Распределение собственности на факторы производства, их присвоение составляет социально-экономическую форму производства, ее существенный момент. И если даже за пределами собственно производства в процессе обмена готовые продукты поступают для личного потребления, то и здесь обмен предполагает разделение труда в самом производстве, зависит от него. Специфическая форма этого обмена определяется общественной формой производства. Стоимостная связь, товарные отношения лишь используются как средство, чтобы осуществить в реальной действительности определенный социальный способ присвоения, реализовать экономическое содержание той или иной формы собственности.
Важно отметить, что, несмотря на относительно небольшую долю государственной собственности, по сравнению с другими странами, в Америке последние два десятилетия активно проходят процессы приватизации, которые имеют свои специфические особенности – приватизация в США включает не только продажу государственных предприятий, но и внедрение других рыночных механизмов:
— контрастирования государственных учреждений с частными фирмами исполнителями заказов;
— механизм, когда ранее бесплатно предоставляемые государством услуги (посещение парков) становятся платными;
— законодательный механизм — когда нормы, по которым государство единолично несло ответственность за те или иные условия жизнедеятельности общества, распространяет эту ответственность на частные институты.
В рамках англо-американской модели, которая представлена в большинстве стран, в последнее время прослеживается четкая тенденция перевода значительного числа особо ценных ландшафтов и государственных объектов под юрисдикцию трастов (национальных трастов; англ. «trust» — вера, доверие). Современному трасту можно дать следующее определение — обязательство, добровольно принятое на себя управляющим, которого закон принуждает добросовестно владеть и управлять собственностью в интересах другого лица или лиц (бенефициара), при недопустимости всякого риска в отношении этой собственности. Наиболее развита практика доверительного управления в Великобритании, родине трастов. Известно, что институт доверительной собственности зародился в Англии в период раннего Средневековья (XII -XIII вв.). Однако основное развитие он получил в начале ХХ века. В 30-е – 50-е гг. были созданы трасты и в других странах Западной Европы, США и Канаде, Японии, Австралии, недавно – в Словакии, Индии, Южной Корее, ряде государств Латинской Америки и Африки. Сейчас в этих странах выделяют три основных вида трастов:
— фиксированный – доверитель дает подробные указания
относительно всех элементов траста, по управлению доверительной собственностью и доходам от нее;
— дискреционный – самый распространенный на западе вид траста – управляющему принадлежит право на любые действия, которые защищают интересы бенефициара и преумножают стоимость собственности;
— защищенный – основан, как правило, на родственных отношениях (родители учреждают траст в пользу детей).
В 2007 г. Правительство Франции объявило о начале крупнейшей в истории Европы приватизации. На продажу выставлены госпакеты акций в четырех компаниях, три из которых — европейские лидеры в области энергетики, а четвертая — один из крупнейших операторов платных автодорог. Правительство намеревается выручить от этой большой распродажи, которая должна закончиться к концу 2008 г., до 19 млрд евро. Первой, до начала апреля, должна быть продана часть госпакета акций Societe des Autoroutes du Nord et de l’Est de la France, четвертой по величине в Европе компании, владеющей сетью платных шоссе.
К 2008 г. инвесторам будут предложены акции до настоящего времени находящейся под тщательным правительственным контролем энергетической отрасли. Проданы будут пакеты в газовой компании Gaz de France и ядерно-энергетической Areva. Кульминацией приватизации станет продажа электроэнергетического гиганта Electricite de France к концу года. От частичной приватизации этой компании правоцентристское правительство надеется получить от 8 до 11 млрд евро. Эта приватизация призвана спасти компанию от непомерного груза долгов, сумма которого сейчас превышает общий объем активов, находящихся на руках у инвесторов.
В России задача быстрого ухода государства из сферы непосредственного управления предприятиями решалась с помощью их массового акционирования и ваучерной приватизации в 1992 – 1994 гг. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников [12].
Приватизационный процесс в России при всей его противоречивости и сложности позволил решить одну из важнейших задач рыночной реформы — создать смешанную экономику с достаточно крупным частным сектором. К началу 2001 г. соотношение между приватизированными и государственными предприятиями в России составило уже 70:30. Б сектор приватизированных входит около 130 тыс. предприятий, т. е. почти 60% общего числа государственных предприятий, приватизация которых намечалась в момент начала реформы собственности. Приватизация близка к завершению, и на смену ей приходят проблемы корпоративного управления и рыночной реструктуризации частных и смешанных компаний. Вместо передела активов на передний план выдвигается борьба за рыночное позиционирование компаний, в которой покупка даже небольших государственных пакетов акций может оказаться очень важной
Можно выделить следующие основные особенности российского варианта приватизации:
1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Российская модель не учитывала критерии экономической эффективности осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности.
2. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась отторжением от собственности основной массы населения и сосредоточением государственной собственности и потоков доходов у олигархических групп.
3. Форсирование развития фондового рынка. Результаты приватизации по российской модели не сводятся к изменениям в структуре собственности. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка.
Процесс перераспределения собственности в России практически завершен, и уже сложилась новая реальность в социально-экономической среде функционирования экономики. Об этом свидетельствуют данные о распределении предприятий по формам собственности. В результате приватизации сформировалась новая структура форм собственности, негосударственный сектор экономики и были созданы условия для формирования рыночных институтов.
В России в ходе радикальных экономических реформ в 90-х гг. сложилась система, включающая ряд форм собственности (рис. 1).
Таким образом, трансформационный процесс в экономике – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого осуществляется преобразование социально-экономических отношений. Экономическая трансформация является частью глубоких, обычно принципиальных изменений в обществе – в политическом и государственно-административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике. В переходной экономике приватизация осуществляется в больших масштабах и более быстрыми темпами, чем в развитой рыночной экономике. Россия прошла этапы массовой ваучерной и денежной приватизации. В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой завершена приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг. Приватизация крупных предприятий происходит медленнее, чем намечалось первоначальными государственными программами, и с большими трудностями. Рыночная реструктуризация крупных компаний требует целенаправленного участия государства, а также проведения реформ предприятий. Итоги приватизации в России оказались противоречивыми, причем скорее негативными, чем позитивными. В этом отношении они в худшую сторону отличается от итогов приватизации, проведенной в других постсоциалистических странах, особенно в Чехии, Польше и Венгрии.