Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития ребенка. Тем более что Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. содержит следующее положение: «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком» (п. 1 ст. 2). Озабоченность по поводу воплощения прав ребенка в действительность, проявленная на международном уровне, понятна, ибо мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений, их способностью на должном уровне поддерживать жизнь человека.
В период перехода к рыночной экономике, сопровождающийся расслоением нашего Российского общества на два социально-противоположных класса: богатых и бедных, не может не обращать на себя внимания падение социально-нравственных устоев современной семьи, когда даже родители детей из благополучных семей, стремясь обеспечить естественные потребности членов семьи, уделяют все меньше времени воспитанию и обучению детей и подростков, недостаточно следят за состоянием их здоровья. Указанные выше неблагоприятные обстоятельства, не могли не отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей и подростков, особенностях их развития и поведения.
В настоящее время сохраняются устойчивые негативные тенденции динамики состояния здоровья детского населения Российской Федерации. Среди детей всех возрастов растёт уровень заболеваемости, инвалидности, сохраняется высокий уровень смертности.
В настоящее время у каждого 7-го из 10 новорождённых выявляются различные нарушения здоровья. Заболеваемость новорожденных за 5 лет увеличилась на 13,0%, её уровень в 2004г. достиг 6020,6 на 10 000 родившихся живыми. В среднем каждый десятый младенец рождается недоношенным и с низкой массой тела.
За последние 5 лет заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 19,2%, 15 – 17 лет – на 20,2%. По данным НЦ ЗД РАМН в настоящее время не более 3 — 10% детей (в зависимости от возраста) можно признать здоровыми. Среди детей всех возрастных групп отмечается преимущественный рост хронической патологии, частота которой за последнее десятилетие увеличилась на 22%. Наиболее значительно увеличилась частота патологии эндокринной, костно-мышечной систем, органов кровообращения, пищеварения, мочевыделения, анемий, врождённых пороков развития, то есть той патологии, которая является наиболее частой причиной нарушения социальной адаптации и интеграции ребёнка.
Ухудшаются показатели физического развития. Число детей, имеющих нормальный вес, снизилось среди мальчиков на 16,9%, среди девочек — на 13,9%. Среди детей с отклонениями массы тела преобладают лица с её дефицитом (80%). Увеличилось число низкорослых детей (1,5% среди мальчиков и 1,0% среди девочек). Снизились функциональные возможности — на 18-20% мышечная сила, на 15% жизненная ёмкость лёгких.
Серьезным индикатором ухудшения состояния здоровья детей является уровень детской инвалидности. В настоящее время инвалидами являются почти 584 тыс. детей в возрасте до 17 лет включительно. За последние 5 лет показатель инвалидности увеличился более чем на 30% и достиг в 2004г. 196,4 на 10 000 детского населения. Основными причинами детской инвалидности являются соматические болезни (32,6%), психические расстройства (23,0%), болезни нервной системы (20,8%), врождённые аномалии (18,3%).
За последние годы произошло снижение уровня младенческой смертности с 16,9 на 1 000 родившихся живыми в 1999 году до 11,6 в 2004 году.
Дети в возрасте до 5 лет в наибольшей степени определяют демографические потери. В настоящее время уровень смертности детей этой возрастной группы составляет 15,5 на 1 000 новорождённых соответствующего года рождения. За 5 лет показатель снизился в 1,4 раза. В то же время, этот уровень следует считать достаточно высоким, так как по данным ВОЗ в экономически развитых странах он составляет 6‰.
Сохраняется высоким уровень смертности детей старше 5 лет (0,4-0,5 среди детей до 14 лет и 2,0-2,2 среди детей 15-17 лет на 1 000 детей соответствующего возраста). Уровень смертности превышает европейские показатели в 1,5-2 раза. В структуре причин смерти внешние причины (травмы, отравления, убийства, самоубийства) являются ведущими (48%-74% в зависимости от возраста).
Значительное ухудшение состояния здоровья детей всех возрастов, рост частоты факторов риска определили формирование выраженных медико-социальных последствий. Увеличилось число детей с недостаточным уровнем развития школьно необходимых функций, снизилась умственная работоспособность учащихся. В связи с ухудшением состояния здоровья не более 10% детей в полном объёме справляются со школьными требованиями. Среди старшеклассников, имеющих хронические болезни, в 2,5 — 3 раза чаще, чем среди здоровых, выявляется социально-психологическая дезадаптация.
Вследствие ухудшения состояния здоровья, 30% детей старшего подросткового возраста имеют значительные ограничения в выборе профессии и трудоустройстве. Ежегодно в связи с имеющимися хроническими болезнями 30% юношей в возрасте 17 лет признаются негодными к военной службе.
В последние годы продолжает ухудшаться репродуктивное здоровье детей. Более чем у 30% юношей и девушек выявляется задержка полового созревания. За последние 5 лет среди девочек до 14 лет частота расстройств менструации увеличилась на 75,5% у 15 – 17-летних – на 45,8%, распространённость воспалительных заболеваний органов репродуктивной системы среди 15 –17-летних – на 10,4%. Более 40% мальчиков страдают заболеваниями, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции.
Кроме того, по мнению отечественных и зарубежных специалистов-социологов, в Российском обществе наблюдается рост обнищания, алкоголизации и наркотизма среди населения, высокий уровень материнской депривации, и как следствие этого, увеличение размеров социального сиротства, количества преступлений совершаемых несовершеннолетними.
На 1 января 2006 года в России учтено 750 тыс. детей сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. К этому следует добавить, что по официальным данным, в нашей стране в конце 2004 года насчитывалось более 422 тысяч неблагополучных семей, в которых проживает без малого 770 тысяч детей.
Ежегодно в стране выявляется около 130 тыс. детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения. Подавляющее большинство их – сироты при живых родителях. 535 тыс. детей-сирот или три четверти усыновлены или находятся под опекой, около 60% выявленных детей-сирот ежегодно устраиваются на воспитание в семейной среде, остальные – воспитываются в различного рода интернатных учреждениях. По самым приблизительным подсчетам МВД, в России более 2 млн. подростков неграмотны, более 6 млн. несовершеннолетних граждан России находятся в социально неблагоприятных условиях.
Все это происходит в условиях снижения детского населения России на миллион детей ежегодно, значительного ухудшения состояния здоровья детей и подростков.
Одной из основных причин социального сиротства является алкоголизм родителей и, как следствие жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами.
По официальным данным, в нашей стране, в конце 2004 года, насчитывалось более 422 тысяч неблагополучных семей, в которых проживает без малого 770 тысяч детей.
Безработица и алкоголизм родителей, не занятость подростков, склонность их к совершению правонарушений, порождают многочисленные самовольные уходы из дома, безнадзорность и совершение преступлений. Среди безнадзорных и беспризорных детей в последние годы, возросло количество бывших воспитанников детских домов и школ – интернатов. Наиболее частой причиной безнадзорности бывших воспитанников интернатов является жестокое отношение к ним со стороны воспитателей и учителей.
За период с 1991 по 2004 гг. число детских домах выросло более чем в 2 раза (1991 год – 900 детских домов, 2004 – 2100). В 2 тысячах государственных детских домов находятся 67 тысяч детей, в 150 школах-интернатах – 27 тысяч детей. При этом 10% детских домов и школ-интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% – требуют капитального ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии.
Не удовлетворительны и результаты работы этих детских учреждений. Их выпускники выходят из детских домов и школ-интернатов не подготовленными к жизни, им не оказывается должная практическая и психологическая поддержка, 40% выпускников детских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками и наркоманами. 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Только 10% – более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни.
Безнадзорные дети часто становятся жертвами преступлений, попадают под влияние взрослых подстрекателей, под убеждением и принуждением которых идут на совершение преступлений. Не остаются в стороне и представители религиозных сект, они вербуют в свои ряды « детей улицы», предлагая им внимание и сочувствие, которого им так не хватало в семье и обществе. Впоследствии, подростки, попавшие в секту, теряют жизненные ориентиры, у них наблюдается дезориентация в обществе, такие подростки, как правило, бросают учебу, нередко уходят из дома, кончают жизнь самоубийством.
Кроме того, вызывает серьезную озабоченность недостаточность государственного внимания, семьи и школы к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Анализ уровня наркомании среди подростков, в том числе беспризорных, говорит о том, что средний возраст начала употребления наркотиков в нашей стране снизился с 17 до 11 лет. При этом численность подростков, употребляющих наркотические средства, достигает 4 млн. человек, в том числе наркозависимых – около 1 млн.
К началу 2005 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России состояло свыше 655 тысяч детей и подростков. В 2004 году за различные нарушения правопорядка в милицию было доставлено более 1 млн. несовершеннолетних, органами МВД было зарегистрировано более 154 тысяч преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое одиннадцатое преступление совершено несовершеннолетними. Характер преступной деятельности несовершеннолетних, также, претерпел значительные изменения: зарегистрированы случаи, когда несовершеннолетние занимаются видами преступной деятельности, которые ранее были прерогативой взрослых: содержание притонов, сутенерство, мошеннические действия с валютой и ценными бумагами.
Значительно чаще, чем взрослые, несовершеннолетние, совершают преступления в группе (примерно в два раза), что связано с типичностью для возраста в целом группового характера поведения. Поэтому наиболее характерно совершение ими преступлений со сверстниками, совместно проводящими свободное время. Такими группами в настоящее время совершается около 80% от общего числа преступлений несовершеннолетних. Даже преступные группы несовершеннолетних, объединённые сравнительно продолжительной преступной деятельностью, имеющие определённую иерархию и другие признаки, присущие организованной преступной группе, обычно преобразуются из досуговых группировок сверстников.
Около четверти преступлений совершается несовершеннолетними совместно с взрослыми преступниками. Однако взрослые соучастники, почти сверстники самих несовершеннолетних. Не следует забывать и об особой латентности правонарушающего поведения детей, подростков и молодежи.
Грабежи, участие в разбойных нападениях, кражи совершаемые группами малолетних, предумышленные, особо жестокие преступления против личности, не получают адекватной оценки, а лица их совершившие обычно остаются безнаказанными.
Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь — государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.
2. МАТЕРИНСТВО: СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Естественное, природное назначение женщины – быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные реалии, что прискорбно, порождают долгоиграющую тенденцию того, что женщины в России все реже стремятся заводить детей. Объяснение причин такого положения в стране не является задачей нашего исследования – более того, а рамках одной дипломной работы рассмотрение данной многогранной и многоаспектной проблемы было бы затруднительно. А потому остановимся лишь на факте, подтвержденном множественными статистическими исследованиями – гражданки России рожают мало, в результате чего население страны от года в год уменьшается.
В российском законодательстве понятие «материнство» используется различными отраслями права.
1) Так, в семейном праве «материнство» и, соответствен но, «отцовство» рассматриваются с точки зрения родительских прав и обязанностей (См. Статью 31 Равенство супругов в семье и Статью 50 Основание возникновения прав и обязанностей родителей и детей Семейного Кодекса РФ, где устанавливаются взаимные права и обязанности родителей и детей).
Причем происхождение ребенка от матери устанавлива ется на основании документов, подтверждающих рождение ею ребенка в медицинских учреждениях, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения — на основании медицинских документов, свидетельских показаний и иных доказательств. (Статья 51 пункт 1 Установление происхождения детей).
Без доказательств принимается отцовство мужчины, если он состоит с матерью ребенка в зарегистрированном браке (Статья 51, пункт 2). Правда, в силу того что законодатель здесь не использует понятия «право на материнство» и «право на отцовство» данная норма может быть использована против мужчины в тех случаях, если он не является фактическим отцом ребенка. В последнем случае этот факт ему при определенных обстоятельствах придется доказывать в судебном порядке.
Это происходит потому, что законодатель отдает приоритет защите именно материнства, а не отцовства или же равных прав мужчины и женщины на родительство.
Так, законодатель предусматривает особые меры защиты материнства.
Статья 51. Установление происхождения детей.
3. Если ребенок родился в течение 10-ти месяцев с момента расторжения брака, признания его недействительным или смерти мужа матери ребенка, предполагается, что муж матери является отцом ребенка.
2) В медицинском праве понятие «материнство «, как мы уже указывали, означает право женщины на репродуктив ный выбор. В иных контекстах это понятие не используется. Совершенно очевидно, что правом на репродуктивный выбор может обладать также мужчина. Например, правом на отложенное отцовство . Однако действующее законодатель ство не содержит соответствующих правовых норм.
3) Понятие «материнство» используется также в трудовом праве и социальном праве, где оно интерпретируется как определенное — «срочное» состояние, так называемое «активное материнство». В период «активного материнства» входят беременность, роды, вскармливание ребенка и уход за ребенком до полутора лет. (Из беседы с правоведом, научным сотрудником Института государства и права РАН Л.Б.Максимович ). Именно на этот период, в основном, распространяется действие соответствующих социальных гарантий и льгот. Понятие «отцовства» этими отраслями права используется эпизодически, хотя законодатель в последнее время, как мы видели, пытается преодолеть имеющуюся здесь правовую асимметрию.
Материнство – категория, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу – иными словами «материнство» — свойство только женщины. Действующее российское законодательство не дает четкого определения женщины, однако Конвенция МОТ № 103 Об охране материнства в ст. 2 закрепляет, что термин «женщина» означает любое лицо женского пола, независимо от возраста, национальности, расы или религии, состоящее или не состоящее в браке. Определяющий признак отнесения человека к категории «женщина» — только и исключительно половой, т.е. набор биологически определенных первичных и вторичных половых признаков, полученный человеком от природы при рождении.
«Материнство — реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства не сводимо к биологическим аспектам репродуктивной способности; его нельзя также ограничивать отношениями между матерью и ребенком непосредственно после родов и в первый год жизни. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними»1. Из данного рассуждения следует, материнство не сводится к биологической репродуктивной функции женщины – материнство это и отношения в связи с приемными детьми, а также последующие, можно сказать, пожизненные отношения с ребенком (детьми).
Материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности.
Охрана материнства и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.
Интересен факт, что еще на рубеже 19-20 вв. в ряде европейских стран уже существовали государственные программы по защите матери и ребенка – например, страхование материнства. Страхование материнства имело целью обеспечить условия существования еще не рожденного и новорожденного ребенка вместе с его матерью. Страхование материнства обыкновенно связывалось с воспрещением женщине участвовать в работах на фабриках и в мастерских в течение известного промежутка времени до и после родов. В Швейцарии этот промежуток определялся восемью неделями, из них недели две до родов. В течение восьми недель запрещалось работа для рожениц и в Германии по закону 28 декабря 1908 г. С установлением подобных запрещений возникала необходимость обеспечить женщину материально на все время, когда она не вправе была более работать: иначе ее положение только бы ухудшилось. В Германии по законам о государственном страховании на случай болезни, обязательном для всех рабочих обоего пола, занятых в промышленности и торговле, застрахованные женщины получали денежное пособие, в размере не менее половины средней заработной платы, в течение шести недель после родов1.
В России же, долгое время не было ни законодательного воспрещения промыслового труда рожениц, ни страхования материнства. Правовые основы институт материнства и детства появились сравнительно недавно. После прихода к власти Советов, происходит уравнение трудовых прав женщины и мужчины, со временем, формируется институт материнства и детства. Кодекс Законов о Труде 1922 года1 в целях защиты здоровья и интересов матери и беременной женщины устанавливал ряд ограничений, связанных с трудовой деятельностью. Так, к примеру, ст. 131 не допускает сверхурочная и ночная работа беременных и кормящих грудью, ст. 133 разрешает женщинам, начиная с пятого месяца беременности отказываться от командировок, ст. 134 дает кормящим матерям кроме общих перерывов также дополнительные для кормления ребенка – как видно, молодое советское государство уже на заре своего существования достаточно серьезно подошло к вопросу заботы о здоровье детей и матерей – своих гражданах. Однако, защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977г.
Современное Российское законодательство данный принцип не просто закрепляет в Основном законе страны, кодифицированных актах, законах и подзаконных актах. Оно создает механизмы его реализации и санкции для нарушителей.
Нет нужды доказывать, почему именно институты материнства и детства нуждаются в дополнительной защите – тем не менее, попробуем пояснить на типичном примере из практики.
Женщина забеременела, вышла в отпуск по беременности, родила, находится в отпуске по уходу за ребенком – нормы трудового кодекса не позволяют уволить работника, находящегося в такой ситуации. Но с другой стороны, можно понять и работодателя – проходит год, два, сотрудник теряет квалификацию, его место должен хотя бы на время занять другой работник, которого нужно вводить в курс дела (что может быть связано и с расходами на обучение, и с общим вливанием в коллектив). По возвращении сотрудницы-женщины может возникнуть вопрос об излишних кадрах – кого увольнять, старого или нового сотрудника? Более того, пока ребенок маленький рано или поздно начнутся многочисленные больничные, школьные собрания и пр. проблемы непременно связанные с процессом ухода, воспитания и обучения ребенка. А что, если женщина – одинокая мать? Чтобы разрешить такие ситуации, закон четко гарантирует защиту интересов женщины и ребенка во многих подобных ситуациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Горелова Л.В. Планирование семьи. М., 2004.
-
Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи.–М.: Академия, 2004.
-
Елистратов А.И. Административное право. — Москва, Типография И.Д. Сытина, 1911.
-
Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. (с изд. и доп. на 10 августа 1929 г.) – Изд-во «Вопросы труда». М., 1929.
-
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев — СПС «Гарант» — 2003 г.
-
Цыбульская И.С. Семья в современных условиях // Медицинская сестра. 2000. № 6. С. 7 – 9.