Так называемые «арабские революции» подтвердили, что на Западе традиционно недооценивается степень одержимости населения мусульманского Востока цивилизационными ценностями. Однако в настоящее время мы наблюдаем обострение такого ощущения, что происходит на фоне последствий глобализации. Успехи модернизации арабских стран в глазах их населения чахнут перед угрозой цивилизационным основам. Здесь хранится критическая степень разочарования населения в европеизированных моделях общественного развития, причем этими настроениями охвачены различные слои общества. Основную тенденцию нынешних общественных процессов на Арабском Востоке по общим признакам можно квалифицировать как цивилизационную натурализации. Мы видим, что эволюция социально-экономических и политических систем Арабского Востока происходит путем адаптации традиционных структур к условиям модернизации при решающей роли традиции. Степень приверженности цивилизационных ценностей в современных обществах различна, как и степень культурного заимствования и адаптации к чужому. Но в арабских странах растет популярность идеи опоры на собственную цивилизационную модель общественного развития как условие выживания и спасения. В контексте происходящих важной проблемой остается соотношение основных цивилизационных компонентов — ислама и традиции (умма против асаби). Арабский социум мозаичный и иерархический. Страны группы, племена, кланы — всем им присущи различия в понимании сущности происходящего. Остается открытым и вопрос о социальной направленности политических преобразований. Различные общественные слои продолжают искать в собственной цивилизационной матрице формы адаптации к современным условиям, которые бы обеспечили поступательное развитие экономики и общества. При этом, особенно весомой остается роль государства, как единой силы, которая формирует задачи, направление развития и эволюции общества. Справедливое распределение экономических благ на Востоке осуществляется, как правило, через делегирование государственных должностей. Государство на Востоке выступает также арбитром в социальных, политических, экономических и правовых вопросах. Ведь ни одна арабская страна не является абсолютно гомогенным политическим образованием. Национально-этнические, религиозно-общинные и другие отношения выступают частью политического процесса и фактором, которым активно манипулируют различные политические группы. В ходе «арабских революций» стало очевидным, что основные положения ислама остаются наиболее понятным способом сделать общество более свободным и справедливым. Преимуществом ислама является комплексность действия этого фактора. В условиях кризиса ислам сохраняет свою привлекательность благодаря религиозно освященным механизмам социальной поддержки, реальной реализацией социальных программ исламистскими организациями как сила, которая доказала свою способность воспроизводить стандарты социальной справедливости, освященные религией, как наднациональная платформа консолидации общественных сил арабского мира, как средство защиты цивилизационных ценностей.
Общественно-политическая трансформация в ряде арабских стран повысила турбулентность арабского региона. Ведь в ходе «революций» в арабском обществе ослаб страх высказывания несогласия с решениями власти. Любые острые вопросы вызывают бурную реакцию в обществе. Пока непонятно, каким образом победа арабских революций будет реализована в интересах масс. Подъем исламистских движений в настоящее время, как представляется, вызван не «арабскими революциями», а комплексом социально-экономических и политических причин. Среди них: непрерывный рост неимущих слоев общества (30% трудоспособного населения) в результате демографических сдвигов последних десятилетий, быстрая маргинализация работающего населения, вызванная экономическим и технологическим отставанием, низкой квалификацией рабочей силы, урбанизация; перманентная социальная напряженность, которая обостряется среди прочего в результате ростом грамотности, гражданского самосознания, развития СМИ и информированности населения. Очевидно, что современному арабскому обществу необходимо новое прочтение ислама, которое сделает его способным укрепить общество.