В бизнесе невозможно обеспечить устойчивое развитие отдельного субъекта и минимизировать внутренние и внешние риски без применения этических принципов, потому, что они являются одной из основных составляющих имиджа субъекта предпринимательской деятельности. Они предопределяют важность построения личных взаимосвязей между деловыми партнерами, основанные на этических и моральных принципах, ведь убытки могут быть нанесены неэтичными методами предпринимательства. Над этой проблемой работали многие зарубежные и отечественные ученые. Но, несмотря на это, проблемы этики ведения международного бизнеса, по нашему мнению, освещены недостаточно. Анализ научных трудов дает возможность прийти к выводу, что рост внимания бизнесменов к этическим вопросам, вызван двумя группами факторов: сотрудничество с международными компаниями требует совершенствования этических норм ведения бизнеса; развитие бизнеса предполагает реагирование на проблемы общества, повышение роли корпоративной культуры, регулирование отношений с работниками, взаимодействие с государственными органами, учет влияния конкуренции на бизнес-поведение. Факторами, которые вызывают повышение роли этических принципов в ведении бизнеса является то, что в последнее время наблюдается интенсивная работа в направлении наращивания инвестиционных ресурсов и развитие информационных технологий делает капитал все более открытым для контроля, и потому — все труднее становится скрывать информацию о махинациях, бизнес становится намного впечатлительнее от своего имиджа. Следует отметить, что предпринимательство предполагает инициативу, связанную с риском экономической деятельности, направленной на производство товаров и оказание услуг с целью получения социально-экономического эффекта (прибыли). Успех ведения бизнеса в большой степени зависит от умения налаживать взаимоотношения. Предпринимательство не может функционировать без наличия определенных моральных предпосылок. Бизнес непременно активизирует межличностное общение и взаимодействие, соответственно требует моральных принципов, ценностей и норм. Существует три уровня этических норм ведения бизнеса: мировой, макроуровень и микроуровень, оценка которых имеет непосредственное влияние на особенности развития отдельной экономической системы с учетом исторического опыта и возможных перспектив. Рассмотрение проблемы взаимосвязи этики и бизнеса следует начать с анализа устойчивого представления о принципиальной несовместимости таких двух составляющих. Связь бизнеса и морали довольно крепкая. Ведь предпринимательство, с самого начала предполагает моральную основу и без нее ничего невозможно. Существует ошибочное представление о том, что в сфере бизнес-деятельности на первом месте стоит сам бизнес, а мораль на втором. Однако практика ведения такой деятельности доказывает обратное. Компании, которые стремятся достичь успеха, следят за имиджем. Существует мнение, с которым нельзя не согласиться, что «если предприниматель действительно хочет сделать бизнес, то должен, прежде всего, думать об интересах своего государства, его гражданах и лишь потом о личной выгоде». По нашему мнению, для улучшения успешной международной бизнес-деятельности необходимо: разработать положение о нравственных ценностях, принципах, правилах; создать кодекс корпоративной этики; провести социальные ревизии независимыми организациями отчетов; периодически проводить обучение сотрудников этическому поведению; проводить этические консультирование как вид консалтинга, направленный на решение внутренних этических проблем компании независимыми экспертами.
Подытоживая, можно сказать, что бизнес-деятельность — это сфера человеческих отношений. Для успешного ведения бизнеса нужно придерживаться таких моральных принципов, которые предусматривают уважение человеческого достоинства, ответственность за свои поступки и слова, следование своему долгу, справедливости и легитимности, содействие общественному благу, благородство и надежность, открытость и порядочность. Для дальнейшего развития бизнеса необходимо приложить еще очень много усилий для продолжения процесса интеграции, налаживания экономических, культурных, научных связей с передовыми государствами мира, нужны квалифицированные специалисты в деловом сотрудничестве, со знаниями культурных особенностей стран-партнеров, иностранных языков. Этика бизнеса как нормативная основа глобальной этики выступает важной составляющей внешнеэкономической деятельности.