до 3 февраля 1941 г., передавались в ведение НКВД СССР. Третье управление НКО СССР преобразовывалось в Управление особых отделов НКВД СССР.

Вслед за передачей органов военной контрразведки из НКО СССР в НКВД СССР было признано целесообразным объединить НКВД и НКГБ в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР, т, е. фактически вернуться к той системе органов госбезопасности и внутренних дел, которая существовала до 3 февраля 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 г. это объединение было осуществлено не только в центре, но и на местах, т. е. в союзных я автономных республиках, в краях и областях.

Совнарком СССР постановлением № 415—138сс от 19 апреля 1943 г. вывел Управление особых отделов и подчиненные им органы, занимавшиеся контрразведывательной работой в Красной Армии, из систем НКВД СССР и, реорганизовав их в Главное управление контрразведки СМЕРШ, передал в ведение Наркомата обороны СССР.

Центральная задача органов военной контрразведки вытекала из самого наименования СМЕРШ. Оно расшифровывалось как «смерть шпионам». Органы СМЕРШ предназначались для борьбы с подрывной деятельностью иностранных разведок в частях и учреждениях Красной Армии, обеспечения непроницаемости линии фронта для вражеской агентуры. Кроме того, им в обязанности вменялось пресечение измены Родине, предательства и членовредительства, выполнение специальных заданий народного комиссара обороны.

Постановление о ведомственном переподчинении военной контрразведки и ломке ее структуры в самый разгар военного противоборства было достаточно смелым шагом, но, как показало время, полностью себя оправдавшим.

Подчинение военной контрразведки Наркомату обороны максимально приблизило военных контрразведчиков всех степеней к командованию и политическим органам, укрепило связь и взаимодействие между ними, обеспечило оперативность и гибкость в решении задач обеспечения безопасности войск на фронте и в тылу, что имело важнейшее значение в решающий период войны с не-мецко-фашистскими захватчиками.

Структура Главного управления контрразведки СМЕРШ была простой и рациональной. Оно состояло из 11 оперативных, специального и следственного отделов, секретариата и служб обеспече-. ния, в свою очередь делившихся на отделения. В арсенале главка имелись все необходимые оперативные и технические средства, позволяющие автономно и быстро решать весь комплекс контрразведывательных задач. Штат главка насчитывал 646 человек. По масштабам Великой Отечественной войны СМЕРШ являлся небольшим и компактным ведомством.

Начальник Главного управления контрразведки СМЕРШ являлся и заместителем наркома обороны СССР.

Великая Отечественная война завершилась 9 мая 1945 года победой советского народа, а в сентябре 1945 года была окончена и Вторая мировая. Послевоенный период характеризуется отношениями «холодной войны» между Советским Союзом и ведущими капиталистическим странами.

Переход к мирной жизни требовал внесения определенных изменений в организацию работы правоохранительных органов. В марте 1946 г в связи с преобразованием наркоматов в министерства Народный комиссариат государственной безопасности был упразднен и на его базе 4 апреля этого же года было создано Министерство государственной безопасности СССР . Структура центрального ведомства была построена по традиционной схеме: из управлений, ведущих основную работу, и отделов, обеспечивающих эффективную деятельность управлений.

В сентябре 1946 г. при Министерстве государственной безопасности СССР было образовано Особое совещание — орган внесудебной расправы. В состав Совещания входили три человека: председатель (министр госбезопасности) и два члена (заместители министра госбезопасности). В работе Особого совещания в обязательном порядке принимал участие Генеральный прокурор СССР, наделенный правом вносить протест в Президиум Верховного Совета СССР на те или иные решения, выносимые Совещанием по уголовным делам. Как показала практика последующих лет, это право Генеральным прокурором СССР Горшениным реализовано не было. Участие же сторон (обвинителя и защитника) не допускалось. Постановления Особого совещания кассационному обжалованию не подлежали и приводились в исполнение немедленно.

Воссоздание органа внесудебной расправы в Сочетании с сохраняющейся широкой агентурно-осведомительной сетью создавали угрозу реанимации практики массовых репрессий, что и произошло в начале 50-х гг.

В 1946 г. была ликвидирована военная контрразведка СМЕРШ и на ее базе в МГБ СССР сформировано Третье Главное управление и его органы на местах, развернувшие контрразведывательную работу в армии и на флоте.

Позже были сформированы управления» занимавшиеся розыском государственных преступников, защитой государственных секретов, охраной объектов железнодорожного и водного транспорта.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР в 1949 г. в Министерстве государственной безопасности были образованы 7-е Управление (организация и установка наружного наблюдения за лицами, разрабатывавшимися органами госбезопасности); а также Главное управление пограничных войск и Главное управление милиции со всеми органами на местах. Соответствующие функции у Министерства внутренних дел были изъяты.

После смерти Сталина 7 марта 1953 г. Постановлением совместного заседания Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР Министерство государственной безопасности СССР и Министерство внутренних дел СССР были реорганизованы в единый орган — Министерство внутренних дел СССР.

Изучая историю спецслужб, несложно прийти к выводу, что принципиальным для правового положения органов государственной безопасности во все исторические периоды являлся объем их правомочий, которые, собственно, и являются своеобразной «лакмусовой бумажкой» политического предназначения этих органов. Если чрезмерно гипертрофируются административно-политические прерогативы органов государственной безопасности, то это есть верный признак приближения государства к тоталитарному режиму. И, наоборот, сужение этой функция, сведение ее преимущественно к информационной деятельности являет собою демократизацию и самого государства, и органов, обеспечивающих его безопасность.

Президиум Верховного Совета СССР Указом от 13 марта 1954г. образовал Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР (КГБ при СМ СССР). КГБ при СМ СССР являлся союзно-республиканским государственным комитетом в действовал на правах министерства (председатель КГБ входил в состав Совета Министров СССР). В республиках образовывались комитеты госбезопасности при Советах Министров союзных и автономных республик. В краях и областях — управления иди отделы Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР или при Совете Министров союзной республики. В городах и районах вместо бывших городских отделов или отделений МВД СССР создавались аппараты уполномоченных КГБ при Совете Министров СССР или КГБ при Совете Министров союзной республики.

Система органов государственной безопасности СССР включала в себя органы военной контрразведки в лице особых отделов КГБ округов, флотов и групп войск, особые отделы армий и флотилий, особые отделы-отделения дивизий и бригад; особые отделы КГБ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, аппараты уполномоченных КГБ на железнодорожных станциях и в морских портах.

КГБ СССР просуществовал с 1954 по 1991 гг. По своей структуре, функциям и кадровому составу, по занимаемому месту в системе государственных институтов КГБ СССР вполне соответствовал механизмам государственно-политической власти в Советском Союзе и был неразрывно связан с этой властью. В основе этой связи лежал принцип партийного руководства спецслужбой, благодаря которому «передовой вооруженный отряд партии» располагал поистине неограниченными возможностями, обладал реальной силой и влиянием. Однако именно в этом состояла стратегическая уязвимость одной из самых мощных в мире спецслужб. Жесткая связь с КПСС по мере ослабления влияния партии на состояние дел в стране, падения авторитета руководства КПСС неминуемо вела к гибели организации. Распад СССР и участие руководства КГБ в антиконституционных действиях 19-21 августа 1991 г. поставили последнюю точку в истории данной спецслужбы.

В связи с ликвидацией в октябре 1991 г. КГБ СССР из подразделений, оставшихся в составе некогда мощнейшей спецслужбы, была образована Межреспубликанская служба безопасности.

На базе Агентства федеральной безопасности РСФСР, Межреспубликанской службы безопасности и Министерства внутренних дел было образовано Министерство безопасности и внутренних дел Российской Федерации. 24 января 1992 г. АФБ РФ и МСБ образовали Министерство безопасности Российской Федерации.

систему федеральных органов государственной безопасности составляли:

— Министерство безопасности Российской Федерации;

— органы государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге;

— органы государственной безопасности в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях (военная контрразведка);

— органы пограничной охраны.

После событий 21 декабря 1993 года МБ РФ было упразднено и создана Федеральная служба контрразведки РФ, которая уже в начале 1995 г. была реорганизована в Федеральную службу безопасности России.

Таким образом, к 1995 г. в результате непрерывных реорганизаций отечественных органов безопасности после ликвидации КГБ СССР в российской Федерации стало функционировать несколько разрозненных специальных служб, между которыми так и не было налажено эффективного взаимодействия и координации, прежде всего в сфере разведывательной и контрразведывательной деятельности, а также борьбы с преступностью.

Значительно возросли финансовые и материально-технические затраты государства и общества на их содержание. В каждой из самостоятельных спецслужб были созданы свои финансово-хозяйственные, медицинские, кадровые и другие административные подразделения. Значительно увеличился управленческий аппарат.

Частые реорганизации спецслужб (в 1991—1995 гг., как впрочем, в ряд реорганизаций в советский период) не вызывались объективными условиями внутриполитической обстановки в стране. В их основе лежали чисто субъективные факторы. Смена вывесок по существу не меняла характера их деятельности. Главная задача органов безопасности — противодействие подрывной деятельности иностранных разведок и организаций — оставалась прежней.

С приходом в 2000 г. нового Президента Российской Федерации –Путина В.В. происходит укрепление правоохранительных органов страны, поднимается их престиж, улучшается материально-техническое обеспечение.

Рассмотрим вкратце современное состояние дел в сфере органов безопасности Российской Федерации на настоящий момент.

Систему безопасности Российской Федерации образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие на законном основании. участие в обеспечении безопасности, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом РФ, не допускается.

Органы внутренних дел занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039м МВД РФ представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

МВД РФ подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией Российской Федерации и законодательными актами Российской Федерации, а также Правительству РФ.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, непосредственно реализующим основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление».

Органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. История и современность.–Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  2. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник..-М.: Зерцало, М., 2003
  3. Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева.–М.: Спарк, 2004.
  4. Чувилев А.А., Чувилев Ан. Правоохранительные органы: вопросы и ответы. -М.: Новый юрист. 2005.

 

 

 

 


 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
x